Религиозные традиции в современной России: способы адаптации к социокультурным трансформациям
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2017-11-3-12-18
Аннотация
Рассматриваются способы адаптации религиозных традиций в условиях современного российского общества, отличающихся активными процессами глобализации и социокультурных трансформаций. Выделяются три способа: модернизация, консервация и архаизация. Адаптация через модернизацию выражается в «осовременивании» традиции: обосновании ее ценности для современного общества, минимизации, но не отрицании значимости тех вероучительных принципов, которые вступают в конфликт с новыми условиями социальной жизни, акцентуации тех сторон вероучения, которые согласуются с данными условиями. Главным адаптационным ресурсом религиозной традиции по типу консервации является культовая деятельность. Кроме того, консервативный элемент выражен в том, что традиционная религия связана с национальным самосознанием, этнической идентификацией. Идентификация вынуждает обращаться к религиозной традиции. Проявлениями процессов архаизации в сфере религиозных традиций являются фундаментализм, восприятие социальной действительности в жесткой дуальной схеме, трайболистское сознание, когда включенность в одно сообщество воспринимается как необходимость противостоять другим сообществам. Утверждается, что в сфере религиозных традиций модернизация, консервация и архаизация находятся в отношении противоречивого единства. Адаптация религии к условиям современного общества каким-либо одним способом без другого невозможна, и превалирование одного способа над другими оказывается в реальности незначительным. В ситуации явного доминирования одного из них традиция разрушается трансформациями. Доминирование модернизации приводит к существенным трансформациям догматического сознания и разрушает конфессиональную традицию. Архаизация открывает дорогу фундаментализму, который, в свою очередь, становится почвой радикальных религиозных движений. Доминирование консервации привело бы традицию к стагнации, нарушению адаптационных процессов, затем к реформированию по типу архаизации. В результате этого произошел бы выход из рамок конфессиональной парадигмы.
Ключевые слова
Об авторе
С. Н. АстаповРоссия
Астапов Сергей Николаевич – доктор философских наук, доцент. Южный федеральный университет. г. Ростов-на-Дону, Россия.
Список литературы
1. Ахиезер А.С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность. № 2. 2001.
2. Гаврилов Е.О. Религиозный традиционализм как форма социальной новации в современном мире // Вестник Кемеровского государственного университета. Т.4. № 1, 2015.
3. Журавский А. Религиозная традиция в условиях кризиса секуляризма // Религия и СМИ: Интернет-журнал. [Электронный ресурс] www.religare.ru/2_10235.htm (Дата обращения: 12.09.2017).
4. Хабермас Ю. «Постсекулярное» общество – что это? // Российская философская газета. № 4 (18), апрель 2008.
5. Астапов С.Н. Роль религиоведческой экспертизы в решении проблем государственно-конфессиональных отношений в России // Научный альманах стран Причерноморья.2016.№ 3.
Рецензия
Для цитирования:
Астапов С.Н. Религиозные традиции в современной России: способы адаптации к социокультурным трансформациям. Научный альманах стран Причерноморья. 2017;11(3):12-18. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2017-11-3-12-18
For citation:
Astapov S.N. RELIGIOUS TRADITIONS IN MODERN RUSSIA: ADAPTATION APPROACHES TO SOCIOCULTURAL TRANSFORMATIONS. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2017;11(3):12-18. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2017-11-3-12-18