Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Культурно-исторические факторы в становлении модели российского образования в XIX веке

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-33-1-38-44

Аннотация

Исследуется степень влияния самодержавной власти на сложный процесс становления национальной системы образования в XIX в. Отмечается, что становление отечественной системы образования совпало с глубокими процессами формирования великой русской культуры. Синтезировав достижения европейской общественнополитической мысли и идеи гуманизма, духовно-нравственные основы православия, она дала миру особую форму культурных ценностей, которые стали существенным вкладом в мировую культуру. Данные исторические процессы в значительной степени предопределили необходимость пересмотра отношения государства в вопросе просвещения населения и развития образования. Перед органами власти стояла сложная задача, нужно было провести широкие преобразования с сохранением незыблемости монополии государства в сфере самодержавной идеологии.

Об авторах

В. Н. Гончаров
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Гончаров Вадим Николаевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии, Гуманитарный институт

355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1



О. Ю. Колосова
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Колосова Ольга Юрьевна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин

355029, г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 «А»



П. Г. Немашкалов
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Немашкалов Павел Григорьевич, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и методики истории и обществознания

355029, г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 «А»



Список литературы

1. Анисимов В. В. Университетские учебные округа: история и современность // Педагогика. 2000. № 2. С. 70−73.

2. Антология педагогической мысли в России первой половины XIX века. М.: Педагогика, 1987. 560 с.

3. Антология педагогической мысли России XVIII века. М.: Педагогика, 1985. 480 с.

4. Белякова Е. В., Белякова Н. А., Емченко Е. Б. Женщина в православии: церковное право и российская практика. М.: Кучково поле, 2011. 704 с.

5. Головина В. Ф. Становление высшего образования в Российской империи в начале XIX века: правовой аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №3(2). С. 53-58.

6. Дмитриев С. С. Хрестоматия по истории СССР. В 3-х т. Т. III. М.: Учпедгиз, 1952. 1952 с.

7. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1851 г. СПб., 1852.

8. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1852 г. СПб., 1853.

9. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1867 г. СПб., 1868.

10. Рубакин Н. Грамотность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т.9А. СПб., 1893.

11. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. СПб.: Алетейя, 2004. 560 с.

12. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М.: Прогресс, 1994. 528 с.

13. Русский биографический словарь. Т. I. СПб., 1896.

14. Хрестоматия по истории СССР / Сост. A.C. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М.: ТК Велби, 2002. 170 с.

15. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М.: Просвещение, 1986. 432 с.

16. Шестаков П. Д. Мысли Н. М. Карамзина о воспитании // Статьи, написанные для произнесения в торжественном собрании Казанского университета в столетний юбилей Н. М. Карамзина. Казань, 1866.


Рецензия

Для цитирования:


Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Немашкалов П.Г. Культурно-исторические факторы в становлении модели российского образования в XIX веке. Научный альманах стран Причерноморья. 2023;33(1):38-44. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-33-1-38-44

For citation:


Goncharov V.N., Kolosova O.Yu., Nemashkalov P.G. Cultural And Historical Factors in The Formation of The Russian Education Model in the 19th Century. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2023;33(1):38-44. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-33-1-38-44

Просмотров: 177


ISSN 2414-1143 (Online)
12+