Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск
Том 17, № 1 (2019)

Этнокультурный и исторический процессы Кавказского региона (философия)

3-9 175
Аннотация

В философии, культурологии и педагогике категория культура рассматривается как явление общественной жизни, как специфический способ деятельности, включающий процесс творческой индивидуальности и неповторимости личности как субъекта. Культура рассматривается как знание, характеризующее различные исторические эпохи, этносы, сферы жизнедеятельности, информирующее об уровне развития общества, о творческих силах и способностях человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях в социуме. Выделяют две сферы культуры – материальную и духовную. Материальная культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, культура духовная объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психологической деятельностью человека. Материальная и духовная культура находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип культуры, который исторически изменчив, на каждом новом этапе своего развития наследует все наиболее ценное, созданное предшествующей культурой. Психологический аспект явления культуры взаимосвязан с проблемой объективного и субъективного в становлении личности и изучается в связи с жизнью человека на основе активного усвоения им общественных форм сознания и поведения. Психические процессы рассматривает в контексте взаимоотношений человека с окружающим миром культуры. Культура – явление синкретичное, фон для гармоничных отношений человека с природой, обществом и самим собой, синтез материальных и духовных ценностей, необходимое условие гармоничной взаимосвязи с окружающим миром и обеспечения цивилизованного будущего. Культура, пронизывая всю жизнедеятельность общества, является одной из составляющих обобщенного критерия конкретного исторического бытия. Это специфический способ жизнедеятельности в единстве и многообразии исторически выработанных форм.

10-14 124
Аннотация

Этнокультура народов Северного Кавказа является частью общего культурного наследия народов России. Велико ее социальное, культурное и политическое значение. В условиях глобализации важно сохранить национальные языки, традиции, фольклор, самобытность всех северокавказских народов, создать условия для их свободного национального самоутверждения и популяризации этнокультурного наследия. Исследование проблем традиционной культуры северокавказских народов особо актуализируется нивелированием значимости этнокультурных ценностей в российском обществе. Сохранение этнокультуры также является одним из важных факторов противодействия экстремистской идеологии на Северном Кавказе, сторонники которой, пользуясь влиянием религии в регионе, пытаются исказить смысл заложенных в исламе положений, вырывая их из контекста и тенденциозно трактуя. Проведение профилактических мероприятий среди молодежи намного продуктивнее, нежели ликвидация последствий их экстремистской и террористической деятельности. Радикальные религиозные организации широко используют дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников. В противовес деятельности деструктивных сил в обществе необходимо вспомнить и возродить традиционные ценности народов Северного Кавказа, на которые опирались наши предки: почитание старших, наставничество молодежи, защита женщин и детей, уважение традиций предков и др. Если этот фундамент, на котором строился весь общественный уклад на Кавказе, разрушится, то молодому поколению не на чем будет строить свое будущее.

Этнокультурный и исторический процессы Кавказского региона (теория и история культуры)

15-19 165
Аннотация

Первые представления греков о Причерноморье и о народах, его населявших, сложились задолго до колонизации благодаря путешественникам и торговцам. Море было богато рыбой, а прибрежные земли – корабельным и строительным лесом, железной рудой. Но плавание по Черному морю представляло опасность для мореплавателей. Из-за слабой изрезанности берегов имелось мало удобных мест для гаваней, почти не было островов и полуостровов, так привычных для средиземноморских греков. Долгое время северные границы оставались неизведанными. Море, которое греки называли Понт, считалось частью Океана, окружавшего обитаемую землю, его заливом. В Океане, по древним представлениям, находился вход в царство мертвых, поэтому плавание по нему приравнивалось к путешествию в Аид. Там же, в Океане, где царил хаос, можно было встретить «острова блаженных», на которых обитали души героев. Подобные представления, а также трудности мореплавания долгое время сдерживали освоение берегов Черного моря и отразились на самом наименовании моря – Понт Аксинский – море негостеприимное. Позже, в период колонизации, его назовут Эвксинским – «гостеприимным». Многочисленные сведения о Причерноморье, зачастую окрашенные вымыслом, сохранились в мифах, сказаниях и поэмах.

20-25 109
Аннотация

В статье обосновывается, что этнографические исследования представляет собой одну из составных частей научного культурно-исторического исследования общественного развития. По мнению авторов, религиозным мироощущением и тем более ассоциациями религиозного характера проникнуты не только культурные артефакты, но и многие другие, также отражающие идеологические аспекты формирования сознания, систему поведения и взаимоотношения людей. Сила традиции, избира­тельность и нормирующий характер народной культуры позволили сохраниться некоторым древним сюжетам на­столько, что они могут служить источником пополнения све­дений о дохристианских религиозных воззрениях славян. Понять первоначальную семантику этих сюжетов и раскрыть их значение можно лишь с привлечением сравнительных данных о верованиях, обря­дах, с применением разнообразных исторических свидетельств и древнейших исторических памятников. Все это может быть исторически осмыслено только с учетом древнего языческого миропонимания. Славянское язычество – часть огромного общечеловече­ского комплекса, включающего древнейшие верования, об­ряды, мифологию, послужившие составной частью позднейших мировых религий. Церковь трактовала язычество как антитезу христианству, что не имеет ничего общего с ис­тинным положением вещей, с наукой о религии. Историками, религиоведами, археологами, этнографами доказано, что хри­стианская церковь, борясь с местными культами, тем не ме­нее, впитывала их, включала в свое вероучение, соглашаясь с недостаточной целостностью и логичностью получав­шегося синтеза. Характерной особенностью религии вообще является то, что с возникновением новых представлений ста­рые не исчезают, а продолжают существовать наряду с но­выми, даже если находятся в противоречии с ними.

26-32 121
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена все большим вниманием к формированию национального достоинства народов Российской Федерации. Укрепление авторитета России основывается на осознании культурной самобытности народов страны. Преодоление идеализации западных стереотипов жизни связано с обращением к духовно-нравственному наследию России. Это наследие сохранилось в традициях и фольклоре народов Российской Федерации. Подчеркивается, что современные формы культуры без трансляции исторического и социального опыта, без обращения к национальной среде меняют свой характер, своего социального носителя, свои функции в культуре и даже свой художественный облик. Чтобы продолжала существовать самобытная культура народа, необходимо учитывать традиционный опыт национальных общин. Раскрываются возможности этносоциального общества, которое сохраняет культурное наследие предков, создаёт современный взгляд на традиционную культуру, воспроизводит и передаёт её последующим поколениям. Проанализировано историко-культурное наследие на основе богатейшего опыта предыдущих поколений, что даёт возможность современному человеку идентифицировать себя в современном мире. Социально-культурная деятельность остается неотъемлемой частью культуры современного социума. Она имеет особое значение в воспитании молодого поколения, формировании гражданских качеств, уважении к культурному наследию своего народа, к социальной памяти. Освещены современные тенденции в развитии социально-культурной деятельности. Дана характеристика и определены основные категории нематериального культурного наследия, возможности использования его в воспитании личности средствами учреждений культуры регионов Российской Федерации.

33-40 236
Аннотация

Статья посвящена комплексному историко-культурологическому исследованию похоронной обрядности как важной составной части традиционной дагестанской культуры. Похоронная обрядность народов Дагестана – это наиболее устоявшийся и «освященный» древними традициями цикл действий, нарушение которых встречало и до сих пор встречает резкое осуждение со стороны общественного мнения. Здесь отражены моральные установки, выработанные долгим опытом народной жизни. Несмотря на глубоко трагический характер самого процесса, имеет место четкая регламентация обрядовых действий, присутствуют элементы театрализованности. Анализируется весь цикл ранней похоронной обрядности народов Дагестана, включающий в себя предпогребальные обычаи и обряды, собственно похороны и обряды и обычаи, связанные с поминками. Также проводится сравнительная характеристика с похоронной обрядностью на современном этапе, указываются его актуальные сегодня и устаревшие элементы. Авторы приходят к выводу, что похоронный ритуал дагестанских народов был и остается многослойным, несмотря на наибольшую исламизированность и регламентацию духовенством многих моментов похоронного цикла. Показано, что в похоронной обрядности сохранились и отразились многие элементы былой языческой обрядности, хотя в несколько трансформированном и измененном виде.

41-47 208
Аннотация

Известно, что каждое новое поколение обращается к прошлому не только с целью осознания связей с минувшим, но и исходя из своих нынешних интересов. На любом историческом этапе бывает время, когда к историческим деятелям или событиям проявляют особый интерес. У боль­шинства народов отмечается повышенное внимание к прошлому, что явно совпадает с ростом национального самосознания. Внимание к историческому прошлому в последнее время оказалось самым непосредственным образом, связанно с осмыслением современной реализации принципов общественного развития. Следовательно, с научной и практической точки зрения имеет смысл рассмотреть вопрос о соотношении истори­ческого и национального самосознания народа. Важное место здесь занимает историческая память в системе исторического само­сознания.  Реальное представление о положении дел в жизни народа, позволяют дать этносоциологические исследования. Представление об историческом прошлом является одним из компонен­тов национального самосознания, если понимать его широко – не только как идентификацию людей по национальному признаку, но и как образ народа в целом, то есть представление о чертах народа, его культуре, прошлом и настоящем и связанные с этим национальные интересы. Вместе с тем, представления, знания людей той или другой общности о своем прошлом, в том числе мифологические знания, научно добытые исторические сведения еще не есть историческое самосознание. Такие знания и представления скорее являются тем, что можно назвать исто­рической памятью. Это непременная часть культуры, преемственность в которой стабилизирует этнос. Историческая память – своеобразный ду­ховный потенциал народа. Он может быть использован, и его реально используют иногда в интересах всего народа, иногда отдельных социальных групп. 

48-55 152
Аннотация

Рассматриваются особенности становления британо-турецких дипломатических отношений в викторианскую эпоху. Значительную роль в их развитии определяли дипломаты и деятели общественного здравоохранения, имевшие официальный и неофициальный статус в период Крымской войны (1853–1856) и Русско-турецкой войны (1877–1878). Занимаясь парламентской и дипломатической деятельностью, Г. Лайярд был избран лорд-ректором университета Абердина, работал в Министерстве иностранных дел Британии, был назначен первым членом Комиссии общественных работ, которая занималась вопросами общественного здравоохранения. Учитывая его разносторонние способности, периодическое пребывание в Константинополе, знания традиций Османской империи он был назначен послом Великобритании в Константинополе. До него влиятельную позицию в Константинополе занимал британский посол в Турции лорд Стратфорд Каннинг, оказывая значительное влияние на формирование англо-турецких и российско-турецких отношений. Всю информацию, полученную от Г. Лайарда, лорд Стратфорд Каннинг передавал в своих донесениях о положении дел в Османской империи министру иностранных дел Британии. В этот период в Константинополе шла борьба за власть между партией реформ, окружением Султана и Ращид Паши, различными политическими группировками. Турция находилась в сложном социально-экономическом положении, ухудшающимся наплывом беженцев, национальными и религиозными противоречиями. Миграция населения определила необходимость социальных реформ, новые санитарные проблемы армии и городов империй. Британский парламент тщательно следил за развитием российско-турецких отношений накануне Крымской войны. Правительство Британии было заинтересовано в разрыве политических отношений между Россией и Турцией, ослаблением военно-политической мощи Российской империи. Негативное отношение Великобритании к России подогревалось британской прессой. Антисанитарные условия солдат в Крыму и Турции стали объектом парламентских отчётов, определив становление медицинской дипломатии. Особенностью англо-турецких отношений викторианской эпохи стало успешное маневрирование британского правительства с целью реализации собственных военно-политических амбиций. Лондон успешно использовал последствия Крымской войны, знания и опыт своих внештатных дипломатов, их антирусские и протурецкие настроения, соответствующие публикации прессы для ослабления Российской империи и расширения собственных владений за счёт Турции.

Наследие прошлого: Кавказоведение



ISSN 2414-1143 (Online)
12+