Культурно-исторические и этно-конфессиональные исследования региона (социальная и политическая философия)
Насущные запросы настоящего времени, а также гносеологические интересы, в которых являют себя интенции человечества относительно прогнозирования будущих форм изучения действительности, равно как и ее преобразования, — вот те важнейшие факторы, которыми обусловлено движение познания в целом. Развитие знания в мире происходит посредством огромного количества существующих наук. По сути, все они представляют собой разнообразные направления этой информационной экспансии. На протяжении всей истории обоснование и анализ самых общих оснований человеческих знаний, равно как и выявление их предпосылок, всегда относилось к самым насущным задачам познания, важность которых не только в научно-теоретическом плане, но и в плане социально-практическом не подлежит сомнению. В этом ракурсе рассмотрение специфики предпосылочного знания, выступающего вектором эпистемологического процесса и основополагающим механизмом развития культуры, является сверхактуальным и ценным. Имея мировоззренческую направленность, предпосылочное знание не только способствует формированию исторически адекватной картины мира, но и обнаруживает мощный прогностический потенциал.
Культурно-исторические и этно-конфессиональные исследования региона(философская антропология, философия культуры)
Рассмотрены наиболее значимые итоги и выводы концепций лжи и обмана в современной западной культуре. Показано, что большинство этих концепций проводит идею ценности лжи и обмана для становления личности, достижения политической, экономической и культурной гегемонии западной цивилизации. Отрицание лжи и обмана как экзистенциальных ценностей провозглашается только в религиозной философии или конфессионально-окрашенном гуманитарном знании XX – XXI вв.
Цель статьи в экспликации основных культурно-антропологических аспектов воинского этоса, соответствующих ведущим тенденциям развития культуры современного российского общества. Установлено, что воинский этос, превалирующий именно в среде российских военных, продолжает оставаться в значительной степени консервативной формой отечественной культуры, а также играет ключевую роль в развитии современного патриотизма, в том числе обеспечивая массовую культуру элементами позитивной зрелищности, основанной на экспликации фундаментальных для нашей страны военно-исторических событий прошлого. Научная новизна исследования заключается в совокупности полученных результатов, раскрывающих роль воинского этоса в культуре современного российского социума с учетом как технологических и социокультурных инноваций, так и военноисторического прошлого страны.
Произведено обзорное рассмотрение творческой эпохи адыгских писателей Адыгейской автономной области советского периода и последующей республиканской территории. Ввиду малой изученности исследуемого художественного материала подобное обзорное рассмотрение актуально. Прослеживаются стартовые шаги, становление и последующее развитие прозаических текстов адыгских авторов. Тематически, писатели Адыгеи в начале века актуализировали главным образом проблематику столкновений с прежним мироустройством, а также нередко гендер. Поворот к фактическому изображению, а с ним и к хроникам событий, убедительно случился позже. Уже во второй половине прошлого века он появился в художественном слоге таких адыгских писателей как Исхак Машбаш, Джамбулат Кошубаев, Нальбий Куек, Юнус Чуяко и других. Постмодернистские включения 90-е гг. ХХ в. в современную литературу отразились на более поздней, высветившаяся ближе к новому веку мифологической поэтике Адыгеи. Этническая окрашенность, тематика, историчность, лиризация, обращение к человеку – все эти повороты на протяжении прошлого и начала нынешнего веков проанализированы с выведением заключения об особенностях творческой активности адыгских писателей Адыгеи. Считаем, что рассматриваемый в статье литературный материал позволяет вести речь и о специфике адыгского этноса как независимом, весьма урегулированном (и на социальном, и на культурном полях) образовании. Заметны в художественных текстах личностная стилистика изложения, обобщение и прослеживание нрава не всегда понятного, порой загадочного по сути персонажа и т.д. Все эти и подобные, но весьма необычные для эпики текстовые приемы послужили доказательством творческого прогресса анализируемых авторов.
Культурно-исторические и этно-конфессиональные исследования региона (философия религии и религиоведение)
Рассматриваются особенности той модели государственно-религиозных отношений, которые сложились к настоящему времени в Грузии. Положение Грузинской Православной Церкви в грузинском обществе обусловлено той исторической и общественной значимостью ее деятельности в труднейший постсоветский период становления независимости Грузии. Утверждается, что присутствие религии, на примере ГПЦ в грузинском обществе, представляют собой особую модель, отличную от российской, и в целом нехарактерную для Православия. Такая модель позволила духовенству ГПЦ активно включиться в происходящие внутриполитические и социокультурные процессы, что в свою очередь способствует усилению власти Церкви в обществе. В результате ГПЦ стала мощнейшим институтом в общественной сфере, хотя принцип отделения церкви от государства является юридически обязательным.
Культурно-исторические и этно-конфессиональные исследования региона (теория и история культуры)
Рассматриваются парламентские расследования в Великобритании в период Крымской войны (1853 – 1856). На основе историко-генетического метода исследования анализируются особенности внутренней и внешней политики правительства Абердина, которое было отправлено в отставку после окончания войны. Показано, что в правительстве существовали разногласия в отношении вступления страны в войну, устройства медицинских и военных департаментов. Война стала частью фракционной и межпартийной борьбы за власть. В период Крымской войны солдаты британской армии умирали в военных госпиталях от эпидемий тифа и холеры, недостатков продовольственного и медицинского обеспечения. Военная экспедиция в Крым, предпринятая Великобританией с использованием средств, недостаточных для выполнения военных операций, стала причиной парламентских расследований и отставки британского правительства. Объектом критики парламента стало отсутствие транспортных средств, устаревшая система военной подготовки, медицинского и продовольственного обеспечения. Коррупция в британском правительстве и армии, система назначения на военную службу за комиссионные назывались как причина гибели английских солдат в Крыму. Парламентские расследования считались национальным делом, которое должно было привести к перестройке государственной системы. Следствием войны явилась реорганизация управления армии и ухода за ранеными, попытка преодолеть коррупцию в Великобритании и отставка правительства.
В связи с активным развитием внутреннего туризма в Российской Федерации, необходимо развивать как можно больше направлений и видов туризма. Современное урбанизированное общество обращает пристальное внимание на сохранение этнической самобытности народов. С древних времен культура народов остается неотъемлемой частью развития общества. Знакомство с культурой и обычаями разных народов обогащает духовный мир человека, способствует расширению его кругозора. Способом знакомства с этой культурой являются туристские путешествия, для организации которых необходимо разрабатывать маршруты на основе отбора таких объектов, которые вызовут несомненный интерес у туристов.
Авторы исследуют особенности гендерной стороны в фольклоре казаков Кубанской области и Ставропольской губернии, анализируя песни казаков с учетом мужских и женских речетворческих особенностей. Актуальность исследования заключается в необходимости более детального изучения песенных традиций казаков Кубани и Ставрополья как языковой группы, взаимодействие с которой предоставит ценные сведения для освещения актуального фольклора региональной казачьей группы в историческом пространстве южных губерний Российской империи. Гендерный аспект в речетворчестве казаков Ставропольской губернии был особенно актуален в связи с тем, что основная часть населения складывалась из переселенцев других губерний, где были развиты женские песенные традиции. Особенно стоит выделить гендерный потенциал песен переселенок Волжской губернии, где были распространены нравственные напевы в бытовых, семейно-бытовых песнях с заимствованием характерных элементов походных песен. Источниковая база исследования представлена этнографическим и письменным типами исторических источников, среди которых наибольшую ценность представляют этнографические экспедиции Л.А. Якоби и А.Д. Бигдая, а также труды историков-современников и ставропольских губернаторов. В рамках данного исследования мы используем комплекс специально-исторических и лингвистических методов. Результаты исследования можно использовать в качестве теоретической базы при создании в рамках повышения уровня межкультурной коммуникации между казачьими сообщества на территории СКФО, а также с целью проведения воспитательных мероприятий по культуре Краснодарского края и Ставропольского края.