Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Формирование этнокультурной компетенции в педагогической деятельности: социокультурный аспект исследования

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-19-25

Аннотация

Введение. В современном обществе социальных перемен особое значение приобретают ключевые компетентности, обеспечивающие не только выживание индивида в новых социально-экономических и социокультурных условиях, но и успех его профессиональной деятельности, соответствие мировым стандартам, а также
конкурентоспособность преподавателя в едином образовательном пространстве.
Материалы и методы. В настоящее время есть основание говорить не только о компетентностях, которые были присущи педагогу и составляют основу его профессионального мастерства, но и о совершенно новых компетентностях, которыми еще следует овладеть. При рассмотрении данных вопросов применяются общенаучные научные методы и подходы, сравнительный анализ, исторический и герменевтический методы
научного исследования.
Результаты исследования. По мнению авторов, к числу ключевых компетентностей относится этнокультурная компетентность. Этнокультурная компетентность как интегративное образование имеет свою структуру. Мотивационный компонент этнокультурной компетентности педагога рассматривается как совокупность мотивов,
адекватных целям и задачам профессиональной деятельности педагога в полиэтническом регионе. Особая роль в процессе формирования этнокультурной компетентности принадлежит системе образования.
Обсуждение и заключение. Этнокультурная компетентность определяется как системное социокультурное явление, имеющее объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности педагога. Субъективная сторона этнокультурной
компетентности является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии
своей этнокультурной компетентности. Система образования закладывает основы аксиологического и праксиологического отношения к миру, формирует логику мышления. Одной из особенностей системы образования в решении проблемы формирования этнокультурной компетентности является то, что в ней действует конкретный социокультурный этнический феномен.

Об авторах

Н. П. Клушина
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Клушина Надежда Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальных технологий,
Северо-Кавказский федеральный университет (355017, РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1)



А. А. Волков
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Волков Александр Александрович, доктор психологических наук, профессор кафедры дополнительного образования, Ставропольский государственный педагогический институт (355029, РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 «А»)



Список литературы

1. Ерохин А.М. Религия и искусство в системе культуры. European Social Science Journal. 2014;46(7‒2):9–12.

2. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений. Фундаментальные исследования. Ч. 7. 2015;2:1566–1569.

3. Емелин В.А. Идентичность в информационном обществе. М.: Канон+; 2018. 360 с.

4. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов. Вестник СевКавГТИ. Т.1. 2015;21(2):156–159.

5. Колосова О.Ю. Жизненный мир личности и социальная реальность. Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013;6(2):270–273.

6. Говердовская Е.В., Димидова М.А., Телицына И.В. Формирование профессиональной успешности преподавателя как средство оптимизации воспитательного процесса. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014;3:15–19.

7. Хилханов Д.Л. Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурно-языковых факторов. Автореф. дисс. докт. социол. наук. Улан-Удэ; 2007. 42 с.

8. Лукьянов Г.И. Трансформационные процессы в современном российском обществе как отражение динамики новой социальной реальности. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017;4:64–68.

9. Бакланова О.А. Бакланов И.С. Современная российская социальность в контексте социального конструкционизма. Вопросы социальной теории. 2015;7(1–2):168–177.

10. Антонов Д.А. Актуальные аспекты проблемы идентичности общества. Гуманитарные и социальные науки. 2012;1:68–74. URL: hses-online.ru/2012/01/09_00_11/09.pdf (дата обращения 02.02.2023)

11. Березович Е.Л. Язык и традиционная культура. Москва: ИНДРИК; 2007.

12. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. «Науки о природе» и «науки о духе»: судьба старой дилеммы. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015;80(1):10–16.


Рецензия

Для цитирования:


Клушина Н.П., Волков А.А. Формирование этнокультурной компетенции в педагогической деятельности: социокультурный аспект исследования. Научный альманах стран Причерноморья. 2023;9(2):19-25. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-19-25

For citation:


Klushina N.P., Volkov A.A. Formation of Ethnocultural Competence in Pedagogical Activity: Sociocultural Aspect of Research. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2023;9(2):19-25. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-19-25

Просмотров: 243


ISSN 2414-1143 (Online)
12+