Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск
Том 12, № 4 (2017)

Этнокультурные и религиоведческие проблемы исследования причерноморья

1-6 76
Аннотация

Представлена культурфилософская экспликации понятия «культура национальной безопасности». Утверждается, что сущность определения категории «культура национальной безопасности» выражается в культурной определенности целей и методов обеспечения национальной безопасности, порожденной влиянием как экзогенных, так и эндогенных факторов. В России такая определенность невозможна без ценностного единения общности вокруг своего культурно-исторического ядра. Достичь этого единения невозможно без консенсуса по поводу познания и оценки своего прошлого, то есть без формирования единого исторического сознания. Фрагментаризация исторического сознания под влиянием процессов глобализации в условиях современной России ведет к размыванию культурной определенности и детерминированности целей и средств обеспечения безопасности. Это, в свою очередь, обусловливает опасность элиминации культуры безопасности. Вследствие темпоральной определенности культуры национальной безопасности главным фактором ее формирования является фундаменизация единого национального исторического сознания. Поэтому в целях обеспечения национальной безопасности необходимо формирование самосознания граждан России на основе не индивидуалистических и прагматических, а исторически сложившихся коллективистских и духовных ценностей. Именно они определяют цивилизационный архетип России и являются основной детерминантой сохранения ее культурного своеобразия. Поскольку историческое сознание является основным фактором обеспечения аксиологического консенсуса социума, а коллективистская и идеократическая составляющие являются доминирующими в ментальности россиян, представляется правомерным следующий вывод автора. Культурно-историческая определенность целей и методов обеспечения национальной безопасности детерминирует необходимость предоставления историческому сознанию статуса приоритетного объекта обеспечения национальной безопасности. Субъектами обеспечения национальной безопасности выступят объединения граждан при доминирующей роли государства.

7-11 73
Аннотация

По данным 2014 года, третье место по численности в национальном составе Республики Крым после ее в хождения в состав Российской Федерации занимали Крымские татары. Это тюркский народ, исторически сформировавшийся в Крыму и Северном Причерноморье; наряду с малочисленными караимами и крымчаками, крымские татары относятся к коренному населению Крымского полуострова. Также Крымские татары проживают в прилегающих к Крыму регионах России (2,4 тыс., в основном в Краснодарском крае) и в прилегающих регионах Украины (2,9 тыс., в основном в Херсонской области), а также в Турции, Румынии (24 тыс., в основном в жудеце Констанца), Узбекистане (90 тыс., оценки от 10 тыс. до 150 тыс.), Болгарии (3 тыс.). Другой источник заявляет, что в Турции проживает 5-6 млн людей, чьи предки в разное время (с конца XVIII по начало XX века) переселились в эту страну из Крыма. Это дает повод крымскотатарским общественным организациям Турции утверждать, что в стране живет несколько миллионов крымских татар. Однако большая часть потомков крымскотатарских иммигрантов в Турции ассимилировалась и считает себя турками. Фактическое количество крымских татар в Турции неизвестно, поскольку данные об этническом составе населения страны в Турции не публикуются с 1965 г. Как бы то ни было, у Крымских татар существует прочная культурная связь с жителями северной части Турции, т.е. турками южного причерноморья, которая выражается в общности этикета, религии, отношения к семье и детям, особенностям проведения свадьбы.

12-21 150
Аннотация

Представлен философско-антропологический анализ базовых оснований человеческого страха в современной культуре. Базовые основания страха человека двойственны: страх, с одной стороны, защищает человека от опасности и способствует жизнеутверждению человека, но, с другой стороны, страх ограничивает человеческое постижение бытия, сковывает его активность. Страх либо мобилизует, либо тормозит человеческое поведение: в страхе может проявиться астеническая реакция (оцепенение и дрожь, полная растерянность), стеническая реакция (паника), или стеническое боевое возбуждение. Страх смерти заставляет человека избегать ситуаций, которые представляют угрозу для его жизни. Страх возникает у человека в связи с опредмечиванием тревожности под влиянием воображаемой или реальной опасности. Он целостно переживается человеком на различных уровнях: физическом, эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Причины возникновения страха также можно классифицировать на несколько групп, среди которых целесообразно выделить: природные, индивидуально-личностные и социокультурные. Страх присущ всем высшим млекопитающим и выполняет необходимую биологическую функцию, связанную с реакцией на положение, вызывающее опасность. Иррациональный страх есть страх человека перед самим собой, перед скрытыми в бессознательном разрушительными импульсами. Страх предстает в качестве одного из механизмов формирования социального характера – привития человеку качеств, считающихся необходимыми в данном социуме, и ограничения тех поведенческих проявлений, которые, наоборот, считаются нежелательными. 

22-26 105
Аннотация

Рассматриваются гносеологические трудности корреспондентной концепции истины, решение которых обусловливает качественную трансформацию цели научного познания. Представлен анализ концепта соответствия, который указывает, что у него в качестве критерия истины нет необходимых теоретических ресурсов обоснования. Данное обстоятельство опровергает точку зрения о единственности и универсальности корреспондентной концепции истины. Она не опровергается, но существенно изменяется ее гносеологический статус. Корреспондентная концепция истины предстает как одна из возможных гносеологических гипотез наряду с другими. Новый взгляд на корреспондентную теорию истины открывает новые перспективы для научной рациональности, корректирует ее познавательный ресурс. На смену познания истины, как соответствия знания действительности, приходит концепция рациональной приемлемости знания. Подчеркивается, что данная эволюция концепта «истина» не есть результат критики альтернативных точек зрения, а является следствием самокорректирующей научной практики, а ее новая философская концепция опирается на достижения неклассической науки. Подтверждается данный тезис стандартами научности, которыми руководствуется научное сообщество. В философии науки впервые данный вопрос исследовал К. Поппер. В результате своих исследований он сформулировал два методологических положения, которые в явной или в неявной форме представлены в науке: концепции фаллибилизма и фальсификационизма. Указывается, что пионерские идеи Поппера получили развитие в современной американской аналитической философии. Данный вывод подкрепляется обзором взглядов Х. Патнэма. В заключении дается положительная оценка этим изменениям в теории познания. Концепция истины в качестве рациональной приемлемости, преодолевает ряд гносеологических трудностей, которые предстают в несоразмерности целей и результатов научной деятельности.

27-32 63
Аннотация

В современной ориенталистике, и в таком его направлении как исламоведение, формируется противоречивое, часто негативное отношение к исламу, его фундаментальной основе Корану. Это сопряжено с выраженной тенденцией неприятия ислама, широко распространяемой в западном мире. Активная детерминация этого процесса стала возможна после террористических событий 11 сентября 2001 года в США. Всплеск исламофобии на Западе выразился в оскорбительных высказываниях в адрес Мухаммада, пророка мусульман, безнравственных его изображениях и провокационных фильмах, демонстрировавшихся в СМИ, на телевидении. Крайней формой исламофобии, продемонстрированной в США, является случаи уничтожения экземпляров Корана, которые публично поджигались некоторыми христианскими священниками. На конкретных фактах раскрывается уровень исламофобии в США, механизмы его поддержки и распространения. После террористических событий в США, в России нашлись те, кто ложно доказывает, что Коран является источником терроризма, допуская при этом произвольные интерпретации отдельных его положений, вырванных из общего контекста. Обосновывается ошибочность данного тезиса, его поверхностный идеологический характер. Критикуется исламофобская позиция некоторых российских судей, принявших, а затем отменивших решения, о признании экстремистскими отдельные положения Корана и исламских текстов, основанных на них. Утверждается, что в целях преодоления исламофобии важно осуществление непрерывного диалога между разными религиями, а ученым необходимо проводить совместные исследования, выявляющие общие позиции священных текстов.

33-41 66
Аннотация

В последние десятилетия классическая теория секуляризация подвергается критике, поскольку не позволяет адекватно анализировать религиозную ситуацию в мире на исходе ХХ – начале ХХI вв. Формируются новые теоретические подходы, учитывающие активизацию религий в последние десятилетия и изменение форм религиозности. Однако критика теории секуляризации не означает, что все ее выводы были ошибочными. Согласно этой теории, важнейшим аспектом секуляризации был процесс обособления религии от других социальных институтов, в частности, от государства. В результате процесса секуляризации в западных обществах сформировалось светское государство, а религия превратилась в частное дело индивида, что нашло отражение в концепциях приватизации религии, невидимой религии и т.д. Результатом секуляризации стало доминирование секуляризма как формы мировоззрения и возникновение способа социального бытия, подразумевающего не только отделение религии от государства и других социальных институтов, но доминирование в публичной и мировоззренческой сфере светских ценностей, идей и норм. В современном глобализирующемся мире распространение секуляризма  является частью  процесса глобального распространения западных ценностей.  Однако за пределами западноевропейских обществ секуляризм может приобретать формы, отличающиеся от западной модели, исторически сложившейся на почве переосмысления католического и протестантского наследия. Рассматривается специфическая форма секуляризма, сложившаяся в Болгарии и названная К. Годси «симфоническим секуляризмом». В его основе лежит унаследованное от православия представление о взаимосвязи религии и политики, церкви и государства, допускающее даже в современных условиях вмешательство государства в регулирование религиозных вопросов. Такая форма секуляризма не исключает религиозный плюрализм и не подразумевает глубокой личной религиозности. Религия предстает не столько как учение об индивидуальном спасении, сколько как основа культурной, этнической и политической идентичности. Специфические формы секуляризма и понимания религии влияют на религиозную ситуацию в современной Болгарии.

42-47 66
Аннотация

Рассматривается политическая, идеологическая и экономическая основа режима Эрдогана в Турции, и утверждается, что АКП – это не классическая политическая партия, но экономическое предприятие (картель), а также идеологическая организация, основанная на политическом исламе. Эти два свойства позволяют нам с большой долей вероятности предполагать, какие действия будут предпринимать АКП и Эрдоган, чтобы оставаться во власти, а также дают возможность сделать обоснованные прогнозы развития политической ситуации в Турции на ближайшее время. В первые годы своего правления АКП создала новый слой монополистической буржуазии, тесно связанный с западными монополиями, который использовал и использует все возможности государства. Этот слой организован как консорциум, во главе которого стоит сам Эрдоган и близкие ему люди. Идеологические цели АКП (политический ислам) обеспечивали ей возможность консолидации крепкого массового базиса нового созданного режима. Вследствие этого, власть АКП превратилась в бонапартистскую диктатуру, избавившись от сооснователя АКП Абдуллаха Гюля отправив его на пост президента Турецкой республики в 2007 г. Эта диктатура была консолидирована в неофициальной коалиции с гюленистами. Современное распространенное мнение среди политиков заключается в том, что Эрдоган собирается свернуть с традиционной коллаборационистской линии, которой следовали все правительства Турции с 1950-х гг. Однако это мнение не совпадает с действительностью. Во-первых, АКП как экономическое предприятие и как государство является связанной с империализмом и, естественно, в его действиях проявляются классовые рефлексы того нового класса, который она представляет и которым она сама является. Во-вторых, АКП идеологически является американским проектом, и этот проект, именно политический ислам, нигде, и, особенно в Турции, не сможет освободить себя от про-американизма из-за исторических причин. Результаты этого процесса проявятся в курдской проблеме. США сделали курдское националистическое движение коллаборационистским и пытаются легитимизировать свое незаконное присутствие в Сирии, опираясь на него. Режим Эрдогана основан на де-факто коалиции с традиционным фашистским движением, направленным против курдских национальных требований, и даже против самого существования курдского народа. Правительство Эрдогана, отвергающее любые уступки по курдской проблеме, в самом деле должно идти на компромисс с курдским национальным движениям в русле их общего коллаборационизма.

48-55 118
Аннотация

Территория Нижнего Дона развивалась как полиэтнический регион, для истории которого были характерны миграции, межэтнические контакты, взаимодействие различных культур, формирование смешанных этнических и антропологических групп населения. На этническое развитие, начиная с эпохи средневековья, влияла борьба государств Восточной Европы и Ближнего Востока за контроль над этой территорией. Примерно с рубежа XV–XVI в. начинается новый этап этнической истории, который продолжается до начала XX в. и характеризуется вхождением региона в состав России, постепенным преобладанием восточнославянского населения, изменением культурного ландшафта территории, формированием новой системы социально-экономических отношений. Определяющим фактором развития на этом этапе стало донское казачество. Начало XX в. можно рассматривать как рубеж в эволюционном этническом развитии региона, после которого начались политические и социокультурные трансформации, связанные с советским этапом отечественной истории. К этому периоду на Дону сформировались этнические общности, которые в настоящее время составляют основу многонационального населения Ростовской области. Некоторые этнокультурные реалии, сохранившись до наших дней, превратились в символы территории, этнокультурные бренды, основным из которых является донское казачество.



ISSN 2414-1143 (Online)
12+