Философская антропология, философия культуры
Актуальность обращения к исследованию развития культуры в мировом масштабе обусловлена тем, что в современный период ни один народ, регион, страна не могут существовать изолированно. Перед лицом новейших вызовов глобализации (пандемия, экологический кризис, угроза техногенных катастроф и т.д.) все страны должны объединить свои усилия в решении мировых проблем. Автор предлагает структурно-системный подход к анализу сущности феномена культуры. Отсюда целью исследования является анализ культуры как сложно структурированной системы. В статье культура рассматривается по аналогии с моделью «культуры-айсбергом», состоящем из разных ярусов и пластов. Внимание автора сосредоточено на анализе процесса формирования верхнего (мирового) яруса человеческой культуры. Данный ярус культуры представляет собой систему идей, идеалов, знаний, норм и ценностей, которые принимаются большинством стран мира. Принятие данной системы значений и смыслов мировой культуры – важный шаг на пути преодоления межкультурных барьеров коммуникации. Так, автор обращает внимание на тот факт, что хотя страны Причерноморья с древних времен объединены общей культурной историей, политическими и торгово-экономическими связями, тем не менее барьеры для взаимопонимания до сих пор не устранены. Поэтому сегодня очень важно, чтобы все народы осознали необходимость поиска способов и технологий для формирования общезначимого языка мировой культуры.
Исследуются особенности дагестанского менталитета, дается характеристика традиционной системы обычного права, воплотившейся в адатах и шариате, делается вывод об их прямом влиянии на формирование менталитета народов Дагестана. Анализируется целый ряд обычаев и традиций народов Дагестана, в том числе такие общественные институты, как гостеприимство, куначество, побратимство, аталычество и другие, воплотившие в себе самобытность, национальную психологию и менталитет горцев. Обосновывается созидательное, гуманистическое начало традиционной национальной культуры Дагестана и подчеркивается ее ключевая роль в консолидации народов Дагестана и укреплении добрососедских отношений с народами Северного Кавказа. Анализ истоков традиционной дагестанской культуры позволяет лучше понять и принять особенности современного дагестанского менталитета. его специфику и уникальность.
Из множества тем, связанных с проблемой развития культуры, ее традиций и ее роли в современной жизни актуальными являются темы, относящиеся к народному искусству. Народное искусство как часть культуры представляет собой богатый комплекс многих явлений, составляющих в совокупности сущность понятия, народная традиция, явлений, по своей зрелищности особенно заметных в культурном наследии народа. Это касается народного искусства как традиционного, так и современного. Последнее в большинстве своем корнями уходящее вглубь истории, носит еще живой след прошлого и тем самым является формой ожившей традиции. Связь с прошлым и преемственность проявляются в народном искусстве значительно сильнее, чем в какой-либо другой области народной культуры. Эта особенность народного искусства в период прогрессирующей универсализации культуры определяет его роль в развитии современной национальной культуры. Основное значение имеет устойчивость феномена художественного народного творчества, а также его жизненность как в материальном воплощении, так и в разных общественно-экономических и культурно-идеологических проявлениях.
Статья посвящена анализу волонтерской деятельности во время кризиса социальной жизни – пандемии коронавирусной инфекции. Ситуация массового стресса и страха в период изоляции запустила механизмы психической нестабильности, повышенной эмоциональности, а также разрыв социальных связей, что крайне негативно сказывается на психическом и физическом здоровье человека. И только добровольцы пытались и пытаются компенсировать утраченную социальность посредством социальности, актуальной в кризисной ситуации человеческого существования. Поскольку вирус продолжает стремительно распространяться по всему миру, в том числе и в России, телемедицина является важной стратегией снижения риска для медицинских работников, пациентов и их семей. Ситуация с распространением коронавирусной инфекции предполагает сокращение физических контактов, что способствует возникновению новой стратегии волонтерства – виртуального волонтерства, которое способно разгрузить психоэмоциональную обеспокоенность, а также взять на себя миссию просветительской работы с населением. Виртуальное добровольчество может служить посредником между межличностным физическим контактом волонтеров и лиц, нуждающихся в помощи добровольцев. Следует отметить, что создание инфраструктуры для виртуального добровольчества во время этой пандемии может быть применимо и в будущем. Как во время, так и после пандемии виртуальное добровольчество может защитить пациентов и добровольцев с ослабленным иммунитетом, изолированных или иным образом подверженных высокому риску, продолжая при этом позволять им либо получать, либо предоставлять психологические и информационно-просветительские услуги.
Если говорить о науках, так или иначе связанных с исследованием человека, то необходимо принимать во внимание, что по предмету исследования все науки делятся на естественные, гуманитарные и технические. Но несмотря на их некоторую специфику, во всех этих науках наблюдается специализация и интеграция. Тем не менее, проблемный характер ориентации современной науки инициировал развёртывание междисциплинарных и комплексных исследований. Исходя из того что принципиальной особенностью человека от всех живых существ, являются его отличия по взаимодействию с окружающей средой, актуальным, с нашей точки зрения, становится акцентирование изучения человека в междисциплинарном аспекте с позиций его производственной, созидательной жизнедеятельности, которая становится все более обширной и одновременно небезопасной. Поэтому важно при системной оценке естественно-гуманитарных характеристик человека отразить также характеристики, отражающие физиологические и психофизиологические особенности его деятельности. В этой связи нам представляется целесообразным кратко охарактеризовать сущность учения о витагуманологии (лат. vita – жизнь, англ. human-человек, греч. логос – мысль). В связи с тем, что существенной составляющей жизни человека является его деятельность, витагуманология, может рассматриваться как одно из направлений биосоциологии, изучающее физиологические, психофизиологические и ноксологические аспекты деятельности человека в окружающей среде. Коннектирующую роль между естественно-научным, гуманитарным могут выполнять такие области знаний как экология, гигиена, психология труда, физиология труда, эргономика и т.д. Витагуманология может рассматриваться как одно из направлений биосоциологии, направленное на системно-ориентированное и интегративное изучение биолого-социальных, медико-социальных, медико-профилактических, ноксологических и психологических основ жизни и деятельности человека в окружающей и производственной среде.
Актуальность представленной статьи обусловлена протекающими на мировом пространстве процессами глобализации, включающими явную сегодня постиндустриальную технократию. Возникающий в этих условиях кризис индивидуального сознания, в первую очередь, отражающийся на молодежи, требует выведения новых дидактических формул. Методы в этом случае включают: наблюдение, аналитическое сопоставление, синтетическое структурирование. Народная педагогика на Северном Кавказе (в частности, у адыгов), представляемая в статье как возможный методологический выход, способна помочь в формировании и в привитии подростку требуемой системы ценностей, минуя имеющуюся в РФ осложненность: 1) двуязычием и 2) социумом. Основной целевой установкой выступило исследование теоретико-методологических основ национальной (в частности, адыгской) этнопедагогики как насыщенного дидактического ресурса, изучение коего содействует достижению тактических образовательных задач. Как было выявлено в ходе исследования, включение этнопедагогических средств в образовательную схему затрудняется сегодня вследствие недостаточной прикладной изученности. Привитие индивидуальных доминант во все времена четко связано общенародными убеждениями носителей языка, что прямым текстом воспроизводится в этнических методиках. Тем самым, в целом: 1) в педагогической практике по возможности следует опираться на этнопедагогические сведения предыдущих поколений, но 2) при этом необходимо привитие учащемуся интереса к научному знанию и процессу.
Научно-техническая революция прошлого и нынешнего веков вызывает глобальные изменений, способствует взаимосвязи континентов, стран и людей. Граждане преодолевают национальные, социальные и языковые различия. Изучая языки, мы познаем мир и создаем свои собственные языковые миры, и уже через них узнаем много нового о языковой картине миры в целом. Рассмотрен болгарский язык как один из языков большой семьи славянских языков, являющихся частью индоевропейских языков. Как и любой другой язык, болгарский – историческое явление. Он возник как самостоятельный язык со своими типичными и отличительными чертами на определенном этапе развития диалектов славянских племен. За многовековое существование болгарский язык претерпел заметное развитие. Происхождение болгарского языка можно найти в далеком прошлом, и его постепенное развитие продолжалось на протяжении многих веков. В его развитии не было резких скачков и переходов от одного качества к другому, что и рассмотрено в нашем исследовании.
Религиоведение
Диалог конфессий в контексте межкультурных отношений безусловно занимает особую роль в истории мировой цивилизации в целом, и в частности, стран с поликультурной и поликонфессиональной составляющей. Следовательно, сейчас, в период глобализации, к числу главных задач современного Российского общества относится сохранение поликультурного и поликонфессионального исторического наследия всех народов России, предотвращение возможных конфликтов, формирование в социуме атмосферы уважения к культурным ценностям. В исследовании затрагивается проблема диалога культур в традиционном «измерении» и в «киберпространстве». Отмечено, что идея диалога как формы межкультурного взаимодействия даёт возможность рассматривать проблемы межконфессиональных отношений в системе культуры. Сделана попытка определить название цифровой среде – «кибермир», и ввести её в научный оборот как философскую категорию для обозначения цифровой среды. Предложен подход к пониманию межкультурных отношений как диалога конфессий, что позволяет рассматривать религию как объединяющий фактор культур. Показано, что цифровизация способствует диалогу как межконфессиональному, так и межкультурному, создавая дополнительную среду – кибермир с интенсивной скоростью информационного потока. Во избежание ассимиляции религий в потоке информации в киберпространстве необходима кросскультурная и религиозная грамотность. Подчеркнуто, что именно религия есть фактор, объединяющий культуры и консолидирующийся в межконфессиональном диалоге как в социальном, так и киберпространстве.
Рассматриваются понятия эзотеризм и экзотеризм в контексте религиозно-философских учений XX века. В центре внимания автора – теософия Е. Блаватской, А. Безант, «живая этика» Рерихов, антропософия Р. Штайнера, традиционализм Р. Генона, учение о «Розе Мира» Д. Андреева, а также эзоте-рическое христианство Б. Муравьева. Анализируя работы Н. Бердяева, автор приходит к выводу, что для мыслителя мистическое и есть эзотерическое (внутреннее), переживание, состояние, которое практически не передается с помощью понятий в противовес теология, которая экзотерична Господство новой религиозности Н.А. Бердяев связывает с формированием синтетического религиозного учения, основанием которого станет сознательная мистика, мистический реализм, противоположный здравому смыслу и оправданный разумом.
Раскрываются религиозная деятельность чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева. Кунта-Хаджи излагал свои взгляды устно, читал проповеди своим последователям, демонстрируя практику исполнения ритуала, связанного с тарикатом кадирийа, зачинателем которого он стал в Чечне. Письменно учение Кунта-Хаджи зафиксирована в нескольких арабографических текстах, которые были изданы в царский период в начале ХХ века в частных типографиях Дагестана. Эти работы были редкостью, что ограничивало возможности широкого их анализа и вовлечения в научный оборот. Только в конце 90-х гг. ХХ века они стали издаваться на арабском и чеченском языках, что позволило шире использовать, оценивая содержательные аспекты учения Кунта-Хаджи. Ценным в его учении являются идеи, призывающие к миру, осуждению войны, насилия, очищению от греховных поступков, духовному совершенству, поиску пути, ведущего к Богу.
Показаны некоторые направления развития мусульманской уммы Карачаево-Черкесии во втором десятилетии XXI века после проведения Восьмого отчетно-выборного съезда мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья. Дается обзор положения дел в Духовном управлении КарачаевоЧеркесии и Ставрополье в конце нулевых. Наряду с очевидными достижениями, позволившими муфтияту занять достойное место в социальной структуре республики, к этому времени накопился серьезный комплекс противоречий, требующих проведения реформы системы управления муфтиятом. Прежде всего, стояла задача восполнить человеческие потери – за несколько лет были убиты видные духовные лидеры, пользовавшиеся большим авторитетом в местной умме. Кроме того, необходимо было привлечь к работе в муфтияте представителей молодого образованного духовенства. Важной задачей было не допустить раскола духовного единства в условиях выхода из состава муфтията ставропольской уммы, образовавшей собственный муфтият. Также подробно рассматривается система администрирования, созданная после Восьмого отчетно-выборного съезда мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья. Критерием ее эффективности стала работа по противодействию идеологии экстремизма и терроризма. Наличие в системе уравления муфтиятом образованного духовенства позволило достойно противостоять агитации приверженцев запрещенных на территории России организаций и не допустить формирования у членов экстремистских ячеек ореола «поборников и правды» и «защитников справедливости». Негативной стороной созданной схемы управления муфтиятом стала некоторая стагнация: за десять лет органы управления практически не обновлялись. Неудачей завершилась попытка создания собственного сайта. В этот же период в республике продолжали появляться незаконные вооруженные формирования сторонников религиозной экстремистской идеологии, ликвидация которых требовала значительных усилий правоохранительных органов.
Теория и история культуры
Рассматриваются медикосоциальные особенности и последствия Крымской войны (1853 – 1856 гг.). На основе историко-генетического метода исследования, анализируется процесс создания системы здравоохранения армии, проблемы коррупции в контексте истории Великобритании, Османской и Российской империй в середине XIX в. В годы Крымской войны общественное здравоохранение, подготовка медицинских сестёр, здравоохранение армии стали новой сферой медицины. Следствием Крымской войны стало становление женской медицинской деятельности, организация государственного ухода за ранеными, преодоление коррупции в армии, которые осуществлялись в госпиталях Крыма (в Севастополе, Бахчисарае, Карасу-Базаре, Козлове, Симферополе), в госпиталях Турции (в Скутари, Ренкио), Великобритании (Лондоне, Чатеме), а также в США и Японии. Здравоохранение армии впервые получило официальный статус и признание, благодаря совместной деятельности реформаторов различных стран мира – Н. И. Пирогова, Л.А. Беккерса, Э. Чедвика, Н. Арнотта С. Смита, У. Фарра, лорда Герберта, Ф. Найтингейл, Л. Ричардс, Э. Паркса. Трансформация общественного здравоохранения проходила на территории военных госпиталей, расположенных в Османской империи и Крыму. Показано, что, став составным элементом международной политики стран мира, в годы Крымской войны общественное здравоохранение и сестринское дело отделились от клинической медицины, став новой сферой государственной медицинской помощи.
Есть народы, история которых читается как захватывающий роман – столько в ней головокружительных поворотов, ярких эпизодов и удивительных событий, необычных и интересных традиций. Один из таких народов – черкесы, коренное население в основном Северного Причерноморья: Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, а также Южного Причерноморья: Краснодарского и Ставропольского края. Земли, на которых жили черкесы, были одни из самых наилучших. Эти места и сейчас невероятно хороши. Они являются курортными зонами. Этот народ обладает достаточно самобытной культурой. Несмотря на трагические страницы истории, эта нация полностью сохранила свою ярко выраженную индивидуальность. Черкесские женщины всегда воплощали собой идеалы красоты, а мужчины были эталоном мужественности. Общественная жизнь черкесов обычно наполнена обрядами. Жизнь – это целая цепь церемоний для черкесского народа. В данной статье исследуется история, языковые привычки, особенности традиций, а также обычаи и нормы черкесов, которые закреплены в неписаном кодексе «Адыгэ Хабзе». Такие жизненно важные темы черкесского народа, как ухаживание, брак, смерть и похороны отражены в данном исследовании.
В статье рассматриваются проблемы сельского хозяйства в советский период и их причины; аргументированно раскрываются последствия наиболее популярных реформ в сельском хозяйстве проводимых в исследуемом периоде, выявляются тенденции и результаты преобразования организационно – производственных структур аграрного сектора, а также экономические и социальные последствия формирования вертикальных структур агропромышленного комплекса. В научной работе проведено историко-экономическое исследование развития сельского хозяйства Южной Осетии с рассмотрением особенностей концептуальных подходов к анализу экономической трансформации сельского хозяйства в условиях развития социалистического способа производства. Выяснены предпосылки и стимулы экономического развития, показатели экономического роста, а также существующие проблемы в социальном и экономическом развитии общества в исследуемом периоде.
Статья посвящена исследованию региональных особенностей рождаемости среди городского и сельского населения в регионах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). В работах российских и зарубежных авторов уровень урбанизации признан важным фактором, влияющим на репродуктивное поведение населения. Цель исследования заключается в определении особенностей уровня и изменения интенсивности рождаемости в регионах СКФО в разрезе город-село. Анализ охватил довольно длительный период (1990 – 2018 гг.). Выявлено, что несмотря на то, что на Северном Кавказе демографический кризис проходит относительно мягко, он отрицательно отразился на всех процессах естественного движения, в том числе и на уровне рождаемости. Проведен компаративный анализ общих и частных коэффициентов рождаемости в городских и сельских местностях всех регионов СКФО и установлено, что за весь анализируемый период шло сближение показателей рождаемости города и села. Разница сокращалась, главным образом, за счет уменьшения сельской рождаемости. Выявлены региональные особенности такого сближения по отдельным субъектам СКФО. Опираясь на результаты опроса населения о желаемом и ожидаемом числе детей в семье, в ходе микропереписи населения 2015 года, сделан вывод, что региональная и сельско-городская дифференциация интенсивности рождаемости на Северном Кавказе сохранится и в будущем.
Последние события в России показали, что необходимо развивать и вкладывать инвестиции во внутренний туризм страны. Наша страна вполне конкурентоспособна. Одним из самых перспективных направлений развития является организация туристскими фирмами туров с активными видами отдыха, увеличение их многообразия, расширение их географии. Чеченская Республика активно развивается, благодаря поддержке государства. В последнее время Чечня является прекрасным местом для знакомства с культурой, обычаями и достопримечательностями этого края, так как Республика обладает разнообразными и уникальными ресурсами для активных видов туризма. Исследуются туристские ресурсы Чеченской Республики, в частности, Шаройский район. Рассматриваются объекты культурного наследия района, история, возможные туристские маршруты. Сделан вывод, что у Шаройского района Чеченской Республики может быть большое будущее в сфере развития туризма, так как это один из горных районов Республики. И развивать там нужно активные виды отдыха, совмещенные с познавательными путешествиями, потому что Шаройский башенный комплекс – это уникальные историко-культурные объекты, которые необходимо сделать объектами туристского интереса.