Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск
Том 25, № 1 (2021)
Скачать выпуск PDF (English)

Особенности современных социальных, этнокультурных процессов в странах Причерноморья (социальная философия)

3-10 133
Аннотация

Образ жизни – категория историческая, характеризующая реально функционирующую жизнедеятельность людей в прошлом, настоящем и будущем. Образ жизни включает в себя все формы жизнедеятельности людей – личности, группы, общества. В настоящее время понятие образ жизни призвано наиболее всесторонне отразить степень развития данного общества, динамику уровня жизни, гармоничное развитие личности. Образ жизни подавляющего большинства современных семей определяется занятостью супругов в общественном производстве. Проанализированы различные типы развития образа жизни в контексте этнокультурных традиций. Выделены возможные пути использования этнокультурных традиций трудового воспитания и совершенствовании бытовой сферы образа жизни современной семьи. Показано, что для подавляющего большинства семей актуальны проблемы, порожденные широко известной двойной – производственной и семейной деятельностью. Одна из важных проблем в этом аспекте решаемая в государственном масштабе, – повышение уровня развития и дальнейшая специализация общественной сферы услуг, назначение которой – удовлетворить растущие запросы населения в разнообразных формах обслуживания, облегчить трудовую деятельность, создать лучшие условия для отдыха. Однако до какого минимума ни сводилась бы деятельность в семье благодаря реализации этой важной социальной задачи, неравномерная нагрузка в бытовой сфере может сохраняться до тех пор, пока нормой внутрисемейных отношений не станет рациональное распределение работы между всеми членами семьи.

11-15 147
Аннотация

В статье в междисциплинарном ключе представлена многоуровневая структура идентификации в молодежной среде. Поиск идентичности особо актуален для молодого поколения, не имеющего устоявшейся системы ценностей, в связи с кризисом в духовной сфере жизни общества и определенным идеологическим вакуумом. Трансформация социокультурного пространства привела к кризису идентификационной определенности и размытости жизненных стратегий у современной молодежи. Игнорирование проблем социокультурной идентификации молодежи приведет к негативным последствиям в самой ближайшей перспективе. Следовательно, необходимо заложить в подрастающем поколении основы гражданского самосознания, критического мышления, адаптивной гибкости, профессиональных компетенций и ответственности. Формирование идентичности теснейшим образом связано с социализацией человека в рамках определенных социокультурных традиций. В многоуровневой идентификационной структуре одновременно совмещается множество идентичностей, одни из которых являются базовыми, другие вспомогательными. С учетом особенностей молодежи как социальной группы автором рассмотрена социокультурная идентичность, включающая в себя этническую, конфессиональную, этнокультурную и гражданскую идентичности. Данные разновидности идентичности рассмотрены на индивидуальном и групповом уровнях.

16-23 154
Аннотация

В процессе этнографических исследований современности возник основной вопрос, касающийся общественной сферы, ее сущностей и форм, которые определяются как социальная связь. Проблематика общественной связи рассматривается представителями различных исследовательских направлений прежде всего в рамках социологических наук. Кроме того, роль и значение общественных связей в определенных совокупностях людей прослеживают в своих исследованиях актуальных проблем современности представители таких научных дисциплин, как педагогика, психология, психиатрия, которые в ускоряющемся процессе цивилизации современного мира видят угрозу для человека, становящегося все более одиноким. Эта угроза усугубляется, в частности, постоянным нервнопсихическим напряжением, спешкой, избытком информации, а также обезличиванием общественных отношений. Общественная связь представляет организованную систему отношений, институтов, средств общественного контроля, сплачивающую личности, подгруппы и другие составные элементы совокупности в целостность. Каждая совокупность должна быть внутренне организована и упорядочена. Рассматривая аграрные традиции в контексте социально-культурной сферы, выясняются некоторые их теоретические аспекты. Показано, что аграрные традиции выступают как своеобразный феномен в общей системе народной культуры.

Особенности современных социальных, этнокультурных процессов в странах Причерноморья (философская антропология, философия культуры)

24-29 244
Аннотация

В процессе освоения человеком окружающей действительности результаты этого познания всегда отражаются и закрепляются в его сознании, где приобретают вид навыков, умений, знаний, а также типов поведения и общения. Из совокупности именно этих показателей выкристаллизовывается определенная модель, или картина мира. За тысячелетия существования человечества было создано множество картин мира, и у каждой из них было свое, уникальное видение окружающей действительности и специфика ее объяснения. Но лишь научная картина мира отличается должной полнотой представления о физической реальности, ибо включает в себя наиболее важные достижения науки и тем создает определенное понимание не только самого мира, но и места человека в нем. Характеризуют эту картину представления об общих сферах, закономерностях, уровнях и свойствах действительности, выстроенные в целостную систему. По своей сути научная картина мира — качественное обобщение различных научных теорий и их мировоззренческий синтез, иными словами, она представляет собой особую форму систематизации знаний. Сегодня картина мира – это научная онтология, которая не только изучает грани бытия, но и постоянно стимулирует расширять границы познания. В последние десятилетия в связи с масштабными изменениями информационного окружения общества задача построения объективной картины мира приобретает особую важность. В этом смысле исследования естественных наук, предваряющих собой идеи онтологического порядка, и интеграция их результатов в общую модель реальности способны внести вклад в методологию мышления для новых трактовок научных открытий и их адекватного описания.

30-36 134
Аннотация

Последние десятилетия стали свидетелями роста интереса к вкладу прагматизма и невербальной семиотики в изучение коммуникации. Прагматика, уходящая корнями в философию, антропологию, социологию исследует язык в социальных контекстах, способами, которыми люди создают и понимают значения с помощью языка. Это отрасль лингвистики разработана в 70-х гг. прошлого века. Термин прагматика был изобретен в 1930-х гг. философом и психологом Ч. Моррисом. Согласно его теории, знаки относятся не к физическим знакам, а к тону голоса и языку тела – движениям, жестам, позам, которые часто сопровождают речь [6, c. 55-59]. Применение семиотических концепций и методов в сфере культурных исследований сегодня – это производство и интерпретация значений, которые создается путем развертывания действий объектов, функционирующих как знаки. Систему знаков составляют смысловые отношения, которые могут существовать между этими знаками. Такие отношения развертывается в пространстве и времени. Основное внимание в данной работе уделяется рассмотрению способов и средств выражения согласия и несогласия в языке народов стран черноморского бассейна и Балкан. Проведено сравнительно типологическое изучение символического значение данного выражения в невербальном языке народа Болгарии и соседних стран, находящихся под господством Османской империи.

37-43 113
Аннотация

Семиотика начиналась как академическое исследование значения слов (лингвистика), перешла к изучению поведения людей (антропология и психология), затем в исследование культуры и общества (философия и социология), после чего перешла к оказанию помощи в анализе культурных продуктов. В последнее время семиотика стала методологией для исследования и анализа национальных костюмов, повседневной одежды, еды, поведения потребителей и т. п. В ценностной картине мира определённого этноса существуют наиболее значимые для него культурные и смысловые доминанты, определяемые в культурологии в качестве концепций. Основным объектом исследования семиотики культуры является иерархия знаковых систем как существующей, так и исторической культуры, и также соотношений между этими знаковыми системами. Исследование пространства культуры осуществляется через изучение этнокультуры, основное внимание уделяется рассмотрению семиотики культуры и этнокультур болгарского и македонского народов на примерах национальной одежды, особенностей национальной кухни с акцентом на их социальную значимость и взаимосвязь.

Особенности современных социальных, этнокультурных процессов в странах Причерноморья (теория и история культуры (исторические науки))

44-50 278
Аннотация

В ходе сотрудничества между различными странами возникают учреждения и организации высокого уровня, в которых осуществляются обмен опытом, разработка экономического, научно-технического сотрудничества, а также меры по защите суверенитета и согласованию важнейших внешнеполитических стремлений государств. Необходимость сотрудничества привела к созданию широкой сети специализированных органов совместной деятельности специалистов, в том числе ученых. Ученые-обществоведы различных стран обычно сотрудничают на двусторонней основе. Это не случайно, так как существуют сугубо специальные проблемы, решение которых предполагает совместную деятельность обществоведов нескольких стран. Перед глазами всего человечества развертывается глобальное взаимодействие в разных областях деятельности. Формируются новые традиции, содействующие укреплению связей между странами, разумеется, возникает и немало проблем. Косность, национальная ограниченность и порой недосмотр в разработке фундаментальных форм сотрудничества, а иногда игнорирование интересов мешают развертыванию новых прогрессивных начинаний. Формирование и взаимодействие этнокультурных традиций на основе многонациональности предполагают взаимные уступки со стороны всех участников. Отсюда вытекает проблема территориально-пространственных связей, то есть соотношения субэтнического, этнического и суперэтнического в возникающих культурных традициях.

51-57 135
Аннотация

Статья посвящена изучению опыта курорта Кульдур в формировании особой социокультурной среды прилегающей территории. Исследована специфика культурного воздействия курорта на прилегающую населённую местность. Собраны источники по истории дальневосточных здравниц, бальнеологии, материалы дальневосточной прессы конца XIX – начала ХХ в., рассмотрен ряд архивных документов, позволяющих составить комплексную картину культурного влияния на территорию. Выявлено, что курорт Кульдур, возникший в тайге, был изначально в трудных условиях: отдалённость от больших городов, неблагоприятный климат, отсутствие достопримечательностей. Перед здравницей стояла задача – организация полноценного отдыха пациентам с культурным досугом. Данную задачу невозможно реализовать без подготовленного персонала. Поэтому молодая здравница, помимо общеутилитарной функции – оздоровление населения, выступала в роли организатора культурно-образовательной среды для населения прилегающей к нему жилой территории. Курорт выдержал это испытание и вплоть до 1991 г. занимался организацией культурных программ для населения, большое внимание уделялось эстетизации территории курорта и поселения, работе с персоналом, научно-просветительской деятельности, развитию творческого потенциала личности. Сегодняшний день показывает, что без динамичной слаженной работы с персоналом и населением, сама местность и курорт пришли в упадок. Сделан вывод, что положительный опыт работы курорта Кульдур может быть применим в других курортных местностях Дальнего Востока



ISSN 2414-1143 (Online)
12+