Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Разработка дизайн-проекта этнопарка как процесс формирования региональной идентичности студентов

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-43-49

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Сегодня мы наблюдаем радикальный процесс коренного изменения существования человека в мире. Реакция на тотальное обезличивание и стандартизацию общекультурного поля в мировом масштабе приводит к необходимости многочисленных народов и регионов сохранить собственную самобытность и уникальность. Тема формирования средствами дизайн-проектирования социокультурных ценностей и национального самосознания обучаемых является актуальной и своевременной. Цель такого образовательного процесса — всестороннее развитие проектного мышления, исследование организации работы над дизайн-проектом этнопарка, создание модели профессионального творческого существования и изучение процесса формирования региональной идентичности обучаемых.
Материалы и методы. Проектирование этнографического парка рассматривается с позиции культурологического подхода, в котором дизайн-проект представлен как результат интеграции художественной и материальной культуры этноса. Дизайн-проектирование понимается как метод профессионального мировоззрения и формирования дизайнерского мышления обучаемых. Используется теоретический анализ, метод ассоциаций, метод расчленения проектной задачи на конкретные аспекты и осмысление каждого из них раздельно. Применяются сравнительно-исторический и деятельностный подходы.
Результаты исследования. Основные этапы дизайн-проектирования этнопарка способствуют процессу формирования региональной идентичности обучающихся под воздействием определенных этнокультурных компонентов во время работы над дизайн-проектом. Пример этнографического парка на территории Донского края рассмотрен в контексте уникальных традиций этноса. Подчеркивается, что многоаспектность этнографического направления в современном средовом дизайне есть показатель сохранения уникальности различных культурных зон с включением в его структуру компонентов субкультурной идентичности, позволяющих сохранять индивидуальность в пространстве культурной глобализации, что актуализирует данную тему.
Обсуждение и заключение. Проблема национальной идентичности и самосознания является актуальной для России в настоящее время. Созидательная позиция дизайн-проектирования и его эффективность как учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе исторического и деятельностного подходов на всех этапах разработки дизайн-проекта этнопарка в единстве с просветительской работой. Определяется созидательная позиция средового дизайна в сегодняшнем мире за счет трансформации культурных образов прошлого в новом контексте проектирования. В процессе проектирования происходит изучение исторического наследия региона, в котором родились или живут студенты, а также традиций материальной и духовной культуры. Практическая значимость исследования определяется широкими возможностями использования результатов и методов исследования в образовательном процессе студентов-дизайнеров.

Для цитирования:


Наумова Е.Г. Разработка дизайн-проекта этнопарка как процесс формирования региональной идентичности студентов. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):43-49. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-43-49

For citation:


Naumova E.G. Development of the Ethnographic Park Design Project as a Process of Forming Regional Identity of Students. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):43-49. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-43-49

Введение. В современном мире мы наблюдаем радикальный процесс коренного изменения существования человека в мире, обусловленный глубинными сдвигами в способах и типах деятельного и межличностного общения в общепланетарном масштабе. Реакция на тотальное обезличивание и стандартизацию общекультурного поля в мировом масштабе приводит к острой необходимости народов и регионов сохранить собственную самобытность и уникальность. Глобальным современным феноменом является защита особенностей и местных национальных традиций. Сейчас каждый народ, даже самый малочисленный, стремится выразить свое чувство национальной гордости и национального достоинства, сохранить духовные ценности и возродить утраченные.

В работах О.И. Генисаретского, К.А. Кондратьевой, Г.Г. Смолькиной, Л.А. Курьеровой, В.Ф. Сидоренко, К.Е. Тумаковой и др. отмечена значимость региональных проблем в контексте специфики развития современного типа проектной культуры [1]. Процесс формирования проходит активно и обращение к теме региональности приобретает особую актуальность, а также подчеркивает ее культурно-экологическую направленность. В процессе регионального проектирования существуют противоречия между традициями и инновациями, универсальным и специфическим, национальным и интернациональным. Региональная идентичность определяется как понятие принадлежности к культуре региона, в котором человек родился или живет со всеми вытекающими последствиями, оказывающими на него влияние, причем принадлежности как культуре исторической, так и современной. Региональная идентичность не является синонимом национальности и имеет культурологическое значение. «Региональная идентичность — это мысли и чувства субъекта относительно региона, которые формируют территориальную принадлежность индивида», — так считает А.И. Бредихин [2, с. 43].

Региональная идентичность формируется под влиянием характерных национальных особенностей, которые, как следствие, оказывают влияние на дизайн. В каждой европейской стране есть образцы ремесленного искусства и дизайна, которые говорят о своих характерных особенностях исторического и культурологического становления того или другого региона страны. В связи с этим важную роль на современном этапе развития стали играть вопросы самосознания, национального сознания, национальные особенности жизни всей страны или отдельных регионов [3]. Современные социологические исследования показывают стремительную тенденцию потери традиционных этнокультурных ценностей. У современного человека самосознание формируется во многом под влиянием средств массовой информации, которые не всегда компетентно могут трактовать культурные и национальные проблемы. Результатом является большой разрыв между поколениями в осмыслении этнокультуры и национальных традиций, которые формировались в том или ином регионе на протяжении веков. Стратегическое значение в современных реалиях имеет потеря своей национальной психологии и менталитета.

В целях деятельности современной молодежи происходит замена социокультурных, эстетических, духовно-нравственных ценностей, которые касаются всесторонних решений проблем современной культуры, человека и современного общества. На этом фоне необходимость формирования средствами дизайн-проектирования национального самосознания и социокультурных ценностей обучаемых становится актуальной. Сегодня дизайн является той коммуникативной культурой, которая формирует среду обитания и напрямую обращена к человеку. «Дизайн сегодня рассматривается как носитель современного инновационного проектно-художественного сознания, как инструмент гармонизации среды человеческого существования, как особая сфера социокультурного проектирования» [4, с. 40].

Развитие междисциплинарного взаимодействия в процессе обучения помогает студентам формировать целостное представление о мире в его разнообразии и единстве культур, природы, различных религий, уникальных народов и этносов, а также формировать социально-ориентированный взгляд в современном мире. При изучении этапов разработки дизайн-проекта этнопарка как процесса формирования региональной идентичности студентов достойны внимания исследования К.А. Кондратьевой, в которых обозначены проблемы регионального подхода к дизайн-проектированию, выделяется «…культурологический подход в дизайне, который выражается в максимально внимательном построении отношений с той накопленной традицией в соответствующей культуре, которая определяется этническим и национальным контекстом» [5, с. 78].

Подготовка квалифицированного специалиста по дизайну среды осуществляется эффективным механизмом проектной деятельности. Цель такого образовательного процесса — всестороннее развитие проектного мышления. «В дизайнерской практике для работы по проектированию этнографического объекта необходимо всестороннее изучение особенностей культурного кода конкретного этноса» [6, с. 6].

В исследовании рассматриваются вопросы проектирования этнопарка на территории Донского края, процессы формирования регионального самосознания в ходе этапов проектирования. Развитие этнографического направления в современном средовом дизайне рассматривается как показатель сохранения уникальности различных культурных зон, с включением в его структуру компонентов региональной идентичности, позволяющих сохранять индивидуальность в пространстве культурной глобализации.

Этапы проектирования и предпроектного анализа этнопарка представляются как процесс знакомства, изучения и накопления знаний об этнической самобытности проживающих на данной территории народов Дона.

Материалы и методы. Сложный проект этнопарка можно разделить на конкретные аспекты и осмыслить раздельно каждый из них с помощью метода расчленения проектной задачи. Проектная методология складывается из последующих стадий:

Изучение мирового опыта проектирования этнопарков представляет собой знакомство с культурой многочисленных народов мира в осознании их уникальности и своеобразия, возможностей сохранения культурной идентичности народов [8]. В контексте современного проектно-художественного творчества рассматриваются все проблемы реализации проекта (использование различных материалов, технологий и техники, различного оборудования) на основе эстетического анализ аналогов.

Изучение природных и климатических данных объекта проектирования — сложившийся столетиями исторический ландшафт является основой для создания этнопарка. Топографические исследования являются необходимыми для разработки ландшафтных решений всесезонного этнопарка. Исследуется проектируемая территория, изучается не только рельеф, но и другие особенности местности. Наземная съёмка позволяет ближе познакомиться с природой данного региона. Изучение природных данных региона, в частности, растительности на Дону, является необходимым условием для разработки дендроплана, который содержит информацию о растениях, расположенных на участке, их сортах и видах. В функциональном анализе ситуация изучается с помощью фотофиксации и обмеров для выявления проектных проблем, которые фиксируются на аналитическом листе с различными схемами.

Этнографические экспедиции — знакомство с укладом жизни коренного населения и народными традициями жителей Дона. Исследуются исторические материальные источники, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство. «Длительное нахождение исследователя в среде изучения, наблюдение быта и нравов жителей дает получение данных в естественных, повседневных условиях и в прямом взаимодействии с объектом исследования и является этнографическим методом исследования» [8, с. 5].

На основе базовых видов художественно-проектной деятельности (дизайн, архитектура, градостроительство, декоративное искусство), связанных общей социокультурной основой, строится метод проектно-художественного синтеза.

Знакомство с традиционной народной архитектурой Дона происходит в поездках по историческим станицам и городкам. Осуществляются натурные зарисовки, обмерочные чертежи и фотофиксация, которые используются в процессе проектирования архитектурных объектов и малых архитектурных форм. Опосредовано влияет на формирование образа этнографического парка культурно-исторический фактор. Согласно высказыванию Э. Цайдлера, «Архитектура выражает культуру народа, его прошлое и настоящее, и здания становятся свидетелями этой культуры» [9, с. 24].

Исследование исторических источников представляет более полное погружение в исторический контекст данного народа, необходимый при разработке дизайн-проекта этнопарка. Посещение музеев Донского края студентами обогащает знаниями по истории и культуре данного этноса. Изучение литературных источников, посещение выступлений фольклорных коллективов и народных традиционных праздников, военных соревнований казачества (шермиций) знакомит со сценарным действием мероприятий, и понимание условий для их проведения на территории этнопарка влияет на проектирование функциональных зон парка [10].

Разработка концепции этнопарка построена на принципах развития и обогащения традиционной культуры, оказывающих существенное влияние на формирование регионального самосознания посетителей и учитывает принципы культурной преемственности связанных с реконструкцией проводимых работ.

Разработка технического задания дизайн-проектирования этнопарка включает все предпроектные исследования, а также учет социально-экономических факторов формирования потребностей данного региона как места культуры и отдыха населения.

В результате всех приобретенных знаний в процессе предпроектного анализа формируются проектные решения на основе знаний, полученных во время различных исследований народной культуры. Выполняются эскизы в виде образно-художественных коллажей, проектных рисунков или клаузур, отражающих первоначальные проектные решения.

Разработка дизайнерских компонентов среды проходит под влиянием новых духовных ориентаций и культурных характеристик студентов, их художественно-эмоционального освоения на протяжении всего процесса предпроектного анализа и самого проектирования этнопарка.

Весь процесс проектирования рассматривается как метод формирования профессионального дизайнерского мировоззрения и мышления студентов. В соответствии с программой обучения студенты изучают теоретические и практические дисциплины, которые способствуют не только повышению общекультурного и профессионального уровня. Творческий процесс всегда имеет эмоционально-чувственную основу, которая позволяет более глубокому пониманию проблемы. Изучение истории и культурного наследия происходит через чувственное и эмоциональное восприятие его различных характеристик и особенностей, которые относятся к эмпирическим методам исследования.

К методам исследования относится теоретический анализ знаний, полученных из блока дисциплин — истории дизайна, истории искусств, истории архитектуры, истории мебели, исследование принципов социального проектирования, социальной психологии, философии и материаловедения в дизайне среды. Во время учебной работы дизайн-проекта определяется синтезирующий характер проектирования, развивающий профессиональное дизайнерское мышление и процесс, формирующий национальное самосознание обучаемых в контексте целостной профессиональной и общекультурной картины мира [11].

Результаты исследования. Дизайн-проект этнокультурного парка создается как уникальный объект международного и внутреннего туризма и имеет следующие задачи: высокий уровень посещаемости, разнообразия его содержания, популяризация этнокультурного наследия народов региона, возрождение и дальнейшее развитие региональной культуры и передача народных традиций молодежи, формирование интереса у населения к традициям, обычаям и праздникам своего региона. В социальном плане этнопарк имеет первостепенную задачу обеспечения доступного и качественного досуга жителей региона.

Специфика организации работы студентов над проектом этнопарка заключается в соединении проектирования и глубокого исследования истории и культуры своего региона. Такая организация работы над дизайн-проектом создает модель профессионального творческого существования и запускает процесс формирования региональной идентификации обучаемых. Имманентным свойством мышления человека в настоящее время признан нарратив. «В настоящее время нарратив (изложенная история) признан имманентным свойством человеческого мышления и, отсюда, — главной формой понимания и культурного опыта, организации научных исследований и образовательных технологий, социального взаимодействия» [12 с. 145]. В процессе разработки нарративный дизайнер должен отстаивать интересы истории, создавать убедительные повествовательные элементы и разрабатывать объекты, которые способны донести эти элементы до зрителя.

Во время работы над проектом перед студентами были поставлены задачи создания этнопарка на основе региональной культуры и природно-исторического наследия. Задача сохранения региональной специфики в проектируемом объекте осуществлялась дизайнерами посредством моделирования традиционного средового образа, ориентированного на понимание и изучение всех форм региональности, смыслового содержания региональной культуры, изучение феноменов этнической культуры и ее символического содержания.

На всех этапах проектирования были поставлены задачи по изучению и исследованию различных аспектов народной культуры. Результатом этого деятельностного плана дизайн-проектирования стал процесс формирования региональной самоидентичности у обучаемых, сближение индивида с определённым региональным социумом через эмоционально-целостное восприятие изучаемой этнокультуры.

Результаты процесса становления региональной идентичности в ходе разработки дизайн-проекта этнопарка базируются на изучении студентами своего региона и его уникальных природных ресурсов, знакомстве с культурно-историческим наследием региона и особенностями его формирования. Осознание социокультурных потребностей развития региона и необходимости сохранения и популяризации региональной идентичности также приходит в процессе работы над проектом.

В разработке дизайн-проекта студентами этнический феномен интегрируется в современную идею проектирования, где самоощущение проектировщика, понимание традиций, их значения в современном мире является одной из важных сторон дизайнерского мышления. Тема формирования региональной идентичности является актуальной на протяжении последних лет, особенно обостряется во время кризисных ситуаций. Обучение включает не только формирование профессиональных знаний у студентов, но и воспитывает национальное самосознание, региональную идентичность. Способность личности к самоидентификации, ее взаимодействие с общественным сознанием определяется как базовая проблема современного общества.

Проектная деятельность в средовом дизайне взаимодействует с многочисленными этапами истории региональной культуры. Культурологический подход к исследованию рассматривает дизайн-проектирование как феномен культурно-исторической преемственности, как продукт материальной и художественной и культуры этноса.

Обсуждение и заключение. В условиях нарастающих проблем культурно-нравственного характера актуализируется проблема сохранения региональной идентичности и сближения историко-культурного и природного наследия в процессе проектирования этнографических объектов. Эффективность дизайн-проектирования как учебно-воспитательного процесса, его активная созидательная позиция осуществляется в единстве с просветительской работой этнокультурной направленности. Осознанность в применении и понимание накопленных исторических знаний своего этноса приходят в процессе поэтапного проектирования и изучения исторического и культурного наследия региона. Проблема воспитания региональной идентичности находит свое решение в системе общекультурного подхода.

Создание в дизайне среды интерактивного зрелищного действа происходит посредством активного включения широкого этнографического материала, пластических, цветографических и художественных традиций, различных декоративных приемов в современное средовое пространство. Дизайн среды формирует морально-этические потребности — утверждается приоритет интеллектуальных, духовных и творческих ценностей. В процессе работы развивается творческая деятельность на основе различных аспектов теории и истории культуры, региональной самобытности.

В результате применения деятельностного подхода к проектным задачам обучающиеся формируют и развивают чувствительность к проблемам любого человека, при этом развивается способность видеть красоту окружающего мира. В результате проведенного исследования процесса дизайн-проектирования этнопарка показан принцип непрерывной преемственности культуры от одного поколения к другому. Практическая значимость исследования процесса формирования региональной идентичности обучаемых во время разработки дизайн-проекта этнопарка определяется широкими возможностями использования результатов и методов исследования в образовательном процессе студентов дизайнеров.

Список литературы

1. Тумакова К.Е. Социальные факторы формирования региональной идентичности в условиях современной России. Автореф. дисс. канд. социолог. наук. Пенза; 2011. С. 25.

2. Бредихин А.И. Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России. В: Сб. науч. трудов. Отв. ред. О.В. Шиняева. Ульяновск: УГТУ; 2021. 245 с.

3. Смолькина Л.А. Региональная идентичность: сущность и типы. Новая наука: проблемы и перспективы. 2019;2:69–71.

4. Барсукова Н.И. Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX – начала XXI веков. Дисс. докт. искусствоведения. Москва; 2008. 367 с.

5. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры: учебное пособие. Москва: МГХПУ им. Строганова; 2020. 105 с.

6. Наумова Е.Г., Наумов Н.В. Опыт регенерации объекта региональной культуры и методы этнодизайна в реализации реконструктивных мероприятий. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020;913(2). International Scientific Conference “Construction and Architecture: Theory and Practice of Innovative Development” (CATPID-2020). Part 1. 26–30, September 2020, Nalchik. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/913/2/022073 (accessed: 23.08.2024).

7. Кухта М.С. Этнодизайн как основа формирования толерантного отношения к традициям разных культур. Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. 2023;1:159–162.

8. Григорьева М.Б. Ведущие проектные методы интерпретации традиционной культуры в формировании художественного образа среды (на примере современных общественных интерьеров Крыма). Человек и культура. 2020;3:127–136. https://doi.org/10.25136/2409-8744.2020.3.33193

9. Цайдлер Э. Многофункциональная архитектура. Под ред. И.Р. Федосеевой. Москва: Архитектура; 2019. 151 с.

10. Наумова Е.Г. Элементы традиционной культуры в современном дизайн-объекте (на примере этнографического комплекса «Станица Черкасская»). Автореф. дисс. магистр. дизайна среды. Ростов-на Дону; 2015. 22 с.

11. Барсукова Н.И. Аксиологические основы теории и методологии средового дизайна. Вестник Омского государственного университета. 2021;9:128–129.

12. Ермолаев А.П. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер: учебное пособие. Москва: Архитектура-С; 2022. 208 с.


Об авторе

Е. Г. Наумова
Донской государственный технический университет
Россия

Наумова Екатерина Григорьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Дизайн ШАДИ», Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Рецензия

Для цитирования:


Наумова Е.Г. Разработка дизайн-проекта этнопарка как процесс формирования региональной идентичности студентов. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):43-49. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-43-49

For citation:


Naumova E.G. Development of the Ethnographic Park Design Project as a Process of Forming Regional Identity of Students. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):43-49. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-43-49

Просмотров: 156


ISSN 2414-1143 (Online)
12+