Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск
Том 15, № 3 (2018)

Этно-национальные проблемы современной культуры (философия)

3-10 110
Аннотация

Анализируются уровни исторического сознания, культуры национальной безопасности, их взаимовлияние и взаимообусловленность. Подчеркивается, что структура исторического сознания в качестве особого рода феномена включает в себя два основных уровня: научный (теоретический, идеологический) и обыденный (эмпирический, психолого-эмоциональный). Выявляется обусловленность исторической науки и философии истории общекультурными детерминантами массового исторического сознания, составляющими матрицу исторической памяти и «вырастающими» на основе обыденного уровня исторического сознания. Преимущество мифологизированного исторического сознания заключается в том, что оно позволяет перевести моральные императивы, которыми руководствуется национально-государственное сообщество, составляющее сущность его культурного своеобразия, из сферы, ограниченной наличными условиями настоящего, в аспект должного. Вместе с тем интересы обеспечения национальной безопасности требуют усиления роли науки в борьбе с акультурными проявлениями исторического сознания, которые базируются на такой характеристике эмпирического уровня исторического сознания как мифологичность. Выявлена опасность неконтролируемой мифологизации исторического сознания, состоящая в том, что общество, под влиянием чрезмерно акцентуируемых мифом эмоционально-оценочных компонентов (в том числе разнообразных фобий и стереотипов), может поддаваться либо соблазнам архаизации настоящего, либо модернизации прошлого. Обоснован тезис о том, что формирование нации связано с модернизационными процессами, с созданием основ индустриального общества как ступени развития мирового исторического процесса, немыслимого без «окультуривающей» роли науки в духовной сфере жизни общества.  Доказано, что решение проблемы формирования, отвечающего современным требованиям культуры национальной безопасности исторического сознания, чуждого как культурной рафинированности, так и фальсификации на основе деструктивной мифологизации, заключаются в популяризации исторической науки, философско-исторического знания, а также в институционализации этого процесса.

11-17 112
Аннотация

В работе анализируется результат длительного исторического развития национальной философии, культуры, реализуемые посредством различных форм деятельности, в том числе ментальных, рефлексивных особенностей этноса, а также отдельного его представителя. Бу-дучи преемственной, философия научно обосновывает культурное своеобразие, интеллекту-альную деятельность отдельных личностей, принадлежащих к тому или иному этносу, нации. Раскрывается научная концепция национальной философии, осмысляющей общечеловеческие ценности, имеющей специфические черты, которые проявляются у разных народов в ходе анализа их совместной жизни, деятельности людей, социальных групп. В контексте современности подчеркнута важность для исследования фундаментальных трудов в области национальной философии, в которых предпринимаются попытки осмыслить классические и неклассические теории, придавая ей особую форму и содержание. Обосновывается специфичность национальной философии у различных народов Северного Кавказа, обладающих уникальными этнографическими, духовными ценностями, своеобразными культурными достижениями.

18-22 158
Аннотация

В статье с социально-философских позиций анализируется феномен культуры. По мнению авторов, она понимается как созидательная деятельность людей, поскольку ее этнические функции проявляются в самых разнообразных сферах: от материального производства до духовной жизни общества. Обычно при характеристике этнических свойств культуры основное внимание уделяется тем, которые выполняют этнодифференцирующую роль. И это имеет определенные основания. Однако было бы неверно, если бы такой подход полностью заслонил этноинтегрирующие функции культуры. Ведь при всей значимости свойств, выделяющих каждый этнос среди других аналогичных общностей, непременным и важнейшим условием его существования как целостной системы остаются интегрирующие функции культуры. В силу взаимодействия культур, а также определенной культурной конвергентности в развитии народов преобладающая часть этнических особенностей в сфере культуры имеет, как правило, относительный характер. Они выступают как общее свойство нескольких этнических единиц, отличающее одновременно всех их от некоторых других единиц того же типа. Если подойти к данному вопросу абстрактно, то, в конечном счете, придется, чуть ли не каждый компонент культуры рассматривать как относительно специфический. Поэтому относительно специфическими чертами той или иной этнической общности, очевидно, следует практически считать только черты, отличающие ее, в первую очередь, от общностей, с которыми она находится в сравнительно постоянных контактах. Следует иметь в виду еще одну особенность этноспецифических черт культуры: часть из них объективно являются таковыми, часть причисляется к этой категории этническим самосознанием, играя важную роль в этнической идентификации людей. Нередко объективно существующие этнически специфические свойства культуры и субъективно выделяемые такого рода свойства совпадают. Однако это бывает далеко не всегда, ибо этническое самосознание часто склонно абсолютизировать этническую специфику отдельных элементов культуры.

Этно-национальные проблемы современной культуры (культурология)

23-29 212
Аннотация

Опираясь на различные примеры, в том числе на примеры дагестанской национальной культуры, анализируются место и роль стереотипов и предрассудков в межкультурной коммуникации. Выявлены особенности формирования стереотипов в коммуникативной деятельности, участвующих в деловом общении. Отмечаются положительные и отрицательные стороны, которые следует подчеркнуть в присутствии стереотипов в современной культуре и сознании людей. Обосновано применение интегрированного подхода к совместному обучению и общению, отношению к формированию стереотипов у молодежи, старшего поколения, представителей разных национальностей. Анализ исследования представляет научно-практический интерес для подготовки специалистов средств массовой информации, общественных связей, в практике использования технологий проблемно-развивающего обучения. Негативную окраску предрассудков можно преодолеть путем просвещения и изменения общественной морали. Также они могут исчезнуть в результате их столкновения с существующими в обществе нормами поведения. Отмечены новые аспекты профессиональной воспитательной деятельности в обучении и общении в процессе социально-культурного обмена. Делается общий вывод о том, что при всей сложности и нередко невозможности изъятия предрассудков и стереотипов из современной социально-культурной жизни необходимо приложить совместные усилия для преодоления негативного типа мышления в межкультурной коммуникации.

30-36 130
Аннотация

В статье рассматривается содержание понятия «медицинский туризм». Подчеркивается необходимость понятийного расширения терминосистемы, что направляет внимание на ряд вопросов, решение которых предполагает привлечение специалистов туристской отрасли, так как возникает специфика, связанная с пересечением сфер деятельности туристской индустрии и медицины. Показано, что решению вопроса распределения социальных ролей медицинских и туристских организаций в развитии медицинского туризма, консолидации усилий работников обеих категорий должна предшествовать работа по классификации основных и фоновых институциональных факторов.  Рассмотрена классификация институциональных факторов для различных видов медицинского туризма. Предложены методы социометрического измерения диспропорций организационной культуры медицинского учреждения, связанных с бинарностью его составляющих. Положительные итоги эксперимента требуют дальнейшего изучения перспективы исследования, которая заключается в необходимости поиска особенностей профессионального образования врачей, предметом профессиональной деятельности которых выступает гуманизация, гуманитаризация и межкультурная коммуникация. В рамках рассматриваемых проблем обоснована необходимость создания в регионах страны стройной системы медицинского туризма. Культурно-образовательное пространство медицинского вуза должно сопровождаться необходимостью дополнения содержания образования посредством введения широкого поликультурного контекста проблематики медицинского туризма, обучению профессиональному общению с людьми, подготовкой широко образованного в нравственном и профессиональном плане врача. Основной идеей медицинского туризма, как подчеркивается в исследовании, станет создание оптимальной социокультурной воспитывающей среды, способствующей саморазвитию и творческой самореализации личности будущего врача в области здравоохранения.

37-46 91
Аннотация

В Российской Федерации многие годы является приоритетной задача по обеспечению условий для устойчивого демографического развития страны. 9 октября 2007 года Указом Президента РФ была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. План мероприятий по её реализации уже дал благоприятные результаты. В 2017 году на территории Крымского федерального округа было проведено выборочное наблюдение репродуктивных планов населения. Данные переписи раскрыли общие представления о желаниях, опасениях и страхах мужчин и женщин, связанных с созданием семьи и рождением первого и последующих детей, дали возможность для разработки комплекса мероприятий, направленных на улучшение показателей рождаемости и снижения показателей смертности. В статье рассматриваются эффективные меры по стимулированию рождаемости и популяризации семейных ценностей у молодёжи, начиная с периода обучения в колледже и университете: чествование профессиональных династий и молодых семей, поздравление их со свадьбой, рождением ребёнка, предоставление льгот молодым родителям и т.д. У людей среднего возраста будут востребованы меры, направленные на материальную поддержку многодетных семей: улучшение качества жизни и медицинского обслуживания, возможность самореализации и карьерного роста. Национальная безопасность страны напрямую зависит от успехов демографической политики государства, что реализуемо только в контексте создания условий для полноценного развития личности и эффективности жизнедеятельности всех граждан страны. Авторы считают, что люди, уверенные в завтрашнем дне, без опаски будут строить крепкие семьи и реализовывать свои репродуктивные планы.

Этно-национальные проблемы современной культуры (история)

47-54 154
Аннотация

Предлагается сравнительный анализ традиционной свадебной обрядности в казачьей и турецкой культуре на примере региона Сафранболу и станицы Нижне-Кундрюченской. Традиционная свадебная обрядность рассматривается как присущая человеку потребность в ритуализации важных жизненных событий, сохранение живой памяти предков о свадебных традициях в песнях, присказках и пр. Анализируются принципы сватовства у казаков и турок указанных регионов. Свадебные традиции казаков XIX века соединили в себе языческие верования и христианство. Подобный синтез характерен и для традиционной турецкой свадьбы, где наряду с мусульманскими традициями присутствуют и пережитки доисламского периода. За тысячи лет традиции многих народов Анатолии, Средиземноморья, Ближнего Востока, Кавказа, Восточной Европы, Средней Азии и, конечно, античного мира слились в оригинальный сплав, который в наши дни принято обобщенно называть турецкой, или малоазийской культурой. Исследуются особенности обрядов и традиций, сопровождающих брачную церемонию в Сафранболу и Нижне-Кундрюченской. Народные обряды издавна сопровождали на Руси и в Турции самые значимые события в жизни человека. Их свято почитали, бережно передавая из поколения в поколение. Многие старинные обычаи сохранились до наших дней. Актуальной задачей в настоящее время становится оптимизация взаимодействия культур и обрядов между народами разных стран по воспитанию и развитию личности на народных традициях.

Научная жизнь

55-60 122
Аннотация

Рассматривается концепция русско-кавказских культурных и научных связей в работах Ю.А. Жданова – выдающегося российского ученого, организатора науки, химика, философа, кавказоведа середины XX-начала XXI века. Выделяется грузинская наука и культура как важная составляющая культуры народов бывшего СССР и народов Кавказа. Рассматриваются ментальные особенности научной и художественной интеллигенции Грузии в контексте специфики национальной культуры. Представлена ждановская концепция возможностей и перспектив научных связей России и народов Кавказа. Анализируется критика Ждановым сути мультикультурализма как идеи консервации национальных культур и обычаев. Теории мультикультурализма противопоставлена идея демократического развития национальных культур Региона на основе синтеза западных и восточных духовных ценностей. В этой связи раскрывается причина высокой оценки грузинской науки и культуры как важнейшего "страта" культуры народов Кавказа, представлены аргументы, позволяющие сделать выводы об "органичной совместимости" кавказской и русской культур, для чего ученым введено новое понятие – "тоннельный эффект культуры" для обозначения процессов преодоления этнокультурных конфликтов.

Наследие прошлого: Кавказоведение



ISSN 2414-1143 (Online)
12+