Системный подход в образовании (на примере национальных школ республики Дагестан
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2022-31-3-8-14
Аннотация
В настоящее время осмысление оснований образования в контексте мировых проблем является необходимой предпосылкой устойчивого развития российского общества. Показано, что проблема определения содержания образования имеет длительную и сложную историческую традицию, которая тесно связана с этапами развития науки и социальной практики. Рассматриваются особенности национальной образовательной политики в Республике Дагестан. Подчеркнуто, что многоязычный, многонациональный Дагестан располагает большим опытом организации учебного процесса различного типа школ в полиэтнической среде. Выделены основные приоритеты развития дагестанской национальной школы: обеспечение содержания образовании, в котором гармонично сочетаются федеральный и национально-региональный компоненты; реализация права обучения и воспитания учащихся дагестанцев на родном языке с дошкольного возраста; формирование интеллектуальных способностей и нравственных качеств у учащихся с учетом этнопсихологических особенностей и традиций народной педагогики Дагестана; приобщение молодого поколения не только к своей национальной культуре, на культуре других народов; приоритет национально-регионального компонента в содержании и в структуре предметов познавательного характера, эстетического, физического и трудового воспитания; формирование национально-русского и русско-национального двуязычия; воспитание языковой, национальной и этнокультурной толерантности. Приведены данные, свидетельствующие об огромной заслуге педагогических коллективов Дагестана в развитие современного образования в Республике.
Об авторах
Н. А. АсваровРоссия
Асваров Нариман Асварович, кандидат исторических наук, доцент, ректор
М. Г. Мустафаева
Россия
Мустафаева Маида Ганифаевна, доктор философских наук, профессор
З. С. Мустафаева
Россия
Мустафаева Зарема Сиражудиновна, кандидат философских наук, доцент
Список литературы
1. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. СП-Б. Изд-во Михайлова В.А., 2019.
2. Введение в философию образования. М: Логос, 2002. 3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.Н. Введение в философию образования. М: Логос, 2012.
3. Закон РФ «Об образовании» М.,12/XII-2012.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М: Айрис-экспресс. 2008.
5. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
6. Культура, культурология и образование. Вопросы философии, 2019.
7. Магомедова М.З. Идентичность и толерантность как условие стабильности северокавказского социума. Махачкала: Наука-Дагестан, 2020.
8. Магомедов Б.М. Проблема образования (философский анализ) М., 2008.
9. Национальная политика и межэтнические отношения в полиэтническом регионе/ Материалы научно-практической конференции (24 ноябрь 2019) Махачкала: ДГПУ, 2019.
10. Опыт реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025г.» в субъектах СКФО / Материалы региональной научно-практической конференции. Махачкала: ДНЦ РАН. 2013.
11. Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтнического и многоконфессионального региона. Сб. научных статей. Махачкала: ДНЦ РАН, 2018.
12. Статистический сборник. Основные показатели в сфере образования РД за 2020-2021 учебный год. Махачкала, 2021.
Рецензия
Для цитирования:
Асваров Н.А., Мустафаева М.Г., Мустафаева З.С. Системный подход в образовании (на примере национальных школ республики Дагестан. Научный альманах стран Причерноморья. 2022;31(3):8-14. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2022-31-3-8-14
For citation:
Asvarov N.A., Mustafaeva M.G., Mustafaeva Z.S. Systematic approach in education (on the example of national schools of the republic of Dagestan). Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2022;31(3):8-14. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2022-31-3-8-14