Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Роль христианского православного патриотизма Афона в формировании духовно-нравственных ценностей

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-55-61

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. В настоящее время традиционные научные подходы к пониманию патриотизма оказываются недостаточными и нуждаются в дополнении. Возникает необходимость выработки новых подходов и способов конструирования патриотических установок. Примером православных патриотических христианских установок может служить опыт Афонского монашества. Целью исследования является выявление роли и значения православного патриотизма Афона в формировании духовно-нравственных ценностей.
Материалы и методы. Применяется герменевтический метод анализа религиозных текстов и толкования Ветхого и Нового завета, теологических литературных и философских текстов. Методология основывается на когнитивном, конкретно историческом и семиотическом подходах к анализу православного христианского патриотизма. В контексте исследования когнитивный подход состоит в индивидуальном восприятии коммуникативных потоков православных ценностей Афона через Причерноморье на русские земли, в котором происходит формирование патриотического мировоззрения. В качестве аргументов приводится переписка духовников и материалы писем с Афона.
Результаты исследования. Проанализированы духовные истоки понятия патриотизма. Описана роль монашеской традиции, сложившейся на Святой Горе Афон, в формировании идеи христианского патриотизма, бытовавшего в Восточной Римской империи. Раскрываются внешне- и внутриполитические причины трансформации патриотизма в Византии в сторону отделения от него религиозного компонента. На материале памятников литературы и творений святых отцов осуществляется исторический обзор идей христианского патриотизма в русском православии – от Крещения Руси до современности.
Обсуждение и заключение. Крещение Руси, ее христианизация, при важной роли Афонского монашества, преобразила в русском самосознании и менталитете патриотизм в явление не социального или политического порядка, а в явление духовное, укрепляющее веру к Богу и ближнему, и своему Отечеству. Сделан вывод, что опыт Афонского монашества может рассматриваться как основание великого единения России и других православных стран, преодоление вражды, отчуждения и ненависти, нанесенных людям деструктивными влияниями.

Для цитирования:


Милованов А.Б., Оленич Т.С., Ерошенко Т.И. Роль христианского православного патриотизма Афона в формировании духовно-нравственных ценностей. Научный альманах стран Причерноморья. 2025;11(3):55-61. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-55-61

For citation:


Milovanov A.B., Olenich T.S., Eroshenko T.I. The Role of Christian Orthodox Patriotism of Athos in the Formation of Spiritual and Moral Values. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2025;11(3):55-61. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-55-61

Введение. В настоящее время, согласно Указу Президента РФ от 9 ноября 2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», российская государственная политика официально ориентирована на противодействие «чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системе идей и ценностей», которые культивируются Западом. Это прежде всего эгоизм, индивидуализм, космополитизм, безнравственность и деструктивные сексуальные отношения. Современное общество охвачено рисками сетевого глобального мира, которые являются следствием ментальной «оккупации» сознания молодежи и нацелены на изменение системы ценностей индивидуального и массового сознания, уничтожение культур незападных, основанных на традиционных цивилизационных ценностях.

Патриотизм, подчеркивает В.В. Путин, предусматривает чувство глубокого уважения «к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее»1 [1]. В настоящее время традиционные научные подходы к пониманию патриотизма, формированию патриотических ценностей молодежи оказываются недостаточными и нуждаются в дополнении. Возникает необходимость выработки новых подходов и способов конструирования патриотических установок [1, с. 170–171]. Неотделимой частью Российского духовного наследия является православное христианство. Велика его роль в формировании традиций патриотизма в молодежной среде. Примером конструирования православных патриотических христианских установок может служить опыт Афонского монашества. Целью исследования является выявление роли и значения православного патриотизма Афона в формировании духовно-нравственных ценностей в современном обществе.

Материалы и методы. В рамках обращения к духовному наследию предыдущих поколений подвижников благочестия в православной литературе сложилась традиция публикации писем церковных деятелей и старцев, адресованных монастырской братии, родным и близким, духовным чадам. В настоящей работе мы обратились к переписке купца Новоузенского уезда Павла Ивановича Помельцова с насельниками Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афоне — греческим настоятелем архимандритом Герасимом и русским духовником иеросхимонахом Иеронимом (Соломенцовым), и другим письмам [2, 3].

В исследовании применяется герменевтический метод интерпретации текстов и значений, который изначально был разработан для анализа религиозных текстов и использовался при толковании Ветхого и Нового завета, а в дальнейшем для литературных и философских текстов. Метод основан на экспликации принципов понимания и объяснения контента, в котором был создан текст. Методология исследования базируется на когнитивном, конкретно историческом, семиотическом подходах к анализу православного христианского патриотизма. В контексте исследования когнитивный подход состоит в индивидуальном восприятии коммуникативных потоков православных ценностей Афона через Причерноморье на русские земли, в котором происходит формирование патриотического мировоззрения.

Результаты исследования. Дороги Причерноморья были связующим звеном из Византии к русским землям. Через них происходила духовная коммуникация православия русским князьям. В X в. осуществлялся интенсивный обмен культурными и религиозными идеями между народами региона. Важным событием стало принятие христианства в Киевской Руси в 988 г. князем Владимиром, что привело к укреплению связей с Византией. Византийская культура оказала значительное влияние на развитие искусства, архитектуры и письменности в регионе. С момента Крещения Руси русское православие испытывало огромное влияние со стороны Святой Горы Афон. Контакты нашей Церкви с афонскими монастырями, не прекращающиеся по сей день, начались в глубокой древности. Преподобный Антоний основал Киево-Печерскую лавру, ставшую «матерью монастырей русских», будучи вдохновленным именно афонскими традициями. Лавра стала «колыбелью» монашества на Руси, а, как известно, именно монастыри служили не только религиозными, но и культурными и образовательными центрами в то время.

А сегодня их деятельность может рассматриваться как образец духовно-нравственной традиции. В России вопросы нравственности и духовности всегда занимали центральное место в воспитании подрастающего поколения. В Российской Империи основой нравственного воспитания молодежи всегда была православная церковь. В отличие от западно-американских ценностей, воспитывающих у молодежи индивидуализм, стремления к лидерству любой ценой, успешность, преимущественно материального характера, как мерило личностных достижений, православие формировало ценностные ориентиры на приоритет духа над материей, духовного над материальным.

В современной России наметилась в духовной жизни тенденция движения от общества потребления к обществу созидания, где идеалом является долг служения, развитие личности как условия развития общности в целом. Пока процесс этот созидается только в сознании сильных личностей. Традиционными для воспитания подрастающего поколения в России были такие православные ценности, как любовь к Богу, вера, соблюдение заповедей, смирение, жертвенное служение. Для молодежи важным является формирование нравственного сознания, в основе которого совесть, стыд, ответственность. Нравственные нормы, содержащиеся в Ветхом и Новом Завете, способствуют духовному совершенствованию и развитию личности. С.Н. Булгаков говорил, что религия является основной и направляющей силой в духовной жизни человека. Именно она несет в себе высшие ценности, являющиеся идеалом для жизни, осуществляющим регулирования поведения людей [4]. Таким образом, православная вера должна быть основой ценностной ориентации в процессе воспитания подрастающего поколения. Н.О. Лосский считал [5], что человек, лишенный нравственных ценностей православия, живет в маленьком мирке, составленном из обрывков вселенной, он обречен на совершение множества ошибок.

История Афона с древних времен связана с воинством и важными политическими фигурами, оказывавшими влияние на судьбы народов. Преподобный Петр Афонский, один из первых подвижников, через которого Божия Матерь известила весь христианский мир о Святой Горе, — полководец, впоследствии основавший новую духовную рать. Выдающийся византийский император и полководец Никифор Фока, покровитель Афанасия Афонского, тоже стремился к монашеской жизни, создав на свои средства Великую лавру. Он приглашал к себе преподобного в решающие моменты перед битвами.

Афон во времена зарождения там монашеской жизни входил в состав Восточной Римской Империи. Византия основывалась на идее христианской империи — родины для всех христиан. Императоры полагались на поддержку верующих, чтобы укрепить единство страны и противостоять язычеству, а святые отцы в свою очередь тоже участвовали в формировании византийского патриотизма. Например, важность любви к отечеству подчеркивал Василий Великий. Святитель Григорий Богослов тоже связывал благо общества с личными действиями каждого: «Почитать мать — дело святое. Но у всякого своя мать, а общая всех мать — родина» [6, с. 361].

Однако при всей значимости патриотизма в контексте византийской истории, ее патриотическая парадигма сильно зависела от внутриполитической обстановки в империи и от наличия внешних угроз. От эпохи императора Юстиниана I до времени правления Василий II Болгаробойцы, то есть от VI до XI в., в политическом дискурсе Византии идея патриотизма, поначалу уступавшая место лояльности к императору, постепенно возрождалась, например, в связи с религиозно-арабской экспансией (VII в.) или внутренними междоусобицами из-за иконоборчества (VIII в.). Так произошел возврат к древнеримскому пониманию патриотизма как любви к родине и готовности пожертвовать жизнью ради нее. В середине X в. патриотизм отождествлялся с религиозной преданностью и воспринимался как плод Божьего промысла о Византии как общей родине ромеев. Впоследствии, например, в войнах с православными болгарами, это чувство лишалось религиозного компонента. Патриотизм утратил религиозный смысл в XIII — XIV вв. в борьбе с западными и азиатскими захватчиками. Сопротивление идеям унии с Римско-католической церковью оказывал только Афон. Афонские монахи своей кровью подтверждали свою приверженность и верность православию.

Для Афона это было непростое время. Трагический момент в его истории — разрушительные набеги каталонцев начала XIV в.: «Страшно было видеть, — писал ученик хиландарского игумена Даниила в «Родослове», — запустение Святой Горы, учиненное противными безбожными народами… Каталонцы… предали огню много святых храмов, расхитили все богатство и пленных увели в рабство, а те, кто остался, умирали лютейшей голодною смертью, и так как не было погребающего их, то звери земные и птицы небесные питались их телами» [7, с. 24]. Заметим, что именно в эти трудные времена на Афоне времена расцвела практика исихазма — умной молитвы, ставшей основополагающим элементом православного монашества и духовной практики на Востоке и на Руси. Исихазм был нацелен на преображение и обожение человеческого естества. Поэтому для афонских монахов патриотизм всегда был преимущественно духовным чувством.

Перед падением Империи вопросы патриотизма как защиты погибающей родины остро волновали православных ромеев. Святитель Симеон Солунский (+1429), сторонник афонского исихазма, объединял защиту веры и Отечества в едином круге христианских добродетелей, утверждая, что защита веры — это путь к спасению, а защита Отечества — это ревность по благочестию. Он иллюстрировал свои мысли на примере Фессалоник, считая, что защита этого города, являвшегося оплотом православия, — это священное дело [8]. К сожалению, Фессалоники в 1430 г. были захвачены турками, афонские монахи покорились султану Мураду II. Однако и в этом виден Божий замысел. Афон, став политически независимым от императора, не участвовал в светских попытках спасения империи посредством духовного покорения латинскому Западу, негативно отнесся к церковной унии, заключенной на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438–1445).

После падения Константинополя в 1453 г. и покорения Православного царства турецкому султану идеи патриотизма были исключены из официального церковного дискурса. Афон до середины XVI в. был в привилегированном положении. Султаны сохраняли его прежние права в течение 130 лет, вплоть до 1566 г., когда султан Селим II издал фирман, отнявший у афонских обителей их имения. Впрочем, и до этого на насельников Святой Горы был наложен высокий подушный налог (харадж). В XVIII в. монашеская жизнь на Святой Горе пришла в упадок, что было связано с русско-турецкими войнами и ухудшением отношения турецких властей к православному монашеству, особенно к славянскому. Изменилось отношение к афонским монахам и в России. Русское правительство, как духовное, так и светское, рассматривало выходцев из России, удалявшихся на Святую Гору ради подвигов благочестия, как своевольников и дезертиров и дозволяло обратный въезд в Россию не иначе как в том звании, в каком они выезжали из нее.

Тем не менее Россия всегда поддерживала освободительную борьбу греков, продолжавшуюся в XIX — начале XX в. Однако в нее вмешивались Франция и Англия, опасавшиеся увеличения русского влияния в Юго-Восточной Европе. Восстание против турок в 1821 г., организованное Александром Ипсиланти, было подавлено. Начавшуюся после него военную оккупацию Афона удалось остановить только благодаря Адрианопольскому договору между Россией и Османской империей в 1829 г., по которому, в частности, были возвращены монастырские имения. Однако идеология Византии, основанная на христианском патриотизме, растворилась в греческом национализме, выросшем на чувстве обиды за униженное положение перед османами. «Зерна» высокого христианского патриотизма, утверждаемого на духовных основах, «проросли» на русской почве благодаря связям с Афоном, который, как видно из представленного выше исторического обзора, всегда старался сохранить свою политическую и церковную независимость.

С момента Крещения Русь, углубляя заимствования и культурные связи с Византией, одновременно формировала свою идентичность, и так же, как и в восточной христианской цивилизации, ее основой стали патриотические чувства к Родине. Постепенно христианский патриотизм становится важной частью русского менталитета и основой российской государственности.

Идея единства Святой Земли Русской в борьбе с иноверцами звучит уже «Повести временных лет» святого Нестора (XII в.). Государство ободряет религиозное единство, а церковь в свою очередь поддерживает любовь к родине. Положительная оценка патриотизма встречается и в Печерском Патерике. Церковь поистине стала «школой» патриотизма. Первый русский митрополит Иларион Киевский в «Слове о Законе и Благодати» подчеркивает равенство народов перед Богом и национальное достоинство Русской земли.

Классическим примером того, как Русская Церковь укрепляла патриотический дух народа через молитвы и наставления, служит оказанная преподобным Сергием духовная поддержка князя Дмитрия Донского в борьбе с татарским ханом Мамаем. Предсказывая князю победу, преподобный призывал его не только стойко относиться к материальным потерям, но и быть готовым отдать жизнь за православие. При этом мало кто вспоминает о том, что Сергий Радонежский получил благословение создать общежительный монастырь от Вселенского Патриарха афонита Филофея Коккина. Диакон Зосима из Троице-Сергиевой обители составил краткое, но важное описание Святой Горы Афон к концу XIV в., подчеркивая её духовное значение и влияние на православное монашество [9].

В Средние века российской истории защита родины приравнивалась к защите веры и воспринималась как обязанность. Преподобный Иосиф Волоцкий утверждал, что в случае угрозы со стороны неверных и еретиков необходимо не только осуждать их, но и наносить им раны, тем самым освящая свою руку. Он ссылался на святого Златоуста, который призывал защищать веру даже физическим путем, подчеркивая важность активной защиты православия [10]. После падения Византии на Руси зародилась патриотическая идея «Москва — Третий Рим» (1527–1528). Ее автор — старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей. В своем послании псковскому великокняжескому наместнику дьяку Мисюрю Мунехину старец утверждал, что Господь избрал Москву в качестве единственного оплота истинно христианского мира после того, как мировое владычество перешло от Рима в Царьград, а затем и в Москву, когда греки отпали от православия [11].

Эта теория способствовала формированию восприятия России как Кате́хона — государства, обладающего религиозной и цивилизационной миссией в сохранении духовно-нравственных ценностей и спасении мира от «глобального зла», описываемого в церковной традиции как «тайна беззакония». Афон, сохранившийся как еще одна опора Православия во всем мире, тоже невольно вовлекался в эсхатологический контекст последнего царства.

В XIX в. в России учение о духовных основах патриотизма развивалось. Патриотизм как духовную добродетель благочестивого христианина определял митрополит Филарет (1782–1867). Отмечая важность любви к своим врагам, он подчеркивал необходимость противостоять врагам Отечества и гнушаться врагами веры. К активному патриотизму как готовности «за спасение отечества пожертвовать собственным спасением» [12] призывал преподобный Антоний Оптинский (1795–1865). Приводя в пример исторические подвиги предков во времена 1612 и 1812 гг., он указывал на необходимость отбросить малодушие и предать себя в волю Божию. Послушание государственной власти и святой церкви, которая внушала воинам не щадить своей жизни за святую православную веру и Отечество, отстаивал преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) приравнивал подвиг воинов, пострадавших за Отечество, к мученичеству за Христа. Он говорил, что они, «принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу» [13]. Мысль о неотделимости жизни христианина и его духовных практик от патриотизма прослеживается в исихастском сборнике «Добротолюбие» в переводе святителя Феофана Затворника (1815–1894). Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1909) учил, что патриотизм возвышается верой Христовой и призывал христиан помнить, что «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного» [14]. Рассматривая патриотизм как духовное явление, святые отцы часто пытались объяснить поражение российской армии не политическими и социальными причинами, а богоотступничеством. Так, например, о неудачах русской армии в Русско-японской войне святитель Николай Японский (1836–1912) говорил: «Наказывает Бог Россию, потому что она отступила от Него. Без Бога, без нравственности, без патриотизма народ не может самостоятельно существовать» [15].

Обсуждение и заключение. Таким образом, мы видим, что Крещение Руси, ее христианизация, при важной роли Афонского монашества, преобразила в русском самосознании и менталитете патриотизм в явление не социального или политического порядка, а в явление духовное, укрепляющее веру и служащее одной из граней выражения любви к Богу и ближнему [16, 17]. Сегодня Россия не глуха к учению святых отцов. Пройдя через суровые испытания в ходе своего исторического пути, в том числе период богоборчества, страна возрождается на началах четкого разграничений добра и зла. Хочется верить, что значимость религиозного компонента в современном патриотизме будет возрастать, как это было в афонской традиции, усвоенной православием. И опыт Афонского монашества будет залогом великого единения России и других православных стран, являя миру духовный урок преодоления вражды, отчуждения и ненависти.


1 Встреча В.В. Путина с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/16470 (дата обращения: 15.05.2025).

Список литературы

1. Носкова Н.А. Метаморфозы понятия «Патриотизм» в условиях глобализации и размывания культурных границ. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2016;4:168–174.

2. Русский монастырь Св. великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афонской. Москва: Изд-во Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне; Афонское подворье; 2005. 328 с.

3. Великая стража. Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. Москва; 2001.

4. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. Москва: Искусство; 1999. URL: https://djvu.online/file/xCz6uEPRuV7uO (дата обращения: 14.04.2025).

5. Лосский Н.О. Ценность и Бытие. Москва: АСТ; 2000. 864 c.

6. Симфония по творениям святителя Григория Богослова. Москва: Даръ; 2008. 608 с.

7. Зубов Д.В., Пирогов В.И. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Святая Гора Афон: Изд-во Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне; 2015. 608 с.

8. Солунский Симеон (свт.). Совет и пожелание стоящим верно за отечество и напротив имущим порицание. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/o_zachite_otechestva/ (дата обращения: 14.01.2025).

9. Мешалкин В.В. Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. Ч. 1. URL: https://pravoslavie.ru/31763.html/ (дата обращения: 14.02.2025).

10. Прп. Иосиф Волоцкий. Просветитель. Предисл. митр. Иоанн (Снычев), отв. ред., авт. послесл. О.А. Платонов. Москва: Институт русской цивилизации; 2011. 432 с.

11. Послания старца Филофея. Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т. Т. 9: Конец XV – первая половина XVI века. СПб.: Наука; 2000. 566 с.

12. Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря. Изд. Введен. Оптиной пустыни. Москва: Синод. типография; 1869. 424 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optinskij/pisma/76 (дата обращения: 14.02.2025).

13. Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым). Из писем святителя Игнатия Члену Государственного совета, генералу Н.Н. Муравьеву-Карскому. 1848. Православие.ру. URL: https://pravoslavie.ru/31982.html (дата обращения: 14.02.2025).

14. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. Москва: ДАРЪ; 2007. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/simfonija-po-tvorenijam-svjatogo-pravednogo-ioannakronshtadtskogo/227#source/ (дата обращения: 14.04.2025).

15. Логачева Л.Н. Япония и Россия в дневниках святого Николая Японского. В: Православие на Дальнем Востоке: Сб. статей. Вып. 2: Памяти святителя Николая, апостола Японии, 1836–1912. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; 1996. 187 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/pravoslavie-na-dalnem-vostoke-pamjati-svjatiteljanikolaja-apostola-japonii/5#note105 (дата обращения: 14.04.2025).

16. Βλ. ΜΟYΡΑΤΙΔΗΣ Κ. Σχέσεις εκκλησίας και Πολιτείας. Τομ. I. Αθήναι; 1965. σελ. 15.

17. Βλ. ΤΟΡΝΑΡΙΤΗΣ Χ. Αρχείον Βυζαντινού Δικαίου. Τομ. I. Αθήναι; 1930.


Об авторах

А. Б. Милованов
Новоузенский агротехнологический техникум
Россия

Милованов Александр Борисович, магистр теологии, протоирей, преподаватель, Новоузенский агротехнологический техникум (413362, Российская Федерация, г. Новоузенск, ул. Трутнева, д. 48),



Т. С. Оленич
Донской государственный технический университет
Россия

Оленич Тамара Станиславовна, доктор философских наук, профессор кафедры православной культуры и теологии, Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Т. И. Ерошенко
Донской государственный технический университет; Институт водного транспорта им. Г.Я. Седова – филиал «Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова»
Россия

Ерошенко Татьяна Игоревна, доктор философских наук, профессор кафедры истории и культурологии, Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1); Институт водного транспорта им. Г.Я. Седова — филиал «Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова» (344006, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Седова, 8А)



Рецензия

Для цитирования:


Милованов А.Б., Оленич Т.С., Ерошенко Т.И. Роль христианского православного патриотизма Афона в формировании духовно-нравственных ценностей. Научный альманах стран Причерноморья. 2025;11(3):55-61. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-55-61

For citation:


Milovanov A.B., Olenich T.S., Eroshenko T.I. The Role of Christian Orthodox Patriotism of Athos in the Formation of Spiritual and Moral Values. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2025;11(3):55-61. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-3-55-61

Просмотров: 77


ISSN 2414-1143 (Online)
12+