Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Духовные истоки гиперрелигиозности: философский анализ

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-40-47

Аннотация

Введение. В западном исследовательском поле понятие «гиперрелигиозность» представляет собой совокупность характеристик, под которыми понимается религиозное состояние личности как проблема психиатрическая. Философский анализ феномена гиперрелигиозности помогает продемонстрировать специфичность данной
проблематики, расширить ее горизонты, показать, что она выходит далеко за рамки психиатрического опыта. Целью работы является философский анализ предпосылок возникновения и характера гиперрелигиозности гибридной топики прелести.
Материалы и методы. В данном исследовании применяются методы формальной логики (описание, сравнение, классификация, анализ и синтез); феноменологический, системный и аксиологический методы. В качестве теоретической основы исследования использованы философские труды С. С. Хоружего, в частности, его разработки по феномену прелести (гиперрелигиозности) и его философской концептуализации.
Результаты исследования. Важность мистико-аскетического опыта исихазма состоит в том, что исихазм представляет собой духовный органон — хранилище знаний для формирования верного и здорового религиозного опыта и ментальности. Феномен гиперрелигиозности рассмотрен через призму философии, синергийной антропологии и феноменологии аскетизма. Проанализированы основные причины возникновения гиперрелигиозности. Выяснено, что при нарушении религиозного метода возникает неверная религиозная интенциональность, что приводит к разным тяжелым последствиям. Показаны деструктивные свойства данного феномена как для антропологической реальности, так и для культуры в целом.
Обсуждение и заключение. Гиперрелигиозность в плоскости философского анализа представляется не просто как некое чрезмерное напряжение, но как специфическое искажение религиозного опыта. В концептуализации, предложенной отечественным философом Сергеем Хоружим, которая основывается на многовековом опыте православной традиции (исихазм), гиперрелигиозное сознание определяется как гибридный опыт, или прелесть. Распространенность данной проблематики в религиозной культуре свидетельствует о том, что рассматриваемые вопросы являются актуальными и жизненно важными в современном обществе.

Об авторе

К. А. Лукьяненко
Донской государственный технический университет
Россия

Лукьяненко Константин Александрович, старший преподаватель кафедры православной культуры и
теологии, Донской государственный технический университет (344002, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Список литературы

1. Эпштейн M. Проективный словарь философии. Новые понятия и термины (21). Философия искусства и культуры — гипер- в культуре 20 в., кенотип. Топос. URL: http://topos.ru/article/2790 (дата обращения: 28.01.2023).

2. Лукьяненко К.О. Соціальні норма і патологія гіперрелігійності: підступи до теми. В: Філософські дослідження: Збірник наукових праць Східноукраїнського національного університету ім. В. Даля. Вип. 14. Луганськ: вид-во СНУ ім. В. Даля; 2011. с. 291–300. 328 с. (На укр. яз.).

3. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. Параноик Малёванный как виновник своеобразной психопатической эпидемии. СПб: Издание К.Л. Риккера, 1908. URL: http://ligis.ru/psylib/090417/books/behtv01/index.htm (дата обращения: 28.12.2022).

4. Вышеславцев Б. Религиозно-аскетическое значение невроза. Путь. 1925;5:128–130. URL: http://www.odinblago.ru/path/5/15/ (дата обращения: 10.02.2023).

5. Ганнушкин П.Б. Сладострастие, жестокость и религия. В кн.: Избранные труды. Под ред. проф. О.В. Кербикова. Ростов-на-Дону: Феникс; 1998. с. 269–290.

6. Хоружий С.С. Человек сущее троякоразмыкающее себя. URL: http://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2011/06/horuzhy_troyakoe_sushee.pdf (дата обращения: 06.02.2023).

7. Хоружий С.С. Дискурсы внутреннего и внешнего в практиках себя. Московский психотерапевтический журнал. 2003;3:5–25. URL: http://hpsy.ru/authors/x563.htm (дата обращения: 02.02.2023).

8. Хоружий С.С. Православная аскеза — ключ к новому видению человека. URL: http://www.ubrus.org/data/library/pages/514/Main.htm (дата обращения: 06.02.2023).

9. Брянчанинов Игнатий, святитель. Аскетические опыты. Минск: Харвест; 2003. 895 с.

10. Аверинцев С.С. Мы призваны в общение. Москва: Живой родник; 2004;3:21–23.

11. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. Собрание сочинений в 10 т. Т. 6. Кн. 1. Москва: Русская книга; 1996. 558 с.

12. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. 5-е изд. испр. и доп. Москва: Изд-во Сретенского монастыря; 2004. 432 с.

13. Рыжов Ю. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. URL: http://www.binetti.ru/studia/ryzhov_11_2.shtml (дата обращения: 03.01.2023).

14. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. Москва: Мысль; 1993. 959 с.

15. Брянчанинов Игнатий, святитель. Письма к мирянам. URL: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=608 (дата обращения: 12.01.2023).

16. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Москва: ТОО Рарогъ; 1993. 448 с.

17. Оршанский И. Энтузиазм и экстаз. Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/all/119/119210.shtml (дата обращения: 07.02.2023).

18. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). Москва: Книга; 1991. 445 с.

19. Перрюшо Анри. Жизнь Ван Гога. Пер. с фр. С. Тархановой, Ю. Яхниной. Москва: АСТ; 2013. 447.

20. Pearson R.S. Hyperreligiosity: Identifying and Overcoming Patterns of Religious Dysfunction. 1st edition. Seattle, WA: Telical Books; 2005.


Рецензия

Для цитирования:


Лукьяненко К.А. Духовные истоки гиперрелигиозности: философский анализ. Научный альманах стран Причерноморья. 2023;9(2):40-47. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-40-47

For citation:


Lukyanenko K.A. Spiritual Origins of Hyperreligiosity: a Philosophical Analysis. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2023;9(2):40-47. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-40-47

Просмотров: 210


ISSN 2414-1143 (Online)
12+