Перейти к:
Осмысление христианской символики смерти в поэзии Серебряного века
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-62-67
Аннотация
Введение. Статья посвящена анализу поэтических произведений, содержащих философские идеи об умирании и смерти нескольких представителей отечественного символизма в художественной литературе первой четверти XX в. с целью поиска содержащихся в них христианских символов, принимающих в определённом контексте значение смерти. К основным задачам исследования относится поиск поэтических произведений об умирании и смерти наиболее известных поэтов и религиозных мыслителей Серебряного века: А.А. Блок, Вяч. И. Иванов, Д.С. Мережковский и А.Н. Белый, а также проведение религиозно-философского сравнения содержащихся в их произведениях представлений о смерти и христианских символах смерти с представлением о смерти В.С. Соловьёва как первого представителя философии и литературы данного периода. Ещё одной из важнейших исследовательских задач является выявление нехарактерных для христианского вероучения особенностей поэзии представителей символизма Серебряного века.
Материалы и методы. В качестве методов научного исследования получили применение описательный, исторический и герменевтический методы, позволяющие составить как можно более полную картину факторов, оказавших влияние на тематику поэтических произведений Серебряного века. Обращение к дедуктивному и индуктивному методам, а также методам анализа и сравнения, позволили выделить общее и особенное в исследуемых поэтических произведениях.
Результаты исследования. На формирование интереса русских поэтов и религиозных мыслителей Серебряного века оказали влияние несколько факторов как исторического, так и духовного характера, наиболее значимым среди которых стало творчество В.С. Соловьёва. В исследуемых произведениях А.А. Блока, Д.С. Мережковского, Вяч. И. Иванова и А.Н. Белого устанавливаются христианские символы, принимающие значение жизни и смерти, выделяются содержащиеся в них философские идеи, вступающие в расхождения с идеями общепринятыми в христианском вероучении.
Обсуждение и заключение. Обсуждение значения религиозно-философских идей о смерти, а также христианской символики смерти в художественной литературе представляет научный интерес не только для философии религии, но и для других гуманитарных дисциплин, о чем свидетельствуют работы социолога Б. Мари и филолога Л.В. Гармаш.
Для цитирования:
Орленко О.А. Осмысление христианской символики смерти в поэзии Серебряного века. Научный альманах стран Причерноморья. 2025;11(3):62-67. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-62-67
For citation:
Orlenko O.A. Understanding the Christian Symbolism of Death in Silver Age Poetry. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2025;11(3):62-67. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-62-67
Введение. Обращение к христианской символике, было одной из характерных черт поэзии Серебряного века, поскольку именно в этот исторический период интеллигенция, в лице религиозных философов и поэтов, активно занималась осмыслением культурных и социально-экономических последствий революции в России. На смену надеждам на позитивные преобразования в обществе быстро пришла тревога за будущее родной страны и всего мира в целом, что не могло не отразиться на научных трудах и художественных произведениях того времени. Так, отечественный мыслитель С.Н. Булгаков, приветствовавший развитие революционных идей в России, через несколько лет после наступления революции не скрывал глубокого сожаления об их положительной оценке в прошлом: «Постепенно, по мере того как выявлялась духовная сущность русской революции в истории 1905–1907 гг., для меня становилась невозможна всякая связь с ней» [1, с. 88], но если работы С.Н. Булгакова отличала прямолинейность, то произведения А.А. Блока, напротив, изобиловали символами и метафорами, через которые поэт предпочитал выражать своё отношение к разным событиям, в том числе революции в России:
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века» [2, с. 376].
Поэты Серебряного века русской культуры придавали высокое значение интеллектуально развитым творческим личностям, деятелям искусства, которые, по их мнению, и должны были сыграть решающую роль в выводе страны из послереволюционного духовного кризиса, подобные высказывания делали их похожими на мыслителей эпохи Ренессанса. Так, представитель акмеизма Н. Гумилёв, по воспоминаниям английского писателя и журналиста Г.К. Честертона, в личной беседе с ним «… предложил, чтобы миром правили поэты» [3]. Однако первыми поэтами Серебряного века, которые считали, что выход из духовного кризиса возможен посредством свободы и творчества, были представители символизма: А.А. Блок, Д.С. Мережковский, Вяч. И. Иванов и А.Н. Белый. Деятели культуры Серебряного века считали, что символ есть «… мост в вечность, а смерть… необходимое звено, маркирующее границу перехода между земным и небесным» [4, с. 43].
Данные поэты пытались посредством христианских символов напомнить читателям о существовании Бога и загробного мира, черпая своё вдохновение из различных источников, таких как Священное Писание, которое они знали с детства, а также творчество философа и поэта В.С. Соловьёва, с которым они также были хорошо знакомы. Поскольку темы жизни и смерти были одними из основных тем творчества данного поэта, постольку символисты считали для себя особенно важным обратиться к ним в своих поэтических произведениях. К основным темам философского и художественного творчества В.С. Соловьёва принадлежали критика атеистических воззрений современной ему интеллигенции и связанная с данной темой проблема ухода в прошлое важнейших христианских ценностей, полезность существования умеренного страха перед смертью как регулятора поведения человека, а также признание таинственного характера смерти.
В стихотворении «Бедный друг, истомил тебя путь…» В.С. Соловьёв рассуждал об ограниченности земного бытия человека, неотвратимости смерти и вечности, которую можно найти только в Боге, а также в любви Творца ко всем своим творениям. Сам поэт, также как и последующие за ним представители символизма, отмечал, что христианство есть религия победы жизни над смертью, поэтому символы смерти в их поэтических произведениях одновременно принимали значение жизни в зависимости от контекста. Например, такие известные христианские символы как крест или цветок могли принимать одно из этих значений в зависимости от контекста своего применения. В стихотворениях В.С. Соловьёва «Родина русской поэзии поводу элегии «Сельское кладбище» и «Ответ на «Плач Ярославны»» смерть героев произведений символизировал крест, а в стихотворении «Метемпсихоза» символом смерти выступал цветок:
Погиб в огороде.
Из праха и тлена
Цветок вырастает,
К забытой могиле
Пчела прилетает…» [5, с. 158].
Признавая важность творчества В.С. Соловьёва для развития символизма в России, А.Н. Белый писал:
Тебе явился бог…
Ты нас будил: твоя рука сквозная
Приподымала рог» [6].
И наконец ещё одним важнейшим фактором, оказавшим значительное влияние на обращение отечественных поэтов к христианскому символизму, стало стремление напоминания соотечественникам о существовании Бога и загробного мира, что было связано с ростом атеистических воззрений в русском обществе, меняющим представления о жизни и смерти. Представители символизма считали, что утрата людьми религиозной веры грозила молодёжи потерей смысла жизни и была способна усилить чувство страха перед естественной смертью:
Судьба устала нас карать…
И наша жизнь тяжка без меры,
И тяжко будет умирать…» [7].
Материалы и методы. Применение описательного, исторического и герменевтического методов научного исследования позволило определить исторические и культурные факторы, способствующие формированию религиозно-философской проблематики поэзии символистов начала XX в., а также выделить в числе прочих факторов влияние идей В.С. Соловьёва. В свою очередь обращение к дедуктивному и индуктивному методам научного исследования, анализ и сравнение поэтических произведений А.А. Блока, Вяч. И. Иванова, Д.С. Мережковского и А.Н. Белого позволило установить общие и особенные черты в поэтических произведениях поэтов-символистов.
Результаты исследования. Для поэта А.А. Блока, также как и для философа В.С. Соловьёва, смерть представлялась тайной, недоступной живым людям, что получило отражение в его стихотворении «За гробом». Описывая в данном поэтическом произведении шествие похоронной процессии, поэт философски рассуждал о предсказуемости всего живого в мире и в то же самое время подчёркивал непредсказуемый характер смерти. В произведениях А.А. Блока и В.С. Соловьёва присутствовали различные христианские символы принимавшие значения как жизни, так и смерти. Так, в стихотворении А.А. Блока «Инок шёл и нёс святые знаки…» жизнь и смерть инока символизировал цветок, а в другом стихотворении поэта «Жду я смерти близ денницы…» символом смерти выступала звезда, свет от которой сопровождал процесс умирания человека. В поэтическом произведении А.А. Блока «О жизни догоревшей в хоре» значение смерти принимал такой христианский символ, как дверь:
Где вечный сумрак и хвала» [8].
Помимо А.А. Блока, поклонником и последователем поэтического творчества В.С. Соловьёва был поэт-символист и мыслитель Вяч. И. Иванов. В стихотворении «Таит покров пощады тайну Божью...» поэт так же, как и В.С. Соловьёв, обращался к теме необходимости присутствия в жизни человека умеренного чувства страха перед естественной смертью, который бы позволял ему строить свою жизнь в соответствии с христианским вероучением:
Пусть учит нас, что в горнах неба — холод,
Чтоб не был дух твой, гость Земли, расколот
И путник не блуждал по придорожью» [9, с. 401].
В поэтическом произведении Вяч. И. Иванова «Умер Блок», опубликованном в 1921 г. на смерть А.А. Блока, присутствовал такой христианский символ жизни и смерти как дверь, а в другом поэтическом произведении поэта — «Тризна Диониса» значения жизни и смерти принимали цветы:
Склонялся скорбный кипарис…
Обнажены, роптали лозы:
«Почил великий Дионис!» [10, с. 74].
Однако значительный научный интерес в данном поэтическом произведении Вяч. И. Иванова представляют не только цветы как символы жизни и смерти, помимо цветов в «Тризне Диониса» содержится также другой религиозный символ, принимающий в христианстве значение смерти, а именно кипарис. Сведения о том, что изображение кипариса издревле символизировало смерть приводили в своих работах русский религиозный философ А.Ф. Лосев и современный французский социолог Б. Мари: «Кипарис издавна был связан с похоронной культурой, поскольку использовался при бальзамировании тел, изготовлении гробов, украшения могил и домов во время траура. Кипарис упоминается в Библии в числе деревьев, растущих в райском саду (Иез 31:8)» [11, с. 39].
Обращение к темам жизни и смерти было характерно также для творчества ещё одного представителя символизма Серебряного века русской культуры — Д.С. Мережковского. В стихотворении «Двойная бездна» поэт демонстрировал христианское понимание смерти, представляя её как загадку, которую живущим не дано разгадать в полной мере. Однако не меньшей загадкой для Д.С. Мережковского представала сама человеческая жизнь:
Есть в мире здешнем — мир иной.
Есть ужас тот же, та же тайна —
И в свете дня, как в тьме ночной.
И смерть и жизнь — родные бездны:
Они подобны и равны,
Друг другу чужды и любезны,
Одна в другой отражены» [12, с. 54].
Так же, как и В.С. Соловьёва, данного поэта и религиозного мыслителя беспокоили рост атеистических воззрений в русском обществе, а также связанный с ним напрямую уход в прошлое важнейших христианских ценностей, главное место среди которых он отводил ценности любви человека к своему ближнему. Свои размышления по поводу данной проблемы Д.С. Мережковский изложил в поэме «Смерть», в которой сравнивал людей, утративших религиозную веру, с «цветами, лишёнными своих корней». Стремясь напомнить соотечественникам о христианской вере, мыслитель обращался в своих произведениях к христианской символике, передавая её значение для верующих прекрасным поэтическим языком. В стихотворении Д.С. Мережковского «Одуванчики» символом жизни и смерти выступали цветы:
Что это значит, не знают…
Кто это, сердце не спросит.
Ветер с холмов Галилеи
Пух одуванчиков носит.
“Блаженны нищие духом…”
Кто это, люди не знают.
Но одуванчики пухом
Ноги Ему осыпают» [13, с. 21].
В стихотворении поэта «Если розы тихо осыпаются» христианским символом смерти выступали не только цветы, но и погасшие звёзды:
Если звезды меркнут в небесах,
Об утесы волны разбиваются,
Гаснет луч зари на облаках…» [14].
Для другого поэта-символиста и крупного мыслителя Серебряного века — А.Н. Белого, философское осмысление жизни и смерти было одной из основных тем поэтического творчества, что получило своё отражение в стихотворениях «Восстание» и «Маскарад», в которых А.Н. Белый описывал мистический образ смерти схожий с образом смерти в изобразительном искусстве эпохи Возрождения:
Там косы сухая жердь: —
Входит гостья, щелкнет костью,
Взвеет саван: гостья — смерть» [15, с. 245].
Христианским символами жизни и смерти в стихотворении А.Н. Белого «Перед грозой», представала дверь, а в поэтических произведениях «Христос Воскрес», «Мой друг», «Друзьям» — крест и цветы:
Снесите ему цветок.
На кресте и зимой, и летом
Мой фарфоровый бьется венок» [16, с. 202].
Обсуждение и заключение. Несмотря на то что поэты-символисты пытались при помощи применения в своих произведениях христианских символов продемонстрировать собственные религиозные предпочтения, а также напомнить людям о важности религиозной веры, их поэтические произведения обладали определёнными особенностями, нехарактерными для христианского вероучения, к каковым относилось, например, пессимистическое отношение к жизни. Примерами такого взгляда служат стихотворения А.А. Блока «Мы все уйдём за грань могил» и Д.С. Мережковского ««Христос воскрес», — поют во храме…». Ещё одной особенностью поэтических произведений отечественных символистов являлась тяга к романтизации смерти, заимствованная ими из произведений европейских поэтов-романтиков XVIII в. Образы оживших мертвецов и их напрасных скитаний по земле присутствовали в стихотворениях Вяч. И. Иванова «Бессонницы» и «Восстание» А.Н. Белого.
Таким образом, на обращение к теме христианской символики смерти в творчестве поэтов-символистов оказали влияние несколько факторов: рост атеистических воззрений в русском обществе в первой четверти XX в., Октябрьская революция в России, а также философская проблематика поэтического творчества В.С. Соловьёва, избравшего проблему конечности земного бытия человека в качестве главной проблемы собственного поэтического и философского творчества. Среди христианских символов, принимающих значения жизни и смерти в исследуемых произведениях поэтов-символистов А.А. Блока, Д.С. Мережковского, Вяч. И. Иванова и А.Н. Белого выступали крест, цветок, звезда, кипарис и дверь.
Уникальность осмысления темы смерти в поэтическом творчестве отечественных поэтов-символистов заключалась в том, что им удавалось объединить христианское представление о смерти с пессимистическими идеями о жизни и европейским романтизмом.
Список литературы
1. Булгаков С.Н. Автобиографическое. Моя Родина. Pro et contra. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института; 2003. С. 55–188.
2. Блок А. Пушкинскому дому. Собрание сочинений. Т. 3. Стихотворения и поэмы 1907–1921. Москва–Ленинград: Государственное издательство художественной литературы; 1960. С. 376–377.
3. Кириллова Л. Секрет жизни в смехе и смирении». История писателя, который мог стать святым. Правмир. URL: https://www.pravmir.ru/sekret-zhizni-v-smehe-i-smirenii-istoriya-pisatelya-kotoryj-mog-stat-svyatym/?ysclid=mb8zak8nwb871336878/ (дата обращения: 29.05.2025).
4. Гармаш Л.В. Концепт «смерть» в творчестве русских символистов. В.: Филологический сборник. Вып. 20 / Сост. Е.А. Скоробогатова, И.И. Степанченко. Харьков: ХНПУ им. Г.С. Сковороды; 2015. С. 36–44.
5. Соловьёв В.С. Метемпсихоза. Стихотворения и шуточные пьесы. Ленинград: Советский писатель; 1974. С. 157–158.
6. Белый А. Владимиру Соловьёву. URL: https://pishi-stihi.ru/vladimiru-solovyovu-belyj.html/ (дата обращения: 04.06.2025).
7. Блок А.А. Накануне XX века. URL: https://stih.su/blok-a-a-nakanune-xx-veka/ (дата обращения: 04.05.2025).
8. Блок А.А. О жизни догоревшей в хоре. URL: https://stih.su/blok-a-a-o-zhizni-dogorevshey-v-khore/ (дата обращения: 04.05.2025).
9. Иванов Вяч. Спор. Поэма в сонетах. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. Брюссель; 1974. С. 401.
10. Иванов Вяч. Тризна Диониса. Поэзия Серебряного века: антология. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус; 2024. С. 73–74.
11. Мари Б. Пляска смерти, или История кладбищ. Москва: КоЛибри, Азбука-Аттикус; 2024. 256 с.
12. Мережковский Д. Двойная бездна. Поэзия Серебряного века: антология. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус; 2024. С. 54–55.
13. Мережковский Д. Одуванчики. Молитвы русских поэтов XX–XXI: антология / Авт. проект, сост. и биогр. ст. В.И. Калугина. Москва: Вече; 2011. С. 20–21.
14. Мережковский Д. Если розы тихо осыпаются… URL: https://merezhkovsky.click/lib/poetry/book/stikhotvoreniya-1883-1887.html (дата обращения: 03.06.2025).
15. Белый А. Маскарад. Собрание стихотворений 1914. Москва: Наука; 1997. С. 244–247.
16. Белый А. Друзьям. Собрание стихотворений 1914. Москва: Наука; 1997. С. 202–203.
Об авторе
О. А. ОрленкоРоссия
Орленко Ольга Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и мировых религий, Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
Рецензия
Для цитирования:
Орленко О.А. Осмысление христианской символики смерти в поэзии Серебряного века. Научный альманах стран Причерноморья. 2025;11(3):62-67. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-62-67
For citation:
Orlenko O.A. Understanding the Christian Symbolism of Death in Silver Age Poetry. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2025;11(3):62-67. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-62-67