Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск
Том 26, № 2 (2021)
Скачать выпуск PDF (English)

Социокультурные и этнорелигиозные процессы в Причерноморье (социальная философия)

3-7 131
Аннотация

Характеризуются достижения современной цивилизации, сопряженные с использованием научно-технических достижений, высоких технологий, детерминирующих развитие экономики, социальных, культурных процессов. Отмечаются и процессы, имеющие негативный характер, связанные с деятельностью транснациональных корпораций, порождающих факторы подавления национальных интересы государств, отдельных народов, вовлекая их в процессы урбанизации, стандартизации этнических культурных ценностей, уродующих традиционные духовно-культурные и моральные ценности.

8-13 127
Аннотация

В настоящее время можно констатировать довольно высокий уровень ксенофобии в современном российском обществе, который выступает существенной идеологической базой для этнического национализма, усиления нетерпимости и росту межэтнической напряженности, способной проявляться в виде межэтнических конфликтов. Дефицит в российском обществе гражданского доверия и отсутствие механизмов разрешения конфликтов силами гражданского общества продолжает оставаться источником ксенофобии не только по отношению к недавним мигрантам, но и многим представителям коренных для данной территории этносов. Это требует исследования ксенофобии и национализма в контексте усиления межэтнических конфликтов. Ксенофобия возникает и становится особенно заметной в случае существенных различий этнических культур и к этим же различиям или даже противоречиям активно прибегает современный национализм, пытающийся сформировать критический дискурс по отношению к принятым стандартам политкорректности, которые правда в России в целом отличаются от западных в сторону более широкого спектра того, что считается дозволенным. Кроме этого, замешанный на ксенофобии национализм, например в среде русского этноса, в первую очередь проявляется в молодёжной среде, что не в последнюю очередь связано с юношеским максимализмом и нонконформизмом.

14-20 134
Аннотация

Рассматриваются особенности отечественной экологической культуры в перестроечный и постперестроечный периоды, а также ее развитие в начале ХХI в. Современное российское общество характеризуется стремлением к «институциональному забыванию» и вымыванию традиционных форм экологической культуры, формируя индивидуалистическое («раздробленное») экологическое сознание, поддающееся манипулированию со стороны заинтересованных сплоченных финансовыми интересами сообществ. Следствием этого является массированное спекуляционное использование факторов экологической культуры для достижения политических целей. Поляризация окружающей среды и превращение общего российского природного ландшафта в зоны наибольшего экологического комфорта и зоны экологической заброшенности оказывается следствием резкой поляризации общества по имущественному признаку. В указанных условиях возникает ситуация образования на территории одной страны нескольких экологических зон. Необходимость элиминации очагов экологического бедствия, оставшихся в качестве наследства СССР, становится независимым экологическим фактором, на основе которого возможно создание действительно заинтересованных в обеспечении экологического комфорта организаций и институциональной среды. Современным российским обществом на уровне общественного сознания в полной мере осознается необходимость создания практически ориентированного экологического образования, в основе которого лежат гуманистические ценности, что является существенным условием устойчивого развития современного социума.

21-26 141
Аннотация

Статья посвящена анализу специфики формирования информационной реальности в Российской Федерации. Актуальность обращения к исследованию конструирования обновлённой социальной реальности обусловлена тем, что специфика её формирования определяется транзитивным состоянием самого общества и динамикой социальных процессов. Предлагается синергетический подход к анализу сущности феномена информационной реальности. Целью исследования является анализ конструирования информационной реальности как «социальной бифуркации», переломного момента в истории России. Предложена модель социальной бифуркации российского социокультурного пространства, выраженная в развитии и становлении информационного общества, базирующаяся на совокупности исторических событий, коренных изменениях в различных отраслях общественной жизни. Отмечается, что в период формирования обновлённой социальной реальности трансформации подверглись различные социальные и экономические отношения. Ключевой характеристикой обновлённой реальности является технология, замещающая человеческую деятельность. Однако не только технологический прогресс стал определяющим элементом в конструировании реальности информационного общества. Автор обращает внимание на то, что в странах Причерноморья, объединённых общей культурной историей, политическими и торгово-экономическими связями, это стало возможным благодаря проникновению и укоренению западноевропейских ценностных ориентаций, стиля жизни и способа восприятия окружающего мира информационного общества.

27-34 127
Аннотация

Анализируется степень влияния интернет-пространства на молодежь в современной культуре. Отмечается, что на современном этапе общество и культура перестали считаться основными институтами социализации, которые играют главную роль в вопросах идентификации личности. Эту нишу заняли глобальная сеть и информационно-коммуникативное пространство. Отмечаются необходимость развития у молодежи навыков критического мышления и медийной грамотности, т.к. их отсутствие может иметь ряд негативных последствий, начиная от конфликтов на религиозной почве, до нарушения этнонациональной и гражданской идентификации. Проведено аудиторное анкетирование, выявлено, что цели посещения социальных сетей молодежью различны в разном возрастном диапазоне. И если в одном случае интернет-пространство используется в образовательно-познавательных целях как удобная площадка для получения информации, то в другом – в целях развлечения и досуга. На современном этапе вследствие чрезмерного погружения молодежи в интернет-пространство наблюдаются процессы неконтролируемой социализации, а также формирования ложной идентичности, когда уместно говорить о многообразии проявлений у молодежи «собственного Я». Рекомендуется сделать объектом специального исследования изучение настоящих мотивов «погружения» молодежи в виртуальную реальность, что позволит специалистам оказать помощь молодежи в вопросах самоидентификации, индивидуального выбора той модели поведения, которая соответствовала бы их истинной сущности.

Социокультурные и этнорелигиозные процессы в Причерноморье (философская антропология, философия культуры)

35-40 160
Аннотация

Турецкий язык был распространен на обширных территориях, простирающихся от современной территории Монголии до северного побережья Черного моря, Балкан, Восточной Европы, Анатолии, Ирака и обширной территории северной Африки. Турецкий язык контактировал с различными языками, которые не идентичны его по происхождению. По этой причине между этими языками и турецким языком было взаимное влияние и заимствования, представляющие собой неизбежное последствие столь длительного контакта. Население районов, где язык был длительно распространен, а также близлежащих территорий, находящихся под его воздействием в различные исторические периоды, постепенно формировало и передавало из поколения в поколение различные диалекты и акценты. Всю историю существования языка турецкого народа можно представить тремя основными группами: старотурецкий (c VII по XIII века), среднетурецкий (с XIII по XX век) и новый турецкий, начиная с XX века. Тот факт, что новый турецкий язык имеет свою фонетическую, морфологическую и синтаксическую структуры и обладает богатым словарным запасом дает возможность рассмотреть его как культурный и социальный феномен через понятие национальной связи турецкого народа и лингвистической компетенции как системы языковых знаний, которыми обладают носители турецкого языка.

41-46 222
Аннотация

Культура состоит из множества элементов. Одни из элементов, составляющих культуру более очевидны, другие менее: одежда, язык, еда, обычаи, убеждения, ценности, религиозные верования, суеверия и т.п. В последние годы наблюдается рост академического интереса к культуре и наследию стран Причерноморья. Усиление акцентов и интереса в вопросах национальной идентичности в государствах региона внесли значительный вклад в научные дискуссии. Культура и язык Грузии менялись, обогащались и развивались в процессе многовековой историей, формируя уникальные обычаи и традиции. При этом вопрос о национальной одежде в историческом и культурологическом аспектах, ее связи с национальной идентичностью рассматривался в публикациях редко. Подчеркнуто, что грузинский национальный костюм раскрывает культурные традиции, историю, верования, представления о красоте грузинского народа.

47-55 158
Аннотация

Исследуются структурно-функциональные свойства развития языковой личности в двуязычной и многоязычной среде. Особое внимание уделяется факторам, влияющим на развитие языковой личности в поликультурном и полилингвальном пространстве Северо-Кавказского региона. Выявляются основные особенности развития языковой личности, даётся общая характеристика уровням владения языком, а также тем факторам, которые могут сформировать в социальном и языковом пространстве линвгоментальный комплекс за счёт усвоения новых культурных концептов и ценностных аттракторов. Оценивается фактор владения родным и иностранным языком у представителей кавказской культуры. Для изучения социолингвистического материала приводится концепция языкового контакта Вайнрайха и концепция языковой личности Вайсгербера, используются результаты исследований современных социолигвистов М.М. Кашапова и В.Н. Топорова. Диалог культур в многоязычной среде анализируется с точки зрения демонстрируемых языковых и неязыковых реакциях, которые проявляются наиболее наглядно в ходе столкновения различных лингвокультур. Совокупность языковых и культурных противоречий порождает множество барьеров: социальных, психологических, языковых. Подчеркнуто, что нивелирование их возможно только при установлении целостного контакта между коммуникатором и реципиентом, где и проявляется вся полнота речевой деятельности и раскрывается сущность языковой личности.

56-63 156
Аннотация

Предметом исследования выступает черкесская эстетика. Языковая панорама черкесов несет русско-черкесскую двузначную сердцевину, чем объясняется потребность обратиться к современному авторскому созданию текста с позиций коммуникации, учитывая этно-своеобразное в конкретной эстетике. Подчёркнуто, что внимание исследователей к вопросам ментального мышления в двузначном языковом оформлении художественного текста сегодня усиливается. Показано, что в билингвальном русско-черкесском пространстве на протяжении всего его существования компонуется текстовое вкрапление в изложение разнообразных, семантически насыщенных менталитетом черкесов, выразительных средств, обозначаемых как «ментальные фраземы». Делается вывод, что словотворцы, сами являющиеся носителями национального языка, умышленно и планомерно включают в продуцируемый ими текст соответствующие выразительные обороты, порой просторечные, но несущие нужную авторам тональность. Заключение содержит мысль о том, что современному черкесскому автору удается рассмотрение в художественном изложении философских истин, продолжающих наполнять ментальные интересы и по сей день. В качестве методики, применяемой в исследовании, преимущественно используется периодическое сопоставление имеющихся по вопросу понятийных данных, а также производимый на его основе терминологический анализ, помогающий захватить объективный ракурс проблемы с привлечением текстовых иллюстраций.

64-70 161
Аннотация

Понятие «туризм» фундирует собой целый ряд феноменов человеческого существования, напрямую связанных с выходом за пределы своей повседневности. Именно поэтому, когда мы говорим о туризме, речь, как правило, идёт не о деловой поездке, а скорее о путешествии рекреационного и познавательного характера. В статье анализируется этнокультурный туризм в контексте межкультурной коммуникации. Обосновано, что этнокультурный туризм как совокупность туристских практик, в которых демонстрируются самые различные срезы бытия человека в культуре, играет одну из определяющих ролей в многообразии межкультурной коммуникации, знакомстве с региональными культурами и познании традиционных укладов, ценностей и народных верований. Этнокультурный туризм не только может формировать историческую память, необходимую для формирования гражданской культуры, но и выступать средством эстетического наслаждения и познания форм культуры в их многообразии. Высказано предположение, что этнокультурный туризм требует от своих участников большей подготовки и желания познавать специфику народов России и всей планеты, что откладывает отпечаток на людей, выбирающих этнокультурный туризм в качестве досуговой практики и одновременно духовного постижения реальности.

Социокультурные и этнорелигиозные процессы в Причерноморье (философия религии, теология)

71-77 100
Аннотация

Рассматривается специфика и сущностные черты христианской символики смерти в русских религиозных философов XIX-XX вв. Отмечается, что невысокая степень разработанности данной темы создает проблему трансляции христианских символов в учебных курсах религиоведческой направленности современных российских вузов. Подчеркивается недостаточная степень разработанности таких аспектов христианской символики, как установление источника происхождения, специфики изображения и выявления сущностных признаков христианской символики смерти на основе исследования трудов представителей русской религиозной философии. Раскрываются связь между двойственным пониманием смерти, сложившимся в русской религиозной философии в XIX-XX вв., и спецификой изображения христианских символов смерти в религиозном искусстве. Отмечается наличие в русской философии как теологической, так и психологической точек зрения на интерпретацию христианских символов смерти. На основе исследования работ Л.П. Карсавина, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и А.Ф. Лосева, выявляется такие христианские символы смерти, как крест, солнечное затмение, голова (череп) Адама, пшеничное зерно, песочные часы (время), дверь, цветок. Приводятся примеры воплощения христианских символов в религиозном искусстве, сделан вывод, что символы смерти в русской религиозной философии одновременно выступают символами воскрешения.

Социокультурные и этнорелигиозные процессы в Причерноморье (теория и история культуры (исторические науки)

78-84 142
Аннотация

Рассматривается специфика демографических трансформаций украинского населения Крыма в период с 1989 по 2014 гг. На основе анализа данных переписей населения 1989, 2001 и 2014 гг. выявляются демографические изменения внутри украинского этноса на протяжении двух периодов: с 1989 по 2001 гг. и с 2001 по 2014 гг. Проводится анализ изменения численности украинского этноса в разрезе муниципальных образований Крымского полуострова. Делается вывод, что процентное соотношение украинского этноса в структуре населения Крымского полуострова, которое мы могли наблюдать в период с 1989 по 2001 гг., было сформировано в результате проводимой властями страны в конце 40-х-начале 50-х гг. политики переселения в этот регион граждан из различных республик Советского Союза, главным образом, РСФСР и УССР. Отмечается, что районы с максимальной численностью украинского этноса исторически располагаются в северных районах Крымского полуострова, а с наименьшей – в южных. Как показало исследование, изменения в этнической структуре начали происходить после событий 2014 г. и вхождения Крыма в состав Российской Федерации, когда, согласно проведенной в 2014 г. переписи населения, численность украинцев в республике, по сравнению с 2001 г., сократилась почти на 9%. Согласно проведенному анализу, если в период с 1989 по 2001 гг. максимальные масштабы сокращения численности украинского этноса происходили в центральной части Крымского полуострова, то в период с 2001 по 2014 гг. наибольшие масштабы снижения численности украинского этноса наблюдались в муниципальных образованиях северной части Республики Крым, что, по нашему мнению, объясняется, главным образом, оттоком населения с этих территорий, обусловленным негативной реакцией некоторых украинцев на события «Крымской весны» 2014 г.



ISSN 2414-1143 (Online)
12+