Неоязычество: скрытая угроза или влияние «мягкой силы» на российскую молодежь
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2019-18-2-17-24
Аннотация
В данном исследовании рассматривается неоязыческое мировоззрение, как фактор влияния на определенные социальные слои с целью формирования определенного набора специфических социокультурных, политических и историко-культурных представлений. Основной социальной группой, на которую направлена деятельность неозычников, является молодежь. В ходе исследования, проведенного методом анкетирования 360 респондентов в 2019 г. в городах Шахты и Ростов-на-Дону с целью определения религиозной и культурной идентичности участников опроса. Было доказано, что роль православного нравственного воспитания в формировании национально-культурной идентичности продолжает оставаться определяющей для большинства верующих представителей молодежи. Более половины участников анкетирования склонны считать, что язычество не может быть признано традиционной религией. Показано, что принятие Закона о национальной безопасности создает возможности для ограничения влияния деструктивных культов на российскую молодежь.
Об авторах
Т. С. ОленичРоссия
Оленич Тамара Станиславовна – доктор философских наук, профессор. Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
А. В. Орешин
Россия
Орешин Александр Викторович – магистрант 3 года обучения магистратуры "Теология" ДГТУ, настоятель Серафимовского Храма, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Список литературы
1. Архиепископ Иоанн (Попов), Возьмитель А.А., Хвыля-Олинтер А.И. Духовная безопасность России: научно-методическое пособие. М., 2005. 109 с.
2. Выписка из материалов Федеральной службы российской статистики про «Состав и количество религиозных организаций, зарегистрированных в России» [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru/free_doc/new_site/gosudar/02-11.docx (дата обращения 09.05.2019).
3. Выступление Президента России В.В. Путина на открытии Всемирного саммита религиозных лидеров [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/123076.html (дата обращения 10.05.2019).
4. Гайдуков А.В. Идеология и практика славянского неоязычества. автореф. дис.кан .фил. наук. – СПб.: РГПУ имени А. И. Герцена, 2000. 19 с.
5. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород: Изд-во Братства во имя св. Князя Александра Невского, 2003. 816 с.
6. Изведник русского язычества. Под ред. докт. филос. наук Наговицына А.Е. [Электронный ресурс]. URL: http://slavya.ru/delo/krug/izvednik.htm (дата обращения 29.04.2019).
7. Марар О.И. Духовно-нравственная безопасность современного общества как составляющая экологической культуры // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 20 (201). С. 18-21.
8. Несмеянов Е.Е., Оленич Т.С., Плотников С.А. «Отношение молодежи к православию» в аспекте анализа проблемы межнациональных отношений на юге России, в Ростовской области (на основе материалов социологического научного исследования «Отношение молодежи Ростовской области к Русской православной церкви и верующим в контексте их поддержки традиционных культурных ценностей») // Сборник: Межнациональные отношения в ростовской области: история, современное состояние, практики регулирования и перспективы. Материалы научно-практической конференции. 2016. С. 59-76.
9. Основы национальной безопасности: Учебное пособие. А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев, А.Г. Кравченко. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 235 с.
10. По стезе рода руссов (сайт родноверов Ногинского района Московской области). [Электронный ресурс]. URL: http://rodnoverie.narod.ru/ (дата обращения 28.04.2019).
11. Понарина Н.Н. Философское значение глобальных проблем современности // Казанская наука. 2011. № 3. С. 82-85.
12. Священник Антоний Лозовский, Созидание Святой Руси и языческий вызов в России: проблемы настоящего и уроки минувшего // Вениаминовские чтения: Cборник материалов ежегодной научно-практической конференции, Вып. 1, 2016. С. 133-140.
13. Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. М.: Военный университет, 2000. 408 с.
14. Шнирельман В.А. Неоязычество и национализм: Восточноевропейский ареал // Исследования по прикладной и неотложной этнологии Института Этнологии и антропологии РАН. М., 1998. № 114. С. 3-25.
Рецензия
Для цитирования:
Оленич Т.С., Орешин А.В. Неоязычество: скрытая угроза или влияние «мягкой силы» на российскую молодежь. Научный альманах стран Причерноморья. 2019;18(2):17-24. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2019-18-2-17-24
For citation:
Olenich T.S., Oreshin A.V. NEO-PAGANISM: THE LATENT THREAT OR INFLUENCE OF “SOFT POWER” ON THE RUSSIAN YOUTH. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2019;18(2):17-24. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2019-18-2-17-24