Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

30.06.2024

Том 10, № 2 (2024)

Социальная и политическая философия

7-12 270
Аннотация

Введение. Статья посвящена острому социально-философскому вопросу — трансформации аксиосферы современного общества, получившему особую актуальность в настоящее время в связи с изменениями условий социализации, сменой парадигмы восприятия технических устройств, изменением образа жизни «цифрового поколения».
Материалы и методы. Комплексность примененных в исследовании методов объясняется проблематикой работы, экстраполирующей методологию философии и социологии. Теоретико-методологической базой выступили концепции Р. Инглхарта, А. Маслоу, Н. Хоува и У. Штрауса, Объектом исследования является специфика трансформации ценностной парадигмы «цифрового поколения», поскольку сегодня наблюдается сближение ценностей с потребностями, восприятие терминальных ценностей в качестве инструментальных ценностей. Выдвигается гипотеза, что в условиях информационного общества и повсеместной цифровизации у «цифрового поколения» произошла трансформация ощущения экзистенциальной безопасности, что является неоднозначным, поскольку возможна потеря традиционных моральных и нравственных ориентиров и духовное отчуждение.
Результаты исследования. Подчеркивается необходимость периодичного аксиологического анализа «цифрового поколения», обозначив конкретные маркеры для выявления закономерностей развития общества и трансформации ценностных доминант «цифрового поколения». Указывается, что внедряя модифицированные версии современных технологий и новейшие цифровые технологии в общедоступное информационное пространство, не следует забывать о социальном, психологическом, аксиологическом контроле, сквозной аналитике и последствиях внедрения, особенно в части качественных итогов всего процесса социализации «цифрового поколения».
Обсуждение и заключение. В процессе исследования определён уровень экзистенциальной безопасности «цифрового поколения». Прицельно определены маркеры идентичности, исполненности и наполненности, позволяющие выявить точки ощущения и восприятия экзистенциальной безопасности «цифрового поколения» на современной стадии развития информационного общества.

13-17 330
Аннотация

Введение. В современном обществе Интернет является неотъемлемой частью жизни человека. Идет процесс формирования особого типа культуры и моделей поведения. Интенсивность этих процессов определяет их неупорядоченность, хаотичность и рискогенность. Целью данного исследования является выявление социальных рисков виртуального мира Интернета как сферы осуществления жизненных практик человека.
Материалы и методы. Используются научные источники, связанные с осмыслением данной проблемы. Теоретический анализ как основной метод обеспечивает возможность выделения основных рисков жизненных практик, формируемых под влиянием виртуального мира Интернета.
Результаты исследования. Выделены социальные риски, степень которых усиливается за счет специфики виртуального: отчуждение человека, размыкание традиционных социальных связей, неопределенность социального статуса, пренебрежение социальными нормами и др.
Обсуждение и заключение. Исследованы специфические риски, складывающиеся в виртуальном мире Интернета, риски антропологического характера: неустойчивость личностной идентичности, формирование эскапистского типа поведения, риск нарастания дефицита общения, интернет-аддикция.

18-22 369
Аннотация

Введение. Рассматриваются некоторые аспекты глобализации, которые определяют новую парадигму социокультурного развития. Термин «глобализация» обычно используется для характеристики процессов интеграции и дезинтеграции планетарного масштаба в сфере политики, экономики, культуры, а также антропогенных изменений окружающей среды, которые по форме имеют всеобщий характер, а по содержанию затрагивают интересы всего человечества.
Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составляют общефилософские принципы и методы, принципы системности, синергии, аксиологии.
Результаты исследования. Суть современного этапа глобализации состоит в том, что это активно развернувшийся и стремительно ускоряющийся процесс преодоления естественных и искусственных границ между народами и государствами, формирующий единое и целостное пространство земной цивилизации, обеспечивающий расширение свободы для перемещения людей, материальных и духовных ценностей, коммуникацию и взаимодействие в планетарной среде обитания. Последствия и трансформации, инициированные глобализацией, оказывающей влияние на все сферы и уровни социума, весьма неоднозначны и разнообразны. В связи с этим концептуализация и философское осмысление социальных трансформаций, совершающихся под воздействием многоаспектной глобализации, является актуальной проблемой современной социальной философии.
Обсуждение и заключение. Современная цивилизация является изменяющейся системой, и глобализация как сложный процесс преобразовывает, изменяет все компоненты коллективного существования. В условиях глобализации современная социокультурная ситуация приобретает характер нелинейности, которая выражается в отказе от традиций, доминировании инновационного слоя в культуре. Собственно нарушение баланса между традициями и инновациями указывает на вступление культуры в фазу кризиса и отвечает закономерностям циклической динамики. В рамках философского осмысления феномена глобализации необходимо проанализировать проблему о ее трансформационном влиянии.

Философская антропология, философия культуры

23-28 158
Аннотация

Введение. Состояние информационной среды общества оказывает весьма существенное влияние на состояние психики людей, стереотипы их поведения в обществе, на их моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности. Задача исследования – проанализировать возрастающую тенденцию распространения Internet, которая влечёт за собой формирование открытого пространства, трансформацию личности в Internet-социуме, конструирование новых социальных практик и элементов коммуникации, виртуализацию социальных институтов.
Материалы и методы. В основу материалов и методов легли базисные положения концепции информационного общества, понятия идентичности и персонализации, изучение появляющихся новых объектов сетевой культуры, описание их свойств и методов изучения.
Результаты исследования. В постперестроечный период в Российской Федерации происходит усиление так называемой первичной идентичности, возрождение «утраченной идентичности», в качестве которой прежде всего выступает этническая идентичность. В то время как другие значимые прежде идентичности размываются, этническая идентичность (этничность) выходит в самоопределении человека на первый план. Информатизация, формируя единое мировое информационное пространство, создает возможности для контроля над массовым сознанием, манипулируя им во внутренней политике, что также ведет к размыванию идентичности.
Обсуждение и заключение. Смена типов коммуникации, связанная с преобладанием визуального начала в трансляции информации, наводит на мысли о том, что человечество движется к линии внешней простоты в культуре, освобождаясь тем самым от переизбытка и сложности ценностно-смыслового багажа цивилизации, накопленного столетиями. Информационно-коммуникативное пространство современной социокультурной системы является характеристикой сетевой культуры, которая складывается стихийно и спонтанно. В основе сетевой культуры – разноуровневые контакты людей, их нелинейные взаимодействия. Одним из основных отрицательных результатов изменения принципов коммуникативной деятельности людей в реальном мире является разрушение субъектности. Эти и многие другие противоречия иллюстрируют согласованность современного человека со временем, в котором он живёт, с веком бифуркации.

29-33 153
Аннотация

Введение. Современное общество характеризуются глобальными преобразованиями, которые происходят во всех сферах социальной и духовной жизни, как никогда актуализируя проблему образования. От ее решения зависит, какие приоритеты, ценности выберет человечество. На современном этапе развития России образование утверждается в качестве одного из первостепенных факторов в решении проблем как собственно национального, так и глобального характера.
Материалы и методы. Применяются общенаучные научные методы и подходы, сравнительный анализ, исторический и герменевтический методы научного исследования.
Результаты исследования. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования. Это усиливает необходимость осмысления целей и тенденций развития образования. Рассматривается проблема компетентности применительно к образованию, приводятся разные подходы и классификации.
Обсуждение и заключение. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости, самодостаточности. Российское общество, в котором знание становится капиталом и главным ресурсом экономики, предъявляет новые жесткие требования к образованию. Образно говоря, образование должно стать конвертируемым. Именно поэтому актуальным является отказ от традиционного, иногда называемого технократическим, образования, и ведется поиск нового типа образования, сообразного особенностям современной культуры.

Религиоведение

34-40 167
Аннотация

Введение. Важную роль в современных общественно политических процессах России играют религиозные, в частности, исламские духовные лидеры. В этом отношении интерес для исследователя представляет фигура председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтия Карачаево-Черкесской республики Исмаила-хаджи Бердиева, принимавшего активное участие в религиозных процессах, начиная с конца 1980-х гг. и по нынешний день.
Материалы и методы. Источниковую базу исследования составляют документы советских и партийных органов Карачаево-Черкесской автономной области (КЧАО), документы должностных лиц, курирующих религиозную сферу в регионе, а также материалы прессы. Помимо базовых принципов научности, объективности и историзма, автором применялись историко-системный и историко-хронологический методы.
Результаты исследования. На примере Исмаила-хаджи Бердиева показано, что советская государственно-конфессиональная политика, несмотря на декларируемую атеистическую доминанту, отличалась гибкостью и прагматизмом. Одним из дальновидных решений стала подготовка профессиональных кадров мусульманского духовенства. Последствием этого решения стало формирование профессионального корпуса духовной элиты, оказавшейся способной противостоять угрозе религиозного радикализма и направить процесс религиозного возрождения в конструктивное русло.
Обсуждение и заключение. Особенностью настоящего исследования является изучение формирования личности крупного религиозного деятеля в контексте политических процессов, протекавших в нашей стране и на международной арене. Результаты исследования представляют интерес как для исследователей, занимающихся проблемами государственно-конфессиональных отношений в советский и современный период, так и государственных органов, осуществляющих реализацию государственной политики в религиозной сфере.

Теория и история культуры

41-45 172
Аннотация

Введение. Актуальность темы обусловлена необходимостью пересмотра контента понятий, потребностью совершенствования средств философского анализа современных социокультурных процессов. Цель статьи — уточнение возможностей методологических подходов, способствующих углубленному пониманию культуры, теории и практики образования.
Материалы и методы. Использованы общенаучные методы, а также методология исследования культуры, обусловленная постнеклассическим типом рациональности.
Результаты исследования. Рассмотрены коннотации концепта, его востребованность в качестве методологического инструмента, соответствующего потребностям современной научной деятельности. Концепт рассмотрен как ресурс познавательной деятельности, легитимизирующий включение в научные исследования метафор, результатов перцептивного опыта человека. Показано, что осмысление мира человека выходит на новый уровень с учетом значимости выявленного методологического потенциала введенного концепта «пространство культуры». Результаты исследования подчеркивают тезис, что пространство культуры охватывает множество разнообразных пространств (субпространств), обусловленных многообразием отношений человека с миром, иерархией принимаемых людьми ценностей.
Обсуждение и заключение. Выделены такие субпространства культуры, как пространство политики, пространство искусства, пространство образования и др. Утверждается, что образовательная среда, образовательное пространство, пространство образования – не тождественные концепты. Их различение связано с пониманием роли человека – по преимуществу либо как объекта педагогического воздействия (образовательная среда, образовательное пространство), или человек признается субъектом процесса собственного целостного становления, самостоятельно конституирующим свое жизненное пространство, обусловленное уровнем приобретенной образованности. Предложена интерпретация пространства образования как одного из наиболее существенных измерений существования человека, складывающегося в процессе реализации человеком своих возможностей. Подтверждается гипотеза о том, что пространство образования может рассматриваться в качестве условия возможности самоидентификации человека, создавая предпосылки его социального, профессионального, личностного совершенствования.

46-52 163
Аннотация

Введение. Цель статьи – анализ особенностей влияния культуры образа жизни сообществ Ставрополья и Кубани на трансформацию лингвоментального комплекса казаков в конце XIX в.
Материалы и методы. Использованы функциональный, структурный, стилистический и сравнительный методы, построенные на сочетании методов лингвистики и исторической науки в рамках диахронического подхода.
Результаты исследования. В ходе исследования анализируется проблема мозаичность сообществ кубанцев и малой части представителей первых казачьих общин Ставрополья при формировании особой языковой культуры и образа мышления, а также прямая взаимосвязь комплиментарности и лингвоментального комплекса казаков на примере песенных традиций.
Обсуждение и заключение. Песенно-обрядовая черта и фольклор исследуемой группы были проникнуты полубродячим образом жизни и военной повседневностью, что повлияло на тягу в песнях к «старому доброму времени». Данный гиперсимволизм заменил исходный культурный код, по которому казачьи сообщества существовали вплоть до заселения территории Ставропольской губернии. Перспектива дальнейших исследований по данной тематике выражена в потенциале данного исследования как в лингвистическом, так и диахроническом направлении: большая часть этнических систем народов Кавказа совпадают с их языковыми общностями, что заметно облегчает диахронный анализ для лингвиста.

53-61 273
Аннотация

Введение. Социальный запрос на развитие городской среды как пространства эффективного взаимодействия культур, влияющего на качество жизни и мировоззрение современного человека, задал уровень сложности решаемых задач и определил приоритеты в концепции дизайна общественных пространств. Сегодня уделяется особое внимание эргономике навигационных систем, имеющих прямое отношение к уровню средовой доступности. Актуальность исследования в области дизайна современных систем визуального ориентирования обусловлена поиском универсальных средств в дизайн-проектировании, способных решить общественный запрос. Цель статьи – дать анализ культурной составляющей социализации индивидуума, в частности, выявить факторы, влияющие на ориентирование человека в городской среде с целью определения приоритетного инструментария для проектирования систем навигации, связанных со спецификой поликультурного общества на Юге России.
Материалы и методы. В процессе исследования применялись теоретические и эмпирические методы: сбор материала, изучение, анализ, методы наблюдения и сравнения.
Результаты исследования. Результатами исследования являются выявленные актуальные методы проектирования систем ориентирования, такие как адаптивное-слияние, метод светотени, тематический и технический подходы. Обосновано применение этих методов в поликультурном обществе за счёт особого подхода в проектировании: соблюдение этнокультурных особенностей в визуальной коммуникации и восприятии информации.
Обсуждение и заключение. Изучение и учет исторического контекста, культурных особенностей и разнообразия потребностей пользователей является ключевым в процессе проектирования визуальных навигационных систем. Практическая значимость выявленных методов и особенностей навигационной культуры средовых пространств служит основой для проектирования систем ориентирования. Подчеркивается значимость применения принципов навигационной культуры в создании комфортной среды.



ISSN 2414-1143 (Online)
12+