Экологическое просвещение посредством туризма
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-32-39
Аннотация
Введение. Экологический туризм — это относительно новое явление в современной туристской деятельности. Обязательным условием успешного развития экологического туризма является активное вовлечение местного населения в создание турпродукта. Вместе с тем в России экотуризм еще не получил большое распространение.
Материалы и методы. Методология носит комплексный характер. Это философские и общенаучные методы: аналитический, феноменологический, принципы объективности, всеобщей связи, противоречия, методы
сравнительного анализа и синтеза, научного обобщения. В исследовании применялись концептуально-логический анализ теоретической терминологии с целью определения термина «экологическая тропа» для социокультурного
контекста. Экологический туризм нуждается в новой методологии исследования с привлечением нового понятийного аппарата и методологического инструментария.
Результаты исследования. Экологический туризм признается наиболее перспективной формой в реализации концепции устойчивого развития. Образовательный компонент экотуризма не только служит информационным потребностям, но и помогает минимизировать воздействие на окружающую среду и создать более
информированное и защищающее общество. Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут, характеризующийся различными объектами природы, архитектуры, имеющими эстетическую, природоохранную,
историческую ценность, предназначенный для повышения уровня экологической грамотности посетителей. Учебные экологические тропы — это специализированные маршруты для экологического образования.
Обсуждение и заключение. Современный период развития человечества характеризуется острым недостатком экологического просвещения населения. Нужна такая система экологического образования, в которую бы входили не только экологические курсы в учебных заведениях и работа, проводимая средствами массовой информации, но
и осуществлялось бы непосредственное общение человека с природой.
Об авторах
Е. Б. ИвушкинаРоссия
Ивушкина Елена Борисовна, доктор философских наук, профессор кафедры туризма и индустрии гостеприимства, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова (366007, Чеченская Республика, г. Грозный, бульвар Дудаева, 17)
Е. В. Дашкова
Россия
Дашкова Елена Валерьевна, кандидат философских наук, доцент, декан факультета геоэкологии и географии, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова (366007, Чеченская Республика, г. Грозный, бульвар Дудаева, 17)
Список литературы
1. Гайтуркаев Р.В. Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Чеченской Республике. В: Теория и практика современных географических исследований. Сборник статей. Санкт-Петербург; 2017. с. 945–950.
2. Шульгина Д.П., Шульгина О.В. Культурное и природное наследие России. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт; 2020. 177 с.
3. Дроздов А.В. Как организовать туризм в национальных парках России. Рекомендации по выявлению, оценке и продвижению на рынок туристских ресурсов и туристского продукта национальных парков. Москва: Экологический просвет; 2000. 61 с.
4. Зорин И.В. Энциклопедия туризма: справочник. Москва: Финансы и статистика; 2011. 368 с.
5. Дроздов А.В. Основы экологического туризма. Москва: Гардарики; 2008. 271 с.
6. Разнообразие экотроп. Интернет-ресурс Ecosystema.ru. URL: http://www.ecosystema.ru/03programs/tro/03.htm, свободный (дата обращения: 25.02.2023).
7. Назаева М.И. Роль и место сферы туризма в экономике Чеченской республики). Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017;22(4). URL: https://rol-i-mesto-sfery-turizma-v-ekonomikechechenskoy-respubliki (дата обращения: 10.02.2023).
8. Морозов М.А., Морозова Н.С. Экономика организации туризма. 5-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт; 2020. 291 с.
9. Комова Г.А. Экологические тропы как один из способов сохранения биоразнобразия. Владивосток; 2007. 221 с.
10. Чижова В.П. Разработка программ эколого-экскурсионной деятельности в заказнике «Воробьевы горы». В: Материалы 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. Туризм и устойчивое развитие регионов. Тверь: Изд-во Тверского университета; 2005. с. 119–121.
11. Льюис В.Г., Тильден Ф.Т. Интерпретация для посетителей парков. Пер. с англ. Иркутск: Изд-во Иркутского университета; 1996. 244 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ивушкина Е.Б., Дашкова Е.В. Экологическое просвещение посредством туризма. Научный альманах стран Причерноморья. 2023;9(2):32-39. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-32-39
For citation:
Ivushkina E.B., Dashkova E.V. Environmental Education through Tourism. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2023;9(2):32-39. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-32-39