Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Социально-исторический аспект взаимодействия этнической культуры и личности в контексте общественного развития

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2019-17-1-3-9

Аннотация

В философии, культурологии и педагогике категория культура рассматривается как явление общественной жизни, как специфический способ деятельности, включающий процесс творческой индивидуальности и неповторимости личности как субъекта. Культура рассматривается как знание, характеризующее различные исторические эпохи, этносы, сферы жизнедеятельности, информирующее об уровне развития общества, о творческих силах и способностях человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях в социуме. Выделяют две сферы культуры – материальную и духовную. Материальная культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, культура духовная объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психологической деятельностью человека. Материальная и духовная культура находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип культуры, который исторически изменчив, на каждом новом этапе своего развития наследует все наиболее ценное, созданное предшествующей культурой. Психологический аспект явления культуры взаимосвязан с проблемой объективного и субъективного в становлении личности и изучается в связи с жизнью человека на основе активного усвоения им общественных форм сознания и поведения. Психические процессы рассматривает в контексте взаимоотношений человека с окружающим миром культуры. Культура – явление синкретичное, фон для гармоничных отношений человека с природой, обществом и самим собой, синтез материальных и духовных ценностей, необходимое условие гармоничной взаимосвязи с окружающим миром и обеспечения цивилизованного будущего. Культура, пронизывая всю жизнедеятельность общества, является одной из составляющих обобщенного критерия конкретного исторического бытия. Это специфический способ жизнедеятельности в единстве и многообразии исторически выработанных форм.

Об авторах

В. А. Берковский
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Берковский Вячеслав Александрович – кандидат социологических наук, доцент. Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.



Л. А. Тронина
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Тронина Лариса Анатольевна – доктор философских наук, профессор. Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация.



Список литературы

1. Бакланова О.А. Бакланов И.С. Современная российская социальность в контексте социального конструкционизма // Вопросы социальной теории. 2015. Т. 7. № 1-2. С. 168-177.

2. Говердовская Е.В. Особенности проектирования образовательного пространства высшей школы в поликультурном регионе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 4. С. 7-10.

3. Гончаров В.Н. Социальный аспект религии в контексте развития первобытного общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 2(87). С. 45-49.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.Н. Гумилев. М.: Рольф, 2001. 560 с.

5. Ерохин А.М. Религия и искусство в системе культуры // European Social Science Journal. 2014. № 7-2 (46). С. 9-12.

6. Камалова О.Н. «Созерцание» в философско-культурологических построениях И. Ильина. Гуманитарные и социально-экономические науки // 2012. № 6. С. 29-31.

7. Колосова О.Ю. Духовная сфера: универсализм и самобытность // European Social Science Journal. 2012. № 11-2(27). С. 6-12.

8. Лобейко Ю.А. Социально-педагогический аспект активности личности в системе общественного развития // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 1. С. 15-18.

9. Лукьянов Г.И. Трансформационные процессы в современном российском обществе как отражение динамики новой социальной реальности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 4. С. 64-68.

10. Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е. Православный тип культуры: идея и реальность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 3 (82). С. 39-44.

11. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М. Полани. М.: Прогресс, 1985. 344 с.

12. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Особенности адаптационных процессов при организации учебно-воспитательной работы с иностранным студентам // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 3 (58). С. 93-97.


Рецензия

Для цитирования:


Берковский В.А., Тронина Л.А. Социально-исторический аспект взаимодействия этнической культуры и личности в контексте общественного развития. Научный альманах стран Причерноморья. 2019;17(1):3-9. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2019-17-1-3-9

For citation:


Berkovskiy V.A., Tronina L.A. SOCIAL AND HISTORICAL ASPECT OF INTERACTION OF ETHNIC CULTURE AND PERSONALITY IN THE CONTEXT OF PUBLIC DEVELOPMENT. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2019;17(1):3-9. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2019-17-1-3-9

Просмотров: 167


ISSN 2414-1143 (Online)
12+