Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск
Том 14, № 2 (2018)

Проблемы формирования этно-национальных ценностей народов Причерноморья (культурология)

1-7 98
Аннотация

Анализируются интеллектуально-творческий, социо-психологический подходы в управлении многонациональным коллективом. Рассматривается оптимальное мастерство управления многонациональным коллективом в условиях Республики Дагестан, в контексте законов педагогики и психологии. Подчеркивается особая роль толерантности как личной ценности, которой должен обладать руководитель коллектива в достижении практических целей. От умения выстраивать процесс управленческого общения, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми зависит профессиональная успешность руководителя профессиональной деятельности коллектива. В работе аргументируется положение о том, что толерантность предполагает проявление личностных качеств участников многонационального коллектива и формирует готовность принять других такими, какие они есть. Рассматриваются авторские концепции об управленческой культуре руководителя, связанной с условием развития культуры человеческих взаимоотношений. Отмечается важность использования руководителем профессиональной этики в коллективе, в котором пренебрежение долгом, ошибки, халатность создают трудности, проблемы, ведущие к потерям, сбоям в работе. Доказано, что управленец должен проводить предварительную ориентировку-исследование коллектива. Опора на «собранную первичную информацию» о полиэтническом коллективе, поможет ему правильно спланировать и осуществлять само межнациональное общение. Выявлена структура профессионального мастерства управленческой деятельности, которая включает систему профессиональных (специальных) знаний в области теории управления, а также систему знаний, умений, навыков, отношений личности, ее духовно-личностных, этнонациональных и профессионально важных качеств. Обосновывается важность развития этнопсихологических свойств, определяющих уникальность и неповторимость личности в профессиональной деятельности управленца. В ходе реализации проведенного исследования представлена структура профессионального мастерства руководителя, в которую входят общая, общенаучная, общекультурная, духовная, этнопсихологическая, этнопедагогическая, художественно-творческая одаренность.

8-14 101
Аннотация

Статья посвящена развитию чеченского языка в условиях глобализации. Анализируются пути расширения социолингвистических функций языка. Чеченский язык наряду с большинством других языков народов России, как известно, относят к числу миноритарных. Но есть основания считать, что к чеченскому языку не применимы большинство признаков вымирания языков: численность чеченцев 1,5 млн., компактное проживание населения в сельской местности (более 70%), мононациональность республики, изучение языка в детсадах, школе, вузе, работа национального театра, сильно развитый театр и эстрада, массовое издание газет, журналов, художественных произведений, перевод фильмов на родной язык, создание оригинальных чеченских фильмов.
В последние десятилетия актуализировалась проблема расширения использования письменной формы чеченского языка. Особенно в этом плане важно решение проблемы перевода на чеченский язык обучения начальной школы в условиях мононационального состава населения республики с численностью в полтора миллиона человек. Эта проблема широко обсуждалась еще десять лет назад, но сейчас ее поднимают все реже. Предпринимаемые Госдумой и федеральными ведомствами шаги, направленные на ограничение функций языков народов РФ, даже языков титульных наций в соответствующих национально-государственных образованиях на территории федеративного Российского государства не вселяют надежду, что данная проблема будет решена в пользу чеченского языка (и в пользу языков народов России в целом в стране). Особенно показателен в этом отношении законопроект об изучении родных языков на добровольной основе, а фактически – отведения соответствующим предметам – родному языку и литературе факультативного статуса в образовательных стандартах и в учебных планах. Однако этого еще не случилось и есть надежда, что этнофобские силы не возьмут верх и тенденция сбалансированного национально-русского двуязычия, национально-культурного многообразия в нашей стране будет развиваться дальше с сохранением сложившихся за последние два-три десятилетия условий для сохранения и развития родных языков нерусских этносов России. В Чеченской Республике эта тенденция проявила себя в том, например, что за последние 20-25 лет устная форма применения чеченского языка значительно расширила свою базу: в отличие от советского периода в настоящее время на чеченском языке ведутся совещания на уровне правительства, министерств, департаментов, и администраций районов и т.д. 

15-22 114
Аннотация

В современной Чеченской Республике сформулирована особая концепция, включающая в себя духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Эта концепция способствует развитию таких основополагающих ценностей как патриотизм, религиозность и традиционализм. Пройдя немало испытаний и трудностей на протяжении всей истории, чеченский народ пришел к мирному и процветающему образу существования. Конечно, во многом это благодаря успешной политике таких государственных деятелей как Президент РФ В.В. Путин и Ахмат-Хаджи Кадыров, дело которого по сей день продолжает его сын, Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров. Для формирования исконно истинных ценностей в республике, задействованы практически все представители власти, духовенство и сам народ. Наличие в мире таких направлений как исламский модернизм и традиционализм, тоже повлияло на формирование духовно-нравственных ценностей чеченского общества. Из многих источников известно, что представители традиционализма выступают за сохранение тех противоположностей, благодаря слаженной работе всех ветвей ценностей, которые были еще во времена Пророка Мухаммада (нач. VII века). Иначе считают представители модернизма, которые полагают, что нужно приспособить традиционные ценности в современном мире. С этой проблемой власти и духовенства современная Чеченская Республика блестяще справляется. Все это благодаря единой концепции духовно-нравственного воспитания, в которой каждый житель республики непосредственно принимает участие. Тесное и эффективное взаимодействие духовенства и различных отраслей власти Чеченской Республики, по сей день дает свои положительные результаты в формировании ответственного за свою судьбу гражданского общества. Колоссальное внимание в формировании духовно-нравственных ценностей уделяется подрастающему поколению Чечни, для сохранности заданного темпа на будущее. Большой акцент делается на грамотности и образованности населения. Так как именно необразованные люди, чаще всего поддаются на провокации со стороны экстремизма и радикализма. На сегодняшний день чеченский народ, пропустивший через собственную судьбу военные конфликты на почве религиозности и национальности, прекрасно адаптирован и настроен на недопущение былых ошибок и за сохранность мира в республике. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития Чеченской Республики, является своеобразным мерилом, сочетающим в себе истинные и непоколебимые ценности, в которых подчеркивается чеченский кодекс чести «нохчалла». Слово «нохчалла» никак не переводится на другой язык, но каждый чеченец прекрасно знает, что оно обозначает. Это своеобразный свод неписаных нигде правил, касающихся нравственности, морали и этики, которыми руководствуются истинные чеченцы испокон веков.

23-30 93
Аннотация

Поднимаются вопросы необходимости биоэтического измерения медицинской деятельности в процессе подготовки и переподготовки кадров для лечебно-профилактических учреждений Крымского федерального округа. В 2014 г. состоялось резонансное и долгожданное событие – присоединение Крыма к Российской Федерации. С первых же дней изменения статуса на полуострове началась модернизация системы здравоохранения Республики Крым посредством ее адаптации к современному российскому законодательству. На этапе переходного периода, в сложных социально-политических условиях от врачей требовалось неукоснительное соблюдение норм международного и российского права. Подчеркивается, что в процессе медицинской деятельности врач должен руководствоваться соблюдением этических принципов: справедливости, добровольности, конфиденциальности и правдивости. Вместе с тем, в соответствии с Федеральном законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 71) врачи дают торжественную клятву, обещая быть милосердными, высокоморальными, терпеливыми, всячески охранять здоровье людей, помогая всем без исключения, не допуская дискриминации, хранить врачебную тайну, выступать против эвтаназии, уважать своих учителей и коллег, совершенствовать профессиональные знания и навыки. В статье 20 вышеуказанного Федерального закона закреплено соблюдение этического принципа добровольности, в статье 13 – конфиденциальности, в статье 22 – правдивости. Соблюдению принципа справедливости посвящен Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании». Соблюдение врачом этих принципов является маркером высокого уровня его правосознания и профессиональной культуры в целом. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения в Крымском федеральном округе указывает на необходимость учета врачами социокультурных и религиозных особенностей пациентов. Автор исходит из того, что высокие требования к уровню подготовки и переподготовки кадров для системы здравоохранения Республики Крым могут быть реализованы при условии создания единого этико-правового пространства на территории лечебно-профилактических учреждений Крымского федерального округа.

Проблемы формирования этно-национальных ценностей народов Причерноморья (философия религии)

31-38 66
Аннотация

Воспоминания о военных успехах мусульманской общины в период зарождения ислама резко контрастировали с действительностью, в которой оказался мусульманский мир в колониальный и пост-колониальный период. Исламский мир размышлял о причинах неудач и религиозно-политическая идеология исламского фундаментализма – исламизм, предложила свой ответ. В религиозном сознании некоторых мусульман былые успехи подтверждали истинность исламской религиозной доктрины, которая не могла быть причиной современных неудач, в отличие от людей, допустивших изменения и исказивших божественное откровение. Исламизм видит причину социально-политического кризиса в отступлении от истины, в искажении ниспосланной Аллахом религиозной доктрины. Мусульманскому миру необходима реформа существующей религиозной традиции, обращение к истокам, к чистой, не искаженной примесью заимствований и нововведений, доктрине, следование которой вернет мусульманам былое величие. Рассматриваются доктринальные противоречия, существующее между классической религиозной доктриной суннитского ислама и религиозно-политической идеологией исламизма, которые включают в себя различную интерпретацию истории мусульманской цивилизации, расхождения по вопросам следования мазхабам, таклиду, иджтихаду, трактовок концептов джихада и уммы.

39-44 160
Аннотация

Иран занимает особое геополитическое положение на мировой арене. Основным очагом экстремистов является Ближневосточный регион, расположение которого привлекает внимание всех государств мира. Политика Ирана в борьбе с терроризмом в регионе является важным фактором глобальной безопасности. Эта страна уменьшает расходы других государств на борьбу с терроризмом, так как активная вовлеченность Ирана в борьбу с терроризмом в регионе подрывает экспансионистский потенциал  экстремистских организаций. Политика сдерживания джихадистов оказывает благотворное влияние на конструктивное сотрудничество между Ираном и другими странами. Рассматривается понимание войны и мира в исламе, согласно Кораническим представлениям. В исламском праве нет такой категории как “терроризм”, однако ислам, как мировая религия, выступает против любого вида насилия, если оно не вызвано необходимостью самозащиты. Особое внимание уделяется вопросам борьбы с религиозным экстремизмом в ИРИ и в мире. Даются понятия категорий джихада, рассматриваются условия его правомерности на основе норм канонического права. Отдельное внимание заслуживают основные направления внутренней политики Ирана по противодействию терроризму. 

Проблемы формирования этно-национальных ценностей народов Причерноморья (история)

45-52 105
Аннотация

Впервые сравниваются особенности формирования научно-педагогических кадров Стамбульского  и Софийского университетов в XX в. Эта тема не получила всестороннего освещения в отечественной историографии по истории медицины и фармации, химии и биохимии. Стамбульский университет прочно вошел в научное мировое сообщество, особенно после научных открытий выпускника медицинского факультета этого университета А. Санжара. Профессор биохимии и радиологии А. Санджар в XXI в. является одним из ведущих биохимиков и молекулярных биологов мира, научные исследования которого опубликованы в университете Оксфорда в Великобритании, в энциклопедии молекулярной биологии в Нью-Йорке. Ученый разделил Нобелевскую премию со шведом и американцем с формулировкой «за исследование механизмов восстановления ДНК», объяснив механизмы, с помощью которых клетки защищают генетическую информацию от повреждений. Выводы ученых станут основой разработки дальнейших способов борьбы с онкологическими заболеваниями. А. Санджар стал первым выпускником медицинского факультета Стамбульского университета, получившим Нобелевскую премию по химии. Прославил Софийский университет профессор, основоположник аналитической химии, первый президент «Союза химиков Болгарии» З. Караогланов, который сформулировал одно из первых уравнений электрохимической кинетики, получивших его имя, став автором первого болгарского учебника по аналитической химии, изданном в Софийском университете. Профессор К. С. Агаджанянц в годы Первой мировой войны преподавал в русском Императорском Варшавском университете, Донском университете, а после Русской революции 1917 г. и политической эмиграции преподавал в Константинопольском и Софийском университетах. Это стало фактором, определившим на многие годы замалчивания научных исследований о его вкладе в развитие науки университетов Дона и Причерноморья. Профессора Стамбульского и Софийского университетов в совершенстве владели несколькими иностранными языками, что позволило им работать в университетах мира. Стамбульский и Софийский университеты стали центрами эмиграции, а также подготовки и научной деятельности ведущих специалистов мира в области медицины и фармации, химии и биохимии, в том числе лауреатов Нобелевской премии.



ISSN 2414-1143 (Online)
12+