История, культура и проблемы экологии Причерноморского региона
Термин «коэволюция» используется для обозначения взаимообусловленных изменений элементов, выступающих в качестве целостной системы. Вектором этих изменений является развитие. Коэволюционный подход делает возможным исследование естественных механизмов усложнения живых систем. Именно этой методологической установкой руководствуются авторы, исследуя взаимодействия культур и окружающей среды – путь коэволюции. Коэволюционный подход, не отрицая детерминистский характер развития живых систем, особое внимание обращает на случайности, которые являются их неустранимыми факторами. Так как механизм возникновения и согласования взаимодействия элементов включает случайность, то развитие системы приобретает эмерджентный характер. Продуктивность данного подхода заключается в том, что принятие фактора неопределенности не влияет на итог совокупной изменчивости частей – изменчивость формирует более продуктивные способы взаимодействия элементов целого. Исторически складывающиеся образы культур рассматриваются как результат коэволюции – с одной стороны, как взаимодействие культур, приводящий к взаимообогащению, с другой, в контексте естественных природных условий, формирующих некоторые уникальные их признаки. Коэволюционная методология демонстрирует теоретический ресурс, объясняющий единство и различие культур, их трансформацию. Исторический контекст диалога культур представлен в качестве коэволюционного процесса, современные механизмы которого способствуют конвергенции и интеграции культур, приходящие на смену процессу их эволюционной дифференциации – дивергенции.
Восточно-Черноморский регион развивается самостоятельно более четверти века, за это время культуры этой территории изменились, что привело к изменению межкультурного взаимодействия. В современном глобально конкурентном и более мирном условии существования появляется потребность в конструктивном диалоге между соседями, что приводит к необходимости лучшего понимания каждой из сторон. Сравнительная культурология может помочь определить различия и общие точки соприкосновения народов восточного Причерноморья, что откроет двери для глубоких, прочных и долгосрочных отношений культур и людей Грузии, Абхазии и Краснодарского края России. Целью данного исследования является раскрытие культурного базиса, на основе которого эти люди могут взаимодействовать и определение, существуют ли положительные перспективы совместного взаимодействия в различных сферах культуры. Для достижения этих целей было проделано несколько исследовательских шагов, в частности, к ним относятся: определение компаративистики как термина и как научной основы исследования; сравнение заявленных культур с невербальной точки зрения; предоставлении данных о многостороннем распространении языков в соседствующих районах; анализ традиционного аспекта культур Грузии, Абхазии и Краснодарского края России. В заключительной части исследования показаны многообещающие результаты о сегодняшнем и будущем культурном взаимодействии в районе восточного побережья Черного моря.
Рассматриваются способы адаптации религиозных традиций в условиях современного российского общества, отличающихся активными процессами глобализации и социокультурных трансформаций. Выделяются три способа: модернизация, консервация и архаизация. Адаптация через модернизацию выражается в «осовременивании» традиции: обосновании ее ценности для современного общества, минимизации, но не отрицании значимости тех вероучительных принципов, которые вступают в конфликт с новыми условиями социальной жизни, акцентуации тех сторон вероучения, которые согласуются с данными условиями. Главным адаптационным ресурсом религиозной традиции по типу консервации является культовая деятельность. Кроме того, консервативный элемент выражен в том, что традиционная религия связана с национальным самосознанием, этнической идентификацией. Идентификация вынуждает обращаться к религиозной традиции. Проявлениями процессов архаизации в сфере религиозных традиций являются фундаментализм, восприятие социальной действительности в жесткой дуальной схеме, трайболистское сознание, когда включенность в одно сообщество воспринимается как необходимость противостоять другим сообществам. Утверждается, что в сфере религиозных традиций модернизация, консервация и архаизация находятся в отношении противоречивого единства. Адаптация религии к условиям современного общества каким-либо одним способом без другого невозможна, и превалирование одного способа над другими оказывается в реальности незначительным. В ситуации явного доминирования одного из них традиция разрушается трансформациями. Доминирование модернизации приводит к существенным трансформациям догматического сознания и разрушает конфессиональную традицию. Архаизация открывает дорогу фундаментализму, который, в свою очередь, становится почвой радикальных религиозных движений. Доминирование консервации привело бы традицию к стагнации, нарушению адаптационных процессов, затем к реформированию по типу архаизации. В результате этого произошел бы выход из рамок конфессиональной парадигмы.
Процессы глобализации и евроатлантической интеграции, распространение среди российской молодежи ценностей постмодерна разрушают православную традицию и присущие ей культуру и мораль. В таких условиях становится актуальным изучение проблемы духовной безопасности личности, что и является целью данной статьи. Авторы приходят к выводам, что в процессе формирования традиционных ценностей у молодежи, духовная безопасность является смысловым ядром национальной безопасности и буфером всех негативных трендов, связанных с духовной сферой. Духовная безопасность России может и должна выступать оберегом культурно-цивилизационного развития общества, дать толчок жизненно важным духовным интересам и потребностям личности. Перед обществом и государством стоит задача выработать формы и способы общественного контроля за формированием духовных ценностей, которые будут соответствовать национальным интересам России. Центральным ядром такой духовной системы должны стать отношения, в рамках которых патриотизм и активная гражданская позиция, но в то же время, будут обеспечены благоприятные условия для позитивного созидания духовности. При этом опираясь на общественные интересы и сложившиеся религиозные нормы поведения в рамках традиционных конфессий, влияние на формирование системы общественных отношений и воспитание духовных и нравственных идеалов молодежи должны оказать, в первую очередь, самые многочисленные конфессии: православие и ислам. Выводы подтверждены результатами социологического исследования, проведенного Донским государственным техническим университетом под названием «Отношение молодежи Ростовской области к Русской Православной Церкви и верующим в контексте их поддержки традиционных культурных ценностей», в котором приняли участие более 1000 студентов в возрасте от 18 до 35 лет всех ведущих вузов региона.
Рассматривается проблема интенсивности межнационального общения в условиях современного полинационального российского общества. В основу положена концепция теории межнационального общения, впервые представленная научной общественности еще в 1980-е гг. известным авторитетом советской науки, профессором М.С. Джунусовым и до сих пор признается достаточно актуальной. С позиций философско-антропологического и междисциплинарного подходов, а также исследования миграционных процессов как внутри республики Дагестан, так и за ее пределами, обоснована актуальность данной теории. Основное содержание статьи посвящено всестороннему и междисциплинарному анализу концепции «формулы коэффициента интенсивности межнационального общения» в таком особо специфическом поликультурном регионе современной России как республика Дагестан, где веками проживает, взаимодействует и общается большое количество национальностей. На основе регионального преломления и трансформации данная проблема рассматривается с позиции создания целостной (вариативной) теоретической концепции с учетом характера, специфических особенностей и перспектив ее развития в момент коренной ломки «советских стереотипов», традиций, анализа и оценки системы национально-межнациональных ценностей и принципов их исследования. Поэтому отдельные положения данной статьи объективно носят дискуссионный характер. Охватываются различные аспекты проблемы межнационального общения: философско-антропологические, социально-психологические, социально-культурные, проблемы социализации, инкультурации, идентификации, социальных связей и отношений в системе общественных отношений.
«Хъуэхъу» (дословно: похвалить, похвальба), хох – это благопожелания в вербальной форме, часть традиционной жизни и культуры народов. Место и время произнесения хох определяют его направленность, глубину, сложность. С другой стороны, хох – это искусство народного красноречия. Их произносят по разным поводам: начало трудов крестьянских, новой луны, новоселья, свадьбы, первой строки скошенного сена, выхода на весеннее поле, окончания сева и.т.д. Умение произносить хох для народов Северного и Западного Кавказа – показатель культуры человека. Малейшие нарушения застольного этикета вызывают зачастую или неловкость, или бурную реакцию. Здесь много традиционализма. Показано, что хох не просто слова к месту и времени, а слова-чувства, слова-понятия, слова-сакральности, организующие и подчиняющие себе людей. На основании проведенного исследования нами проанализированы различные формы здравиц: начиная со времен нартского эпосадо до современности. Показана культура общения за пиршественным столом. Подчеркнуто, что апсуара и адыгство формировали стиль мышления и поведения людей Северного и Западного Кавказа. Обоснована актуальность исследования данного феномена для понимания и проникновения в глубины национального самосознания, исторической памяти и традиций культуры народов.
Прослеживается история развития современного турецкого языка, особое внимание уделяется вопросу разработки турецкого алфавита. Для иллюстрации агглютинативных особенностей турецкого словообразования и словоизменения приводятся примеры грамматических конструкций. Авторы отмечают взаимное проникновение как иностранных заимствований в турецкий язык, так и тюркизмов в другие языки, в том числе и в русский. Упоминаются документы XVIII-XIX веков, хранящиеся в Государственном архиве Ростовской области, в которых отражены примеры вековых отношений с турецким соседом. Основная часть статьи посвящена языковым реформам, проводившимся Ататюрком после образования Турецкой Республики. Дан краткий экскурс в историю создания Турецкого исторического совета и Турецкого языкового общества, охарактеризованы направления их работы, структура и руководители. В заключение приводятся итоги реформ.
Рассматривается хронология событий, сопровождавших присутствие адыгского народа на территории Крыма. Приводятся исторические факты, доказывающие и иллюстрирующие обитание и развитие адыгов на крымских землях, становление их государственности, реализацию внутренней и внешней политики нации. Отталкиваясь от утверждения малой изученности, автор перечисляет имеющиеся труды зарубежных (в частности, И.Клинген «Основы хозяйства в Сочинском округе (1897 г)) и отечественных ученых (и прежнего, и нового времени), автор освещает давно-вековые события XVII – XIX вв. Выявляя не только торгово-политические, но и родственные связи между Крымом и Черкесией, описываются разнообразные детали данных взаимоотношений, выводятся на первый план неизвестные ранее подробности правления (в частности, Инала) и разносторонне тем самым доказывает интенсивное наличие искомых крымско-черкесских связей. Апофеозом таковых оказывается биография русского царя Ивана Грозного, связавшего свою судьбу с черкесами женитьбой на их представительнице во времена правления Кемиргоко Идарова. Рассказывая об имевших место военных операциях, захватах и нападениях, производившихся правителями на описываемых территориях в рассматриваемый период, Ф.Н.Хуако иллюстрирует требуемый виток государственных контактов и выдвинутый им изначально тезис о присутствии адыгов в Крыму выглядит несомненным и бесспорным. Подчеркивая упоминание Инала в фольклорных текстах адыгов и констатируя обращение к этому образу в работах С.Хан-Гирея и Ш.Ногмова, автор прослеживает его судьбу и утверждает влияние на этнос. Анализируя изучение властного периода Иналидов современными историками А.Осташко «Черкесы и Крым», А.Максидовым «Исторические и генеалогические связи адыгов с народами Причерноморья» и Ф.Озовой «Черкесо-итальянские исторические пересечения и параллели», автор преимущественно принимает их аргументы и объясняет свою позицию, что позволяет ему выстроить собственную обоснованную конструкцию.
Деятельность человека существенно влияет на содержание веществ в атмосфере, их природные циклы и бюджет. Одной из основных характеристик уровня загрязнения атмосферного воздуха является химический состав атмосферных осадков. Они также служат и значительным источником поступления различных веществ в морские и континентальные экосистемы, способным изменять их экологическое состояние. Именно это обусловливает актуальность изучения химического состава атмосферных осадков. Представлена сравнительная характеристика содержания в атмосферных осадках основных биогенных элементов (неорганического азота и фосфора) в фоновых и урбанизированных районах на черноморском побережье (п. Кацивели и г. Севастополь) и в районе г. Ростов-на-Дону в мае-сентябре 2016 года. Рассматривается различие концентраций в осадках фоновых и урбанизированных районов, проанализированы причины этого различия. Оценено возможное влияние осадков на подстилающую поверхность. Показано, что в атмосферных осадках всех пунктов наблюдения основными формами азота были аммонийный и нитратный. При этом в пробах г. Ростов-на-Дону содержание аммония значительно превышало содержание нитратов, что может объясняться поступлением этого элемента в атмосферу с рисовых чеков, находящихся поблизости от места отбора проб. Концентрация неорганического фосфора в атмосферных осадках г. Ростов-на-дону превышала концентрации в районе Крымского побережья в 5 раз, что может быть связано с влиянием рисовых чеков и зернового терминала недалеко от станций отбора проб, а также с привнесением фосфатов в атмосферу ветрами, дующими по направлению от Сальских степей.
Анализ результатов, полученных во время экспедиционных исследований вдоль российского побережья Черного моря в 2007-2008 гг., показал, что значительное увеличение содержания биогенных веществ в прибрежной зоне по сравнению с мористой наблюдается обычно в местах впадения рек, у городов и в районах портов. Основные критические зоны экологического риска в Черном море образуются в местах влияния речного стока. С возрастанием рекреационной нагрузки на пляжи и побережье происходит увеличение содержания биогенных веществ в водах морских прибрежных зон, наблюдаются случаи неблагоприятного режима по растворенному кислороду, сохраняется тенденция стабилизации уровня загрязненности прибрежных вод моря.