31.12.2024
Социальная и политическая философия
Введение. Исследуется роль и значение традиционных ценностей в обеспечении национальной безопасности. Анализируются понятие традиционных ценностей, их связь с культурным наследием, а также влияние на формирование общероссийской идентичности. Особое внимание уделяется значимости этических и гражданских ценностей, которые служат основой социальной солидарности и стабильности общества.
Материалы и методы исследования. Исследование проводится на базе анализа существующих концептуальных подходов, нормативных актов и стратегических документов, в результате чего предлагается комплекс практических предложений, направленных на возрождение и культивирование традиционных ценностей. Основные методологические подходы: аналитический подход, сравнительный анализ, концептуальный анализ.
Результаты исследования. Рассматриваются современные вызовы и угрозы, с которыми сталкивается российское общество, и акцентируется важность сохранения и прогрессивного развития традиционных ценностей в контексте обеспечения национальной безопасности. Результаты исследования свидетельствуют о том, что традиционные культурные нормы оказывают существенное влияние на поддержание национальной безопасности.
Обсуждение и заключение. Особенности настоящего исследования позволяют лучше понять важность традиционных ценностей как фактора национальной безопасности и предлагают новые подходы к их защите и развитию. Данное исследование доказывает важность продвижения традиционных ценностей в обществе, чего можно достичь посредством образовательных инициатив, культурных мероприятий, патриотической рекламы и правового регулирования.
Введение. Актуальность исследования обусловлена рядом факторов как внешних (глобального, всеобщего, универсального), так и внутренних (социального, историко-культурного, ценностного). Масштабы рассматриваемой проблемы также определяются высоким уровнем противостояния в мире ценностных систем координат ‒ нравственных, религиозно-антропологических и социальных. Общая неопределённость актуализировала проблему влияния социокультурных факторов на трансформацию ценностных ориентаций российской молодежи. Очевидно, что цели системы образования и организации работы с молодежью являются общими, так как в обоих случаях задействован воспитательный потенциал университетов и ресурсная база реализации задач государственной молодежной политики (ГМП).
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили социологические и философско-исторические концепции, позволяющие осуществить анализ реализации ценностного подхода в условиях поиска принципов построения новой национальной системы образования в России. Реализованы принципы системности и комплексности, применяются сравнительный анализ и социологические методы исследования.
Результаты исследования. Осуществлен сопоставительный анализ ключевых исследований, выполненных в области социологии молодежи, трансформации системы высшего образования в России. Предоставлены результаты необходимой интеграции ресурсов влияния государственной молодежной политики и образовательного потенциала в формировании системы ценностей и мировоззренческих установок у молодых людей. Доказано, что в рамках аксиологического подхода и с помощью эффективного педагогического инструментария можно создать условия для формирования российской идентичности. Сформулированы рекомендации, позволяющее своевременно оценить риски духовных трансформаций, а также предложения, направленные на актуализацию федеральной стратегии развития воспитательной деятельности в образовательных организациях.
Обсуждение и заключение. России необходима идеологическая цельная образовательная система, концентрирующая в себе лучшие традиции отечественной науки – фундаментальность, междисциплинарность, антропологические смыслы и ценности. Образование, нацеленное на формирование базовых установок молодых людей, не только влияет на принятие важных решений о ценностях и идеалах, но и формирует интеллектуальный суверенитет – один из важнейших принципов сохранения и развития России в будущем.
Философская антропология, философия культуры
Введение. В связи с текущей повесткой повсеместного навязывания Западом антиценностей и антикультуры в особой зоне риска находятся дети. Уже многие годы, а сегодня с особой силой, осуществляется латентное формирование детской девиантной духовности посредством издательской деятельности. С целью выявления этой тенденции ставится задача обратиться к опыту лидера отечественного литературоведения К.И. Чуковскому. Данное обращение показало вполне конкретно, что истоки нарастающей деструктивизации, негативно влияющей на духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи, находятся именно там, в начале XX в. А со временем они лишь усиливались.
Материалы и методы. Применяются аксиологический и системный подходы; исторический метод, методы нравственного богословия и формальной логики. Основной материальной базой послужила работа К.И. Чуковского «Нат Пинкертон и современная литература» (1908), труды отечественных и зарубежных философов, а также современные исследования по литературоведению. Особое внимание было уделено изучению проведенного исследования известным российским педагогом В.И. Сорокой-Росинским.
Результаты исследования. Выявлено, что отказ человека от своих духовных начал (процесс секуляризации) приводит к деградации самого человека, к известному «все позволено» (Ф.М. Достоевский). К.И. Чуковский смог увидеть признаки этой всепозволяющей надвигавшейся угрозы («признаки болезни, но не болезнь»), в частности, в вопросе воспитания и развития детей. Это он и попытался продемонстрировать на примере популярной в то время среди детей и молодежи фигуры сыщика «Ната Пинкертона».
Обсуждение и заключение. К.И. Чуковскому одному из первых удалось увидеть предпосылки формирования детской девиантной духовности в начале прошлого века как следствие системного антропологического кризиса. Его гипотезы подтверждаются дальнейшими исследованиями, в частности, проведенными В.И. Сорокой-Росинским и другими учеными.
Введение. Сегодня к кулинарным, винным или гастрономическим турам существует повышенный интерес среди туристов. Эногастрономический тур – это новый туристический продукт, совокупность мероприятий для дегустации традиционной в определенном регионе кухни и напитков. Цель статьи – исследование особенностей функционирования эногастрономического туризма в Республике Крым как формы интенсификации сохранения и инструмента популяризации культурного наследия региона.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели использованы как общенаучные методы исследования, так и специальные: структурно-функциональный и сравнительный методы, статистический и прогностический методы, метод компьютерной обработки информации и др.
Результаты исследования. Доказано, что эногастрономический туризм – это вид туризма, направленный на знакомство с историей, технологией и культурой потребления напитков и гастрономией в регионе. Эногастрономический туризм включает винный туризм и гастрономический туризм. Туристический потенциал Крыма базируется на природном потенциале, культурном наследии, эногастрономическом потенциале (крымская кухня и виноделие), туристической инфраструктуре. Доказана необходимость учета местной культуры, традиций и обычаев при разработке эногастрономических туров с целью сохранения культурного наследия Республики Крым и создания аутентичного опыта для туристов.
Обсуждение и заключение. Сделан вывод, что эногастрономический туризм в Крыму является формой интенсификации сохранения и инструментом популяризации культурного наследия региона. Разработаны направления стратегического развития эногастрономического туризма в виде проектов улучшения эногастрономических туров по Крыму. Предложены принципы стратегического развития эногастрономического туризма на территории Крыма.
Религиоведение
Введение. В исследовании акцентируется внимание на возросшую роль религий в жизни северокавказского общества. Показано, что такие религии как ислам, христианство и иудаизм обладают высоким потенциалом в обеспечении общественно-политической стабильности в полиэтничном регионе. Проанализированы основные теологические противоречия между течениями в исламе.
Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составляют общефилософские методы и принципы, принципы системности. В работе применена также методика дискурс-анализа выступлений и заявлений политических, общественных и религиозных деятелей, контент-анализ СМИ.
Результаты исследования. В современном полиэтничном регионе религия и религиозные организации играют значительную роль в общественно-политической и духовно-нравственной сферах. Следовательно, установление цивилизованных государственно-конфессиональных, меж- и внутриконфессиональных отношений способствует сохранению мира и стабильности, консолидации дагестанского общества.
Обсуждение и заключение. Исследуемые проблемы имеют не только теоретическое, но и практическое значение, так как мусульманское, христианское и иудейское духовенство осознает свою роль и ответственность в поддержании мира и спокойствия в полиэтническом, поликонфессиональном и поликультурном регионе, ориентирует людей на мирные отношения между различными народами и религиями, на укрепление общей для всех родины – России. К числу важных особенностей полиэтничного Дагестана следует отнести высокий уровень исламской религиозности.
Введение. Геополитические оппоненты России сегодня настойчиво продолжают деятельность по дестабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений, и в первую очередь по столкновению последователей ислама и православия. В связи с чем актуализируются исследования религиозной ситуации в регионах России. На примере Республики Дагестан рассматривается усиление информационного давления на официальное духовенство, которое призывает мусульман к патриотизму и ответственности за будущее страны.
Материалы и методы. Эмпирическую базу исследования составляют заявления политических, общественных и религиозных деятелей, официальные документы, материалы научных публикаций и СМИ. Основным методологическим фундаментом выступили научные методы анализа и синтеза, применение которых вызвано современными требованиями гуманитарной рефлексии.
Результаты исследования. В соответствии с разными интерпретациями положений священных исламских источников различаются канонические точки зрения «традиционного» и радикального ислама относительно вопроса светского уклада государства. Радикалы нацелены на развитие сепаратистского дискурса в российском обществе через противопоставление религии светскому устройству государства.
Обсуждение и заключение. С раннего периода становления Российской Федерации как демократического, правового государства официальное мусульманское духовенство Республики Дагестан ведет идеологическое противоборство с радикальными течениями ислама. Это конфронтация ведется не только по поводу канонических вопросов, но и с целью недопущения насаждения в дагестанском обществе идеологии религиозной и национальной нетерпимости и вражды. Успех этой работы во многом зависит от эффективности государственной национальной политики, будут ли в ходе ее реализации преодолены националистические предрассудки в сознании граждан и распространена идея гармоничного сосуществования и единства российских народов.
Теория и история культуры
Введение. В период Великой Отечественной войны в общем контексте значительного массового добровольческого движения советских людей возникло и достаточно активно развивалось и добровольческое движение донского казачества. Оно проявлялось в различных организационно-структурных формах как общих, в виде добровольного вступления донских казаков и казачек в истребительные батальоны, регулярные и иррегулярные воинские части, партизанские отряды, так и особенных, в виде отдельных добровольческих казачьих кавалерийских дивизий.
Материалы и методы. Выявлены, проанализированы и использованы документы и материалы, содержащие сведения о различных аспектах добровольческого движения в период Великой Отечественной войны в Ростовской области. Применяются различные исследовательские инструментарии: комплексный и многофакторный подходы, описательный, сравнительно-исторический и историко-системный методы.
Результаты исследования. Участие донского казачества в добровольческом движении в период Великой Отечественной войны было весьма значительным. Казачье добровольческое движение началось практически сразу же после начала войны. В донских станицах на многочисленных митингах местных жителей принимались резолюции с призывами к казакам записываться в ряды добровольцев народного ополчения. Из числа донских казаков-добровольцев были сформированы две казачьи кавалерийские дивизии. Бойцы донских добровольческих казачьих частей и соединений в период войны продемонстрировали личное мужество и отвагу, высокий моральный дух и уровень боевой подготовки, стойкость и исполнительность, были удостоены большого количества боевых орденов и медалей.
Обсуждение и заключение. Добровольческое движение донского казачества рассматривалось в ряде монографических исследований и научных статей, посвящённых в целом изучению событий в период Великой Отечественной войны на Дону и участию его жителей в войне. В историографии присутствуют и отдельные работы, в которых исследовались некоторые аспекты формирования казачьих регулярных и добровольческих воинских частей. В данном исследовании на основании комплексного и многофакторного подходов проведен всесторонний анализ участия донского казачества в добровольческом движении в годы Великой Отечественной войны в составе особых казачьих кавалерийских соединений.
Введение. Представлено исследование роли и влияния настоятельниц первых женских монастырей на формирование и развитие социокультурного пространства кавказского региона. Основное внимание уделяется их духовному лидерству, социальным инициативам и образовательной деятельности. Опираясь на архивные материалы, рассматривается создание обучающих учреждений в монастырях и разнообразие ремесленных видов работ.
Материалы и методы. Работа написана с привлечением архивных материалов Государственного архива Ставропольского края. Используются описательный, историко-сравнительный и хронологический методы.
Результаты исследования. Обосновывается, что женские монастыри на Северном Кавказе десятилетиями поддерживали воспитание и обучение девушек, предоставляя широкий спектр образовательных возможностей. В монастырях были созданы и функционировали учебные классы, библиотеки и другие инфраструктурные объекты для поддержания достойного уровня образования.
Обсуждение и заключение. Показано, что монастыри активно занимались обучением и воспитанием девушек, предоставляя им широкий спектр образовательных возможностей. Внутри монастырских стен создавались учебные классы, библиотеки и мастерские, где развивались творческие способности учениц в ремесленных и художественных дисциплинах. Настоятельницы активно развивали мастерство рукоделия, иконописи, ткачества и других навыков, что способствовало развитию образования и культуры как в обители, так и в обществе.