Этнокультурные исследования и проблемы образования в регионе (философия)
Идея совершенного человека, возникая как общечеловеческая идея о гармонии с природой и необходимости приспосабливания к ней и преобразовывая ее, ставит человека на новую ступень гармонии. Воспитание совершенного человека отражает уровень национального самосознания и претерпевает постоянную эволюцию под влиянием общественных условий. Народ всегда осознавал общечеловеческие цели воспитания, имел свой идеал совершенного человека и в своей практике воспитания стремился достичь этой цели. Для личности как этнокультурной целостности важно приобщение к этнокультурному наследию, инкультурация. Постигая феноменологию культуры, осваивая этнокультурный феномен, человек становится наследником культуры, формируется как целостная этнокультурная личность - единица сообщества с характеристиками этнического менталитета, связанная с историей этноса, этнокультурой, способная к этническому воспроизведению мира. Специфика культуры определяется особенностями этнокультурной личности. Своеобразие состоит, прежде всего, в неповторимом сочетании общих для всех этносов элементов, в комбинации системы отношений и ценностей. Как индивид личность идентична социальным нормам, эффективна в отношении ожидаемых социальных ролей. Это внешнее соответствие человека этническому идеалу совершенного человека. Этническая принадлежность - это реальная, структурно богатая и сложная связь личности с обществом, включающая в себя социально-экономический, территориально-бытовой, общественно-политический, языковой, духовный и социально-психологический аспекты и отражающая определенную сторону природы человека, гораздо более глубокую, внешнюю по отношению к сознанию и психологии, под которой понимается форма высшей нервной деятельности.
Этнокультурные исследования и проблемы образования в регионе (культурология)
Анализируются факторы, имеющие непосредственное влияние на позитивный межкультурный диалог народов Дагестана. Будучи многонациональной республикой, Дагестан имеет достаточно высокую степень этнокультурной толерантности. В историческом контексте в Дагестане выработались фундаментальные идеи общности и идентичности, в том числе языковой. Также на протяжении длительного совместного проживания и взаимодействия культур у народов Дагестана сформировались многочисленные общие элементы в материальной культуре, хозяйственном укладе, в формах одежды, блюдах и конечно в традициях и обычаях. Показано, что в вопросах конструктивного межкультурного диалога большое значение играет соблюдение равноправия всех представленных этносов. Народы Дагестана (аварцы, даргинцы, лакцы, кумыки и др.) имеют весьма схожий психологический образ, что во многом способствует успешной коммуникации этносов и пониманию их друг друга в целом. Этот фактор определяет и схожесть в мироощущении, что также можно отнести к плюсам позитивного межкультурного диалога. Одним из условий предотвращения межнациональной напряженности, повышения межэтнического понимания между представителями разных культур является минимизация негативных и актуализация сложившихся позитивных этнических стереотипов.
В данном исследовании рассматривается неоязыческое мировоззрение, как фактор влияния на определенные социальные слои с целью формирования определенного набора специфических социокультурных, политических и историко-культурных представлений. Основной социальной группой, на которую направлена деятельность неозычников, является молодежь. В ходе исследования, проведенного методом анкетирования 360 респондентов в 2019 г. в городах Шахты и Ростов-на-Дону с целью определения религиозной и культурной идентичности участников опроса. Было доказано, что роль православного нравственного воспитания в формировании национально-культурной идентичности продолжает оставаться определяющей для большинства верующих представителей молодежи. Более половины участников анкетирования склонны считать, что язычество не может быть признано традиционной религией. Показано, что принятие Закона о национальной безопасности создает возможности для ограничения влияния деструктивных культов на российскую молодежь.
Раскрываются основные векторы влияния уровня развития социальной компетентности студента на формирование культурной безопасности и их адаптацию в поликультурном образовательном пространстве современного вуза. Выявлены и описаны компоненты социальной компетентности, ее функции в реализации поведения студента в поликультурной среде. Показаны ресурсы и риски социальной компетентности в формировании культуры безопасности у студентов. Описана специфика действия индивидуальной системы субъективного контроля как фактора, влияющего на успешность адаптации студентов в многозначных ситуациях социального взаимодействия. Представлены результаты изучения содержания представлений студентов вузов Северо-Кавказского региона о роли социальной компетентности как фактора культурной безопасности, ее составляющих и о мотивах ее развития. Показаны особенности выраженности коммуникативного самоконтроля, предпочитаемые стратегии поведения в конфликте и уровень развития субъективного контроля у студентов, как факторов, обуславливающих особенности адаптации студентов в поликультурной образовательной среде.
В условиях глобализации, устойчивого формирования и функционирования поликультурного социума, нам представляется актуальной проблема интеграции обучающихся в поликультурное образовательное пространство вуза. В статье рассматриваются особенности психологической адаптации иностранных граждан в поликультурную среду единого образовательного пространства вуза, возможности их взаимной интеграции. Поставлен вопрос о необходимости адаптации системы образования для целей формирования необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, формирование системы непрерывного образования в условиях поликультурного образовательного пространства. В рамках компетентностной парадигмы выделены компетенции современного человека, которые отражают уровень профессиональной и общей культуры, опыта практической деятельности и способствуют успешной интеграции индивида в условиях межкультурной коммуникации в образовательном и воспитательном пространстве вуза. Выделяется также и ведущий методический принцип организации образовательного процесса – опора на поликультурный диалог и выделение этнокультурного компонента в обучении. В соответствии с этим, к преподавателю также предъявляются особые требования. Одним из таких требований является сформированная культурологическая компетенция и способность преподавателя сглаживать конфликты на основе знаний национального менталитета обучающихся, проявления толерантного отношения к студентам. Таким образом, успешная интеграция обучающихся в поликультурное образовательное пространство вуза становится возможной при создании в вузе образовательной и воспитательной среды, с многоуровневой педагогической поддержкой и реализации подходов гуманистической педагогики.
В статье исследованы факторы формирования социально-демографических процессов в республиках Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) Российской Федерации и выявлен значительный демографический резерв макрорегиона. Показано, что слабая динамика предложения на рынке труда в целом негативно сказывается на использовании рабочей силы и качественных параметрах миграционного потока, ведет к сохранению высокого напряжения на рынке труда. А сохранение высокой безработицы таит в себе высокие социальные угрозы и конфликтогенность. Для роста занятости в субъектах СКФО РФ сформулирован ряд предложений: рост самозанятости, который возможен, например, в рамках федеральных программ и государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», особенно, федеральных целевых программ, направленных на социально-экономическое развитие каждого субъекта СКФО до 2025 года; активное развитие программ поддержки малого бизнеса в сфере услуг, где на начало 2019 года реально занято больше половины работающего населения Северного Кавказа, в рамках подпрограмм государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», направленных на реализацию инвестиционных проектов СКФО, развитие туристско-рекреационного кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, создание всесезонных туристско-рекреационных комплексов «Архыз», «Ведучи» и «Эльбрус-Безенги», а также создание медицинского кластера в Кавказских Минеральных Водах; организация и реализация программ межрегиональной занятости молодежи СКФО путем создания специальных центров занятости молодежи, выполняющих информационную, маркетинговую, организационно-экономическую, образовательную и финансово-распорядительную функции с целью содействия занятости наиболее инициативной и мотивированной части населения СКФО в трудонедостаточные регионы России.
Этнокультурные исследования и проблемы образования в регионе (экологические проблемы окружающей среды и здоровья населения)
Изначально экология понималась Э. Геккелем как общая наука об отношениях организмов с окружающей средой. Впоследствии традиционным стало определение экологии как науки об отношениях организмов или групп организмов к окружающей их среде. Современная экология тесно связана не только с различными биологическими дисциплинами, а также географией, химией, геологией, т.е. она стала междисциплинарной наукой. Современную экологию подразделяют на шесть направлений. Биоэкологию характеризуют как классическую экологию, а глобальную экологию – как географическую экологию. Прерогатива региональной экологии – изучение специфических особенностей конкретного региона. Прикладная экология включает: инженерную, природоохранную, строительную, радиационную, сельскохозяйственную экологию и т.д. К экологии человека относят; физиологическую экологию, экотоксикологию, экопаразитологию, производственную экологию (санитарную экологию), адаптационную экологию и т.д. Социальная экология изучает экологические особенности взаимодействия социума с природой. Некоторые исследователи рассматривают современную науку экологию, в соответствии с экологическим биологоцентризмом, как разветвление биологической науки, представляющей, по их мнению, сейчас уже систему наук. Существует и компромиссная точка зрения, согласно которой экология рассматривает сложившиеся условия обитания человека и иных организмов (биологическое направление), а гигиена изучает влияние среды обитания на здоровье человека (медицинское направление). По нашему мнению, связующим звеном между экологией и гигиеной может быть экология человека, в частности ее раздел «санитарная экология». Мы полагаем, что в исследованиях в рамках данного раздела экологии можно применять медико-биологические подходы и показатели. В соответствии с физико-экологической концепцией эволюции экосистем исследователи допускают добиологическое эволюционное изменение этих систем – от предэкосистем к примитивным экосистемам. Экология, как отрасль знаний, эволюционирует по мере познания экосистем в аспекте научной картины миры от простейшей физико-экологической концепции эволюции экосистем до глобализации экологии в форме междисциплинарной области знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи.
Современное человечество испытывает многочисленные проблемы со здоровьем вследствие неправильного питания, неверного распределения времени, отсутствия какой-либо спортивной активности. В данной статье говорится о необходимости преодоления современных «болезней цивилизации» с помощью рационального и правильного питания, активного образа жизни и верного распределения времени в течение дня. Современное человечество испытывает многочисленные проблемы со здоровьем вследствие ряда факторов, в том числе неправильного питания, неверного распределения времени, недостаточности умственной и спортивной активности, ухудшения экологической обстановки в целом. В данной статье говорится о необходимости преодоления современных «болезней цивилизации» с помощью рационального и правильного питания, активного образа жизни и верного распределения времени в течение дня. Проводится идея, что здоровый и сбалансированный рацион является жизненно необходимым параметром современного человека. Представлены анализ и рекомендации режима питания как в временном отношении, так и в плане сочетания между собой продуктов питания. Данные рекомендации представлены в табличных и схематичных вариантах с последующим анализом и выводами и являются полезными для людей, независимо от пола и возраста.
В статье рассматривается проблема загрязнения Мирового океана микропластиком, которая в настоящее время признана нарастающей проблемой планетарного масштаба, но недостаточно освещена в отечественной научной печати. Описаны процессы, приводящие к образованию микропластика, представлен краткий обзор исследований содержания микропластика в морской среде и его воздействия на окружающую среду. Пластик является одним из наиболее востребованных материалов и из-за своей прочности, лёгкости и долговечности в сочетании с низкой себестоимостью используется практически во всех областях промышленности. При этом огромная часть производства пластика приходится на одноразовые изделия или изделия с коротким сроком службы. Первые упоминания о пластиковом мусоре в водоёмах, о пагубном и малоизученном влиянии микропластика на представителей биоты встречаются в опубликованной литературе с начала 1970-х годов. Сначала статьи на данную тему привлекали минимальное внимание научного сообщества, но в последующие десятилетия, благодаря накоплению данных об экологических последствиях загрязнения Мирового океана микропластиком, данная тема приковывает к себе устойчивый исследовательский интерес. Было обнаружено, что ряд организмов, как позвоночных, так и беспозвоночных, поглощают микропластик. Микрочастицы пластика имеют широкий спектр размерных групп и низкую плотность, в результате чего многие живые организмы воспринимают их как источник пищи. Поскольку пластик не разлагается их ферментативной системой, его проглатывание само по себе представляет угрозу для них и может привести к летальному исходу. Исследования показывают, что за последние сорок лет загрязнение Мирового океана пластиком достигло таких масштабов, что данный материал стал попадать в пищу не только морских обитателей, но и человека. Проблема морского мусора приобретает особую актуальность среди ряда экологических проблем, обусловленных потребительской направленностью эксплуатации окружающей среды, и Россия не является исключением. Исследования содержания микропластика в морской среде проводятся в Российской Федерации с 2005 г. на юге Дальнего Востока, в акваториях Амурского, Уссурийского заливов и залива Петра Великого (Японское море), в Балтийском море и на озере Байкал. Однако организация решения проблемы морского мусора и переработки пластика в России находится в стадии становления.
Геоэкология рассматривается как новое научное направление в естественных науках. В свою очередь, геоэкология, ввиду ее междисциплинарного характера включает, по данным К. Тролль, различные аспекты: геокомплексный, геосистемный, равнозначнокомпонентный, экосистемный и биоцентрический. Ввиду возрастания роли человека в техносферизации биосферы,и как следствие возникновения болезней цивилизации и иной экопатологии человека, становится актуальным исследование медицинских аспектов геоэкологии. При изучении связи между деятельностью человека, техногенными сооружениями и геологической средой, следует принимать во внимание, что в системе «человек – техногенное сооружение – геологическая среда» важно обратить внимание на механизмы и последствия воздействия на человека опасных поражающих факторов опасных природных (геологических) процессов. Поскольку геоэкология рассматривается также как синтез «вертикального» (системная биология) и «горизонтального» подходов, в настоящее время, даже с учетом биологической составляющей человека как существа биосоциального, на определенное «геоэкологическое» внимание может претендовать и медицинская экология. При рассматривании в системном аспекте геоэкологии как науки, можно, как системообразующие, отметить критерии целесообразности и уровня организованности системы. С позиций целесообразности необходимо отразить в структуре геоэкологии медико-биологическую составляющую, что расширит раздел естественной геоэкологии и позволит шире, чем в рамках системной биологии рассматривать вертикальный подход. К проблемам медицинской геоэкологии относят вопросы влияния на человека химических загрязнений, исследования природно-очаговых инфекционных заболеваний, изучение особенностей распространения незаразных патологических изменений у людей, учет динамики миграционных процессов, вызванных геоэкологическими причинами и др. Характеристика окружающей среды как сферы жизнедеятельности людей вызывает необходимость целенаправленной деятельности в решении локальных, региональных, глобальных геоэкологических проблем. При анализе некоторых локальных (региональных) геоэкологических проблем Российской приморской территории Черноморского региона, влияющих на уровень жизнеобеспечения и здоровья населения отмечено: 1) распространение загрязнения в районе г. Новороссийска H2 S, NO2, NO и CO происходит воздушным путем, в то время как загрязнение нефтепродуктами охватывает грунтовые воды района, а также морскую воду Новороссийской бухты. На территории республики Крым существует риск химического загрязнения окружающей среды в случае аварий на химических предприятиях, производящими йод, броморганические соединения, соединений марганца и магния, антипиренов, минеральные удобрения, серную кислоту, алюминия сульфат, жидкое натриевое стекло и др. 2) В Крыму возможно распространение различных природно-очаговых инфекций бактериального, вирусного и риккетсиозного генеза.