Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Концептуальное значение развития языковой личности в полилингвальном пространстве Северо-Кавказского региона

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2021-26-2-47-55

Аннотация

Исследуются структурно-функциональные свойства развития языковой личности в двуязычной и многоязычной среде. Особое внимание уделяется факторам, влияющим на развитие языковой личности в поликультурном и полилингвальном пространстве Северо-Кавказского региона. Выявляются основные особенности развития языковой личности, даётся общая характеристика уровням владения языком, а также тем факторам, которые могут сформировать в социальном и языковом пространстве линвгоментальный комплекс за счёт усвоения новых культурных концептов и ценностных аттракторов. Оценивается фактор владения родным и иностранным языком у представителей кавказской культуры. Для изучения социолингвистического материала приводится концепция языкового контакта Вайнрайха и концепция языковой личности Вайсгербера, используются результаты исследований современных социолигвистов М.М. Кашапова и В.Н. Топорова. Диалог культур в многоязычной среде анализируется с точки зрения демонстрируемых языковых и неязыковых реакциях, которые проявляются наиболее наглядно в ходе столкновения различных лингвокультур. Совокупность языковых и культурных противоречий порождает множество барьеров: социальных, психологических, языковых. Подчеркнуто, что нивелирование их возможно только при установлении целостного контакта между коммуникатором и реципиентом, где и проявляется вся полнота речевой деятельности и раскрывается сущность языковой личности.

Об авторах

О. С. Макарова
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Макарова Олеся Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент 



В. Г. Павленко
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Павленко Вероника Геннадиевна, кандидат филологических наук, доцент 



А. С. Гончаров
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Гончаров Артем Сергеевич, студент



Список литературы

1. Вайнрайх У. Языковые контакты. Состояние и проблемы исследования. М.: БГК Им. И.А. Бодуэна Де Куртенэ. Серия: Корпус гуманитарных дисциплин, 2000. 274 с.

2. Гончаров А.С., Ануприенко И.А. Межкультурная коммуникация в северокавказском историческом регионе в первой половине XIX века. // Молодой ученый. Международный научный журнал. 2020. № 27 (317). С. 328-330.

3. Зубайраева М.У. К вопросу о формировании билингвальной и полилингвальной языковой личности // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. 12 c.

4. Кашапов М.М. Социальный мир человека. Материалы всероссийской конференции «Человек и мир: социальное поведение личности в изменяющемся мире». Ижевск: ERGO, 2007. 312 с.

5. Клычников Ю.Ю. История и культура народов Северного Кавказа. М.: Юрайт, 2018. 117 с.

6. Колчина О.Н. Диалог культур в структуре языковой личности. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 188 с.

7. Неймарк М.А. Мягкая сила в мировой политике. // Обозреватель-Observer. 2016. № 1. С. 31-42.

8. Панченко Н.В., Качесова И.Ю. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.: Наука, 2015. 281 с.

9. Сафин Ф.Г. Вызовы этничности и тенденции проявления идентичности / Ф.Г. Сафин, Ф.Г. и др / Под ред. Ф.Г. Сафина. СПб.: Свое издательство, 2015. 148 с.

10. Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 148 с.

11. Сущий С.Я. Северный Кавказ. Реалии, проблемы, перспективы первой трети XXI века. М.: Ленанд, 2013. 429 с.

12. Темирболатова А.И. Проблемы языковой политики и языкового строительства на Северном Кавказе. Ставрополь: СГУ, 2012. 314 с.

13. Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания / В.А. Тишков. М.: Наука, 2013. 649 с.

14. Топоров В.Н. Язык. Личность. Текст: сборник статей к 70-летию Т. М. Николаевой. М.: Языки славянских культур, 2017. 978 с.

15. Чемоданов Н.С. Сравнительное языкознание в России: Очерк развития сравнительно-исторического метода в русском языкознании / Н.С. Чемоданов. М.: Книжный дом Либроком, 2010. 96 c.

16. Шпильная Н.Н. Языковая картина мира в структуре речемыслительной деятельности языковой личности. М.: Ленанд, 2017. 152 с.

17. Baudouin de Courtenay I.A. A Pioneer of Structural linguistics. Victoria: University of Victoria, 2018. 311 p.

18. Goksoy S. Reasons of the problems that academicians experience in management of teaching and learning process. Journal of Pedagogical Research. 2018. № 2. pp. 55-62.

19. Hill A.A. Introduction to linguistic structures: Fromsound to sentence in English. New York: Harcourt, Brace, 2018. 202 p.

20. Weisgerber J.L Muttersprache // Historisches Worterbuch der Philosophie. Hrsg. v. J.Ritter, K.Griinder. Band 6. – Basel, Stuttgart, Schwabe – Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2009. 232 S.


Рецензия

Для цитирования:


Макарова О.С., Павленко В.Г., Гончаров А.С. Концептуальное значение развития языковой личности в полилингвальном пространстве Северо-Кавказского региона. Научный альманах стран Причерноморья. 2021;26(2):47-55. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2021-26-2-47-55

For citation:


Makarova O.S., Pavlenko V.G., Goncharov A.S. Conceptual Meaning of a Linguistic Personality Development in The Polylingual Space of The North Caucasus Region. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2021;26(2):47-55. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2021-26-2-47-55

Просмотров: 157


ISSN 2414-1143 (Online)
12+