Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск
Том 10, № 3 (2024)

Социальная и политическая философия

7-13 210
Аннотация

Введение. Сегодня в регионах Российского Причерноморья происходят как латентные, так и открытые процессы, которые препятствуют реализации различных региональных стратегий. В рамках реализации социально-экономического развития регионов и субрегионов имеет место серьезная недооценка, а в некоторых случаях и игнорирование взаимосвязей региональных и национальных интересов России с идеологией государственной политики регионального развития. Это в полной мере касается и регионов Российского Причерноморья, стратегические интересы которых обусловлены как современными тенденциями усиления и обострения противоречий в бассейне Черного моря, так и потребностями повышения синергии межрегионального сотрудничества и реализации стратегии развития регионов.
Материалы и методы. Используются общенаучные методы, применяются системный, структурно-функциональный и институциональный и другие подходы к анализу региональной политики Российского Причерноморья.
Результаты исследования. Продемонстрированно соответствие приоритетов социально-экономического развития регионов Российского Причерноморья принципам Государственной стратегии регионального развития. Исследованы основные проблемы стратегирования развития для регионов России, возникающие в процессе реализации стратегий в современных условиях.
Обсуждение и заключение. Разработаны направления трансформации приоритетов социально-экономического развития регионов Российского Причерноморья. Предложено создание Центра межрегионального экономического развития Российского Причерноморья на принципах общественного партнерства.

14-20 168
Аннотация

Введение. На основе социально-философского анализа исследуется проблема соответствия имперской модернизационной модели потребностям обеспечения национальной безопасности России. Цели и задачи исследования: выявление сущностных характеристик первой модели отечественной модернизации, определение специфики ее детерминации, своеобразия способов и форм реализации, причин элиминации в контексте влияния на обеспечение национальной безопасности России. Актуальность темы определяется необходимостью создания механизмов обеспечения национальной безопасности, релевантных глобальному тренду модернизации.
Материалы и методы. В качестве методов исследования используются: диалектический, исторический, аксиологический, а также общенаучные методы. Вначале была определены особенности имперской модели модернизации, затем выявлены положительные и, далее, отрицательные аспекты этой модели в контексте их влияния на национальную безопасность. 
Результаты исследования показывают, что догоняющая модель модернизации, оформившаяся в России в этот период, содействовала окончательному формированию национального государства в статусе державы. Однако такая возможность оборачивалась аксиологическим расколом внутри российской цивилизации, формируя две существующие одновременно и в рамках одного и того же географического ареала субцивилизации — традиционную и модернизационную. Этот раскол создавал нарастающие по мере углубления и расширения модернизационных процессов противоречия, которые к началу XX столетия приобрели антагонистический характер.
Обсуждение и заключение. В качестве вывода фигурирует положение, что разрушение в ходе имперского периода модернизации единения власти и населения в ориентации на трансисторические аксиологические императивы, образующее духовное ядро национально-государственного сообщества; сформировавшееся в начале ее существования и представляющее собой генетический код национально-государственного сообщества делали невозможным формирование, а следовательно, и отстаивание единых, коренных, сущностных, субстанциональных национальных потребностей. Это привело к кризису национально-государственного сообщества. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены для разработки различных аспектов Стратегии обеспечения национальной безопасности РФ.

21-28 167
Аннотация

Введение. Актуализация проблемы гуманизации образования, рост его виртуализации и цифровизации, изменение ценностных ориентаций личности, — все эти процессы входят в структуру образовательного контура современного общества. Интегральность в понимании образования как социального института, причастного человеку экзистенциально и онтологично, может означать не только усиление взаимосвязей, но и изменение природы отношений между субъектами образовательного пространства, когда современные специалисты становятся способными эффективно сочетать традиционные знания с наукой и современными технологиями. Интенсивность и значение таких изменений, бесспорно, требует философского осмысления, ибо философия выступает как мировоззренческая составляющая, стремящаяся к ценностной упорядоченности и познанию мира. Проведение в данном контексте исследования образа иностранного студента как субъекта современного образовательного пространства представляется актуальным и своевременным.
Материалы и методы. Применяются общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукции и дедукции, абстрагирование и конкретизация, метод дискурс-анализа, метод компаративного анализа, метод фокусированного интервью.
Результаты исследования. Проведено социально-философское осмысление одной из подсистем в структуре российского студенчества — социальной группы «иностранные студенты» — с учетом вызовов современности. Исследованы различные аспекты понятия «образовательное пространство», сформирован образ иностранного студента как субъекта современного образовательного пространства России. Как результат, предложены пути эффективного построения образовательного процесса иностранных обучающихся в условиях новой социокультурной реальности с учётом рассмотрения механизмов их социокультурной адаптации.
Обсуждение и заключение. Образ иностранного обучающегося можно определить как конструкт, находящийся под влиянием не только национального мировоззрения, установок и убеждений, фундаментальных исторических событий, менталитета поколения, но и культурно-образовательной среды, в которой он обучается, что непосредственно определяет его общественную и профессиональную направленность, формирует модели поведения в настоящем и в будущем. Опыт работы с иностранными обучающимися показывает, что при планировании и организации образовательного процесса к ним нужен особый подход. Данное исследование имеет практическую значимость при работе с иностранными студентами в российских вузах.

Философская антропология, философия культуры

29-33 195
Аннотация

Введение. Актуальность исследования продиктована напряженной мировой социально-политической обстановкой, вызвавшей потребность в духовном сплочении граждан Российской Федерации. Целью данного исследования является проведение философского анализа образа героя в советском мемориальном искусстве. Автор ставит перед собой и решает следующие задачи: описание образа героя в мемориальном искусстве разных эпох; выявление характерных черт образа героя в советском мемориальном искусстве; перечисление символики, изображаемой на советских памятниках героям революции и военных действий; указание причин необходимости сохранения имеющихся мемориалов и установки новых для воспитания патриотических чувств у российской молодежи.
Материалы и методы. В качестве методов научного исследования применяются исторический, описательный, сравнительный методы. Материалами научного исследования служат работы историков, искусствоведов, деятелей культуры, выдающихся российских и зарубежных философов.
Результаты исследования. Выделяются основные черты характера русского героя, получившие отражение в иконописи, советском мемориальном искусстве, перечисляются основные символы Победы, изображенные на мемориалах, посвященных героям Великой Отечественной войны. Проводится исследование образа героя, сложившегося в советском мемориальном искусстве, получившем воплощение не только в памятниках, установленных на улицах и площадях населенных пунктов Российской Федерации, но и многочисленных памятников, расположенных на территориях российских погостов, основываясь на философских, искусствоведческих и исторических источниках. Определяется целесообразность сохранения мемориалов прошлого и настоящего, обозначается важность установки новых памятников героям современной России, участникам революционных и военных событий для современной российской молодежи.
Обсуждение и заключение. Исследуется история формирования образа героя в сознании древних греков и древних римлян, а также средневекового человека. Делается акцент на описании образа героя, сложившемся в искусстве Нового и Новейшего времени, особое внимание уделяется формированию категории «мужество». Приводятся мысли писателей и деятелей культуры о дальнейшем ходе развития мемориального искусства на постсоветском пространстве, подчеркивается оптимистический взгляд на воспитание патриотизма через приобщение российской молодежи к мемориальному искусству.

34-42 150
Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена зависимостью формирования осознанного профессионального интереса будущих педагогов от экзистенциальных подходов в образовательном пространстве. Рассматриваются подходы в образовательном процессе вуза, раскрывающие и развивающие экзистенциальное начало обучающихся. Целью статьи является изучение состояния современного образовательного пространства с позиции экзистенциальной педагогики, поскольку развитие экзистенциальных основ будущего специалиста является первостепенной задачей для формирования человека, умеющего прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности.
Материалы и методы. Основополагающим методом в исследовании является метод наблюдения и социологического опроса. Для рассмотрения проблемы по формированию свободного в своих решениях человека, самостоятельно делающего экзистенциальный выбор, осознающего его смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором авторы определяют направления реализации положений экзистенциальной педагогики в деятельности высшего учебного заведения и показывают результаты проведенного интервьюирования по определению степени проявления экзистенциальных способностей у студентов педагогического направления «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Русский язык и литература». Полученные данные позволили оценить уровень экзистенциальной наполненности будущих педагогов и сделать закономерные выводы на основании анализа полученных ответов.
Результаты исследования. Делается вывод о степени влияния философии экзистенциализма на формирование убеждений и экзистенциального взгляда обучающихся в рамках образовательной деятельности, а именно при выполнении проектных работ, написании курсовых и выпускных квалификационных работ. В свою очередь анализ содержания экзистенциально-смысловых ценностей способствует определению самотрансценденции студентов в процессе обучения, поскольку в выборе темы проектных, учебных и научно-исследовательских работ проявляется способность будущего специалиста расширять собственные границы в разных направлениях. Человеку присущи идеи выдвижения собственных позиций и целей, а также их достижение с учетом взятия на себя вытекающих последствий. В распознавании этих предпосылок экзистенциализма и заключался основной замысел исследования.
Обсуждение и заключение. В ходе исследования проведен опрос на выявление экзистенциальных задатков студентов в вопросах выбора жизненных ориентиров на основе высказываний известных педагогов, писателей и философов. В результате анализа полученных ответов была сформирована общая картина текущего состояния экзистенциально-личностных основ личности.

43-49 157
Аннотация

Введение. Сегодня мы наблюдаем радикальный процесс коренного изменения существования человека в мире. Реакция на тотальное обезличивание и стандартизацию общекультурного поля в мировом масштабе приводит к необходимости многочисленных народов и регионов сохранить собственную самобытность и уникальность. Тема формирования средствами дизайн-проектирования социокультурных ценностей и национального самосознания обучаемых является актуальной и своевременной. Цель такого образовательного процесса — всестороннее развитие проектного мышления, исследование организации работы над дизайн-проектом этнопарка, создание модели профессионального творческого существования и изучение процесса формирования региональной идентичности обучаемых.
Материалы и методы. Проектирование этнографического парка рассматривается с позиции культурологического подхода, в котором дизайн-проект представлен как результат интеграции художественной и материальной культуры этноса. Дизайн-проектирование понимается как метод профессионального мировоззрения и формирования дизайнерского мышления обучаемых. Используется теоретический анализ, метод ассоциаций, метод расчленения проектной задачи на конкретные аспекты и осмысление каждого из них раздельно. Применяются сравнительно-исторический и деятельностный подходы.
Результаты исследования. Основные этапы дизайн-проектирования этнопарка способствуют процессу формирования региональной идентичности обучающихся под воздействием определенных этнокультурных компонентов во время работы над дизайн-проектом. Пример этнографического парка на территории Донского края рассмотрен в контексте уникальных традиций этноса. Подчеркивается, что многоаспектность этнографического направления в современном средовом дизайне есть показатель сохранения уникальности различных культурных зон с включением в его структуру компонентов субкультурной идентичности, позволяющих сохранять индивидуальность в пространстве культурной глобализации, что актуализирует данную тему.
Обсуждение и заключение. Проблема национальной идентичности и самосознания является актуальной для России в настоящее время. Созидательная позиция дизайн-проектирования и его эффективность как учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе исторического и деятельностного подходов на всех этапах разработки дизайн-проекта этнопарка в единстве с просветительской работой. Определяется созидательная позиция средового дизайна в сегодняшнем мире за счет трансформации культурных образов прошлого в новом контексте проектирования. В процессе проектирования происходит изучение исторического наследия региона, в котором родились или живут студенты, а также традиций материальной и духовной культуры. Практическая значимость исследования определяется широкими возможностями использования результатов и методов исследования в образовательном процессе студентов-дизайнеров.

50-55 168
Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению специфики досуговой деятельности в сельских образовательных организациях и степени ее влияния на процесс формирования и развития личности школьника. Досуговая деятельность играет важную роль в социально-культурной интеграции личности школьника. Это время, когда есть возможность расширять знания, развивать творческие способности и укреплять связи с другими людьми. В процессе досуговой деятельности можно лучше понять и принять разнообразие культур и обычаев. Это все способствует формированию толерантного и открытого общества.
Материалы и методы. Комплексность примененных в данном исследовании методов объясняется тематикой работы, экстраполирующей методологию социологии, педагогики, философии и ряда экономических дисциплин, связанных с внедрением современных направлений человеческой деятельности. Объектом исследования является изучение специфики организации досуговой деятельности для обучающихся сельских школ. В настоящее время остро стоит вопрос о заинтересованности молодежи в условиях оттока населения из сельской местности. Организация и реализация досуговой деятельности – одно из решений, на которое образовательные учреждения в сельских районах опираются в своей работе.
Результаты исследования. Подчеркивается необходимость создания системы внеурочной воспитательной работы, важнейшей функцией которой является организация досуговых мероприятий, что является одной из основных целей такого рода деятельности. Это достигается за счет создания комфортной среды с идентичными ценностями и интересами. Сельская школа является учебно-воспитательным центром, предназначенным для организованного воспитания и обучения подрастающих поколений. На примере опыта сельских образовательных организаций предоставляется возможным рассмотреть реализацию детско-взрослых социально значимых досуговых мероприятий. Специфика организации досуговой деятельности прежде всего обусловлена ростом образовательного и культурного уровня сельского населения; внедрением информационных технологий в индустрию развлечений; изменением структуры использования свободного времени и т. д.
Обсуждение и заключение. В процессе исследования определены современные формы досуговой деятельности, реализуемой в рамках образовательных организаций, а также функции, определяющие ее социально-культурное назначение. Современное понимание досуга позволяет определять его как перспективное направление, ориентированное на развитие личности школьника и укрепление его социальных связей.

Религиоведение

56-61 127
Аннотация

Введение. Рассматривается роль протестантизма во взаимодействии западной и китайской культур. Интерес представляет анализ целей и задач, которые ставили перед собой протестантские миссионеры в Китае. Оценка протестантизма и миссионерской деятельности протестантских миссионеров дается как западными, так и китайскими исследователями, на основании чего складывается более полная картина сути данной деятельности и ее влияния на двусторонние отношения.
Материалы и методы. Применяются общенаучные методы исследования. Используются методы историзма, сравнения, описания, диалектический подход. В качестве материалов за основу взяты исторические, научные и философские работы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования.
Результаты исследования. Показано, что фактор присутствия христианства в культурном пространстве Китая оценивается как с положительной, так и с отрицательной стороны. Кроме того, продемонстрировано, что благодаря деятельности протестантских миссионеров и процессу взаимодействия культур христианство стало неотъемлемой частью китайской культуры.
Обсуждение и заключение. Базисом для взаимодействия западной и китайской культур является христианство, благодаря которому Китай открылся для европейской науки, религии, философии и т. д. В китайской науке христианство воспринимается как фактор колонизации и унижения Китая. Однако несмотря на то что взаимодействие культур происходило в условиях конфронтации, открытие Китая миру и мира Китаю стало неоспоримым фактом.

Теория и история культуры

62-69 155
Аннотация

Введение. Рассматривается деятельность министра иностранных дел России Иоанниса Каподистрии и взаимоотношения его с российским императором Александром I. Цель исследования — рассмотреть малоизученные вопросы политической карьеры графа Иоанниса Каподистрии в России. Задачи: обобщить историко-культурологические сведения о И.А. Каподистрии, изучить его общественную репутацию, выяснить политические взгляды общественного деятеля. Интерес представляет история трансформации взглядов графа на политические и социальные процессы в жизни российского общества. Очевидно, что личностные качества, характер, историко-теологические воззрения и общественно-политическая деятельность И.А. Каподистрии имели значительное влияние на страны Причерноморья.
Материалы и методы. Используются общенаучные методы: метод всеобщей связи, сравнительный анализ и синтез, научное обобщение. Исследование построено на комплексе исторических источников, представленных мемуарной литературой, письмами, служебными записками, а также документами дипломатического характера.
Результаты исследования. Иван Федорович Каподистрия — русский грек на посту министра иностранных дел при русском императоре, был интересен многим исследователям, был одним из тех, кто связывают историческую память греков и русских. По рукописям и письмам воспроизведены социально-политические взгляды Ивана Федоровича, отмечен его профессионализм и тонкое дипломатическое умение вести переговоры. Показано, что существующие на сегодняшний день исследования строятся на базе богатого фактического материала, однако, в большинстве работ авторы сосредоточиваются исключительно на истории дипломатии и, соответственно, роли Ивана Антоновича во внешнеполитических отношениях того времени. Данное исследование акцентирует внимание на малоизученных аспектах его биографии на посту министра иностранных дел России.
Обсуждение и заключение. Граф Иоаннис Каподистрия является уникальной фигурой в истории России и Греции. Пребывая на службе российского императора с 1809 г., «русский грек» совершил в дипломатических отношениях деяния поистине исторического масштаба. Блестящие дипломатические таланты, продемонстрированные в ходе Венского конгресса, дали ему возможность получить должность министра иностранных дел Российской империи и главного советника по балканским странам. Настоящее исследование предоставляет материалы для дальнейшего изучения истории политических идей и истории Церкви, представляет интерес для философской антропологии, политической социологии, исторической теологии.

70-76 153
Аннотация

Введение. Вопрос сохранения культурных традиций в архитектуре городской среды особенно актуален в условиях высокого роста урбанизации городской среды. В задачи статьи входит выявление особенностей храмового строительства, в частности, использования в качестве образца столичной и монастырской храмовой архитектуры, выявление основных стилистических особенностей, определение цветового своеобразия городских храмов г. Ростова-на-Дону через исследование исторических архитектурных памятников и современных объектов.
Материалы и методы. Для исследования цветового языка архитектуры в контексте архитектурной среды региона выбрана такая методика, как контент-анализ и систематизация временного завершения построек. Применяются общетеоретические методы исследования, сравнительно-исторический и диалектический подходы.
Результаты исследования. Представлено взаимодействие стилевых направлений в храмовом зодчестве Ростовской-на-Дону епархии. Выявлены прототипы столичной и монастырской храмовой архитектуры, применявшиеся в храмовом строительстве Ростовской-на-Дону епархии, соотнесены с аналогами, использованными в качестве образца, выявлены основные цветовые сочетания, определено цветовое своеобразие городских храмов, приемы и цветовые акценты.
Обсуждение и заключение. Определена периодизация храмового строительства Ростова-на-Дону, рассмотрены храмы как памятники архитектурного наследия, так и современные храмы с 90-х гг. XX в. по настоящее время, определены архитекторы, занимавшиеся строительством в Ростовской-на-Дону епархии.



ISSN 2414-1143 (Online)
12+