Перейти к:
Патриотизм и сепаратизм как идеологические аспекты внутриконфессионального противостояния в Дагестане
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-4-37-41
Аннотация
Введение. Геополитические оппоненты России сегодня настойчиво продолжают деятельность по дестабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений, и в первую очередь по столкновению последователей ислама и православия. В связи с чем актуализируются исследования религиозной ситуации в регионах России. На примере Республики Дагестан рассматривается усиление информационного давления на официальное духовенство, которое призывает мусульман к патриотизму и ответственности за будущее страны.
Материалы и методы. Эмпирическую базу исследования составляют заявления политических, общественных и религиозных деятелей, официальные документы, материалы научных публикаций и СМИ. Основным методологическим фундаментом выступили научные методы анализа и синтеза, применение которых вызвано современными требованиями гуманитарной рефлексии.
Результаты исследования. В соответствии с разными интерпретациями положений священных исламских источников различаются канонические точки зрения «традиционного» и радикального ислама относительно вопроса светского уклада государства. Радикалы нацелены на развитие сепаратистского дискурса в российском обществе через противопоставление религии светскому устройству государства.
Обсуждение и заключение. С раннего периода становления Российской Федерации как демократического, правового государства официальное мусульманское духовенство Республики Дагестан ведет идеологическое противоборство с радикальными течениями ислама. Это конфронтация ведется не только по поводу канонических вопросов, но и с целью недопущения насаждения в дагестанском обществе идеологии религиозной и национальной нетерпимости и вражды. Успех этой работы во многом зависит от эффективности государственной национальной политики, будут ли в ходе ее реализации преодолены националистические предрассудки в сознании граждан и распространена идея гармоничного сосуществования и единства российских народов.
Ключевые слова
Для цитирования:
Джабраилов Ю.Д. Патриотизм и сепаратизм как идеологические аспекты внутриконфессионального противостояния в Дагестане. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(4):37-41. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-4-37-41
For citation:
Dzhabrailov Yu.D. Patriotism and Separatism as Ideological Aspects of Intra-Confessional Confrontation in Dagestan. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(4):37-41. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-4-37-41
Введение. Еще римские мыслители и философы из всех видов патриотизма выделяли в качестве центральной категории государственный патриотизм, где объектом лояльности людей является государство. Именно чувство патриотизма к своей стране является важной объединяющей идеей многочисленных российских этнических и религиозных групп.
Активное участие дагестанцев в СВО совместно представителями других конфессий свидетельствует о том, что официальная централизованная республиканская религиозная организация (Муфтият РД), как и другие российские муфтияты, стала важным институтом, противостоящим замкнутости мусульманских общин. Можно сказать, в исламе в его традиционалистском понимании в регионе религия не противопоставляется светскому укладу жизни дагестанцев, в отличие от идеологии радикальных течений.
Мусульманские религиозные организации, ориентированные на традиционный ислам, придерживаются воспитания у верующих не только гуманистической традиционной исламской идентичности, но и гармонически интегрированного с ней общероссийского патриотизма [1, с. 54‒56].
В контексте темы исследования актуализируются вопросы внутриконфессионального противостояния в Дагестане.
Материалы и методы. В рамках наметившегося в регионах информационного противостояния высокого накала между официальным духовенством и экстремистскими течениями ислама решается вопрос укрепления общегосударственной идентичности мусульман и формирования у них личности патриота России. Исходной методологической идеей исследования для решения поставленных задач являются диалектический и системный подходы, анализ и обобщение научных источников и периодической печати.
Результаты исследования. Традиционный в регионе ислам не представляет сегодня иерархически организованную монолитную структуру. В исламе в отличие от христианства не разработана строгая церковная иерархия административной власти, при этом принципы покорности Богу и следование за духовным лидером мусульман являются незыблемыми. Но принцип следования за официальным религиозным лидером не всегда доминируют над чувствами этнической и джамаатской (общинной) солидарности, в этих случаях религиозной жизнью этнических анклав руководят местные имамы. Поэтому в какой-то мере отрицательно сказывается на единстве мусульманской уммы республики решения некоторых «этнических» мечетей следовать своему календарю совершения молитв (рузнама) или праздновать религиозные праздники в иные дни от официально утвержденных Муфтиятом.
В то же время ни российское, ни дагестанское законодательство не представляет право централизованной религиозной организации назначать имамов в муниципальных образованиях республики. Влияние руководителя религиозной организации среди мусульман распространяется, опираясь на авторитетное право, а также в силу особого пиетета мюридов (последователей суфизма) к муфтию, который является шейхом накшубандийского тариката.
В сознании части населения Дагестана сложилась простая, доступная для восприятия обыкновенных мусульман парадигма исламских ценностей, некая матрица, на которую наложены представления о справедливом процветающем обществе, в котором они могут обрести личное благополучие и общую социальную стабильность [2, с. 74].
Если традиционный ислам в рамках сотрудничества с властью работает в направлении привития духовных ценностей в обществе, именно салафизм (после дискредитации ваххабизма в России его последователи предпочитают называть себя салафитами) сумел зарекомендовать себя той силой, которая выступает за переустройство общества на исламских основах. Политический аспект ваххабизма привлекает к себе внимание в силу его протеста против существующей социальной несправедливости в обществе и апелляцией к идеалам и ценностям ислама.
По мнению А.М. Буттаевой, деятельность дагестанских ваххабитов основана на распространении религиозной розни и нетерпимости к другим религиозным конфессиям; формировании религиозно-боевой общины (джамаатов), проповеди ваххабитского учения и обучении своих приверженцев методам ведения диверсионно-террористической войны; вербовке в свои ряды сторонников в традиционных исламских структурах; усилении сепаратистских настроений в республике и стремлении перевести их в локальный конфликт с целью создания отдельного исламского государства с шариатским правлением [2, с. 80].
С ужесточением антиэкстремистского законодательства и с закрытием ряда «проваххабистских» мечетей агрессивная риторика радикалов продолжается исключительно с виртуальных площадок Интернета. Так, проповедники и блогеры провахабитстского толка, проживающие в странах Европы, в Турции и на Украине, вступают в бескомпромиссное противостояние с властями, Муфтиятом и лидерами общественного мнения (спортсменами, журналистами и политиками), апеллирующими к общероссийским ценностям. Таким образом, мы можем сделать вывод, что основная их цель не решение социально-экономических и этнокультурных проблем дагестанцев, а отделение Дагестана и всего Северного Кавказа от России.
Некоторые эксперты делят салафитские течения на умеренные и радикальные (молодежные джамааты «новых мусульман», «безмазхабники», дагестанские салафиты ассоциации «Ахль ас-сунна валь-джамаа», мадхалиты и так называемые «ихванизированные» салафиты) [3]. Надо понимать, что разделенность салафитского движения не говорит о сколь бы значимом идеологическом разногласии между ними. Другие настойчивы в утверждении, что «салафизм» недоговороспособная идеология, цели которой невозможно достичь мирными методами. Мирный и умеренный характер у них проявляется лишь пока они слабы и не могут сломать общество [4].
Сегодня нет примера в мире, где ваххабиты мирным путем достигли своей цели установление шариатской форм правления. Наоборот, активная деятельность ваххабитов привела к гражданской войне, разрушениям, и политическому кризису во многих мусульманских странах (Сирии, Ливии, Ираке, Афганистане, Пакистане, Йемене и т. д.). Фактически салафийа превратилась в руках мировых держав в инструмент по защите своих геополитических и национальных интересов.
В соответствии с идеологией ваххабизма борьба за установление шариата имеет безапелляционный характер независимо от условий на вероисповедание и социального самочувствия мусульман. Следовательно, постоянная апелляция радикалов к тематике социальной несправедливости, к ущемлению прав мусульман в России скорее всего лишь предлог для их вовлечения в гражданский конфликт. В этом случае радикальная религиозная идеология является питательной почвой для роста как исламофобии, так и русофобии.
Надо особо отметить, что с началом СВО эти проповедники и блогеры усилили информационное давление, особенно на дагестанский муфтият, с целью подорвать его авторитет и раскачать социально-политическую ситуацию в республике. Поскольку он представляет «традиционный» суфийский ислам, который сохраняет лояльность России и формирует чувство патриотизма к Родине. Они также пытаются подорвать позиции официальной религиозной организации республики через постоянное поддержание накала исламской тематики. К примеру, они в своих многочисленных видео-постах осуждают Муфтият за легитимацию участия дагестанцев в СВО на Украине и умеренную позицию в вопросе поддержки Сектора Газа.
Надо отметить, разгоревшийся в октябре 2023 г. палестинско-израильский конфликт, особенно на фоне огромных жертв среди мирного населения, становится одной из самых актуальных тем социально-политической повестки региона. Эти блогеры, используя высокую степенью религиозной индоктринации дагестанцев, сумели побудить и умело скоординировать деятельность части молодежи к протестной акции против прибытия самолета из Израиля, которая вылилась в погром аэропорта.
Муфтият обратился к протестующим с призывом к сдержанности и по позже уволил из своих рядов двух известных в республике богословов, которые самовольно выступили о событиях в секторе Газе с позиции не соответствующей решению официальной религиозной организации [5]. Надо отметить, первое время было высказано много критики в адрес Муфтията Дагестана за позицию относительно вопроса джихада в Палестине. Потом, когда все мусульманские страны пришли к аналогичному мнению, никто из блогеров — «ревнителей» ислама, которые настойчиво доказывали, что в Палестине джихад и все мусульмане мира обязаны в нем участвовать, не поехал на этот самый «джихад».
Такой же сценарий повторяется с фетвой Муфтията Дагестана о временном запрете никаба. В последующем все больше региональных духовенств в России и за рубежом приходят к такому же выводу. Этим временным запретом на никаб Муфтий Дагестана снял с рядовых мусульман общий ярлык потенциальных террористов и радикалов.
Данная фетва была принята на фоне набирающего оборота тренда антимигранских (антимусульманских) настроений в России после терактов в «Крокус Сити Холле» в г. Москве и в дагестанских городах — в Махачкале и в Дербенте. За теракт, совершенный в Дагестане, в результате которого был убит священник, четыре гражданских и 17 полицейских, официально на себя ответственность не взяла никакая террористическая организация. Но директор ФСБ РФ на заседании национального антитеррористического комитета (НАК) сообщил, что атаки на храмы и полицейских совершили последователи движения салафитов [6]. Позже выяснилось, что все ликвидированные боевики (шесть человек) являлись членами «спящей» ячейки террористической организации.
В самой мусульманской организации усиление информационного давления по нескольким направлениям (за поддержку суфизма как того течения мусульманской религии, которое он представляет, за небрежение к традициям суфизма, за нежелание силой искоренить в республике общины салафитов, за умеренность в вопросе поддержки сектора Газа и т. д.) связывают с пониманием того, что Муфтият — это орган, который консолидирует мусульман Дагестана. «Кто за этим стоит и для чего это делает, и с чьей помощью изнутри — нам давно понятно. Это не один, не два человека, это целая группа людей со своими нереализованными амбициями [7]», — отмечает муфтий.
К полемике с радикалами муфтият наработал большой опыт, но стали неожиданными критические выпады в адрес религиозной организации со стороны бывшего ее работника, являющегося сыном авторитетного дагестанского богослова, погибшего в результате террористического акта. Поддержку последнему на своих ресурсах, несмотря на идеологические различия во взглядах, оказывают блогеры-салафиты. Первоначально в Интернет-ресурсах он критикует только «окружение» муфтия, а затем и самого муфтия. Он выдвигает следующие претензии в адрес религиозной организации и его руководителя: 1. отмечает, что Муфтий не является правителем мусульман по шариату; 2. оспаривает его право на наставничество в тарикатах накшубандия и шазалия; 3. утверждает, что Муфтият объявляет мунафиками (лицемерами) тех, кто не согласен с его политикой ведения работы и т. д.
Следует подчеркнуть, гуманистическая интерпретация ислама официального духовенства Северного Кавказа предполагает его совместимость как с региональным, так и общероссийским патриотизмом. Нахождение мусульман в первых рядах бойцов СВО исходит из понимания того, что именно в рамках российской полиэтнической, поликонфессиональной цивилизации возможно сохранить исламскую самобытность.
Практика противопоставления религии светскому устройству государства в целях углубления сепаратистских тенденций до сих пор имеет место в российском обществе, и в особенности в информационном поле Дагестана. И если учесть, что ослабление основного стержневого элемента религиозной системы региона (Муфтията), выступающего в самых сложных, экстремальных ситуациях за целостность общей Родины — России, означает изменения религиозной ситуации скорее к радикализации, нежели к умеренности. Следовательно, не сложно понять опасность этого движения не только для дагестанского, но и в целом для российского общества.
Поэтому попытки внедрения в общественное сознание возможности применения норм шариата вместо светских законов, вытеснение традиционного ислама его радикальными течениями находятся под пристальным вниманием структур, обеспечивающих национальную безопасность страны [8].
Власти республики проявляют инициативу реанимировать закон о запрете ваххабитской и иной экстремисткой деятельности в Республике Дагестан [9]. Речь идет об обновлении и дополнении Закона, в соответствие с новым федеральным законодательством, которое корректирует государственную политику в этой сфере. Ранее отдельные чиновники, журналисты и правозащитники вовсе просили отменить закон о ваххабизме в силу слабой его юридической обоснованности. Они также выдвигали тезис, что ваххабизм — идеология, если же кто-то считает его пагубным для Дагестана и России, то должен бороться с ней не репрессивными методами.
Но республиканские власти очевидно исходят из того, что ваххабизм — идеология, с которой невозможно договориться, в силу ее открытой сепаратистской направленности. О «деоккупации» Северного Кавказа как конечной цели своего движения открыто заявляют в своих эфирах проповедники салафизма.
Официальное духовенство считает, что принятый в 1999 г. Закон о запрете ваххабизма сыграл огромную роль по профилактике экстремизма и терроризма. Поскольку только узкий круг специалистов и экспертов обращают внимание на юридические сложности для правоприменительной практики, а в сознании основной массы населения республики ваххабизм как религиозное и социально-политическое явление благодаря данному закону выводится за рамки правового поля. И, следовательно, отмена данного закона произведет эффект легитимации ваххабизма в глазах дагестанцев.
Обсуждение и заключение. Сплоченность и консолидация этнонациональных и религиозных общностей многосоставного российского общества в условиях экзистенционального военного противостояния России со странами западной цивилизации имеет большое значение.
Некоторые религиоведы и специалисты отмечают, что ваххабизм сам по себе не несет угрозы, и светские власти должны руководствоваться только тем — нарушают или не нарушают граждане законы государства. Но нельзя забывать, что ваххабизм в Саудовской Аравии и ваххабизм в многонациональном, многоконфессиональном светском государстве может иметь разные социально-политические посылы. Ваххабизм воспринимает светский характер российского государства как доминирование законов людей над законами Всевышнего, соответственно, предлагает модель минимальных взаимоотношений общества с государством (особенно осуждается работа в органах власти, правоохранительных структурах, в рядах вооруженных сил и т. д.). За исключением случаев внедрения во власть и крупный бизнес своих агентов для лоббирования собственных интересов.
Как правило, блогеры-проповедники салафизма детально разбирают широко тиражируемые в социальных сетях случаи националистических проявлений и оскорбления чувств верующих в российском обществе. И если они остаются вне поля правового реагирования, то не трудно прогнозировать определенный успех их экстремистского и сепаратистского дискурса среди молодежи.
Таким образом, для эффективности патриотического воспитания и снижения экстремистских взглядов настроений на Северном Кавказе считаем необходимым уделить в правоохранительной системе Российской Федерации особое внимание нарушениям прав граждан по признакам национальной (этнической), религиозной и расовой принадлежности.
Список литературы
1. Поломошнов А.Ф., Поломошнов П.А. Патриотизм и интернационализм в исламе. Исламоведение. 2023;14(1):51–63. Polomoshnov A.F., Polomoshnov P.A. Patriotizm i internacionalizm v islame = Patriotism and internationalism in Islam. Islamovedeniye. 2023;1(55):51‒63 (In Russ.).
2. Буттаева А.М. Салафитская составляющая в социокультурном пространстве современного Дагестана. Исламоведение. 2012;3:73–84. Buttaeva A.M. Salafitskaya sostavlyayushhaya v sociokulturnom prostranstve sovremennogo Dagestana = The Salafist component in the socio-cultural space of modern Dagestan. Islamovedeniye. 2012;3:73‒84 (In Russ.).
3. Традиционного ислама на Северном Кавказе нет. URL: https://lenta.ru/articles/2015/03/04/salafism/ (дата обращения: 07.08.2024). Tradicionnogo islama na Severnom Kavkaze net = There is no traditional Islam in the North Caucasus. URL: https://lenta.ru/articles/2015/03/04/salafism/ (accessed: 07.08.2024) (In Russ.).
4. Два вектора глобализации на Северном Кавказе – европейский и арабский. URL: https://chernovik.net/content/inye-smi/dva-vektora-globalizacii-na-severnom-kavkaze-evropeyskiy-i-arabskiy (дата обращения: 10.07.2024). Dva vektora globalizacii na Severnom Kavkaze – evropejskij i arabskij = Two vectors of globalization in the North Caucasus – European and Arab. URL: https://chernovik.net/content/inye-smi/dva-vektora-globalizacii-na-severnomkavkaze-evropeyskiy-i-arabskiy (accessed: 10.07.2024) (In Russ.).
5. В Дагестане уволили двух сотрудников муфтията после заявлений о Палестине. URL: https://tass.ru/obschestvo/19174461 (дата обращения: 25.07.2024). V Dagestane uvolili dvux sotrudnikov muftiyata posle zayavlenij o Palestine = In Dagestan, two employees of the muftiate were fired after statements about Palestine. URL: https://tass.ru/obschestvo/19174461 (accessed 25.07.2024) (In Russ.).
6. Глава ФСБ заявил, что июньские теракты в Дагестане совершили последователи салафизма. URL: https://www.interfax.ru/russia/976300 (дата обращения: 03.09.2024). Glava FSB zayavil, chto iyun skie terakty v Dagestane sovershili posledovateli salafizma = The head of the FSB said that the June terrorist attacks in Dagestan were committed by followers of Salafism. URL: https://www.interfax.ru/russia/976300 (accessed: 03.09.2024) (In Russ.).
7. Обращение Муфтия Дагестана. URL: https://islam.ru/news/2024-04-09/63408?ysclid=m0gm0shgbe716504650 (дата обращения: 07.08.2024). Obrashhenie Muftiya Dagestana = The appeal of the Mufti of Dagestan. URL: https://islam.ru/news/2024-04-09/63408?ysclid=m0gm0shgbe716504650 (accessed: 07.08.2024) (In Russ.).
8. Шойгу рассказал о попытках вытеснить традиционный ислам на Северном Кавказе. URL: https://ria.ru/20240827/shoygu-1968838415.html (дата обращения: 03.09.2024). Shojgu rasskazal o popytkax vytesnit tradicionny j islam na Severnom Kavkaze = Shoigu spoke about attempts to oust traditional Islam in the North Caucasus. URL: https://ria.ru/20240827/shoygu-1968838415.html (accessed: 03.09.2024) (In Russ.).
9. В Дагестане актуализируют запрет ваххабизма. URL: https://islam.ru/news/2024-08-10/63451?ysclid=m0di7ghg64908529366 (дата обращения: 28.08.2024). V Dagestane aktualiziruyut zapret vaxxabizma = The prohibition of wahhabism is being updated in Dagestan. URL: https://islam.ru/news/2024-08-10/63451?ysclid=m0di7ghg64908529366 (accessed: 28.08.2024) (In Russ.).
Об авторе
Ю. Д. ДжабраиловРоссия
Джабраилов Юсуп Джабраилович, кандидат политических наук, Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук (Российская Федерация, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45)
Рецензия
Для цитирования:
Джабраилов Ю.Д. Патриотизм и сепаратизм как идеологические аспекты внутриконфессионального противостояния в Дагестане. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(4):37-41. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-4-37-41
For citation:
Dzhabrailov Yu.D. Patriotism and Separatism as Ideological Aspects of Intra-Confessional Confrontation in Dagestan. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(4):37-41. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-4-37-41