30.09.2025
Социальная и политическая философия
Введение. Целью исследования является анализ теоретико-методологических подходов к изучению интеллектуалов как культурной общности и социального явления. Ставится задача сопоставления исследовательских возможностей различных социально-философских, социологических, культурологических концепций, касающихся понимания этого термина, сущности, социальной роли и функций интеллектуалов в современном обществе. В контексте проведения дистинкции между родственными понятиями «интеллектуалы» и «интеллигенция» представляет интерес анализ различия и сходства функционала интеллигенции и функциональной и культурной специфики интеллигенции и интеллектуалов со степенью завершенности модернизационных процессов в обществе, а также изменения функционала интеллектуалов в современном информационном обществе.
Материалы и методы. Применяется метод сравнительного анализа, используются общетеоретические методы научного исследования: анализ, синтез, метод аналогии, диалектический и функциональный подходы.
Результаты исследования. Показано, что общественные функции, влияние и ценностные ориентации интеллектуалов как культурно-образовательного сообщества длительное время являются предметом активного изучения в рамках социальной и политической философии, однако до сих пор отсутствует единая концепция этого феномена по причине как терминологической многозначности, так и многообразия подходов к исследованию. Более того, сама семантическая дистинкция между понятиями «интеллектуалы» и «интеллигенция» не проведена достаточно отчетливо. Содержательные определения термина нуждаются в том, чтобы быть дополненными функциональными определениями, позволяющими внести необходимую социальную конкретность, отследить феномен интеллектуалов в его исторической и культурной динамике.
Обсуждение и заключение. Интеллектуалы рассматриваются как идеальный тип, отвечающий условиям западного культурного мира, цельный, свободный от внутренних противоречий, вписавшийся в развитое гражданское общество, пользующийся сложившейся системой институциональных механизмов, обеспечивающей свободу выражения идей и трансграничной профессиональной коммуникации, высоким уровнем материальной обеспеченности и социального комфорта. Тем не менее у современного общества сохраняется потребность в участии интеллектуалов в процессе производства и продвижения ценностей и идей, в том числе и политических, в преодолении возникшего во времена реформ ценностного вакуума и культурной дезинтеграции. Сохраняется и необходимость в легитимирующей функции интеллектуалов в выполнении ими экспертной роли не только в профессиональной деятельности, но и в гражданской сфере. Этим определяется необходимость и перспективность дальнейшего исследовании интеллектуалов как современной российской и глобальной реалии, их функционала в изменчивых социальных условиях взаимодействия с обществом, государством, властными элитами.
Введение. Актуальность исследования обусловлена главным образом тем, что анализ динамики процесса старения населения, а также его территориальных особенностей играет важную роль в процессе определения различных комплексных планов развития территорий, начиная от отдельных поселений до макрорегионов и целых государств. Цель исследования состоит в определении пространственных особенностей динамики процесса старения населения Крымского полуострова в последний межпереписный период (2014‒2021 гг.), что в свою очередь позволяет оценить дальнейшие перспективы его трансформации на уровне ведущих городов и административных районов.
Материалы и методы. С помощью комплексной методики З. Длугоша рассчитан индекс динамики старения (WSD) населения всех муниципальных образований полуострова, выполнена их классификация по типу возрастной структуры, а также по уровню интенсивности и направленности ее трансформации. В качестве инструментария исследования также выступили такие методы статистического анализа, как сводка, группировка, а также корреляционный и регрессионный анализ полученных статистических данных. Основу информационной базы исследования составили материалы Всероссийской переписи населения 2014 и 2020 (2021) гг. по Республике Крым.
Результаты исследования. Установлено, что для всех муниципальных образований Республики Крым свойственна старая возрастная структура населения, которая варьируется в диапазоне от умеренно старой до очень старой. В динамическом аспекте на полуострове за анализируемый период можно выделить муниципальные образования с тенденцией медленного и умеренного омоложения (соответственно 28 и 8 % от общего количества муниципальных образований), медленного и умеренного старения (56 и 4 % соответственно). В их размещении не фиксировалось как отчетливых пространственных закономерностей (территориальной зональности), так и заметных различий между городскими округами и сельскими районами (уровнями и формами расселения).
Обсуждение и заключение. В ближайшей перспективе о значительной трансформации типов возрастной структуры в муниципальных образованиях Крыма говорить не приходится, поскольку более чем в 90 % муниципальных образований с очень старой возрастной структурой населения в настоящее время наблюдается тенденция либо медленного, либо умеренного старения, а ряд муниципальных образований с умеренно старой и старой возрастной структурой также сохраняют тренд на старение населения.
Введение. В России на протяжении веков формировалась особая идентичность, объединяющая различные культуры, традиции и этносы. В этом контексте специфика государственной политики всегда предполагала признание и уважение культуры и традиций народов, проживающих на территории страны, направленных на сохранение их самобытности. Настоящая статья посвящена обоснованию авторской гипотезы о том, что возведение проблемы развития внутреннего туризма в ранг национального проекта направлено на нациестроительство современной российской государственности и укрепление российской идентичности полиэтнического состава населения страны как единой нации. Целью статьи является экспликация вклада национального проекта «Туризм и гостеприимство» в укрепление и развитие российской идентичности как единого народа России.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основании источников, включающих нормативные и правовые акты Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, информационные статьи сайтов, посвященные рассматриваемой теме, исследования зарубежных и отечественных ученых в проблемном поле национальной идентичности, межкультурной коммуникации, развития туризма. Это позволило с использованием историко-философских, социологических и политологических концепций, диалектического метода, системного подхода, структурно-функционального анализа эксплицировать роль туризма как значимого фактора развития российской идентичности.
Результаты исследования. Применен принцип историзма для рассмотрения этапов становления национального проекта «Туризм и гостеприимство» с экспликацией его структуры и функций каждого проекта в его составе. Обозначены стимулирующие моменты по финансовому обеспечению реализации проектов. Показано, что помимо повышения уровня популярных туристских центров, национальный проект по туризму, с учетом вовлечение в его реализацию всех субъектов Российской Федерации, определяет стимул для превращения уникальных топосов, которыми чрезвычайно богата страна, и которые по сей день находятся за границами туристского обеспечения, в новые места притяжения туристских потоков.
Обсуждение и заключение. Рассмотрение национального проекта с точки зрения туристского погружения граждан России в саму сердцевину этнического разнообразия страны определяет его значение в качестве фактора, направленного на укрепление единства народа России. Комплексность национальных туристских маршрутов включает в себя тему основ российской государственности, способствует не только популяризации внутреннего туризма, но и играет определяющую роль по укреплению российской идентичности.
Введение. Статья посвящена актуальным направлениям повышения безопасности в гостиничных комплексах. Традиционные подходы к управлению безопасностью зачастую фокусируются на отдельных аспектах пожарной безопасности, охраны труда, не учитывая возможность взаимосвязи между различными угрозами и факторами риска. Внедрение единой методологии комплексного управления безопасностью позволит охватить все направления деятельности средств размещения и учесть разнообразие угроз. Целью исследования является разработка и обоснование необходимости внедрения комплексного подхода к управлению безопасностью в средствах размещения, обеспечивающего снижение рисков возникновения угроз и повышения уровня защищенности гостей и персонала.
Материалы и методы. Комплексный характер методов, использованных в данном исследовании, обусловлен тематикой работы, охватывающей методологии социологии, педагогики, философии и ряда экономических дисциплин, связанных с изучением специфики управления безопасностью в индустрии гостеприимства. Определение теоретических основ исследования осуществлялось посредством анализа литературных источников, научных работ, нормативных документов и практических руководств по вопросам управления безопасностью в индустрии гостеприимства. Применяются методы классификации, системного и сравнительно-правового анализа.
Результаты исследования. В индустрии гостеприимства создание безопасной и комфортной среды для гостей является задачей первостепенной важности. Гостиницы как места с высоким уровнем концентрации людей представляют собой сложные объекты с точки зрения обеспечения защиты, что требуют учета множества технических аспектов и организационных мероприятий. В настоящей статье изучены ключевые аспекты управления безопасностью в средствах размещения, проанализированы основные виды угроз, а также существующие подходы к обеспечению безопасности, исследовано влияние различных видов факторов на уровень безопасности в средствах размещения. Результатом исследования является разработка и обоснование необходимости внедрения комплексного подхода к управлению безопасностью в средствах размещения, интегрирующего пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность, информационную безопасность, охрану труда.
Обсуждение и заключение. Управление безопасностью в средствах размещения требует комплексного подхода, включающего различные аспекты, начиная от физической безопасности до информационной и пожарной. Комплексный подход предполагает интеграцию основных элементов безопасности в единую систему, управление которой должно быть основано на постоянном мониторинге и анализе рисков, регулярном обновлении мер предосторожности, обучении персонала. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии концепции комплексного управления безопасностью в средствах размещения, развитии методологических основ с целью оценки эффективности систем безопасности. Практическая значимость состоит в возможности использования предложенного подхода для повышения уровня безопасности в средствах размещения, снижения риска возникновения угроз.
Философская антропология, философия культуры
Введение. Исследование популярной культуры в качестве источника права и средства распространения юридических знаний считается дискуссионным вопросом по причине интерпретационного разнообразия и недостаточной изученности рассматриваемого феномена. Целью работы является феноменологический анализ популярной правовой культуры в качестве основополагающего инструмента юридического просвещения.
Материалы и методы. Методологический базис исследования составляет феноменологический метод, терминологический анализ и систематизация данных, проведенные посредством междисциплинарных подходов (социологический, культурологический, психологический), а также ряд специализированных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой) для комплексного изучения феномена популярной правовой культуры.
Результаты исследования. Являясь зависимым компонентом в общей социальной системе, закон не может существовать в отрыве от культуры, в частности, популярной культуры, которая в значительной степени формируется и распространяется посредством СМИ. Привлечение медиасредств в структуры популяризации права подразумевает стирание границ объективности и легитимности информации, поступающей в массы, что требует глубокой проработки образовательных структур в области популярного права с развитием медиаобразования и медиаграмотности.
Обсуждение и заключение. Феноменологическое исследование понятия популярной правовой культуры дает возможности обосновать новое комплексное определение данному концепту с определением дальнейших путей развития научной мысли в области права, социологии, культурологии и медианаук.
Введение. Феномен массовой культуры проявлен в традиционных и экспериментальных формах публичного визуального высказывания. В контексте городской среды он определен как уличное искусство или стрит-арт. Особенности данного явления формируют специфичную эстетику, существенно влияющую на контекст архитектурных объектов, на образ города и его историческую традицию. Определяя данное направление современного искусства как нечто новое, влияющее на чувства и образ мыслей человека, мы причисляем его к формам общественных коммуникаций и подвергаем исследованию отношение жителей города к современному стрит-арту. Восприятие ими объектов современного искусства, не привязанных к эстетической норме, мало изучено. Вольное вмешательство урбанистического творчества в среду обитания человека затрагивает вопросы культурных и этических границ. Объектом исследования является уличное искусство. Предмет исследования — восприятие стрит-арта разными слоями населения. Цель исследования — выявить зоны потенциальной ответственности уличного художника перед целевой аудиторией — населением города. Задачи исследования — изучить культурный запрос городских жителей на формирование ряда ограничений и свобод авторов стрит-арта.
Материалы и методы. В исследовании применяются аналитический и эмпирический методы. Аналитический метод включил в себя ознакомление и анализ научной литературы по исследуемой теме. Эмпирическая составляющая работы представлена статистическим опросом населения г. Ростова-на-Дону в форме цифрового анкетирования. Этапы исследования: изучение истории и современных тенденций данного направления современного искусства; выявление популярных композиционных и тематических предпочтений художников, наиболее распространённых стилистических решений в стрит-арте; выявление особенностей восприятия жителями города произведений стрит-арта с помощью опроса-анкетирования по теме исследования.
Результаты исследования. Уличное искусство рассматривается как прием комплексного решения задач дизайна городской среды с помощью синтеза форм художественной выразительности и современных технологий, воспринимаемое жителем города как часть его жизни и каждодневной обыденности. Большинство респондентов понимают художественную ценность произведений стрит-арта, считают это направление искусством, в связи с этим особое их внимание направлено на оценку мастерства исполнения изображений или малых форм. При этом весьма неуместными, по мнению горожан, являются пропаганда и агитация в тематической составляющей объектов искусства. Исследование выявило неочевидный факт того, что подавляющее большинство жителей Южной столицы считает необходимым четко декларировать ряд обязательных требований к создателю объекта уличного искусства, в частности, к содержанию, художественной составляющей и размещению арт-объекта в общественном месте.
Обсуждение и заключение. Освещен культурный феномен стрит-арта в своем историческом развитии и в контексте восприятия данного явления зрителем как части его повседневности, который предъявляет особые требования к эстетике и функциональности произведений уличного искусства. Как показало исследование, жители города считают необходимым создание на время подготовки к фестивалю уличной культуры инициативной группы из представителей не только профессиональных сообществ, но и местного населения, наделенного полномочиями формирования ограничивающего регламента для авторов стрит-арта.
Религиоведение
Введение. В настоящее время традиционные научные подходы к пониманию патриотизма оказываются недостаточными и нуждаются в дополнении. Возникает необходимость выработки новых подходов и способов конструирования патриотических установок. Примером православных патриотических христианских установок может служить опыт Афонского монашества. Целью исследования является выявление роли и значения православного патриотизма Афона в формировании духовно-нравственных ценностей.
Материалы и методы. Применяется герменевтический метод анализа религиозных текстов и толкования Ветхого и Нового завета, теологических литературных и философских текстов. Методология основывается на когнитивном, конкретно историческом и семиотическом подходах к анализу православного христианского патриотизма. В контексте исследования когнитивный подход состоит в индивидуальном восприятии коммуникативных потоков православных ценностей Афона через Причерноморье на русские земли, в котором происходит формирование патриотического мировоззрения. В качестве аргументов приводится переписка духовников и материалы писем с Афона.
Результаты исследования. Проанализированы духовные истоки понятия патриотизма. Описана роль монашеской традиции, сложившейся на Святой Горе Афон, в формировании идеи христианского патриотизма, бытовавшего в Восточной Римской империи. Раскрываются внешне- и внутриполитические причины трансформации патриотизма в Византии в сторону отделения от него религиозного компонента. На материале памятников литературы и творений святых отцов осуществляется исторический обзор идей христианского патриотизма в русском православии – от Крещения Руси до современности.
Обсуждение и заключение. Крещение Руси, ее христианизация, при важной роли Афонского монашества, преобразила в русском самосознании и менталитете патриотизм в явление не социального или политического порядка, а в явление духовное, укрепляющее веру к Богу и ближнему, и своему Отечеству. Сделан вывод, что опыт Афонского монашества может рассматриваться как основание великого единения России и других православных стран, преодоление вражды, отчуждения и ненависти, нанесенных людям деструктивными влияниями.
Введение. Статья посвящена анализу поэтических произведений, содержащих философские идеи об умирании и смерти нескольких представителей отечественного символизма в художественной литературе первой четверти XX в. с целью поиска содержащихся в них христианских символов, принимающих в определённом контексте значение смерти. К основным задачам исследования относится поиск поэтических произведений об умирании и смерти наиболее известных поэтов и религиозных мыслителей Серебряного века: А.А. Блок, Вяч. И. Иванов, Д.С. Мережковский и А.Н. Белый, а также проведение религиозно-философского сравнения содержащихся в их произведениях представлений о смерти и христианских символах смерти с представлением о смерти В.С. Соловьёва как первого представителя философии и литературы данного периода. Ещё одной из важнейших исследовательских задач является выявление нехарактерных для христианского вероучения особенностей поэзии представителей символизма Серебряного века.
Материалы и методы. В качестве методов научного исследования получили применение описательный, исторический и герменевтический методы, позволяющие составить как можно более полную картину факторов, оказавших влияние на тематику поэтических произведений Серебряного века. Обращение к дедуктивному и индуктивному методам, а также методам анализа и сравнения, позволили выделить общее и особенное в исследуемых поэтических произведениях.
Результаты исследования. На формирование интереса русских поэтов и религиозных мыслителей Серебряного века оказали влияние несколько факторов как исторического, так и духовного характера, наиболее значимым среди которых стало творчество В.С. Соловьёва. В исследуемых произведениях А.А. Блока, Д.С. Мережковского, Вяч. И. Иванова и А.Н. Белого устанавливаются христианские символы, принимающие значение жизни и смерти, выделяются содержащиеся в них философские идеи, вступающие в расхождения с идеями общепринятыми в христианском вероучении.
Обсуждение и заключение. Обсуждение значения религиозно-философских идей о смерти, а также христианской символики смерти в художественной литературе представляет научный интерес не только для философии религии, но и для других гуманитарных дисциплин, о чем свидетельствуют работы социолога Б. Мари и филолога Л.В. Гармаш.
Теория и история культуры
Введение. Представлен неизвестный и ранее неопубликованный документ, хранящийся в Государственном архиве Республики Крым (ГА РК), — заметка младшего сержанта В.Н. Накиднева «Мастера смерти». Она была извлечена из материалов Крымской комиссии по истории Великой Отечественной войны, включенных в фонд П-156 и дело под номером 34. Заметка В.Н. Накиднева хронологически выпадает из объемного дела в количестве 208 листов, начатого в 1941 г. и оконченного в 1944 г., поскольку на ней стоит дата и подпись автора от 3 июня 1945 г. По-видимому, составление записки понадобилось В.Н. Накидневу в качестве документа, подтверждающего его пребывание в нацистском лагере смерти «Красный». После освобождения Красной армией г. Симферополя и расположенного на территории его района лагеря В.Н. Накиднев, числившийся в составе так называемых «бригадиров», оказался под подозрением СМЕРШ и в июне 1944 г. как бывший узник давал показания перед Крымской чрезвычайной государственной комиссией по поводу возможного сотрудничества с нацистскими оккупантами. Обвинение в коллаборационизме не было доказано, но благодаря судебному процессу появился архивный материал, который авторы данной статьи и предлагают вниманию читателя.
Материалы и методы. Применяются общетеоретические методы исследования. Основным методом исследования является обобщение и системный анализ заметки В.Н. Накиднева «Мастера смерти».
Результаты исследования. Автор заметки дает краткую характеристику своей жизни до заключения в концлагерь «Красный», описывает обстоятельства, при которых оказывается его узником, а впоследствии «освобожденным заключенным». Основное внимание В.Н. Накиднев уделяет тягостному пребыванию в «Красном», отмечая, что «лагерь здесь был жестоким».
Обсуждение и заключение. Установлено, что в заметке В.Н. Накиднева содержатся важные сведения об условиях содержания узников в концлагере «Красный» и информация о расстрелах участников подпольно-патриотического движения нацистами в апреле 1944 г. Публикация данного документа имеет актуальное практическое значение для современного понимания человеконенавистнической идеологии и политики неонацизма.
Введение. Статья посвящена исследованию механизмов вовлеченности зрителей в театральную подстановку в контексте двух направлений сценического искусства — иммерсивный театр и стендап-комедия. Актуальность исследования в том, что с развитием современных технологий происходят изменения во многих сферах общественной жизни, в том числе и в культурной. Цель работы — выявить общие черты и различия в подходах к увеличению зрительской вовлеченности, а также рассмотреть возможности их взаимовлияния и интеграции. Для достижения цели поставлены следующие задачи: проанализировать, какие технологии зрительского вовлечения существуют в театральных практиках и стендап-комедии, выделить и оценить успешные практики внедрения иммерсивных технологий в культурные проекты.
Материалы и методы. В рамках исследования анализируются примеры практической реализации механизмов повышения иммерсивности в театральных постановках и стендап-выступлениях, особенности взаимодействия с аудиторией, использования мультимедийных технологий и организации пространства. В исследовании применяются как общетеоретические, так и практико-ориентированные методы, а также семиотический и структурный анализ.
Результаты исследования показали, что синтез механизмов театра и стендап-комедии значительно повышает уровень иммерсивности проекта. Также было установлено, что межжанровые постановки, сочетающие в себе черты обоих направлений, уже становятся частью российского сценического пространства. Исследование подтверждает, что иммерсивность является ключевым трендом современного искусства, отвечая на запросы аудитории на интерактивность и сопричастность.
Обсуждение и заключение. Проведенный анализ кейсов может быть использован руководителями или артменеджерами культурных проектов, которые находятся на начальном этапе внедрения иммерсивных технологий в свои продукты. Тема применения технологий погружения в культурной сфере требует систематического изучения. Развитие иммерсивного театра требует не только технологических инвестиций, но и переосмысления традиционных подходов к драматургии, актерской игре и зрительскому участию. В будущих исследованиях может быть изучен вопрос расширенного применения современных технологий в культурной сфере, в частности — применение искусственного интеллекта.