Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Философский анализ образа героя в советском мемориальном искусстве

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-29-33

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Актуальность исследования продиктована напряженной мировой социально-политической обстановкой, вызвавшей потребность в духовном сплочении граждан Российской Федерации. Целью данного исследования является проведение философского анализа образа героя в советском мемориальном искусстве. Автор ставит перед собой и решает следующие задачи: описание образа героя в мемориальном искусстве разных эпох; выявление характерных черт образа героя в советском мемориальном искусстве; перечисление символики, изображаемой на советских памятниках героям революции и военных действий; указание причин необходимости сохранения имеющихся мемориалов и установки новых для воспитания патриотических чувств у российской молодежи.
Материалы и методы. В качестве методов научного исследования применяются исторический, описательный, сравнительный методы. Материалами научного исследования служат работы историков, искусствоведов, деятелей культуры, выдающихся российских и зарубежных философов.
Результаты исследования. Выделяются основные черты характера русского героя, получившие отражение в иконописи, советском мемориальном искусстве, перечисляются основные символы Победы, изображенные на мемориалах, посвященных героям Великой Отечественной войны. Проводится исследование образа героя, сложившегося в советском мемориальном искусстве, получившем воплощение не только в памятниках, установленных на улицах и площадях населенных пунктов Российской Федерации, но и многочисленных памятников, расположенных на территориях российских погостов, основываясь на философских, искусствоведческих и исторических источниках. Определяется целесообразность сохранения мемориалов прошлого и настоящего, обозначается важность установки новых памятников героям современной России, участникам революционных и военных событий для современной российской молодежи.
Обсуждение и заключение. Исследуется история формирования образа героя в сознании древних греков и древних римлян, а также средневекового человека. Делается акцент на описании образа героя, сложившемся в искусстве Нового и Новейшего времени, особое внимание уделяется формированию категории «мужество». Приводятся мысли писателей и деятелей культуры о дальнейшем ходе развития мемориального искусства на постсоветском пространстве, подчеркивается оптимистический взгляд на воспитание патриотизма через приобщение российской молодежи к мемориальному искусству.

Для цитирования:


Прусов Ф.Е. Философский анализ образа героя в советском мемориальном искусстве. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):29-33. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-29-33

For citation:


Prusov P.E. Philosophical Analysis of the Hero Image in Soviet Memorial Art. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):29-33. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-29-33

Введение. Смерть героя и обряд его погребения играли большую роль на протяжении истории человечества. Детали похоронного обряда и надгробия различались в зависимости от исторической эпохи, принадлежности к той или иной религиозной конфессии, социальной группе. Но особо трепетное отношение у разных народов мира со временем обрели героическая смерть и погребение героя.

По словам современных российских философов Н.С. Ищенко и Е.А. Заславской, «осмысление смерти и ее ритуализация создают константы формирования культурного пространства» [1, c. 64]. Русские философы прошлого и настоящего признавали и продолжают признавать высокое значение церемонии погребения в русской культуре. Так, русский философ конца XIX в. Н.Ф. Федоров определял человека как «существо погребающее», а современный российский философ А.В. Демичев называл надгробия — «первыми знаками культуры», «первыми замерами времени» [2, c. 17].

Помимо мемориалов «культурная память» о героях и совершенных ими поступках может быть выражена в архивировании документов, коллекционировании предметов искусства, а также антиквариата. Хотя, по мнению немецкого философа Я.Ф. Реемстма, вопросами о назначении мемориалов и их дальнейшей судьбой интересуется небольшая часть общества.

Материалы и методы. За основу исследования были взяты работы известных российских историков и искусствоведов Д.И. Антонова, И.А. Антоновой, Л.Ф. Волошиновой, культурологов и философов О. Матич, Ю.Б. Борева, Н.С. Ищенко, Е.А. Заславской, а также фотографа и путешественника А. Котова. В ходе исследования получили применение общенаучные методы: описательный, сравнительный, дедуктивный и индуктивный методы, метод анализа и синтеза, а также исторический метод.

Результаты исследования. Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что у разных народов образ героя имел схожие черты, что было связанно с признанием мужества одним из главных моральных качеств мужчины. Начиная с античности, образ героя получил свое выражение в мемориальном искусстве в виде создания триумфальных арок и статуй. Древние греки и римляне возводили мемориалы в честь правителей и атлетов, однако, наибольшее почитание у них обрели геройские подвиги, совершенные на войне.

Образ героя получил свое выражение в изобразительном искусстве и художественной литературе эпохи Средних веков. В Новое время тематика героизма стала одной из ведущих в скульптуре. В Новейшее время черты характера героя были переняты советским искусством из искусства Древней Руси, религиозный характер заменен светским. Советские памятники героям обладали общими чертами, среди которых были простота форм, громоздкость, высокий постамент и наличие гражданско-патриотической символики. Данные черты предавались им с целью демонстрации большого значения подвигов и заслуг перед Отечеством. Наиболее часто встречающимися символами на советских мемориалах героям были: военные знаки отличия (орден Отечественной войны) и идеологические символы (красная звезда, серп и молот) и военные символы (вечный огонь, георгиевская лента, гвоздики, военная каска).

Однако с распадом Советского Союза черты характера героя оказались частично забыты, поэтому образ героя в современной России находится в стадии формирования. Его возрождению способствуют сохранение уже имеющихся памятников и установка новых мемориалов нашим защитникам Отечества.

Обсуждение и заключение. Первые памятники героям появились во времена Древней Греции. Древние греки воспевали героев и совершенные ими поступки в мифах, поскольку проявление храбрости в древнегреческой культуре признавалось одной из главных добродетелей, а проявление трусости главным пороком. Наиболее известными античными мифами, рассказывающими о героях, являются мифы об Энее, Тесее, Ахиллесе, о героях повествуют также легенды о Спартаке и Парисе.

В культуре Древней Греции существовала разница между восприятием смерти обычного эллина и восприятием смерти эллина, совершившего геройский поступок: «… в античной архаике смерть выдающегося гражданина (подобно смерти древнеегипетского фараона) артикулируется пафосом героического бессмертия, в то время как смерть рядового грека воспринималась как абсолютное исчезновение и, более того, ассоциировалась с опасностью и осквернением…» [2, c. 31]. В случае особых заслуг перед согражданами, могила героя располагалась на агоре.

Во времена существования Древнего Рима идея героизма получила свое развитие в монументальном искусстве, целью создания мемориалов было воздействие на широкие массы граждан. Тему героизма искусство Древнего Рима заимствовало из искусства Древней Греции: «греки создали действительно образы на все времена» [3, c. 137]. Древние римляне изображали правителей, полководцев и атлетов в виде статуй богов. Так, римский император Август был изображен в виде бога войны Марса. Помимо скульптурных сооружений, подвигам героев посвящались арки. Примером такого сооружения служит арка Тита, возведенная в честь победы над Иерусалимом. По словам музееведа И.А. Антоновой: «Тема героизма была мало развита в эпоху республиканского Рима, но она во весь рост встала в момент, когда Рим стал превращаться в империю» [3, c. 137].

Тема героизма в Средние века оставалась столь же популярной в искусстве, как и в эпоху античности, поскольку храбрость продолжала признаваться важнейшим моральным качеством мужчины. В это время в Европе появляется новое сословие — рыцарство: «Для героя эпохи Средневековья мир и шире, и уже, чем для грека. Рыцарь чаще, больше и дальше путешествует, чем грек» [4, c. 319]. Рыцарь демонстрирует свою храбрость не только сражаясь на войне, но и принимая участие в рыцарских турнирах. Большое влияние на образ героя в средневековом искусстве оказало христианство. Мученичество за веру воспринималось как акт героизма.

В эпоху Возрождения появилось новое представление о героизме, который из национального феномена перешел в феномен мирового масштаба. Характеризуя образ героя в искусстве эпохи Возрождения, философ Ю.Б. Борев писал: «Мир Гамлета, Отелло, Ромео равен реально существующему и умещается весь, вместе с его красотой и несовершенствами, добром и злом в многогранной и титанической душе этих героев» [4, c. 319]. Кроме того, в это время происходит смена морально-этических представлений об идеальном человеке. И.А. Антонова говорит о том, что образ героя был особо востребован в эту эпоху. Самыми яркими примерами скульптурного изображения героя служат работы Донателло «Святой Георгий» и Микеланджело «Давид». В Новое время интерес к теме героизма также высок, как и в предыдущие эпохи, что было связанно с развитием оружейной сферы, вызвавшим рост военной угрозы. По мнению теолога П. Тиллиха, искусство Нового времени воплотило в себе чувства тревоги европейцев.

Тема героизма была одной из традиционных тем русского искусства. Образ героя приобрел конкретные черты в русской иконописи. Согласно историку Д.И. Антонову, изображение героя на русской иконе имело ряд особенностей: вздыбленные волосы указывали на греховность, шапка с опушкой означала высокое происхождение, скрещенные на груди руки символизировали смерть или аскетизм. Общими чертами характера героев, изображенных на русских иконах, выступали: смирение, скромность, честность, самоотверженность, бескорыстность и человечность.

Появление в XX в. молодой Советской Республики кардинально изменило образ жизни граждан, но не изменило морально-этический облик героя. Несмотря на многолетнюю борьбу советского правительства с религией, большинство черт характера советского героя были переняты именно из христианской культуры Древней Руси. Главными чертами характера героев, изображенных на советских монументах, были: храбрость, честность, уважение к истории своего народа, благородство, скромность и бескорыстность. Советское мемориальное искусство, помимо характера изображаемых героев, отличало наличие особой символики. Наиболее часто на памятниках героям Великой Отечественной войны, агитационных плакатах, картинах, изображавших советских воинов присутствовали следующие символы: красная звезда, георгиевская лента, серп и молот, вечный огонь, гвоздики, военная каска, реже изображались военные награды, например, орден Отечественной войны.

Для военных мемориалов и художественных произведений советского времени было характерно синтезирование указанных элементов. Данные символы, в отличие от символов, написанных на иконах, не имели религиозного подтекста, а их содержание носило гражданско-патриотический характер. Образ героя в мемориалах дополнял высокий постамент, возводившийся с целью демонстрации прогресса и величия советского народа, а также значения совершенного подвига. По словам современного писателя С. Носова, постамент может «пережить» установленный на нем памятник, в том смысле что постамент одного памятника может стать постаментом для другого памятника. Например, из постамента памятнику Александра III в Санкт-Петербурге после революции были изготовлены три постамента — композитору Н.А. Римскому-Корсакову и двум героям Советского Союза. Перенос памятника с одной могилы на другую называется рециркуляцией. Например, в 1966 г. в г. Ростове-на-Дону произошло перемещение некоторых памятников с Всехсвятского кладбища на Братское кладбище.

Иными словами, масштабность мемориала зависела от заслуг героя перед советским народом и миром в целом. Памятниками героям Великой Отечественной войны могли служить танки, самолеты, военные машины, крупнокалиберные орудия и другая военная техника, а также отдельные ее части, например, крыло самолета, колесо или руль военной машины, пулеметные ленты. По идеологическим и социально-экономическим причинам данные памятники не отличались разнообразием художественных решений. Например, в г. Ростове-на-Дону в настоящее время на «Братском кладбище» находятся могилы героев Советского Союза, а также героев-пионеров: Саши Чебанова, Коли Кизима, Игоря Нейгофа, Вити Проценко, Коли Сидоренко, Вани Зятина. Надгробия имеют схожие черты, среди которых простота форм («доступность для массового понимания»), громоздкость. Например, мемориал Саше Чебанову представляет собой «…символическое захоронение в виде грубого камня с надписью» [5].

Согласно белорусскому писателю М.В. Адамчику, в период 1930–1950 гг. советское искусство «… стало иллюстративным и прямолинейным («понятным»), утратив всю полноту, сложность и многогранность выразительных средств. Пропаганда могла использовать лишь реалистическую скульптуру и живопись — «понятные массам» формы искусства. Они легли в основу сформированного под контролем государства метода социалистического реализма» [6, c. 481]. Мемориал Саше Чебанову является кенотафом, которые были частым явлением во время и после Великой Отечественной войны. Кроме мемориалов, посвященных героям Великой Отечественной войны, в советское время появляются памятники, воздвигаемые в честь героев революции и политических лидеров, космонавтов, а также выдающихся деятелей науки и культуры.

По словам культуролога О. Матич, целью создания мемориалов, с одной стороны, является реконструкция жизни и подвига погибших людей для будущих поколений, в тоже самое время, с другой стороны, мемориалы выполняют функцию сохранения памяти у свидетелей событий, в честь которых они были возведены. Также одной из важнейших целей возведения мемориалов является воспитание молодого поколения, привитие ему тех моральных качеств, которые были характерны для героев советского времени, а именно: храбрость, честность, уважение к истории своего народа, благородство и скромность. По мнению философа А.В. Демичева, «кладбище для советского человека стало образом жизни — героической жизни отцов, превратившейся в абсолютный образец для последующих поколений» [7, c. 161]. По словам немецкого историка и теоретика культурной памяти А. Ассман, культурная память народа способствует возникновению предпосылок для формирования коллективной идентичности и включает в себя индивидуальную память конкретных людей.

Еще одной целью сохранения мемориалов, стоящей перед российскими политиками, общественными деятелями и педагогами, является формирование гражданской идентичности у современной российской молодежи. Немецкий историк и теоретик культурной памяти А. Ассман отмечает ученых, не признающих существование мемориальной культуры из-за их убежденности в отсутствии феномена коллективной памяти. Еще одной функцией, которую на сегодняшний день выполняют мемориалы, является развитие критического мышления и способности к самоанализу у молодого поколения.

Распад Советского Союза дал толчок к дальнейшему развитию монументального искусства. Изменения в жизни людей вызвали трансформацию представления о герое, образ которого стал более размытым. Забытыми оказались те моральные качества, которые приписывались героям советского времени. Однако отечественные ученые склонны к оптимистическому взгляду на возрождение моральных качеств советского человека, с учетом современных реалий: «Почитание героев было всегда и повсюду. Оно есть и сегодня, и это значит, что за периодом дегероизации, который мы переживаем сейчас, непременно наступит время, когда снова в разных видах искусства, в том числе и живописи, и в скульптуре появятся образы героического человека» [3, c. 186].

Современный российский путешественник А. Котов называет советский народ «народом героев». Автор создает книгу, посвященную описанию советских монументов, в том числе монументов, установленных в память об участниках Великой Отечественной войны. По мнению А. Котова, «памятники не просто напоминают о личности, событии, но и формируют отношение к ним, более того — это своего рода знак власти. Он обозначает присутствие и формирует идентичность. Памятник заявляет: это наша земля» [8, c. 8].

На сегодняшний день в России проблема сохранения памяти о воинах, павших геройской смертью, беспокоит не только политиков, но и гражданское население, боевых товарищей и родственников героев прошлого и настоящего, а также спасенных ими людей.

Список литературы

1. Ищенко Н.С., Заславская Е.А. Прохождение через символическую смерть в русской военной поэзии на примере современной поэзии Донбасса. Философия жизни и смерти в России: вчера, сегодня, завтра. Москва: Русская Философия; 2020.

2. Демичев А.В. Философские и культурологические основания современной танатологии. Дис. … докт. филос. наук. Санкт-Петербург; 1997. 280 с.

3. Антонова И.А. Диалоги об искусстве. Пятое измерение. Москва: Издательство АСТ; 2022. 320 с.

4. Борев Ю.Б. Эстетика. Ростов-на-Дону: Феникс; 2004. 704 с.

5. Волошинова Л.Ф. Братское кладбище Ростова-на-Дону. Донской временник. 2019. Вып. 28. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/5/art.aspx?art_id=1741 (дата обращения: 27.02.2024).

6. Полный справочник по всей мировой культуре и искусству. Авт.-сост. М.В. Адамчик. Минск: Харвест; 2010. 512 с.

7. Савчук В.В. А.В. Демичев – основатель петербургской танатологии. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2020;3:156–164.

8. Котов А. Советские монументы. Москва: АСТ; 2023. 224 с.


Об авторе

Ф. Е. Прусов
Донской государственный технический университет
Россия

Прусов Филипп Евгеньевич, аспирант кафедры философии и мировых религий, Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Рецензия

Для цитирования:


Прусов Ф.Е. Философский анализ образа героя в советском мемориальном искусстве. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):29-33. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-29-33

For citation:


Prusov P.E. Philosophical Analysis of the Hero Image in Soviet Memorial Art. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):29-33. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-29-33

Просмотров: 210


ISSN 2414-1143 (Online)
12+