Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Внутренний туризм как проводник развития российской идентичности

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-24-31

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. В России на протяжении веков формировалась особая идентичность, объединяющая различные культуры, традиции и этносы. В этом контексте специфика государственной политики всегда предполагала признание и уважение культуры и традиций народов, проживающих на территории страны, направленных на сохранение их самобытности. Настоящая статья посвящена обоснованию авторской гипотезы о том, что возведение проблемы развития внутреннего туризма в ранг национального проекта направлено на нациестроительство современной российской государственности и укрепление российской идентичности полиэтнического состава населения страны как единой нации. Целью статьи является экспликация вклада национального проекта «Туризм и гостеприимство» в укрепление и развитие российской идентичности как единого народа России.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основании источников, включающих нормативные и правовые акты Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, информационные статьи сайтов, посвященные рассматриваемой теме, исследования зарубежных и отечественных ученых в проблемном поле национальной идентичности, межкультурной коммуникации, развития туризма. Это позволило с использованием историко-философских, социологических и политологических концепций, диалектического метода, системного подхода, структурно-функционального анализа эксплицировать роль туризма как значимого фактора развития российской идентичности.
Результаты исследования. Применен принцип историзма для рассмотрения этапов становления национального проекта «Туризм и гостеприимство» с экспликацией его структуры и функций каждого проекта в его составе. Обозначены стимулирующие моменты по финансовому обеспечению реализации проектов. Показано, что помимо повышения уровня популярных туристских центров, национальный проект по туризму, с учетом вовлечение в его реализацию всех субъектов Российской Федерации, определяет стимул для превращения уникальных топосов, которыми чрезвычайно богата страна, и которые по сей день находятся за границами туристского обеспечения, в новые места притяжения туристских потоков.
Обсуждение и заключение. Рассмотрение национального проекта с точки зрения туристского погружения граждан России в саму сердцевину этнического разнообразия страны определяет его значение в качестве фактора, направленного на укрепление единства народа России. Комплексность национальных туристских маршрутов включает в себя тему основ российской государственности, способствует не только популяризации внутреннего туризма, но и играет определяющую роль по укреплению российской идентичности.

Для цитирования:


Минасян Л.А., Канеева А.В., Божко Д.О. Внутренний туризм как проводник развития российской идентичности. Научный альманах стран Причерноморья. 2025;11(3):24-31. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-24-31

For citation:


Minasyan L.A., Kaneeva A.V., Bozhko D.O. Domestic Tourism as a Conductor for the Russian Identity Development. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2025;11(3):24-31. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-24-31

Введение. Постсоветский период в России вывел за скобки устоявшийся в прежние времена термин «советский народ». Между тем на территории Российской Федерации проживают более 190 этносов, имеющих общий исторический опыт, где сохраняемое веками культурное многообразие народов помножено на общие духовные ценности, формирующие гражданскую идентичность. В связи с этим для достижения терминологической грамотности в случае уникальности российского государства правомерно говорить о российском народе как единой нации. Вопрос этот четко поставлен уже более двадцати лет тому назад выступлением Президента Путина на совещании по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Чебоксарах 05.02.2004 г.: «Мы имеем основание говорить о российском народе как о единой нации. Наши предки делали многое для того, чтобы мы чувствовали это единство»1.

В этой связи для достижения терминологической корректности следует остановиться на применимости понятий «мультикультурализм» и «инкультурализм» применительно к российской действительности. Термин «мультикультурализм» был введен в 60-х гг. прошлого века в Канаде как англо-французской стране для предотвращения сепаратистских настроений. С 1971 г. мультикультурализм становится основой государственной политики, направленной в первую очередь на смягчение напряжения между англоязычным и франкоязычным населением страны. Идеология мультикультурализма состояла в принятии равенства различных культур и прав разных культурных групп на свое развитие в рамках своих традиций, обычаев и языка внутри единого государственного пространства. В дальнейшем наблюдались попытки внедрения мультикультурной модели в ряде других стран (Австралия, Англия, Германия, США, Нидерланды, Швеция и др.), что диктовалось экономической необходимостью привлечения в страны миграционной рабочей силы.

Однако если в Канаде, Австралии концепция мультикультурализма оказалась достаточно приемлемой стратегией в государственной политике, то к 2010 г. в других странах все явственнее обозначили себя вызовы, связанные с обособленностью культурных групп друг от друга и повышению социальной напряженности в обществе [1, с.108–109]. На смену приходит понимание значимости концепции «инкультуральности», введенной американским антропологом Мелвиллом Херсковицем в 1948 г. Основной посыл, отстаиваемый автором, что находит отражение в самом термине, это недостаточность процесса социализации индивида в обществе, необходима адаптационная интеграция его в культурные коды, характерные для конкретной среды [2]. Инкультурация предполагает сохранение собственной этнической уникальности при одновременном погружении в новые культурные условия, что особенно важно в миграционных процессах.

Пока по настоящий момент ведутся дебаты в научных сообществах разных стран по вопросам контрадикции мультикультурализма и инкультуральности. В России с ее тысячелетней государственной историей такого противостояния практически не существовало. Это дает авторам статьи основание для утверждения, что в России имеет место уникальная модель общественного устройства, где вести рассуждения о мультикультаризме или инкультурализме по отдельности означает рассмотрение ряда аспектов и деталей (в подражании новомодным западным подходам) при утрате целостности и системности научного исследования. В России на протяжении веков формировалась особая идентичность, объединяющая различные культуры, традиции и этносы. Это особенное отношение очень точно выразила императрица Екатерина Великая, сказавшая: «Сколько Россия приняла народов, столько и сохранила».

Неверно также говорить о том, что мультикультурализм и инкультурализм в условиях России могут рассматриваться как дополнительные друг к другу процессы. Принцип дополнительности, сформулированный Бором в квантовой физике, подчеркивает дополнительность процессов, происходящих с одним и тем же объектом, но в разных конкретных ситуациях. В России же культурное разнообразие сочетается с общими гражданскими и духовными ценностями в рамках единой целостности. Подобный уникальный синтез исторически на протяжении веков формировался на основе положительной комплиментарности русского народа [3, 4] — от пассионарности царей и князей до добродушия и восприимчивого интереса простолюдинов к особенностям культуры других этносов, что сыграло определяющую роль в укреплении государства и расширению его границ.

Следует отметить достаточную устойчивость этого синтеза, этой духовной сплавленности, что подтверждено событиями, связанными со специальной военной операцией. Однако параллельно разворачивается величайшая трагедия Украины, оказавшейся разменной монетой в играх западных государств с культивированием откровенной русофобии. Это ставит задачу не просто уповать на позитивное наследие тысячелетний истории российской государственности, но и не забывать о том, что если на сегодняшний день можно надеяться на некоторое нивелирование в отстаивании программы глобализма в связи с приходом нового правительства в США, то не факт, что об исчезновении наций-государств и полном подчинении их транснациональному управлению, как это предрекается в работе Элвина Тоффлера «Третья волна» [5, 6], не вспомнится в ближайшее время.

Потому и деятельность в направлении нациестроительства в нашей стране остается одной из главнейших задач национальной безопасности государства. Cохраняются опасные тенденции внешнего влияния «для разрушения внутреннего единства, инспирирования и радикализации протестного движения, поддержки маргинальных групп и раскола российского общества. Все более активно применяются непрямые методы, направленные на провоцирование долговременной нестабильности внутри Российской Федерации»2. Потому в центре внимания постоянно должны фокусироваться все возможные пути для укрепления «традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России»3 (выделено нами).

Характерно, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации основным субъектом рассмотрения определяет именно народ России как единую нацию. Целью настоящей статьи является экспликация вклада национального проекта «Туризм и гостеприимство» в укрепление и развитие российской идентичности как единого народа России.

Материалы и методы. Исследование проводилось на основании источников, включающих в себя нормативные и правовые акты Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Изучены информационные статьи сайта Министерства экономического развития Российской Федерации, посвященные Национальному проекту РФ «Туризм и гостеприимство», сайтов «Национальные проекты», «Ассоциация туроператоров». Также изучались научные труды отечественных и зарубежных исследователей в проблемном поле национальной идентичности, межкультурной коммуникации, развития туризма.

Методология исследования основывается на историко-философских, социологических и политологических концепциях с использованием диалектического метода, системного подхода, структурно-функционального анализа, что позволяет эксплицировать роль туризма как значимого фактора развития российской идентичности. Использование принципа историзма позволяет рассмотреть этапы становления национального проекта по туризму.

Результаты исследования. Прежде всего следует остановиться на рассмотрении отличия между государственными программами, федеральными проектами и собственно национальными проектами, обозначение которых осуществлено совсем недавно — в 2020 г.

Несмотря на успешное развитие в России рыночной экономики, большую роль в последние десятилетия приобретают государственное регулирование и государственная поддержка важнейших отраслей хозяйствования. Основой государственного управления выступает стратегическое планирование социально-экономического развития страны.

В сложные для российской действительности 90-е гг. был принят Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»4, который утратил силу в связи с принятием закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (2014 г.)5, что восстанавливает утраченные приоритеты планового подхода развития экономики, социо- и техносферы в стране.

В этом ряду находится туристская сфера и индустрия гостеприимства. Еще до пандемийного периода и обострения политической ситуации в мире в Перечне поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 17 августа 2015 г.6, Правительству делегируется разработка изменений и внесение их в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»7. Задача состоит в переформатировании акцентов на активизацию развития внутреннего и въездного туризма. В соответствии с этим поручением разработана и утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 гг.)»8. На основе Концепции разработана Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г., принятая Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р9.

В Стратегии10 акцент сделан на развитии именно внутреннего туризма для российских граждан, с переориентации их с выездного туризма на путешествия по необъятной территории собственного отечества с сопутствующим экономическим эффектом, что, бесспорно, будет содействовать увеличению вклада туризма в ВВП страны. Понятно, что реализация данной цели Стратегии заключается в том, что помимо повышения уровня популярных туристских центров, дается стимул для превращения уникальных топосов, которыми чрезвычайно богата страна, в новые места притяжения туристских потоков.

И здесь, как нам представляется, очень важный момент! Мы имеем дело не просто с лозунгами о братском союзе народов, населяющих нашу страну, но и открываем возможности для непосредственного знакомства российских граждан со всем многообразием и в то же время единством духовно-нравственных ценностей с историческими и национально-культурными традициями этнических групп. Подобное взаимопроникновение способствует превалированию чувства интернационализма, патриотизма и гордости за величие своей Родины.

Государственное регулирование в Российской Федерации осуществляется посредством принятия следующих нормативно-правовых актов: Указ Президента → Концепция → Стратегия → Прогноз → Государственная программа → Федеральный или Региональный проект. Между тем с 2020 г. особую значимость приобретают национальные проекты. По сравнению с государственными программами, федеральными проектами, при всей их существенности, введение в регуляцию деятельности государства национальных проектов означает их более высокую комплексность, более масштабную значимость на национальном уровне. Впервые о национальных целях и стратегических задачах системно и четко изложено в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»11 с пролонгацией в Указе от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»12, в которых, однако, прямое упоминание о развитии туризма отсутствовало.

С 2018 г. национальные проекты федерального масштаба разрабатывались по трем направлениям — «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». Говоря об экономическом росте, невозможно недооценивать и вклад туристской отрасли в ВВП страны. В России туристская сфера, как это отмечается в Постановлении Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 02.12.2020 №546-СФ «О развитии внутреннего туризма в Российской Федерации», стимулирует рост «более 50 других отраслей экономики, создает напрямую минимум 2,5 млн рабочих мест, а с учетом смежных отраслей — около 7 млн рабочих мест»13.

В этом документе ставится вопрос об активной разработке национального проекта в сфере туризма, что уже на тот момент определялось Поручением, данным Президентом страны Национальному агентству по туризму (Ростуризму). В Постановлении определены конкретные вопросы, которые подлежат проработке при включении их в содержание национального проекта, также поставлена задача о совершенствовании нормативно-правового обеспечения отрасли. В 2021 г. после пандемийного периода, негативно сказавшегося на развитии туризма, в перечень нацпроектов включается еще одно направление — «Туризм и индустрия гостеприимства». С 2022 г. после упразднения Ростуризма полномочия по разработке проекта переданы в Министерство экономического развития Российской Федерации. Но уже к этому времени была предложена структура национального проекта, включающего три федеральных проекта «Развитие туристской инфраструктуры», «Повышение доступности туристских продуктов», «Совершенствование управления в сфере туризма». В настоящее время Координирующим органом национального проекта «Туризм и гостеприимство» является Комитет Государственной Думы по туризму и развитию туристской инфраструктуры.

Стимулирующим моментом по реализации проектов является обеспечение их государственными денежными инвестициями. Так, проект «Развитие туристской инфраструктуры» предусматривает:

1) льготные кредиты на строительство и реконструкцию отелей и санаториев с четкой конкретизацией условий получения кредита;

2) гранты на развитие туристических проектов в регионе (через заявку в местную администрацию);

3) субсидии на создание модульных отелей (на приобретение и монтаж модульного некапитального средства размещения) с конкретизацией условий получения кредита;

4) строительство инфраструктуры к туристским кластерам14.

В 2021 г. на ФП «Развитие туристской инфраструктуры» выделено 29,9 млрд рублей, в 2022 г. 38,8 млрд рублей, в 2023 г. — 41,9 млрд рублей, в 2024 г. — 41,8 млрд рублей15.

В Послании Президента Федеральному Собранию, состоявшегося 29 февраля 2024 г., уделено внимание развитию туризма в стране и прогнозированию увеличение турпотока до 2030 г. в два раза, вклада туристской отрасли в валовой внутренний продукт до 5 процентов16. Уже в 2022 г. была поставлена задача разработки мастер-плана по развитию туризма в РФ. Мастер-план — это градостроительный документ долгосрочного стратегического планирования, который определяет концепцию будущего развития территории. То есть очевидно согласование, синхронизация стратегии развития туризма и стратегии пространственного развития Российской Федерации. Потому как мастер-план включает в себя не только архитектурные решения, но и социально-экономические, экологические и др. А опора на пространственное планирование позволяет учесть природные, историко-культурные и инфраструктурные особенности территорий, в том числе те, которые имеют достаточный потенциал, но индустрию туризма в должной мере не освоили. Предполагались два уровня мастера-плана по развитию туризма — Федеральный, который охватывает все субъекты РФ; макрорегиональный — с объединением «12 макрорегионов, или основных туристических брендов, которые аккумулируют 80 % туристического спроса» [7].

В 2024 г. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» окончательно анонсирован сроком на 2024–2030 гг. с корректировкой названия. В структуру обновленного нацпроекта «Туризм и гостеприимство» войдут 5 федеральных проектов:

1. «Создание номерного фонда, инфраструктуры и точек притяжения».

2. «5 морей и озеро Байкал».

3. «Производство отечественной продукции для туристкой индустрии».

4. «Туристическая привлекательность страны».

5. «Кадры для туризма» [9].

Обсуждение и заключение. Авторы [8] отмечают: «Обращаясь к национальной политике времен СССР, следует отметить, что поколения советских людей <…> жили по правилам взаимоуважения, веротерпимости, соучастия. <…> Ксенофобией бо́льшая часть людей, проживающих в огромной стране, не страдала. <…> После распада СССР эта сложившаяся национальная идентичность «советский народ» была постепенно утрачена, замены ей на территории Российской Федерации к 2017 г. так и не создано» [8, с. 104]. Сегодня многие исследователи указывают на то, что глобализация и распространение цифровых технологий создают новые вызовы, которые могут угрожать единству многонационального населения России [10–14]. Особенно под прицелом оказывается молодежь страны, активно потребляющая глобальный контент, под воздействием которого может ослабевать связь с национальными традициями, языками и обычаями [12].

Следует сказать, и события последних лет служат этому доказательством: народы страны неизмеримо в большей степени связаны общей судьбой, что определяет основу для утверждения их гражданской идентичности, которая не утрачена по сей день. Мы разделяем мнение авторов, что «после 1991 г., в период постсоветской трансформации, произошли существенные изменения в обществе. Российское общество пережило смену коллективистической культуры на индивидуалистическую. Тем не менее «в сфере духовности и ценностей изменения происходят медленнее, и полная переориентация в системе ценностей россиян не произошла» [10, с. 9]. Авторы [8, 12] предлагают определенные направления деятельности в сфере образования, работы с молодежью, воспитания толерантности, совершенствование в этом вопросе СМИ и произведений искусства.

Мы же хотим обратить внимание на то, что в комплексе всех этих направлений важную роль может играть туристское погружение в саму сердцевину этнического разнообразия страны. Рассмотрение национального проекта именно с этой точки зрения демонстрирует существо предпосылок для укрепления единства народа России через более пристальное знакомство людей разных национальностей и вероисповедания друг с другом, что на первый взгляд оказывается скрытым за финансовыми составляющими проекта. Потому правомерна корректировка названия национального проекта с акцентом именно на гостеприимство как межкультурного взаимодействия высокой социальной значимости [15].

Отмечается, что совокупные расходы на нацпроект в 2025–2030 гг. могут составить 3,56 трлн руб. в базовом сценарии, при этом 2,8 трлн рублей правительство собирается привлечь из внебюджетных источников. Из Федерального бюджета — 501,1 млрд рублей, также привлекаются региональные бюджеты в размере 260 млрд рублей17. Важно, что планируется сохранение механизма единой региональной субсидии. Как отметил министр экономического развития России Максим Решетников: «по ней и по субсидии на модули предлагаем с 2025 года придерживаться пропорции софинансирования с регионами 70 на 30» [9].

Вовлеченность всех субъектов Российской Федерации в реализацию нацпроекта — это мощнейший проводник развития российской идентичности. Именно на региональном уровне можно более обстоятельно представить многоцветье культур населения России, включая коренные малые и автохтонные народы Севера, Сибири, дальнего Востока, их образы хозяйствования, промыслов, культурных кодов. Предпринятая в национальном проекте стратегия на создание туристской инфраструктуры становится дополнительным звеном в консолидации общества «вокруг общих ценностей, которые формируют фундамент государства»18. Для более широкой вовлеченности регионов правительством РФ в рамках проекта была запущена программа национальных туристских маршрутов (НТМ) Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. №2086 «Об утверждении Правил определения национальных туристских маршрутов»19.

В настоящее время функционируют уже 56 НТМ, объединяющих 50 регионов страны20. Комплексность НТМ с требованием охвата маршрутом не менее трех туристских ресурсов определенной тематической направленности дает возможность широкого представления в туре объектов, связанных с важнейшими событиями российской истории и их связи с этнокультурными ценностями туристского локуса. Тем самым национальные туристские маршруты включают в себя факты об основах российской государственности: роль ключевых исторических личностей и событий, что служит раскрытию историко-культурного потенциала регионов, параллельно вызывая у туристов уникальные этнографические впечатления.

Тема основ российской государственности, интегрируясь в разработку туристских маршрутов, способствует не только популяризации внутреннего туризма, но и играет определяющую роль по укреплению российской идентичности. Разработка и реализация Национального проекта «Туризм и гостеприимство» направлены на сохранение культурного суверенитета России, укрепляют взаимопонимание между различными этническими и религиозными группами, усиливают единение многонационального общества страны.


1 Путин: российский народ является единой нацией. URL: https://ria.ru/20040205/521146.html?ysclid=m70ngm1zma919575200 (дата обращения: 15.01.2025).

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 15.01.2025).

3 Там же.

4 Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8100 (дата обращения: 13.01.2025).

5 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630 (дата обращения: 14.01.2025).

6 Перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/69735 (дата обращения: 14.01.2025).

7 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/10273 (дата обращения: 13.01.2025).

8 Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 872-р. URL: http://government.ru/docs/32585/ (дата обращения: 10.01.2025).

9 Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/?ysclid=m1rzwpfwuc242988208 (дата обращения: 10.01.2025).

10 Там же.

11 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 14.01.2025).

12 Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 14.01.2025).

13 Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 02.12.2020 № 546-СФ «О развитии внутреннего туризма в Российской Федерации». URL: https://npalib.ru/2020/12/02/postanovlenie-546-sf-id102275/?ysclid=m1s6rzf5i2646948745 (дата обращения: 14.01.2025).

14 Федеральный закон от 13.07.2024 № 177-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50839/ (дата обращения: 17.01.2025).

15 Туризм и индустрия гостеприимства. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/turizm (дата обращения: 02.02.2025).

16 Послание Президента Федеральному собранию, 29 февраля 2024 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585 (дата обращения: 17.01.2025).

17 Более 3,5 трлн рублей могут составить расходы на обновленный нацпроект по туризму. URL: https://www.interfax-russia.ru/tourism/news/bolee-3-5-trln-rubley-mogut-sostavit-rashody-na-obnovlennyy-nacproekt-po-turizmu (дата обращения: 10.02.2025).

18 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 15.01.2025).

19 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 202l r. № 2086 «Об утверждении Правил определения национальных туристских маршрутов». URL: https://www.static.government.ru/media/files/3HfcGTzeAzf3nZJLmFhZCi5fk7srZv6k.pdf (дата обращения: 10.02.2025).

20 Национальные туристические маршруты. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/reestry_turizm/nacionalnye_turisticheskie_marshruty/ (дата обращения: 10.02.2025).

Список литературы

1. Клепикова С.Л., Климов С.Н. Стратегия мультикультурализма: вызовы и противоречия. Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018;18(2):108–113. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2018-2-108-113

2. Melville J. Herskovits. Man and His Works: The Science of Cultural Anthropology. 1948. URL: https://archive.org/details/manhisworksscien0000melv/page/n7/mode/2up (accessed: 02.02.2025).

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Москва: Азбука; 2023. 880 с.

4. Ильинова Н.А. Осмысление комплиментарности Л.Н. Гумилева как фактора исследования межэтнического взаимодействия. Социально-гуманитарные знания. 2015;9:118–127.

5. Тоффлер Э. Третья волна. Москва: Изд-во ACT; 2004. С. 6–261.

6. Minasyan L., Kaneeva A., Leshcheva O., Lemeshko G. Globalism, controlled chaos and values. E3S Web of Conferences. 2022;363:03016. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202236303016

7. Нейман С.Ю., Кациель С.А. Формирование этнической толерантности в молодежной среде. Научно-педагогическое обозрение. 2017;18(4):102–111. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2017-4-102-111

8. Ассоциация туроператоров. Туристический мастер-план России до 2035 года. URL: https://www.atorus.ru/node/50176?ysclid=m20qcyet5q159183427 (дата обращения: 25.06.2024).

9. Представлена структура обновленного нацпроекта «Туризм и гостеприимство» до 2030 года. URL: https://lenta.ru/news/2024/06/25/turizm/ (дата обращения: 25.06.2024).

10. Афанасьева Н.В. Традиционные ценности как гарант национальной безопасности. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(4):7–11. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-4-7-11

11. Безвесельная З.В. Фундаментальные ценности русской культуры: история и современность. Социально-гуманитарные знания. 2016;8:34–43.

12. Финько М.В. Традиционные ценности в системе координат современной российской молодежи. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(4):12–17. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-4-12-17

13. Дробижева Л.М., Рыжова Л.В. Общероссийская идентичность в социологическом измерении. Вестник российской нации. 2021;1–2(77–78):39–52.

14. Мчедлова М.М., Саркисян О.Л. Гражданская идентичность: разнообразие смыслов и достижение солидарности. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021;23(4):648–658. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-4-648-658

15. Вейнмейстер А.В. Гостеприимство: к определению понятия. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013;16(2):147–153.


Об авторах

Л. А. Минасян
Донской государственный технический университет; Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
Россия

Минасян Лариса Артаваздовна, доктор философских наук, профессор кафедры сервиса, туризма и индустрии гостеприимства, Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1); профессор кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления, Российская академиия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70)



А. В. Канеева
Донской государственный технический университет
Россия

Канеева Анна Витальевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры мировых языков и культуры, Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Д. О. Божко
Донской государственный технический университет
Россия

Божко Даниил Олегович, аспирант кафедры сервиса, туризма и индустрии гостеприимства, Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Рецензия

Для цитирования:


Минасян Л.А., Канеева А.В., Божко Д.О. Внутренний туризм как проводник развития российской идентичности. Научный альманах стран Причерноморья. 2025;11(3):24-31. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-24-31

For citation:


Minasyan L.A., Kaneeva A.V., Bozhko D.O. Domestic Tourism as a Conductor for the Russian Identity Development. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2025;11(3):24-31. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-24-31

Просмотров: 16


ISSN 2414-1143 (Online)
12+