31.03.2023 г.
Социальная и политическая философия
Анализируются особенности адресной социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам. Адресная социальная помощь как особый вид государственной социальной помощи имеет научный и практический интерес. В современных условиях основание для получения социальной поддержки является значимым, но недостаточным элементом адресной социальной помощи, и в слабой мере отражает принцип адресности. Авторами используется метод описания, который отражает актуальность, цель, философию основного принципа. Критерии эффективности данного метода исследования особенно актуальны при определении содержания, вида и формы адресной социальной помощи, учитывающих потребности граждан пожилого возраста и инвалидов.
Уделяется внимание экотуризму как основополагающему элементу устойчивого маркетинга дестинаций. Раскрыты понятия брендинга территорий и устойчивого маркетинга. Затронута проблема развития экологического туризма регионов. На основании проведенного анализа, выявлено, что спрос в области туризма регионов повышается, благодаря развитию экотуризма. Приводятся модели устойчивого маркетинга и определена уникальная собственная модель экотуризма, рассмотренная через призму Галанчожского района Чеченской Республики. Показано, что Галанчожский район является наиболее перспективным направлением развития туризма региона как со стороны охраны природного и культурно-исторического наследия, так и со стороны получения от этого прибыли и развития всей туристской дестинации. Прикладная значимость исследования состоит в возможности использования полученных выводов для установления мировоззренческих, гносеологических и методологических оснований развития экологического туризма и брендирования территорий.
Философская антропология, философия культуры
Статья посвящена исследованию влияния русской художественной литературы на формирование представления о жизни и смерти в русской философии XIX−XX веков. Автор называет современных российских учёных, прямо или косвенно затрагивающих данную тему в своих научных работах. В статье обосновывается необходимость проведения данного исследования для углубления имеющихся знаний об истоках русской философии, а также для применения полученных результатов в воспитательном процессе современного вуза. Анализирование трудов русских философов позволяет автору установить критерии различия между философскими и художественными произведениями, осуществить поиск в трудах С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, С.Л. Франка и А. Ф. Лосева имён русских писателей и поэтов, чьё литературное творчество способствовало возникновению у них интереса к экзистенциальной проблематике. Подчеркивается, что формирование представления о жизни и смерти в русской философии происходило не только под влиянием впечатления, полученного философами от знакомства с судьбами героев художественных произведений, но и под влиянием сведений о биографии создавших их классиков русской литературы, а также основных мотивов их художественного творчества.
Национально-этническое самосознание представлено в знаково-символической интерпретации языковой и территориальной идентичности грузинского народа. Отличительной чертой исследования является то, что такая интерпретация вносит определенную степень объективности в этнографическое исследование, и тем самым предоставляет возможность рассматривать национально-этническое самопознание или идентичность грузинского народа как на языковой идентификации, основанной на знании грузинского языка, так и территориальной принадлежности. Цель данного исследования состоит в том, чтобы объединить различные точки зрения, которые касаются вопросов, связанных с человеческим языком и территорией и/или географической средой. Выдвинута гипотеза, что как языковая, так и территориальная идентичности грузинского народа являются одними из определяющих факторов национального самосознания в целом. Многомерный дизайн исследования, интерпретация кодификации естественного грузинского языка в понятиях семиотики и идентичности через восприятие территориальной принадлежности и призму семиотической этнографии, основаны на анализе описания грузинского языка, ландшафта и архитектуры.
Язык относится к элементам культуры. Это общественно-исторический продукт, в котором находят отражение культура, система социальных отношений, традиции, этническая история как особая форма культуры материализует духовную культуру. Диалектическая связь языка и общества заключается в том, что, возникнув как историческая необходимость, язык отвечает требованиям, предъявляемым ему обществом отражает его состояние. Каждый язык является средством выражения определенной культуры. Язык представляет для тех, кто им владеет, само существование определенной культуры, ее живое развитие, ее преемственность от поколения к поколению. У языка есть свое окружение. Народ, на нем говорящий, принадлежит к какой-то расе (или нескольким расам), то есть к такой группе человечества, которая своими физическими свойствами отличается от прочих групп. Язык не существует вне культуры, вне социально унаследованной совокупности практических навыков и идей, характеризующих образ жизни.
Исследуется степень влияния самодержавной власти на сложный процесс становления национальной системы образования в XIX в. Отмечается, что становление отечественной системы образования совпало с глубокими процессами формирования великой русской культуры. Синтезировав достижения европейской общественнополитической мысли и идеи гуманизма, духовно-нравственные основы православия, она дала миру особую форму культурных ценностей, которые стали существенным вкладом в мировую культуру. Данные исторические процессы в значительной степени предопределили необходимость пересмотра отношения государства в вопросе просвещения населения и развития образования. Перед органами власти стояла сложная задача, нужно было провести широкие преобразования с сохранением незыблемости монополии государства в сфере самодержавной идеологии.
В современном мире наблюдается устойчивая тенденция к изучению родных языков и культур посредством образования. Большинство государств многонациональны, и, следовательно, важнейшим условием прочности государства становится формирование межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики прежде всего в области образования. В политике обучения на родном языке был сформулирован принцип местных языков, воплощающий в себе требование обучать на местном языке. В конце XX в., когда начался подъем этнических меньшинств в различных европейских государствах, стало очевидно, что принцип равноправия местных языков и право учиться на родном языке являются двумя сторонами одной медали. Принцип использования местных языков в обучении приобретает популярность и в тех европейских странах, где в прошлом представители доминирующей в данном государстве национальной группы уделяли крайне мало внимания праву национальных (языковых) меньшинств пользоваться родным языком и обучаться на нем.
Благодаря широкому использованию родного языка в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения возрождается, сохраняется и развивается язык, поднимается его престиж, формируется общество, обеспечивающее полноценную и всестороннюю коммуникацию, независимо от этнокультурной принадлежности. Система образования позитивно относится к лингвистическим и культурным корням каждого этноса как к опорным элементам и использует их для обогащения содержания образования, сохранения важности и эффективности достижения познавательных и практических целей на каждой ступени образования. Повышается интенциональность вхождения в бытие этнокультуры и мотивации к изучению родного языка. Обучение культуре ¾ задача более сложная, чем обучение умению говорить на языке. Это задача формирования новой ментальности через формирование новых образов, чувств, абстрактных понятий и в целом сознания. Однако это единственно верный путь, поскольку формировать ментальное можно, лишь укореняясь в духовном культурно-историческом пространстве.
Проводится сравнительно-сопоставительный анализ понятия «этнотуризм». Предпринята попытка системного, логико-гносеологического анализа данного понятия в контексте культурного кода Республики Дагестан. Специфика, особенности организации данного вида туризма для многонационального и многоконфессионального региона России, каким является Дагестан, имеет особую значимость. Детально рассматриваются особенности организации этнографического туризма в Дагестане, выделяются социальные функции данного вида туризма. Рассматриваются функции и компоненты анимационных программ этнографического туризма. Отмечается, что развитию туризма в республике будет способствовать развитие туристической активности среди студентов, укрепление в связи с этим межвузовских, межличностных и даже межнациональных отношений молодежи страны.