Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

«Научный альманах стран Причерноморья» – международный научный журнал открытого доступа, ориентированный на широкую профессиональную аудиторию. Предлагает российским и зарубежным авторам информационную площадку для публикации результатов научных исследований в области социальной и политической философии, философской антропологии и религиоведения. Особое внимание уделяется междисциплинарным исследованиям, касающимся изучения актуальных вопросов образования, истории и теории культуры Причерноморского региона.

Текущий выпуск

30.09.2023 г.

Том 9, № 3 (2023)

Социальная и политическая философия 

7-14
Аннотация

Введение. Данная работа состоит из методологической части анализа партийных документов и выводов. В рамках исследования рассматриваются практики легитимизации, ориентации и политической социализации левых сил в России и странах Центральной и Восточной Европы. По нынешний день происходит структурирование партийных систем бывших социалистических государств.
Материалы и методы. В качестве основной гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что партийный дискурс левых сил в странах бывшего социалистического лагеря (Россия, Польша и бывшая ГДР) апеллирует к концепции социальной справедливости и пересмотру рыночных реформ. Для анализа данной проблемы необходимо обратиться к методам контент-анализа и анализа дискурса. Посткоммунистические силы использовали разные дискурсивные стратегии.
Результаты исследования. Самоидентификация в партийной системе современной России у КПРФ проходила в условиях использования патерналистских идей, отсылки в политической риторике к сильному государству и патриотическим идеям. Польские левые использовали идеологию отказа от социалистического прошлого. Успех СДРП и СДЛС был продиктован расколом внутри блока сил «Солидарности», профсоюз потерял значительное число сторонников в начале 1990-х гг. Несмотря на наличие сильных антикоммунистических настроений, только лишь польским «левым» удалось стать правящей политической силой в стране. Недовольство непродуманными либеральными реформами становилось главным фактором, сближающим польских и российских левых. Партия демократического социализма же была чужеродным элементом для политической системы ФРГ, однако именно ей удалось стать единственным выразителем интересов жителей бывшей ГДР в исследуемый период.
Обсуждение и заключение. Проанализировав программы партий, ключевые документы и выступления членов партии, сделан вывод, что левые политические силы испытали серьезный кризис с точки зрения потери легитимности и электоральной поддержки. Каждой партии пришлось искать коммуникативную стратегию по убеждению в своей правоте избирателей.

15-21
Аннотация

Введение. В исследовании акцентируется внимание на проблеме роста религиозной нетерпимости в современном мире, которая тормозит как развитие межгосударственных отношений, так и процесс укрепления национального самосознания граждан. Развитие исламофобских настроений в мире, особенно после известных событий сентября 2011 г., находит отражение в этноконфессиональном благополучии людей, исповедующих мусульманскую религию.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили методы, выбор которых обусловлен целями, задачами и спецификой предмета исследования. Основным методологическим фундаментом выступил междисциплинарный подход, применение которого вызвано современными требованиями гуманитарной рефлексии и происходящими социально-политическими трансформациями.
Результаты исследования. Религиозные ограничения в отношении мусульман в странах, где они являются малочисленной социальной группой, ведут к их маргинализации и разобщенности между гражданами по этноконфессиональному признаку. В настоящее время, по данным социологических исследований в России, молодежь имеет низкий уровень знаний об этнокультурной специфике российских народов, а значительная доля населения до сих пор придерживается мнения о негативной роли мусульманской религии в стране.
Обсуждение и заключение. В работе указывается, что для эффективности национальной политики в России необходимо концептуальное признание евроазиатской основы государства, что повысит чувство ответственности за судьбу страны представителей всех без исключения российских этносов. Автор обращает внимание на то, что элементы этой идеи уже обозначены в политической доктрине страны, но не исключено, что власти откладывают ее официальное признание до распространения этой идеи среди населения в целом.

22-29
Аннотация

Введение. В рамках данной работы социологической рефлексии подвергается актуальная для российского общества и еще недостаточно исследованная в науке проблема жизненного мира молодой семьи. Авторы обращаются к социокультурной составляющей жизненного мира молодых супругов.
Материалы и методы. Для решения поставленных в рамках исследования задач используется сочетание теоретической концепции социологии жизни Ж. Т. Тощенко и рискологической концепции молодежи, разработанной Ю. А. Зубок.
Результаты исследования. Жизненный мир молодой семьи — это система представлений супругов об образе семьи, основанная на ценностных ориентациях и установках, конструируемых посредством выстраивания практик ролевых взаимодействий молодых супругов в результате интериоризации и экстериоризации ими факторов внешней социальной среды. В структуру жизненного мира молодой семьи входят такие составляющие, как когнитивные, ценностные и поведенческие.
Обсуждение и заключение. Анализируя структуру жизненного мира молодой семьи, выделяется такой важный компонент, как ценностный: ценность семьи, чувственные ценности (любовь, доверие), ценность детей и родительства, ценность образования и карьеры, материальные ценности. Утверждается, что для поддержания семейных ценностей и семьи в целом необходимо реализовывать грамотную социальную политику с привлечением всех ресурсов государства, бизнес-сообщества, некоммерческого сектора и местных сообществ.

Философская антропология, философия культуры 

30-36
Аннотация

Введение. Рассматриваются проблемы современной духовной культуры в контексте кризиса духовной безопасности и попытки возрождения интереса к традиционным ценностям. Современный культурный кризис рассматривается как актуальная угроза национальной безопасности. Одним из способов преодоления этого кризиса являются инновационные технологии образования, которые призваны уменьшить риски культурного кризиса и адаптировать общество к возвращению к традиционным ценностям.
Материалы и методы. Использованы общенаучные методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, а также сравнительный метод.
Результаты исследования. Достижение духовной безопасности через образование возможно благодаря основным принципам организации духовно-нравственного просвещения (нравственный пример педагога, социально-педагогическое партнерство, индивидуально-личностное развитие, интегративность программ духовно-нравственного воспитания, социальная востребованность воспитания). Одной из интересных современных учебных методик является развитие духовности через спорт и спортивные игры. Университеты занимают в данном конгломерате ведущие позиции в образовательно-воспитательном процессе и процессе социализации личности. Предлагаются инновационные методы для высшей школы: изучение истории региона с помощью коротких 3-D видеороликов. Для хранения контента — бесплатная платформа YouTube и буклет в виде карты, на которой обозначены памятники Ростова-на-Дону, посвященные культуре и религии; в рамках онлайн проекта предусмотрено создание буклета в электронном виде и свободном доступе для удаленных пользователей.
Обсуждение и заключение. Исследуя возможности новых технологий образования для преодоления современных культурных и духовных проблем, авторы пришла к выводам: духовно-нравственное просвещение и формирование личности современной молодежи должно осуществляться по принципу системности и планомерности. Духовная безопасность России должна стать стратагемой культурно-цивилизационного развития общества, дать толчок жизненно важным духовным интересам и потребностям личности.

37-42
Аннотация

Введение. Рассматривается соотношение светского и религиозного образования в условиях поликонфессионального и полиэтничного Дагестана. Анализируются универсальные и культурные особенности светских и теологических педагогических систем, возможности реализации важнейших универсальных принципов образования в современных условиях.
Материалы и методы. В работе использован широкий методологический инструментарий, интегрирующий исследовательские возможности методов философии, социологии, политологии, культурологии, объединенных принципами и подходами сравнительно-исторического, структурно-функционального, синергетического методов. Применяются диалектический и герменевтический подходы, принцип системности.
Результаты исследования. Вся история человечества свидетельствует о том, что роль религии особенно возрастает в переломные эпохи. В современном мире религиозный фактор стал реальным политическим катализатором трансформирующегося российского социума. Вопрос соотношения светского и религиозного образования в регионах традиционного распространения ислама был и остается актуальным.
Обсуждение и заключение. Исследуемые проблемы имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку реформируемая система образования, с одной стороны, опирается на универсальную идею единства образования и воспитания, а с другой — обязана ориентироваться на традиции образования как систему знаний о ценностно-целевых, содержательно-процессуальных и результативных компонентах обучения, воспитания и развития человека на разных этапах жизненного пути.

Религиоведение 

43-47
Аннотация

Введение. В христианстве прочтение «проблемы тела» имело принципиально специфические черты, вызванные сутью самого христианского Откровения о воплотившемся (вочеловечившемся) Боге. Немыслимая в античную эпоху идея действительного воплощения трансцендентного Личностного Начала, стала тем не менее предметом тяготения мысли у гностиков, пытавшихся соединить христианское Откровение и некоторые идеи античной философии. В этом синкретизме, в частности, в желании как-то поместить представление о Личности Христа-Спасителя и зависимой, приобретающей личное спасение от Него человеческой персоне «из плоти и крови» в античную картину мира, и состояла специфика гностицизма.
Материалы и методы. Рассмотрение «проблемы тела» в христианской традиции находится в устойчивом развитии философии религии, целого комплекса философских и общенаучных методов: аналитического, феноменологического, принципов объективности, всеобщей связи, противоречия, методов сравнительного анализа и синтеза, научного обобщения. Применяется концептуально-логический анализ теоретической терминологии с целью определения термина «тело» для социокультурного контекста. Исходной методологической идеей исследования являются диалектический и системный подходы.
Результаты исследования. У отцов Церкви душа и тело не рассматривались в качестве двух самодостаточных субстанций, по отдельности «отвечающих» за несовершенство (совершенство) человека. В данном случае душу и тело необходимо представлять не как отдельные начала-субстанции, а в качестве двух энергий единой проявляющей себя человеческой личности. Однако жизненная душевно-телесная энергия человека может приобретать в человеке разную направленность, разные векторы притяжения: либо к материально-преходящему миру, где господствуют плотские страсти, либо к миру непреходящему (Богу).
Обсуждение и заключение. Наслаждение, или удовольствие как определенное душевное состояние, «плененное телом», оценивалось отцами Церкви (как и последующей христианской традицией) как нечто, что свидетельствует об определенной ошибочной мотивированности человеческого существа, его реализованных мировоззренчески-ценностных ориентиров, а именно — «связанностью хотениями». Именно этим было вызвано их внимание к учениям гедонизма, объявлявшим наслаждение как ведущий мотив и цель поведения человека.

Теория и история культуры 

48-52
Аннотация

Введение. Рассматриваются общественно-политические проблемы абхазской диаспоры в Турции, в частности, формирование ее пророссийской позиции в период кавказского кризиса 2008 г. Отмечается несоответствие пророссийской позиции диаспоры с позицией Турции в урегулировании грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликта. Подчеркивается, что в Анкаре были заинтересованы в развитии турецко-грузинских отношений и, соответственно, поддерживали территориальную целостность Грузии, осуждали стремление мятежных республик — Абхазии и Южной Осетии, к достижению независимости.
Материалы и методы. Автор придерживается принципа объективности. Многие вопросы, связанные с репатриационным процессом, рассматриваются в проблемно-хронологическом порядке, использованы историко-сравнительный и историко-системный методы исследования, позволяющие выявить степень изученности проблем, связанных с этнополитическими конфликтами в Грузии в постсоветский период.
Результаты исследования. Анализируется комплекс проблем, связанных с возвращением абхазских репатриантов на свою историческую родину. Выявлены сложности, с которыми сталкивались репатрианты в процессе адаптации в Абхазии, среди них — дороговизна жизни, отсутствие жилья, нехватка рабочих мест. Кроме того, у некоторой части абхазских репатриантов отсутствовали языковые навыки, что также создавало трудности в их обустройстве на новом месте проживания. В то же время отмечается, что постепенное приобретение репатриантами жизненных навыков, осваивание новых форм и методов хозяйствования способствовало их адаптации в местную повседневную жизнь.
Обсуждение и заключение. Cделан вывод, что полученная в Абхазии жизненная практика в сочетании с той, которая была приобретена в диаспоре в Турции, сыграла важную роль в утверждении новых границ в жизнеустройстве абхазских репатриантов, способствовала их прочному закреплению в системе общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни на исторической родине.

53-59
Аннотация

Введение. Рассмотрены особенности социально-правового статуса женщин духовного сословия во второй половине XIX в., анализируется семейное законодательство, регламентирующее семейно-брачные отношения, а также проводится сравнение положения женщин духовного сословия с представительницами других сословий Российской империи.
Материалы и методы. В работе использованы историко-сравнительный и хронологический методы. При написании работы использовались исторические документы и материалы.
Результаты исследования. В Российской империи второй половины XIX в. происходили значительные перемены, оказавшие влияние на все сферы жизни общества, в том числе и духовную. Девушки всех сословий, за исключением представительниц духовного сословия, получили возможность получать образование, развиваться, найти свою профессию и призвание, в то время как жизнь девушек духовного сословия ограничивалась традиционными патриархальными и религиозными устоями.
Обсуждение и заключение. Большой интерес в рамках исследуемой проблемы вызывает положение жен священнослужителей, их права и привилегии, которыми они обладали в отличие от представительниц других сословий, ограничения в повседневной жизни, а также особенности заключения и расторжения брака с представителями духовенства. Данная тема интересна и важна при изучении истории второй половины XIX в. в связи с тем, что в этот период значительное влияние на жизнь общества оказывала Русская православная церковь.

60-66
Аннотация

Введение. Исследуются вопросы методики оценки ресурсов при формировании археологических туров. Данный вопрос является актуальным в связи с переориентацией Российской Федерации на развитие внутреннего туризма, подразумевающей рациональное использование туристских ресурсов.
Материалы и методы. Анализируется научная база разработанных методик оценки туристско-рекреационных ресурсов и состояния археологических объектов, в частности, в региональном аспекте. На основе анализа представлена авторская методика оценки возможности вовлеченности археологических объектов в туристскую сферу.
Результаты исследования. В качестве результатов исследования представлена методика оценки возможности вовлеченности археологических памятников в программу турмаршрутов по пяти параметрам — доступность, развитость инфраструктуры, проведение событийных мероприятий, наличие реализуемых экскурсий, публичная активность. Разработанная методика адаптирована на ресурсах Ростовской области, в частности, было оценено 15 археологических объектов. По итогам оценки произведена типизация археологических памятников по трем категориям степени возможности их вовлеченности в туристско-рекреационную сферу. Также оценка позволила вычленить потенциальные объекты с позиций приоритетность их включения в разрабатываемые археологические маршруты.
Обсуждение и заключение. Определены возможные векторы дальнейшего научно-практического развития представленной методики за счет расширения параметров оценки и адаптации в других субъектах Российской Федерации. Рационально использование методики не только для единовременного «среза» состояния археологических объектов, но и для фиксации динамики их развития. К выводам по итогам представленной статьи отнесены уникальность методики, находящейся на стыке оценивания состояния туристско-рекреационных ресурсов и археологических объектов, разработка параметров оценки, практическое применение методики для оценки пятнадцати объектов Ростовской области и определения векторов ее дальнейшего развития.

67-72
Аннотация

Введение. Для обеспечения устойчивости продовольственной безопасности Причерноморского региона в условиях социально-экономической нестабильности необходима оптимизация управления аграрным природопользованием. В этом контексте особая роль принадлежит развитию продовольственного потенциала в агропромышленном комплексе региона. Целью статьи является анализ и исследование направлений обеспечение и регулирование продовольственной безопасности Причерноморского региона.
Материалы и методы. Для достижения установленной цели и решения определенных задач на основе абстрактно-логического подхода использованы общенаучные и специфические методы: системный анализ; контент-анализ; группировка и систематизация; индукции; дедукции. Применение межотраслевого подхода к циркулярному использованию природных ресурсов, определение особенностей развития сельскохозяйственного производства позволило сформировать пути совершенствования государственного регулирования процессов продовольственного обеспечения населения региона в контексте укрепления продовольственной безопасности.
Результаты исследования. Предложены меры по следующим направлениями: государственное регулирование продовольственной безопасности региона в сфере международной торговли продуктами питания; государственное регулирование продовольственной безопасности региона в экономической сфере; государственное регулирование продовольственной безопасности региона в социальной сфере; государственное регулирование продовольственной безопасности региона в направлении взаимодействия с научно-образовательной сферой.
Обсуждение и заключение. Определено, что основной целью функционирования регионального механизма увеличения уровня продовольственной безопасности должно стать налаживание стабильных региональных продовольственных производственно-сбытовых цепей путем обеспечения эффективного использования агропромышленного потенциала региона и повышения покупательной способности населения для обеспечения его доступа к необходимым качественным продуктам питания.