Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

30.06.2023 г.

Том 9, № 2 (2023)
https://doi.org/10.23947/2414-1143

Социальная и политическая философия

7-11 468
Аннотация

Введение. Исследуется современное состояние теории синергетической парадигмы, влияющей на развитие общества. Цель статьи — рассмотреть общество в качестве сложноорганизованной, открытой системы, развивающейся по нелинейным законам.
Материалы и методы. Объектом исследования является общество. Общество понимается как социальная система, образующая единое социальное целое. В процессе исследования используются общефилософские принципы и методы, принципы системности, синергии, аксиологии.
Результаты исследования. По мнению авторов, синергетика — это новое, быстро развивающееся направление, привлекающее большое число ученых из самых разных областей научного знания своими мировоззренческими перспективами. Эту привлекательность создаёт широта самого предмета синергетики, её междисциплинарный характер, содержание её методологии, универсальный язык.
Обсуждение и заключение. Общество, являясь целостным, сложным явлением, обусловливает необходимость рассматривать его как социальную систему и обеспечивать соответствующий системный подход к его изучению. Это наиболее характерно для синергетического подхода. Можно сказать, что по сути теория самоорганизации представляет собой принципиально новую методологическую основу для изучения современного общества и всех его систем. В основе ее утверждение ― любое общество имеет альтернативные пути развития и возможность
их выбора. Синергетика открывает новые принципы построения сложных развивающихся систем общества из простых систем, помогает понять характер их взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния.

Философская антропология, философия культуры

12-18 255
Аннотация

Введение. Исследуется этническая культура, которая является совокупным коллективным достоянием. Цель научной статьи — провести обзор внутренних характеристик составных элементов этнокультуры, обозначить некоторые способы формирования собственной национальной и культурной идентичности.
Материалы и методы. При проведении исследования использовались описательный, сравнительно-исторический методы, методы анализа и синтеза данных, а также общенаучные принципы структурности и системности.
Результаты исследования. Каждая этническая культура образует сложное социальное пространство, своеобразную систему мировидения, в которой особым образом преломляются политические, социальные, экономические и общекультурные реалии окружающего мира, связана с традициями. По мнению авторов, традиции в системе социокультурного развития — это память об историческом прошлом, наиболее значительных деятелях своего народа, ценность родного языка, приверженность обычаям, ритуалам, народным праздникам, фольклору, традиционным этнокультурным этническим нормам, предпочтение определенным видам профессиональной деятельности. Показана значимость рассмотрения внутренних характеристик составных элементов этнокультуры для более глубокого понимания происходящих процессов в поликультурной среде региона и государства.
Обсуждение и заключение. Культурно-психологический облик конкретного народа, его обычаи и традиции отражают социальное поведение, являющееся эффективным регулятором социокультурного развития. Эти понятия тесным образом связаны между собой, оказывают влияние на формирование этнической культуры. Историческая общность (нация, этнос) определяется общим языком, системой духовных ценностей, формирующих способы поведения для будущих действий. Вне всякого сомнения, многообразие данных факторов определяет типические коллективные переживания, или особенности психического склада тех или иных этнических общностей. Данные структурные элементы образуют интегративное понятие — этническую идентичность.

19-25 233
Аннотация

Введение. В современном обществе социальных перемен особое значение приобретают ключевые компетентности, обеспечивающие не только выживание индивида в новых социально-экономических и социокультурных условиях, но и успех его профессиональной деятельности, соответствие мировым стандартам, а также
конкурентоспособность преподавателя в едином образовательном пространстве.
Материалы и методы. В настоящее время есть основание говорить не только о компетентностях, которые были присущи педагогу и составляют основу его профессионального мастерства, но и о совершенно новых компетентностях, которыми еще следует овладеть. При рассмотрении данных вопросов применяются общенаучные научные методы и подходы, сравнительный анализ, исторический и герменевтический методы
научного исследования.
Результаты исследования. По мнению авторов, к числу ключевых компетентностей относится этнокультурная компетентность. Этнокультурная компетентность как интегративное образование имеет свою структуру. Мотивационный компонент этнокультурной компетентности педагога рассматривается как совокупность мотивов,
адекватных целям и задачам профессиональной деятельности педагога в полиэтническом регионе. Особая роль в процессе формирования этнокультурной компетентности принадлежит системе образования.
Обсуждение и заключение. Этнокультурная компетентность определяется как системное социокультурное явление, имеющее объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности педагога. Субъективная сторона этнокультурной
компетентности является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии
своей этнокультурной компетентности. Система образования закладывает основы аксиологического и праксиологического отношения к миру, формирует логику мышления. Одной из особенностей системы образования в решении проблемы формирования этнокультурной компетентности является то, что в ней действует конкретный социокультурный этнический феномен.

26-31 171
Аннотация

Введение. Постоянное общение создает благоприятную обстановку, способствующую формированию личности через уважение к нациям и народностям, их культурам. Вместе с этим в многонациональном коллективе находит свое проявление специфика различных культур и традиций, носители которых входят в этот коллектив.
Материалы и методы. Научное исследование включает в себя применение описательного и сравнительно-исторического методов научного исследования, метода наблюдения, научные методы анализа и синтеза полученных данных, диалектический и герменевтический методы. В качестве объекта исследования выступают
ценности культур разных народов.
Результаты исследования. По мнению авторов, не все члены коллектива способны правильно воспринимать отношение человека к той или иной национальности, зависящее в большей степени от личного опыта общения с представителями этой национальности. Этот опыт может быть не только позитивным, но и негативным: возможна
односторонность оценок, абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии.
Обсуждение и заключение. Педагогическое общение — это такое общение в процессе обучения, которое создает условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности. Для того чтобы не возникало напряженных ситуаций, необходимо умение управлять своим поведением, создавать обстановку уважения, дружелюбия к окружающим, их культуре, языку, традициям,
тем самым способствуя развитию культуры межнационального общения.

32-39 165
Аннотация

Введение. Экологический туризм — это относительно новое явление в современной туристской деятельности. Обязательным условием успешного развития экологического туризма является активное вовлечение местного населения в создание турпродукта. Вместе с тем в России экотуризм еще не получил большое распространение.
Материалы и методы. Методология носит комплексный характер. Это философские и общенаучные методы: аналитический, феноменологический, принципы объективности, всеобщей связи, противоречия, методы
сравнительного анализа и синтеза, научного обобщения. В исследовании применялись концептуально-логический анализ теоретической терминологии с целью определения термина «экологическая тропа» для социокультурного
контекста. Экологический туризм нуждается в новой методологии исследования с привлечением нового понятийного аппарата и методологического инструментария.
Результаты исследования. Экологический туризм признается наиболее перспективной формой в реализации концепции устойчивого развития. Образовательный компонент экотуризма не только служит информационным потребностям, но и помогает минимизировать воздействие на окружающую среду и создать более
информированное и защищающее общество. Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут, характеризующийся различными объектами природы, архитектуры, имеющими эстетическую, природоохранную,
историческую ценность, предназначенный для повышения уровня экологической грамотности посетителей. Учебные экологические тропы — это специализированные маршруты для экологического образования.
Обсуждение и заключение. Современный период развития человечества характеризуется острым недостатком экологического просвещения населения. Нужна такая система экологического образования, в которую бы входили не только экологические курсы в учебных заведениях и работа, проводимая средствами массовой информации, но
и осуществлялось бы непосредственное общение человека с природой.

Религиоведение

40-47 188
Аннотация

Введение. В западном исследовательском поле понятие «гиперрелигиозность» представляет собой совокупность характеристик, под которыми понимается религиозное состояние личности как проблема психиатрическая. Философский анализ феномена гиперрелигиозности помогает продемонстрировать специфичность данной
проблематики, расширить ее горизонты, показать, что она выходит далеко за рамки психиатрического опыта. Целью работы является философский анализ предпосылок возникновения и характера гиперрелигиозности гибридной топики прелести.
Материалы и методы. В данном исследовании применяются методы формальной логики (описание, сравнение, классификация, анализ и синтез); феноменологический, системный и аксиологический методы. В качестве теоретической основы исследования использованы философские труды С. С. Хоружего, в частности, его разработки по феномену прелести (гиперрелигиозности) и его философской концептуализации.
Результаты исследования. Важность мистико-аскетического опыта исихазма состоит в том, что исихазм представляет собой духовный органон — хранилище знаний для формирования верного и здорового религиозного опыта и ментальности. Феномен гиперрелигиозности рассмотрен через призму философии, синергийной антропологии и феноменологии аскетизма. Проанализированы основные причины возникновения гиперрелигиозности. Выяснено, что при нарушении религиозного метода возникает неверная религиозная интенциональность, что приводит к разным тяжелым последствиям. Показаны деструктивные свойства данного феномена как для антропологической реальности, так и для культуры в целом.
Обсуждение и заключение. Гиперрелигиозность в плоскости философского анализа представляется не просто как некое чрезмерное напряжение, но как специфическое искажение религиозного опыта. В концептуализации, предложенной отечественным философом Сергеем Хоружим, которая основывается на многовековом опыте православной традиции (исихазм), гиперрелигиозное сознание определяется как гибридный опыт, или прелесть. Распространенность данной проблематики в религиозной культуре свидетельствует о том, что рассматриваемые вопросы являются актуальными и жизненно важными в современном обществе.

48-54 229
Аннотация

Введение. В центре исследования находится проблема обострения многовекового аксиологического противостояния между западноевропейскими ценностными установками и традиционными ориентирами России, а также необходимостью постановки новых целей государственного и общественного развития России. В этой связи целью научной работы является рассмотрение религиозно-философской концепции русской культуры, выявление ее ключевых положений и основных концептов, содержащих духовно-ценностные ориентиры для современной России.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили культурологические, философские и исторические концепции русских философов, через призму которых рассматривались теоретические положения концепции русской культуры И. А. Ильина. В основе данной работы находятся основополагающие принципы познания и осмысления общественных явлений: системности, комплексности, единства исторического и логического. Использован сравнительный анализ, методы аналогии, реконструирующие философские взгляды мыслителей на основе сопоставительного анализа их текстов. В работе реализуется междисциплинарный подход, ориентирующий на изучение русской философии как многомерного явления.
Результаты исследования. Осуществлен сопоставительный анализ ключевых положений религиозно-философской концепции русской культуры И. А. Ильина, выявлены ее основные смыслы и концепты. Представлены основные компоненты педагогической теории, ориентированной на возвращение образования в контекст культуры. Обозначена актуальность теории о сопротивлении злу силой, которая является политически, морально, нравственно актуальной, так как поднимаемые мыслителем проблемы и предложенные подходы к их решению обретают новую остроту и актуальность в современных условиях необходимости развития многополярного
мира, обоснованности выбора средств в защите национальных интересов государств. Рассмотрены и обобщены прогнозы философа относительного будущего мироустройства.
Обсуждение и заключение. Проведено исследование концепции русской культуры И. А. Ильина на основе системного подхода, предполагающего междисциплинарные связи и экспликацию философских идей мыслителя.
Раскрыта интерпретация И. А. Ильиным причин духовного кризиса современной культуры и возможных путей его преодоления. Доказано, что сформулированная мыслителем религиозно-философская концепция русской культуры способна дать ответы на многие вопросы, стоящие сегодня перед государством, обществом и отдельно взятым человеком, так как содержит в себе ценностные, личностно-ориентированные, бытийственные основания для разносторонней, объективной оценки реалий сегодняшнего дня.

Теория и история культуры

55-60 176
Аннотация

Введение. Иоанэ Петрици (1055–1130) считается наиболее оригинальным из тех грузинских мыслителей, которые осуществляли логические исследования, тесно связанные с развитием логики в Сирии и Византии. Цель статьи заключается в том, чтобы показать вклад Иоанэ Петрици в развитие логики в средневековой Грузии.
Материалы и методы. История философской мысли в Грузии начинается не позднее IV в., а наиболее значительных вершин развитие грузинской философии достигло в XI–XII вв. Возникновение логики в средневековой Грузии, произошедшее в IV в., было связано с потребностями развития ораторского искусства, центром которого была колхидская риторическая школа. При исследовании данной проблематики применяются общетеоретические методы научного исследования, востребованы компаративистский анализ, исторический подход, метод структурного анализа и др.
Результаты исследования. Хотя наиболее влиятельным философским течением у грузинских мыслителей был неоплатонизм, произведения Аристотеля также пользовались у них популярностью. Свидетельством большого
внимания, которое Иоанэ Петрици уделял теоретическому наследию Аристотеля, служат переводы на грузинский язык двух трактатов — «Топика» и «Об истолковании». Иоанэ Петрици понимал логику как науку, которая имеет своей целью научить людей доказывать и опровергать. Центральной проблемой логики он считал учение
о категорическом силлогизме, который рассматривался им как единственно научная форма умозаключения. Следуя основным положениям аристотелевской теории категорического силлогизма, Иоанэ Петрици расходился с её автором относительно природы понятий и суждений.
Обсуждение и заключение. Логико-философские взгляды Иоанэ Петрици всегда привлекали внимание грузинских интеллектуалов, одни из которых безоговорочно их принимали, а другие относились к ним отрицательно. Однако несомненно, что он внёс большой вклад в развитие логики в средневековой Грузии.

61-66 172
Аннотация

Введение. Рассматривается позиция Великобритании по вопросу принадлежности Чёрного моря в годы Крымской войны (1853–1856). Целью исследования является определение позиции членов парламента Соединенного Королевства по вопросу принадлежности Чёрного моря в годы Крымской войны. Задачи исследования предполагают
анализ мотивов этой страны, направившей свои войска в территориальные воды России в середине XIX в.
Материалы и методы. На основе историко-сравнительного и историко-генетического методов исследования анализируется позиция Великобритании по вопросу принадлежности Чёрного моря, особенности дислокации в Крыму британских войск, партийные разногласия членов парламента и адмиралтейства в отношении участия
Британии в войне.
Результаты исследования. Установлено, что на заседаниях парламента Соединённого Королевства неоднократно озвучивалось убеждение членов правительства и депутатов в том, что Британия стала в этот период «хозяином Чёрного моря». Делается вывод, что в середине XIX в. Крымская война, став продолжением межпартийной борьбы за власть в парламенте, была направлена на расширение колониальных амбиций Британии в Чёрном море.
Обсуждение и заключение. Ещё в середине XIX в. Великобритания провоцировала военные действия в Крыму, делая всё, чтобы ослабить Россию. Однако война ослабила все участвующие в ней державы, в том числе и Британию. Антироссийские и милитаристские настроения стали частью политической борьбы правительства и парламентских фракций, а также частью формирования многовекового менталитета правительственных и парламентских кругов Великобритании. Исследование имеет актуальное политическое значение для современного понимания милитаристской внешней политики Великобритании и истоков государственной русофобии.

67-73 232
Аннотация

Введение. Современное уголовное и уголовно-исправительное законодательство к несовершеннолетним, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, лишение свободы чаще всего рассматривает единственной формой наказания. Одним из инструментов политики государства во второй половине XIX в. в данной сфере
стало активное привлечение монастырей Русской Православной Церкви. Предполагалось, что они должны были стать ведущим органом в борьбе и профилактике в сфере преступности несовершеннолетних.
Материалы и методы. Использованы материалы ряда различных исторических документов, применены исторический, описательный и сравнительный методы научного исследования, позволяющие установить культурно-исторические факторы.
Результаты исследования. Российская империя была страной, которая одна из первых в мире положила начало развитию ювенального законодательства и начала эксперименты по созданию системы исправительных учреждений
с привлечением общественных организаций. Достижение положительных результатов в деятельности профилактики и исправления возможно только при широком привлечении общественности, обучении воспитанников приютов востребованным на рынке труда профессиям, сочетании различных программ и религиозных воспитательных практик, при тесном взаимодействии с органами региональной исполнительной власти.
Обсуждение и заключение. В рамках поиска оптимальной модели достижения исправительного эффекта представляется интересным обращение к имеющемуся историческому опыту, когда общество через Русскую Православную Церковь пыталось участвовать в системе организации исправительных учреждений для несовершеннолетних.



ISSN 2414-1143 (Online)
12+