Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Этнокультурная компетентность педагога: теоретико-методологический аспект междисциплинарных исследований

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-2-29-33

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Современное общество характеризуются глобальными преобразованиями, которые происходят во всех сферах социальной и духовной жизни, как никогда актуализируя проблему образования. От ее решения зависит, какие приоритеты, ценности выберет человечество. На современном этапе развития России образование утверждается в качестве одного из первостепенных факторов в решении проблем как собственно национального, так и глобального характера.
Материалы и методы. Применяются общенаучные научные методы и подходы, сравнительный анализ, исторический и герменевтический методы научного исследования.
Результаты исследования. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования. Это усиливает необходимость осмысления целей и тенденций развития образования. Рассматривается проблема компетентности применительно к образованию, приводятся разные подходы и классификации.
Обсуждение и заключение. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости, самодостаточности. Российское общество, в котором знание становится капиталом и главным ресурсом экономики, предъявляет новые жесткие требования к образованию. Образно говоря, образование должно стать конвертируемым. Именно поэтому актуальным является отказ от традиционного, иногда называемого технократическим, образования, и ведется поиск нового типа образования, сообразного особенностям современной культуры.

Для цитирования:


Клушина Н.П., Литвинова Е.Ю. Этнокультурная компетентность педагога: теоретико-методологический аспект междисциплинарных исследований. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(2):29-33. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-2-29-33

For citation:


Klushina N.P., Litvinova E.Yu. Ethnocultural Competence of the Teacher: Theoretical and Methodological Aspect of Interdisciplinary Research. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(2):29-33. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-2-29-33

Введение. Традиционное образование ориентировано прежде всего на усвоение человеком определенных, заранее выбранных образцов (знаний, умений, форм поведения, идеологических установок). В таких условиях довольно сложно проявиться индивидуальности человека, его неповторимым способностям, ибо самореализация, творчество предполагают выход за пределы заданных образцов, сформировавшихся стереотипов. Человек выступает в роли объекта, а отнюдь не субъекта образования, «способного вырабатывать собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни» [1, с. 15–19].

Важной характеристикой современного образования являются не заранее заданная система ценностей и усвоение определенных извне образцов, а способность человека конструировать свой внутренний мир, ориентируясь в мире культуры, оставаясь при этом неповторимым, сосуществовать с другими людьми, быть способным к совместному решению самых разных проблем. Развивающемуся обществу нужны современное образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

В настоящее время в цивилизованных странах мира идет перманентный и напряженный процесс совершенствования национальных систем образования с учетом мировых тенденций, отечественных образовательных традиций. Модернизация образовательных структур, процессов и технологий направлена на повышение качества обучения, выработку целостной системы фундаментальных знаний, навыков самостоятельного мышления. В этих условиях усиливается потребность социологического осмысления реформирования образования как социального института, оказывающего влияние на информационный образ человека [2 с. 27], имеющего мировоззренческое значение в системе общественных отношений [3, с. 1566–1569], что «способствует процессам коренного изменения … культурно-цивилизационной картины мира» [4, с. 6], формирующихся через социальные контакты «… изменений, происходящих благодаря этому в социокультурной сфере» [5], «в определенной, фиксирующей этот мир структуре … в сознании» [6].

Все сказанное позволяет сделать вывод, что повышение качества образования является приоритетом образовательной политики; повышение качества образования — непрерывной процесс адаптации образовательной деятельности (во всех ее аспектах) к современным требованиям и вызовам XXI в.

Материалы и методы. Приоритетное направление российской образовательной политики — повышение качества образования, несомненно, выдвигает проблему поиска объективных критериев для определения качественности полученного образования. Основными критериями качества содержания образования должны стать не только система знаний, умений и навыков, но также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающих, то есть ключевые компетентности. Следовательно, одним из направлений модернизации образования обозначен компетентностный подход. Современные исследователи тенденций образовательных процессов, говоря о компетентностном подходе, обозначают его как направление модернизации российского образования, ключевое звено инновационно-профессиональной культуры специалиста, стратегическое направление развития и модернизации отечественного образования, подход, личностно-ориентированный по своей природе.

Анализ работ, посвященных проблеме компетентности, позволяет условно выделить три этапа становления подхода в образовании. Первый этап (1960–1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории компетенция, созданием предпосылок разграничения понятий компетентность. С этого времени в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам начинается исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия коммуникативная компетентность.

Второй этап (1970–1990 гг.) характеризуется использованием категории компетентность в теории и практике обучения языку (особенно не родному), профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия социальные компетентности. В основе модели компетентного поведения лежит допущение того, что поведение может быть лучше всего понято путем выявления у человека, его нравственных обстоятельств, его представлений, а также тех компонентов, которые он склонен проявлять, стремясь к значимым для себя целям.

Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, после 1990 г., характеризуется появлением целой серии работ, посвященных компетентностной тематике. Профессиональная компетентность рассматривается как осведомленность педагога, как свойство его личности. В профессиональной деятельности педагога выделяются две подструктуры компетентности: деятельностная и коммуникативная. Социальная компетенция формируется в процессе социальной работы.

Результаты исследования. На основе вышеизложенного можно констатировать, что как часто бывало в науке по отношению и к другим категориям, интерес к компетентностной тематике то затихал, то возрождался с новой силой. Активизация внимания исследователей к вопросам теоретического обоснования компетентностей и их практического формирования обычно совпадала с кризисными ситуациями в экономике, образовании и культуре. В эти периоды исследовательская мысль концентрировалась на выявлении особых образований в структуре личности, которые могли бы ей позволить более комфортно адаптироваться к социальным изменениям, найти внутренние ресурсы для обогащения знаниевого потенциала, модернизации профессиональных умений и мировоззренческих ориентаций.

Осмысление компетентности специалиста XXI в. должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека. Растущий разрыв между темпами изменений в окружающем мире и возрастанием компетентности человека, необходимой для того чтобы справиться или приспособиться к этим изменениям, определяет главную угрозу наших дней — кризис компетентности человека. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесс постоянного повышения своей профессиональной компетентности.

Анализ подходов к определению понятия компетенция и компетентность позволяет определить исследовательскую позицию, согласно которой компетенции рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков, способностей, мотивов определяющих изучение круга относящихся к той или иной деятельности вопросов.

Под компетентностью понимается интегративная динамическая интеллектуально и личностно обусловленная характеристика субъекта социализированной деятельности, обладающего глубокими знаниями существа выполняемой работы, наличие соответствующих умений и навыков, способов деятельности, а также совокупность личностных качеств, позволяющих действовать ответственно и самостоятельно. Компетентность есть мера актуализации компетенций в процессе их развития, связанной с самоактуализацией и самореализацией личности в соответствующих видах деятельности.

Обсуждение и заключение. Теоретический анализ исследований, касающихся вопросов компетентности, позволяет сделать вывод, что компетентность проявляется в деятельности и различается не только по своему содержанию и предназначению (коммуникативная, методическая, организационная), но и по роли, которую играет в процессе развития самой личности.

Анализ исследований, посвященных компететностной тематике, позволяет выявить разные подходы к классификации компетентностей. Наиболее часто в научных работах можно встретить такую оппозицию: простые/базовые компетенции — легко фиксируемые, проявляющиеся в определенных видах деятельности, фиксируемые на основе знаний, умений, способностей, и ключевые компетенции — чрезвычайно сложные для учета и измерения, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности.

При классификации компетенций выделяют стандартные, ключевые и ведущие. Причем стандартные компетенции — это те, без которых невозможно нормальное функционирование личности или организации, ключевые — обеспечивают их конкурентноспосбность на социально-экономическом рынке, выгодно отличаются от аналогичных представлений, а ведущие компетенции — это формирование будущего, проявляющиеся в инновационности, креативности, динамичности и диалогичности.

Выделяют также базовые компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной), специальные компетенции, отражающие специфику конкретной предметной или надпредметной деятельности, и ключевые компетенции, необходимые для ведения любой деятельности.

Исследование классификации видов и компонентов компетентности позволяет констатировать, что в каждой классификации авторы выделяют ключевые компетенции, которые в современной социокультурной ситуации приобретают особую актуальность. Исходя из этого, можно выделить пять ключевых компетенций, которые характеризуют следующие направления:

– политическое и социальное: способность принимать ответственность, участвовать в принятии решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов;

– жизнедеятельность в многокультурном обществе. Контроль за проявлением расизма, ксенофобии, климата нетолерантности. Образование призвано развить у обучающихся такие межкультурные компетенции, как понимание различий, уважение друг друга, способствовать жить с людьми других культур, языков, религий [7; 8, с. 39–44];

– владение устной и письменной коммуникацией. Владение более чем одним языком. Данные компетенции важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К данной группе компетенций в современных условиях относится владение несколькими языками, что приобретает все более возрастающее значение;

– информационная грамотность, владение информационными технологиями, понимание сущности их применения, сильных и слабых сторон использования информационных технологий. Способность критического отношения к распространяемой по каналам средств массовой информации информации и рекламе;

– способность учиться на протяжении всей активной жизни как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Ключевые компетентности проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в том числе и на иностранном языке, социально-правовых основ личности в гражданском обществе.

Дискуссия о ключевых компетентностях возникла в рамках обсуждения той глубокой трансформации, которой подвергается все современное общество. Ключевые компетентности характеризуются тем, что позволяют решать сложные задачи. Они полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля); переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности); требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств); сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования); реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).

Формирование компетентности не является процессом, протекающим в каком-либо абстрактном обществе. Этот процесс происходит в конкретных ситуациях, типичных для дифференцированной среды, в которой происходит социализация личности, которая формируется «… деятельностью, имитирующей реальную действительность …» [9, с. 62‒66].

Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной профессиональной деятельности или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях.

Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в образовательных учреждениях, но и на работе, в семье, в политической сфере. Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, ее определения собственной позиции, самооценки, критического мышления. Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические), а также здравый смысл.

В структуре ключевых компетентностей должны быть представлены: компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки, самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного быта); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность, осуществляющих «формирование и взаимодействие этнокультурных традиций …» [10, с. 47; 11].

Подводя итог сказанному, отметим, что все виды компетентностей взаимосвязаны, пронизывая друг друга, они развиваются одновременно, формируя индивидуальный стиль деятельности, в том числе и педагогической, и в конечном итоге обеспечивают становление профессиональной компетентности как определенной компетентности, как интегративной личностной характеристики специалиста.

Список литературы

1. Говердовская Е.В., Димидова М. А., Телицына И.В. Формирование профессиональной успешности преподавателя как средство оптимизации воспитательного процесса. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014;3:15–19.

2. Ивушкина Е.Б., Дашкова Е.В., Щербакова В.М. Межкультурная коммуникативная компетентность в подготовке специалистов индустрии туризма. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016;86(1):25–28.

3. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений. Фундаментальные исследования. 2015;2‒7:1566–1569.

4. Несмеянов Е.Е., Колосова О.Ю. Информационная культура в контексте глобальных процессов. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014;3:5–7.

5. Руденко А.М., Греков И.М., Камалова О.Н. Теоретико-методологические и философские аспекты исследования творчества. Гуманитарные и социальные науки. 2014;4:109–119.

6. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А. М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов. Вестник СевКавГТИ. 2015;21(2):156–159.

7. Склярова Е.К., Камалова О.Н. История фармации. Ростов-на-Дону, 2017.

8. Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е. Православный тип культуры: идея и реальность. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015;82(3):39–44.

9. Корчак К.И., Иванова К.Р. Педагогические технологии в контексте современного научного развития. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2023;1:62–66.

10. Kuleshin M., Nemashkalov P., Andreeva E. Historicism in modern ethnic processes: methodological aspects of research. Научный альманах стран Причерноморья. 2021;25(1):44–50.

11. Петрова Н.П., Котов С.В., Клушина Н.П. Современные тенденции развития высшего профессионального образования. Ростов-на-Дону; 2016.


Об авторах

Н. П. Клушина
Институт экономики и управления, Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Клушина Надежда Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальных технологий, Институт экономики и управления, Северо-Кавказский федеральный университет (РФ, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1)



Е. Ю. Литвинова
Институт экономики и управления, Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Литвинова Екатерина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных технологий, Институт экономики и управления, Северо-Кавказский федеральный университет (РФ, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1)



Рецензия

Для цитирования:


Клушина Н.П., Литвинова Е.Ю. Этнокультурная компетентность педагога: теоретико-методологический аспект междисциплинарных исследований. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(2):29-33. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-2-29-33

For citation:


Klushina N.P., Litvinova E.Yu. Ethnocultural Competence of the Teacher: Theoretical and Methodological Aspect of Interdisciplinary Research. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(2):29-33. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-2-29-33

Просмотров: 164


ISSN 2414-1143 (Online)
12+