Национальные традиции, культура и вопросы образования в современных условиях (социальная и политическая философия)
Статья посвящена анализу особенностей освоения поколением российской студенческой молодёжи наряду с профессиональными компетенциями норм современной социальной жизни и российской культуры. Актуальность обращения к исследованию процесса инкультурации российской студенческой молодежи в современном образовательном пространстве высшей школы обусловлена тем, что специфика её формирования определяется транзитивным состоянием самого общества и динамикой развития сферы российской системы образования. Современная система образования, выполняя роль производства человеческих ресурсов находится под существенным влиянием цифровой экономики, которая испытывает потребность в нестандартных решениях производственных задач. В связи с этим в современное образовательное пространство были интегрированы методы и технологии из других сфер деятельности для формирования профессиональных компетенций, отвечающих требованиям инновационного развития. Цель данного исследования состоит в изучении возможностей и рисков, связанных с обучением российских студентов и в анализе социальных и ценностных аспектов данного процесса. Внимание сосредоточено на анализе преобразований в аксиосфере прежде всего российского общества, а именно студенческой молодёжи 1980-х и 2020-х гг., так как в данных исторических периодах наиболее иллюстративно наблюдалось преобразование информационной реальности в исторической динамике. В процессе исследования были проанализированы отличия поколений субъектов образовательного процесса, а также представлены ключевые социокультурные характеристики студенческой молодежи, определяющие их подход к обучению. Показано, что, являясь носителями цифровой культуры, российские студенты быстро адаптируются к происходящим социальным и технологическим трансформациям, а также воспринимают и разделяют ключевые ценности предыдущих российских поколений.
В настоящее время осмысление оснований образования в контексте мировых проблем является необходимой предпосылкой устойчивого развития российского общества. Показано, что проблема определения содержания образования имеет длительную и сложную историческую традицию, которая тесно связана с этапами развития науки и социальной практики. Рассматриваются особенности национальной образовательной политики в Республике Дагестан. Подчеркнуто, что многоязычный, многонациональный Дагестан располагает большим опытом организации учебного процесса различного типа школ в полиэтнической среде. Выделены основные приоритеты развития дагестанской национальной школы: обеспечение содержания образовании, в котором гармонично сочетаются федеральный и национально-региональный компоненты; реализация права обучения и воспитания учащихся дагестанцев на родном языке с дошкольного возраста; формирование интеллектуальных способностей и нравственных качеств у учащихся с учетом этнопсихологических особенностей и традиций народной педагогики Дагестана; приобщение молодого поколения не только к своей национальной культуре, на культуре других народов; приоритет национально-регионального компонента в содержании и в структуре предметов познавательного характера, эстетического, физического и трудового воспитания; формирование национально-русского и русско-национального двуязычия; воспитание языковой, национальной и этнокультурной толерантности. Приведены данные, свидетельствующие об огромной заслуге педагогических коллективов Дагестана в развитие современного образования в Республике.
Национальные традиции, культура и вопросы образования в современных условиях(философская антропология, философия культуры)
Выясняются концептуальные причины противоположных оценок Ф. Кессиди и А. Лосева личности Сократа и сущности его метода иронии. Возможной основой расхождения стали общие мировоззренческие позиции светского учёного – Ф. Кессиди и православного учёного – А. Лосева (в монашестве Андроника). Если Ф.Х. Кессиди сосредотачивается на становлении рациональных начал и категориального аппарата в учении Сократа, то А.Ф. Лосева интересуют ещё и моральные оценки личности великого грека. Рассматривается влияние аргументации Серена Кьеркегора о личности Сократа, как «христианина до Христа», что, по мнению датского философа, невозможно по причине склонности Сократа к иронии. В целом и Кессиди и Лосев расширили представление учёных-философов о личности и учении Сократа.
Вигель, Л.Т. Засеева Перформанс как повседневная история] Визуальность в современной культуре определяется как форма репрезентации мира и реальности, как базовая форма существования культуры. Зрительный образ информирует, образовывает, развлекает, эмоционально насыщает человека, манипулирует его поведением и действиями. В современном мире зрительный образ – это уже некое средство взаимодействия со зрителем, нежели просто его созерцание. Явствует философский переход, который проистекает из приверженности тех, кто утверждает, что занимается философией перформативным способом, главных героев «Философии перформанса». Внутренне этот переход часто характеризуется в контексте воплощенных переживаний или аффективного значения. Поскольку аффективное значение одной мысли зависит от специфического разнообразия индивидуальных эмоций, строго говоря нет ни единого метода, ни универсального понятия, позволяющего нам «узнать», как мы могли бы связать наши мысли с эмоциями, чтобы адекватно сформулировать их в ризоматической сети индивидов.
Статья посвящена проблеме преодоления ситуации духовного кризиса в рядах современной российской молодежи, вызванного в том числе трансформацией традиционного для русской культуры представления о любви. Возможность преодоления духовного кризиса автор связывает с обращением к трудам представителей русской религиозной мысли XIX-XX вв., раскрывших смысл и назначение любви и обосновавших необходимость распространения ценностей «любви к ближнему» и любви к Родине среди русской интеллигенции в религиозном и политическом отношении. Исследование нескольких трудов Соловьева В.С., Булгакова С.Н., Франка С.Л., а также анализ данных социологических опросов последних лет позволяет выделить ряд препятствий, стоящих на пути распространения ценностей «любви к ближнему» и патриотизма, определить степень их актуальности для современной России. Обращение к работам мыслителей прошлого позволяет наметить способы возвращения традиционного представления о любви в России путем преодоления препятствий, стоящих на пути популяризации данных ценностей для сплочения российского общества и его дальнейшего благополучного развития.
Многообразие входящих в культурное пространство России этнических сообществ является залогом ее дальнейшего саморазвития. Каждый из народов привносит в ее смысловое пространство черты, свойственные своему культурному облику, который сохранялся и воспроизводился с помощью разнообразных форм традиционной культуры. Одним из маркеров этничности являются свойственные той или иной картине мира, сформированные в традиционной культуре природно-культурные ландшафты. Речь идет и об освоении этносом конкретного пространства, определяющего способ его жизнедеятельности, оптимально пригодный для той или иной природно-климатической зоны и накладывающий отпечаток на все стороны жизни этнофора как носителя свойств этничности. Выработанные в фольклорном мировосприятии мифопоэтические образы пространства, были одной из важных составляющих, присущей каждой этнической культуре, картины мира.
Национальные традиции, культура и вопросы образования в современных условиях (теория и история культуры)
Освещается проблема культурных трансформаций в казачьих регионах СССР во второй половине 1930-х гг. в условиях развернутой в данное время политической кампании «за советское казачество». Опираясь на материалы таких важных регионов Азово-Черноморья как Дон и Кубань, предпринята попытка осуществить историко-культурологический анализ процесса реализации указанной политической кампании и её результатов. Установлен характер и степень культурных изменений в казачьих станицах во второй половине 1930-х гг., выявлена степень влияния кампании «за советское казачество» на стимулируемый советской властью процесс «расказачивания», то есть ассимиляции казаков в массе населения СССР. Историко-культурологический анализ позволяет говорить о двойственности кампании «за светское казачество» и результатов. С одной стороны, она никоим образом не означала реанимации сословного статуса казачьих сообществ и представляла собой попытку конструирования новой генерации «колхозных казаков» с целью использования их военнохозяйственного потенциала в интересах государства. В то же время, кампания «за советское казачество» привела к прекращению давления и гонений на традиционную казачью культуру. Хотя партийно-советские структуры по-прежнему резко выступали против религиозных воззрений, пережитков патриархата, проявлений сословного высокомерия, их отношение к основной массе казачьих традиций стало вполне благожелательным. Наряду с советизацией казачьей культуры, росло внимание властей и общества к казачьим традициям, не противоречившим политике советской власти (в частности, к одежде, к фольклору).