Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Феномен популярной правовой культуры в рамках системы юридического просвещения

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-42-46

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Исследование популярной культуры в качестве источника права и средства распространения юридических знаний считается дискуссионным вопросом по причине интерпретационного разнообразия и недостаточной изученности рассматриваемого феномена. Целью работы является феноменологический анализ популярной правовой культуры в качестве основополагающего инструмента юридического просвещения.
Материалы и методы. Методологический базис исследования составляет феноменологический метод, терминологический анализ и систематизация данных, проведенные посредством междисциплинарных подходов (социологический, культурологический, психологический), а также ряд специализированных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой) для комплексного изучения феномена популярной правовой культуры.
Результаты исследования. Являясь зависимым компонентом в общей социальной системе, закон не может существовать в отрыве от культуры, в частности, популярной культуры, которая в значительной степени формируется и распространяется посредством СМИ. Привлечение медиасредств в структуры популяризации права подразумевает стирание границ объективности и легитимности информации, поступающей в массы, что требует глубокой проработки образовательных структур в области популярного права с развитием медиаобразования и медиаграмотности.
Обсуждение и заключение. Феноменологическое исследование понятия популярной правовой культуры дает возможности обосновать новое комплексное определение данному концепту с определением дальнейших путей развития научной мысли в области права, социологии, культурологии и медианаук.

Для цитирования:


Елизаров И.Ю. Феномен популярной правовой культуры в рамках системы юридического просвещения. Научный альманах стран Причерноморья. 2025;11(3):42-46. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-42-46

For citation:


Elizarov I.V. Phenomenon of Popular Legal Culture within the Legal Education System. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2025;11(3):42-46. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-42-46

Введение. В течение последних десятилетий феномен правовой культуры интенсивно изучается в различных юридических дискурсах, объясняя систему права как культурное достижение человеческого сообщества. Учитывая постулаты сравнительной культурной социологии права, разработанной М. Вебером в ХХ в., необходимо рассматривать правовую культуру и специфику общего права в контексте культурных различий разных стран и народов, что подтверждает размытость границ рассматриваемого концепта, выстраивающего точки соприкосновения между законом и общественной жизнью людей.

Согласно более генерализованной интерпретации понятия «правовая культура», она представляет собой ту культурную основу права, которая создает закон и которая необходима для придания значения закону [1]. В этой связи правовая культура воздействует на функции различных правовых источников, фактическую власть правовых субъектов и учреждений и т. д., что подразумевает слияние юридического, культурологического и социологического содержания.

Однако в данном контексте возникает проблема соотношения правовой и общей культуры. Несмотря на функциональную специфику правовых отношений, закон применяется практически ко всем сферам жизнедеятельности человека, поэтому разделение культуры на правовую и общую представляется достаточно трудной задачей.

Выделение популярной культуры в качестве отдельной области знаний, ценностей и убеждений подразумевает более узкое рассмотрение системы права, формирующей мировоззрение и поведение определенных слоев или групп людей посредством информационно-коммуникационных структур.

Недостаточная изученность концепта популярной правовой культуры обосновывается автономностью законодательства большинства государств, в которых правовая система занимает высшую ступень в иерархической системе управления, направленной на выстраивание субординационных отношений с народом. Однако все большее количество исследователей (Л.М. Фридман, Дж. Карилло, Р.К. Шервин и т. д.) приходят к выводу, что популярная культура представляет закон и непосредственно влияет на него [2]. Как отмечает Л.М. Фридман, правовая культура и популярная культура связаны между собой в способах передачи, объяснения и распространения содержательных компонентов правовых и социальных знаний [3]. Оба феномена могут взаимодействовать со средствами массовой информации с целью преобразования правовых концептов в доступные виды и формы для определённых лиц и сообществ.

Главной задачей науки является выход за рамки юридических знаний в сторону массового правового просвещения, что подразумевает взаимодействие формальной системы права с нечетким символичным содержанием популярной культуры, представляющей из себя ценности, опыт, сценарии и поведенческие установки, которые наиболее распространены в реальной жизни общества [4].

Таким образом, целью данного исследования является феноменологический анализ популярной правовой культуры в качестве основополагающего инструмента юридического просвещения.

Материалы и методы. Феноменологический метод в качестве стержня методологической базы направлен на углубленное изучение и описание сущности концепта популярной правовой культуры в контексте выстраивания объективной правовой реальности. Привлечение терминологического анализа позволяет выявить различия в смысловом содержании таких понятий, как: правовая культура, правовые традиции и ценности, народная и популярная культура, низкая и высокая культура.

Термин «правовая культура» относится к множеству различных идей, описывающих понимание права и «закона в действии» [1]. Юридические социологи понимают правовую культуру как ценности, мировоззрение и отношения, связывающие общество и закон [3]. Иногда сама правовая культура рассматривается как ценность и противопоставляется «варварству тоталитаризма», а также используется как синоним верховенства права [1]. С другой стороны, народная культура изначально включала в себя элементы правовой, подразумевая негласный свод правил и ритуалов, признанных символическими ориентирами общества (мораль, нравственность, религиозная догма и т. д.). В прежние времена низкой культурой была народная культура, которой противопоставлялась высокая культура, ориентированная на экспертную оценку элитарных групп (культурная элита общества [5]). Под воздействием СМИ и потребительской индустрии низкая культура стала массовой культурой или так называемой популярной культурой. На сегодняшний день популярная культура состоит в основном из материала, подготовленного профессионалами для широкой аудитории, поэтому популярная культура — это не столько культура народа, сколько культура для народа [4].

В отношении популярной правовой культуры терминологические вопросы до сих пор остаются нерешенными по причине отсутствия унифицированного подхода к определению данного понятия. В связи с чем привлечение междисциплинарных методов исследования (социологический, культурологический, психологический), а также специализированных подходов (формально-юридический, сравнительно-правовой), позволяет комплексно изучить феномен популярной правовой культуры с учётом множественных интерпретаций, международного опыта и отечественной культурно-правовой специфики.

Результаты исследования. В эпоху глобального распространения средств массовой информации человеческое сознание (ценности, опыт, когнитивные процессы и т. д.) адаптировалось к новым возможностям и требованиям коммуникационных технологий.

В одном из своих значений популярная культура отождествляется с реализацией медийных продуктов (телевидение, радиовещание, кинематограф, интернет), «тематически посвящённых закону, юриспруденции и правовой культуре в целом» [5, с. 151]. Электронные СМИ информируют граждан не только о происходящем в окружающем нас мире, включая распространение информации о законах и правовых конфликтах, они также помогают формировать наше мнение и отношение к этим процессам, т. е. человеческие ценности моделируются посредством пропаганды популярных визуальных представлений, потребляя различные шаблоны из массовой культуры для создания смысла. Когнитивные психологи называют подобные инструменты мышления «эвристикой» [6]. Сюда относятся наиболее распространенные прототипы, сценарии, модели поведения и принятия решений, которые мгновенно возникают в сознании при определенных обстоятельствах.

Следовательно, популярная культура становится основным источником повседневной информации и социализации, включая парадигму общения и убеждения, в рамках которой закон не является исключением.

Основной проблемой в информационных возможностях СМИ считается двойственность смыслов, с одной стороны, способная укрепить правовое сознание граждан, но, с другой, усиливающая скептицизм общественности в отношении способности закона вершить правосудие [4]. Ненадежность медиаисточников выражается в компилировании ложной и истинной информации, «создании историй, расходящихся с реальностью, целью которых является развлечение потребителей» [5, с. 152]. В этой ситуации объективность восприятия тех или иных продуктов популярной культуры ложится на реципиентов, самостоятельно решающих пассивно воспринимать информацию [5] или активно моделировать свои правовые представления посредством сравнения разных источников.

В этом контексте особое значение приобретает юридическое просвещение, которое подразумевает распространение юридических знаний, формирующих правовое сознание граждан, способствующих укреплению внутренних политических процессов государства, стимулирующих правомерные модели поведения индивидов, а также обеспечивающих эффективную правовую социализацию населения [7]. Как отмечает А.С. Доценко, имея самостоятельное значение, правовое просвещение напрямую коррелирует с такими концептами, как правовое сознание, правовая культура, правовое информирование и т. д., представляя право в более широком его понимании (политика, законодательство, культура и социум) [7].

Проводя параллель между популярной правовой культурой и правовым просвещением, можно выявить ряд общих функций и принципов: 1. Информационная; 2. Образовательная (воспитательная); 3. Регулятивная; 4. Идеологическая; 5. Разъяснительная (консультативная).

Главное различие заключается в том, что юридическое просвещение действует в рамках законодательных предписаний (регламентируется Федеральным законом №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ», Приказом Генпрокуратуры России №471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию», Федеральным законом №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и иными нормативными требованиями), в то время как популярная культура формирует обобщенное видение системы права и деятельности юристов, судей, должностных лиц, выявляя случаи нарушения профессиональной этики и субъективные интерпретации юридических смыслов.

У специалистов в области юриспруденции и права не остается иной возможности, кроме как адаптироваться к когнитивной среде, формируемой популярной культурой. Воздействуя на процесс восприятия людьми правовых событий, правовая культура не только упорядочивает обыденные концепции в отношении понятий «истины», «справедливости» и «нормы», но также предъявляет новые требования к участникам правовых отношений, которые вынуждены соответствовать ожиданиям населения.

В современном обществе «масс-медийной культуры» [8] информация и развлечения, факты и вымыслы, реальные события и стратегически построенные медиа-события, реальный закон и искусственно придуманное народное право смешиваются в единую систему [8]. В связи с чем основная предпосылка развития правовой системы основывается на том, что теория и практика права должны учитывать новые тенденции в области культурологии и социологии, распространение цифровых и коммуникационных технологий, а также различные политические и социоэкономические факторы, воздействующие на формирование популярных правовых представлений.

Значимым условием в процессе становления популярной правовой культуры является критический анализ общественного сознания, предполагающий междисциплинарный подход к выстраиванию институциональных, индивидуальных и массовых юридических идей и семантических концепций.

Как отмечалось выше, одним из ключевых принципов формирования общественного понимания мира является работа СМИ, поэтому усиление образа закона и права в популярной культуре может стать поворотным шагом при решении идеологических дилемм в системе убеждения.

Скандализация и развлекательность имеют основную ценность для СМИ, что следует учитывать в контексте выстраивания популярной правовой культуры. Развитие медиаобразования и медиаграмотности является базовым инструментом противостояния «информационному хаосу» [9, с. 97] в правовом обществе. «Медиаобразование призвано научить человека воспринимать и понимать информацию, осознавать последствия ее воздействия на психику человека, осваивать методы общения, основанные на вербальных и невербальных формах коммуникации с использованием технических средств» [10, с. 15].

Распространение основ медиаобразования напрямую коррелирует с формированием медиакомпетентности и медиаграмотности, что подразумевает «способность человека адекватно взаимодействовать с потоками информации в глобальном информационном пространстве: искать информацию, анализировать ее, критически оценивать и выбирать нужное во всем многообразии содержания и форм, распространяемых через различные средства связи» [10, с. 15].

Кроме того, медиаобразование имеет институциональное значение, обеспечивающее квалификационное развитие специалистов в области права, деятельность которых переходит в медиапространство с целью анализа, оценки и подготовки актуального правового цифрового контента.

Модернизация правовой культуры посредством включения СМИ в юридическое просвещение способствует усилению демократии и прав человека посредством привлечения граждан к социальной активности, политическим проектам и деятельности общественных организаций. Однако основное внимание следует уделять вопросам правовой грамотности населения с акцентом на критическое мышление в отношении медиаконтента [10].

Таким образом, феномен популярной правовой культуры представляет собой сложное многосоставное явление, объединяющее общую народную культуру, популярные представления, медиакультуру и правовые реалии, претерпевающие цифровую трансформацию и общественное переосмысление. В процессе популяризации правовой культуры ключевую роль играет правовое просвещение, выстраивающее объективный образ закона в сознании граждан, а также личную информационную избирательность, правовую ответственность и активные гражданские позиции. Неотъемлемым условием развития правовой культуры и юридического просвещения является медиаобразование, способное подготовить население к эффективной жизнедеятельности в условиях стремительного распространения информационных технологий с учетом изменяющихся правовых тенденций.

Обсуждение и заключение. Являясь продуктом общественных достижений, право неотрывно связано с культурой и всеми ее производными: популярная культура, медиакультура, профессиональная культура и т. д.

Как показало исследование, феномен популярной правовой культуры — относительно новое и недостаточно изученное явление в современной науке. На сегодняшний день отечественные и зарубежные изыскания предлагают разрозненные интерпретации данного понятия по причине его комплексности и вариативности, в связи с чем мы приходим к формированию собственного определения данного концепта.

Популярная правовая культура представляет собой объединение правовой культуры и популярных (массовых) представлений населения о законе и системе права, распространение и усваивание которых проходит в рамках общественных отношений и медиакоммуникаций посредством СМИ и иных медиасредств. Популярная правовая культура подразумевает высокий уровень информационности, что означает возникновение ряда интерпретационных рисков, связанных с искажением правовых явлений и знаний, в связи с чем обязательным условием развития данной системы является распространение юридического просвещения и медиаграмотности среди населения. Таким образом, изучение и развитие феномена популярной правовой культуры дает почву для дальнейших исследований и интерпретаций.

Список литературы

1. Michaels R. Legal Culture. Oxford Handbook of European Private Law. Basedow, Hopt, Zimmermann eds. Oxford University Press; 2011.

2. Carrillo J. Links and Choices: Popular Legal Culture in the Work of Lawrence M. Friedman. Southern California Interdisciplinary Law Journal. 2007;17(1).

3. Friedman L.M. Law, Lawyers, and Popular Culture. The Yale Law Journal. 1989;98(8):1579–1606. https://doi.org/10.2307/796606

4. Röhl K.F. Law and Popular Culture: Popular Legal Culture as Media Legal Culture, 2006.

5. Соловьева Ю.О. Право и популярная культура: аспекты и тенденции взаимодействия. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019;1:149–157.

6. Sherwin R. Law in Popular Culture. New York Law School; 2004. https://doi.org/10.1002/9780470693650.ch6

7. Доценко А.С. О понятии правового просвещения. Актуальные проблемы российского права. 2020;15(1):179‒188. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2020.110.1.179-188

8. Haltom W., McCann M. Distorting the Law: Politics, Media and the Litigation Crisis. Chicago: University of Chicago Press; 2004. https://doi.org/10.7208/chicago/9780226314693.001.0001

9. Медиасфера как пространство развития правовой культуры в современной России. Отв. ред. и сост. Н.Б. Кириллова. Москва: Академический проект; 2023:90–98.

10. Шуталева А.В., Голышева М.В., Циплакова Ю.В., Дудчик А.Ю. Медиаобразование и формирование правовой культуры общества. Перспективы науки и образования. 2020;3:10–22. https://doi.org/10.32744/pse.2020.3.1


Об авторе

И. Ю. Елизаров
Донской государственный технический университет
Россия

Елизаров Игорь Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры процессуальных и материальных механизмов правового регулирования формирования правовой культуры России, Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Рецензия

Для цитирования:


Елизаров И.Ю. Феномен популярной правовой культуры в рамках системы юридического просвещения. Научный альманах стран Причерноморья. 2025;11(3):42-46. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-42-46

For citation:


Elizarov I.V. Phenomenon of Popular Legal Culture within the Legal Education System. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2025;11(3):42-46. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-42-46

Просмотров: 10


ISSN 2414-1143 (Online)
12+