Перейти к:
Православное зодчество Ростова-на-Дону
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-70-76
Аннотация
Введение. Вопрос сохранения культурных традиций в архитектуре городской среды особенно актуален в условиях высокого роста урбанизации городской среды. В задачи статьи входит выявление особенностей храмового строительства, в частности, использования в качестве образца столичной и монастырской храмовой архитектуры, выявление основных стилистических особенностей, определение цветового своеобразия городских храмов г. Ростова-на-Дону через исследование исторических архитектурных памятников и современных объектов.
Материалы и методы. Для исследования цветового языка архитектуры в контексте архитектурной среды региона выбрана такая методика, как контент-анализ и систематизация временного завершения построек. Применяются общетеоретические методы исследования, сравнительно-исторический и диалектический подходы.
Результаты исследования. Представлено взаимодействие стилевых направлений в храмовом зодчестве Ростовской-на-Дону епархии. Выявлены прототипы столичной и монастырской храмовой архитектуры, применявшиеся в храмовом строительстве Ростовской-на-Дону епархии, соотнесены с аналогами, использованными в качестве образца, выявлены основные цветовые сочетания, определено цветовое своеобразие городских храмов, приемы и цветовые акценты.
Обсуждение и заключение. Определена периодизация храмового строительства Ростова-на-Дону, рассмотрены храмы как памятники архитектурного наследия, так и современные храмы с 90-х гг. XX в. по настоящее время, определены архитекторы, занимавшиеся строительством в Ростовской-на-Дону епархии.
Ключевые слова
Для цитирования:
Сидоренко В.Н., Сотникова Н.В. Православное зодчество Ростова-на-Дону. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):70-76. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-70-76
For citation:
Sidorenko V.N., Sotnikova N.V. Orthodox Аrchitecture of Rostov-on-Don. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):70-76. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-70-76
Введение. В настоящее время в условиях высокого роста урбанизации особое место занимает вопрос сохранения культурных традиций в архитектуре городской среды — сохранение исторических зданий и возведение современных гармоничных архитектурных объектов. Храмы как архитектурные доминанты являются значимыми факторами в формировании колористического решения городской среды. Задачи статьи: выявление особенностей строительства, в частности, использования в качестве образца столичной и монастырской храмовой архитектуры в церковном строительстве Ростовской-на-Дону епархии; выявление основных стилистических особенностей храмового строительства г. Ростова-на-Дону; определение цветового своеобразия городских храмов Ростова-на-Дону через исследование исторических архитектурных памятников и современных объектов.
В исследованиях В.В. Пищулиной «Особенности архитектуры донского станичного храма (XVII — нач. ХХ вв.)» [1], «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа VI — XVI в.» [2] и статье «Истоки традиций храмостроения на Дону» [3] рассмотрены исторические истоки своеобразия региональной православной архитектуры XVII–XIX вв., ее связь с византийской и общемировой христианской архитектурой. Исторические, краеведческие, искусствоведческие исследования о развитии архитектуры города Ростова-на-Дону — Волошинова, Есаулов, Есаулов [4, 5, 6]. Исследованиями отдельных стилей и памятников ростовского церковного зодчества занимались: Е.М. Кишкинова, Р.А. Субботина, М.Г. Евенко, В.Б. Махаев, А.В. Людмирская. Неорусскому стилю и его особенностям посвящена статья В.В. Пищулиной «Ретроспективизм в храмовой архитектуре Дона» [7], где сравниваются объемно-пространственные композиции и декор, общие черты и отличия. Е.М. Кишкинова, Д.А. Гринь [8] анализируют храмы, построенные в неорусском стиле по проектам Г.Н. Васильева, отмечают орнаментальное изобилие декоративного убранства, планировочные типы, приемы организации внутреннего пространства, использование приемов модерна.
Византийский стиль в русской архитектуре рассмотрен в статье И.Ю. Астаховой, В.В. Пищулиной [9]. Авторы говорят о том, что он характеризуется усложнением объемов и композиций зданий, стилевым смешением, многокупольностью, крестово-купольным планировочным типом, к кресчатым композициям часто пристраивают колокольни. Используется декорирование поверхности — барабанов и центральных закомар, различные модификации византийского стиля и базиликальные формы. Е.М. Кишкинова в статье «Традиции и новаторство в монументальной живописи храмов византийского стиля Нижнего Дона и Северного Кавказа» [10] отмечает, что росписи и убранство церквей в византийском стиле не всегда стилистически соотносится с их архитектурой. Р.А. Субботина, Е.М. Кишкинова в работе «Византийская традиция в храмовом зодчестве Юга Российской империи второй половины XIX — начала XX века» [11] исследуют объемно-пространственные композиции и монументальную живопись «византийских» храмов.
Стилистические особенности проектов главных войсковых храмов конца XIX — начала XX в. рассмотрены в статье М.Г. Евенко «Православные храмы «византийского» стиля в творчестве академика архитектуры А.А. Ященко» [12]. Неовизантийские типы церквей рассматривает В.Б. Махаев [13] и говорит о таких признаках византийского стиля в архитектуре русских церквей, как пологие купола, многочисленные арки, перспективные порталы, парные и тройные окна, аркатурные фризы и пояса на фасадах, горизонтальные ряды цветной кладки фасада. Выделяет типы церквей в неовизантийском стиле: первый тип — пятиглавые купольные центрические церкви, в композиции которых доминирует центральный купол, поддержанный по углам снизу полукуполами и небольшими главками. Иногда к основному объему храма пристраивали колокольню — план выстраивается традиционным «кораблем», трапезная отсутствует и складывается центрическая композиция, усложненная колокольней; второй тип — однокупольный «корабль»: центрическая композиция с тремя-четырьмя полукуполами с пристроенной к ней низкой колокольней.
Анализ памятников русского и неорусского стиля Ростова-на-Дону дает Е.М. Кишкинова в статье «Трансформация русского стиля в архитектуре Ростова-на-Дону конца XIX — начала XX в. на примере общественных и жилых зданий» [14]. Систематизация творчества архитектора Н.М. Соколова, композиционное и формообразующее значение его творчества в историческом облике Ростова, предпочтение кирпичного стиля рассматривает А.В. Людмирская в статье «Архитектор Николай Соколов» [15].
Материалы и методы. Для исследования цветового языка архитектуры в контексте архитектурной среды региона выбрана такая методика, как контент-анализ и систематизация временного завершения построек: ансамблевости застройки, цветов фасада и внутреннего убранства, цвета декоративных элементов, наличия росписей, цвета декоративных элементов. Проведен анализ развития, формирования и трансформации православной архитектуры с применением общетеоретических методов, сравнительно-исторического и диалектического подходов.
Результаты исследования. Храмовое зодчество современного Ростова-на-Дону представляет собой исторические памятники объекты культурного наследия народов РФ регионального значения:
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (1854–1860 гг. — постройка по проекту Тона). Кафедральный собор в г. Ростов-на-Дону был построен и освящен в 1860 г. Собор построен в русско-византийском стиле и представляет собой крестово-купольный четырехстолпный пятикупольный храм. Фасад — белого цвета, а главы — золотого. Интерьер выполнен в жёлтых оттенках с примесью голубого, белого и золотого. Иконостас в виде часовни увенчанной крестом. Большое количество золота в убранстве: оно встречается в алтаре, подсвечниках и т. д. С западной стороны собора находится колокольня по проекту А. Кампиони. Перед собором расположена Соборная площадь с памятником Святителю Димитрию Ростовскому.
Храм в часть Иверской иконы Божией Матери Иверского женского монастыря (1903–1908 гг. — архитектор Н.М. Соколов), в русском стиле. В плане «корабль», фасад белый, с синими шатровыми завершениями. В интерьере белый и голубой цвет, детали архитектурного убранства интерьера резное светлое дерево.
Церковь Святой Александры (1904 г. — архитектор В.В. Попов), в русском стиле. В плане «корабль», фасад синий, с золоченым шатровым завершением колокольни и золотым купольным завершением основного объема. В интерьере и росписях много охристого и синего цвета.
Церковь Сретения Господня (190–1911 гг. — Г.Н. Васильев) была построена в 1778 г. Храм построен в русском стиле и представляет форму «корабля». Фасад храма — коричневый, а главы — синие с золотыми маленькими звёздочками, что обычно у храмов, посвящённые Богородице. Интерьер храма богат цветами и фресками. Можно увидеть в основе росписи такие цвета, как жёлтый, голубой, зелёный и некоторые элементы красного в росписи и золотые элементы.
Храм Вознесения Господня (1910–1913 гг. — архитектор Г.Н. Васильев). Храм находится на Братском кладбище. Храм в русском стиле и представляет форму «корабля». Фасад храма — красный с добавлением белых элементов, а купола — пурпурные. Интерьер богат цветами и росписями. Можно увидеть в основе росписи такие цвета, как жёлтый, красный, элементы синего и золотого.
Храм Преподобного Серафима Саровского (1904–1911 гг. — архитектор Б.А. Райченков) построен в русском стиле и представляет собой в плане «корабль». Фасад представлен в зелёных оттенках, что традиционно для храмов, посвящённых Преподобному, т. е. святой из монахов, а главы — золотые. Внутри храма тоже присутствует зелёные оттенки, с добавлением золота. Зелёный обычно в православной культуре изначально понимается как символ «поверхности земли» (т. е. растений) или же «вечную жизнь».
Храм Преполовения Пятидесятницы (1996–2000 гг. — архитекторы Ю.Н. Солнышкин, И.В. Ганус) был построен в 1820–1824 гг. и разрушен после 1933 г. Позже был восстановлен. Храм построен в стиле классицизм и в плане представляет собой «корабль», фасад белого цвета, главы — золотые. Интерьер храма богат цветами и фресками, в основе росписей зелёный, белый (не только в росписи стен, но алтарь полностью из белого камня), голубой и золотой как в росписях, так и в элементах декора.
Все они, за исключением Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, построенного в русско-византийском стиле, и храма Преполовения Пятидесятницы в стиле классицизм, представляют собой характерные черты архитектуры в русском стиле с опорой на XVI в.: в плане представляют собой «корабль» с шатровыми завершениями, колорит фасада и интерьеров решен в нюансной сдержанной гамме в синих или зеленых или красно-коричневых оттенках с богатыми росписями в интерьере.
Современные храмы 90-х гг. XX в: Церковь во имя великомученика Георгия Победоносца (1994 г.) одноэтажная церковь, 2003–2007 гг. капитальная пристройка и роспись интерьера, архитектор Борис Винников. В русском стиле, в плане «корабль», цвет фасада — приглушенный розовый, с зеленой скатной крышей и золотым шатром колокольни, шейкой, главкой и золотым купольным завершением основного объема и прямоугольной апсидой. В росписях интерьера много красного и коричневого цвета, декоративных элементов в виде орнамента из цветов. Она выполнена в византийских и древнерусских традициях.
Храм во имя великомученика Пантелеимона Целителя (в 1997 г. — по проекту архитектора Г. Бегалова) построен в неорусском стиле представляет собой «крестово-купольный». Фасад белого цвета, а главы — золотые. На фасаде храма обилие фресок на различные библейские сюжеты, преимущественно в жёлтых, красных и зелёных оттенках. Красный — как символ жизни, энергии, силы, без которого жизнь невозможна. Зелёный — это земля, растения, обозначение земного пути, который прошёл Иисус. Но в отличие от фасада храма, интерьер не особо богат разнообразием цветов: основном цвет является белый с добавлением золота.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1999 г. — по проекту архитекторов: Г. Чекмарёв и Б. Райченков). Храм находится по адресу ул. Орбитальная 10а. Храм построен в русском стиле и представляет собой «корабль». Фасад белый, главы — золотые, но кровля крыши голубая. Такое сочетание не случайно, ведь обычно в храмах, посвящённые Деве Марии, используют голубой цвет в оформление, т. к. он символизирует её чистоту. На фасаде можно заметить фреску с изображением Девы Марии. Интерьер храма не богат цветами и оттенками: основном цвет является белый.
Часовня во имя святых Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (1999 г. — арх. С. Сулименко) в русском стиле. Каменная трёхглавая шатровая часовня. Малые главы установлены на восьмиугольных барабанах над западным фасадом, фасад — белый.
В этих храмах очевидно преобладание русского стиля.
Современные храмы начала XXI века: Церковь Иоанна Воина (2003 г., аналогичная деревянная церковь по проекту арх. А. Барабанова есть в Москве) построена в русском стиле. Это деревянный шатровый храм, в основе деревянный крещатый сруб, на нем восьмерик с шатром, с шейкой и позолоченной главкой. Поперечный и продольный неф завершены бочками. Святой Иоанн — мученик, поэтому цвет шатра и покрытия бочек — багряный. Аналогичный в плане храм — церковь Успения Пресвятой Богородицы из Свято-Успенского Александро-Куштского монастыря Вологодской области памятник архитектуры XVI в. федерального значения.
Часовня во имя св. воина-моряка Феодора, русского адмирала Ф.Ф. Ушакова (2003 г.) при Институте водного транспорта им. Седова. Это каменная часовня в стиле эклектики, крестообразная в плане (черты византийского стиля), ветви креста перекрыты цилиндрическими сводами, фасады с полукруглыми закомарами, увенчанная низким восьмериком с восьмигранным куполом, колонны подчеркивают вход. Аналогичная часовня Иверской иконы Божией матери есть в городе Бологое.
Храм Казанской Божьей Матери (2004–2007 гг.) изначально был построен в стиле классицизм, разрушен и воссоздан. Фасад выполнен в серо-бежевых оттенках, главы — голубые с маленькими золотыми звёздами. На апсиде храма мозаика с изображением Иисуса Христа. Внутри храма преобладают синие тона. В христианстве синий цвет считается символом «неба» или «покорности воли Божьей», «мудрость» и символом Богоматери (Девы Марии).
Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (2004 г.). Церковь построена в русском стиле и представляет собой «корабль». Фасад в белом цвете с добавлением светло-зелёных оттенков, главы же — тёмно-зелёного цвета. Такие купола можно встретить у храмов или церквей, которые посвящены Святой Троицы. На воротах перед входом в церковь мозаика с изображением Святой Троицы. Интерьер богат цветами и росписями. В основе росписей — красный и жёлтый, имеются элементы зелёного, синего, золотого.
Храм во имя Собора Новомучеников и Исповедников Российских (2004 г.). Прямоугольный в плане храм в стиле классицизм перекрыт сферическим сводом на барабане, полукруглая апсида покрыта полукуполом, четверик колокольни венчает пирамидальный четырехгранный шпиль. Фасад традиционного для классицизма белого цвета, купол багряный (как символ пролитой крови и мученичества, красный — цвет Пасхи, символ победы жизни над смертью), главка и шпиль позолоченные. Аналогичный храм — Андреевский собор в Кронштадте, построенный по проекту А.Д. Захарова (1817 г.), по образцу которого есть храмы и в других городах России.
Храм во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского (2001–2010 гг. — арх. Г. Иванов). Храм построен в стиле классицизм и представляет собой «корабль». Фасад представлен в бежевых, светло-жёлтых оттенках, с чёрными элементами в декоре. Над дверью в храм — лепнина с разным орнаментом. Главы храма золотые. На фасаде храма имеется две фрески и одна мозаика: два изображения, посвящённые святому Иоанну Кронштадтскому и одно, где изображены святые Пётр и Павел. Интерьер храма не богат цветами. Стены белые: в православии этот цвет символизирует свет, Бога, чистоту, причастность к божественному миру.
Храм в честь Серафимо-Дивеевской иконы Божией Матери «Умиление» (2005 г. — арх. А. Онищенко) в русском стиле, в плане корабль, пятиглавый, шатры с шейками и главками с граненой апсидой, двухъярусная колокольня и основной объем — восьмерик на четверике, фасад белый с голубым, цвет скатных крыш и шатров — синий.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (2005–2007 г. — архитектор Г.А. Шевченко). Это крестово-купольный храм в неорусском стиле, однонефный, с полукруглыми заккомарами и подпружными арками, световым барабаном и купольным завершением, цвет фасада — белый.
Храм честь Молченской иконы Божией Матери, именуемой «Целительница» (в 2007 г. — по проекту архитектора В. Благородова). Храм построен в неорусском стиле и представляет собой «корабль». Фасад белого цвета, а главы — золотые. На фасаде также представлены фрески с изображением Девы Марии и Иисуса. Интерьер не особо богат разнообразием цветов: основном цвет является белый (также белый алтарь).
Церковь Дмитрия Ростовского (2000–2008 гг. — по проекту архитектора Ж. Волошиной). Церковь была построена в 2003 г. по проекту архитектора Ж. Волошиной. Церковь в неорусском стиле и представляет собой «корабль». Фасад выполнен в светло-бежевых оттенках, главы — золотые, что типично для русской православной храмовой архитектуры. На фасаде церкви так же можно увидеть мозаику, на которой изображён святой Дмитрий Ростовский. Интерьер преимущественно в белом цвете с добавлением золотых и коричневых элементов. Церковь небогата цветами и оттенками.
Благовещенский греческий храм (2007–2014 гг. — архитектор Г.А. Шевченко). Крестово-купольный храм в неовизантийском стиле, центрическая композиция, усложненная колокольней, полусферический купол, его поддерживает аркада, парные арочные окна. Одна из его особенностей — византийская кладка: стены из перемежающихся каменных и керамических кирпичей, создающих красивые узоры. Фасад кирпичного цвета со светлыми и темными узорами.
Церковь Сергия Радонежского (2014 г.) построена в русском стиле, находится в микрорайоне Левенцовский. Это деревянный клетский храм, прямоугольный в плане с двухскатной кровлей, состоит из разноуровневых клетей одинаковой ширины, центральная клеть поднята выше, двухскатная крыша, над алтарной частью возвышается шейка с деревянной главкой, пятигранный алтарь (форма, типичная для церквей XIV — XV вв.), с трех сторон храма гульбище. Такая объемно-пространственная композиция типична для клетских церквей первой половины XVIII в. Костромской, Владимирской и Ивановской областей. Аналогичный храм — церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминское, архитектурно-этнографический музей Костромская слобода объект культурного наследия народов РФ 1712 г.
Преобладают архитектурные стили — русский, неорусский, русско-византийский, меньше храмов в стиле классицизм.
Ю. Грибер в своей монографии [16] приводит такую методику исследования цветового языка архитектуры как контент-анализ и систематизация временного завершения построек. Авторы данной статьи также провели анализ развития, формирования и трансформации православной архитектуры Ростова-на-Дону. Теоретическое исследование проведено методом анализа архитектурных объектов. Конкретизированы: архитектурные стили, объемно-планировочные решения и цветовое своеобразие архитектуры. Уточнены аналоги проектных решений храмов, построенных по образцу, обобщены сведения о круге ростовских архитекторов и периодизации храмового строительства.
Обсуждение и заключение. Научные исследования донской православной архитектуры представляют одну исследовательскую школу; наиболее значимыми являются труды доктора архитектуры В.В. Пищулиной, искусствоведческие и культурологические исследования кандидата искусствоведения Е.М. Кишкиновой и Р.А. Субботиной, кандидата архитектуры М.Г. Евенко, архитекторов А.В. Людмирской и В.Б. Махаева. Все авторы видят истоки своеобразия регионального православного храмостроения в византийской архитектуре, влиянии русского стиля и отдельных черт модерна.
Хронологически православные храмы Ростова-на-Дону относятся к нескольким историческим периодам:
– старейшей постройкой является Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы середины XIX в.;
– к началу XX в. относятся исторические памятники, объекты культурного наследия народов РФ регионального значения, созданные архитекторами Н.М. Соколовым, В.В. Поповым, Г.Н. Васильевым, Б.А. Райченковым;
– к концу XX в. относится Храм Преполовения Пятидесятницы, созданный архитекторами Ю.Н. Солнышкиным и И.В. Ганус, объекты культурного наследия народов РФ регионального значения;
– современные храмы 90-х гг. XX в. архитекторов Б. Винникова, Г. Бегалова, Г. Чекмарёва, Б.А. Райченкова, С.Д. Сулименко.
– современные храмы начала XXI века представляют собой творчество архитекторов Ж. Волошиной, Г.А. Шевченко, А. Онищенко.
Храмы, построенные по проектам существующей столичной и монастырской храмовой архитектуры, которую взяли в качестве образца:
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы — постройка по проекту К. Тона; типовой кирпичный шатровый Храм Покрова Пресвятой Богородицы по проекту архитекторов: Г. Чекмарёв и Б. Райченков; Иоанна Воина — аналогичная деревянная церковь Иконы Божией Матери Державная по проекту арх. А. Барабанова находится в Москве (1995 г.); Храм честь Молченской иконы Божией Матери, именуемой «Целительница», по проекту архитектора В. Благородова; Церковь Сергия Радонежского, построенная по образцам Карельской архитектуры.
Православная архитектура Ростова-на-Дону представляют собой следующие архитектурные стили:
Черты византийского стиля несет храм Благовещенский греческий храм, характерна полосатая кладка фасада, крестообразный в плане с пристроенной колокольней, полусферическим куполом, который поддерживает аркада, парными арочными окнами. Цветовое своеобразие: кирпичный фасад, светлые и темные оттенки кирпича, коричневые орнаменты, белые оконные наличники.
Черты русско-византийского стиля несут храмы — Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, Свято-Троицкий храм Иверского монастыря. Это крестово-купольные с огромным центральным куполом на четырех внутренних столбах, а также четырьмя малыми «апостольскими» куполами на углах, с закомарами над трёхчастными фасадами. Цветовое своеобразие: обязательно белый фасад, золоченые купольные завершения, светлые оттенки золотистого, желтого, охристого, голубого в убранстве, растительные и геометрические орнаменты.
Черты русского стиля представляют собой храмы: Храм в часть Иверской иконы Божией Матери Иверского женского монастыря, Церковь Святой Александры Церковь Сретения Господня Храм Вознесения Господня Церковь во имя великомученика Георгия Победоносца Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы и многие другие храмы города: Это бесстолопные храмы с четвериком в плане, со множеством декоративных элементов и обилием внешней отделки, таких как обилие декоративных рядов закомар, множество куполов и сложной формы барабан и окна. Цветовое своеобразие: преимущественно белый фасад, темно синие или темно-зеленые скатные крыши и шатровые покрытия, убранство интерьера насыщенно цветом и декоративными растительными орнаментами.
Черты неорусского стиля можно увидеть в храмах: Церковь Дмитрия Ростовского, Храм честь Молченской иконы Божией Матери, именуемой «Целительница», Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, часовня в честь во имя Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Характерной особенностью является сочетание традиций византийского и древнерусского зодчества. Для вдохновения использовалась древнерусская деревянная резьба и кружево, подобием которым были облицованы большинство фасадов (как деревянные, так и каменные). Также для неорусского стиля была характерна: фасадность, обилие декоративных элементов; присутствовала асимметрия при построении объёмов, обилие цветовых пятен, контрасты гладких поверхностей, подчёркнутая массивность стен. Цветовое своеобразие: белый цвет фасада, золочение куполов, в интерьере — белый и золото.
Черты стиля классицизм представляют собой храмы: Храм Преполовения Пятидесятницы, Храм во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского, Храм Казанской Божьей Матери. Простые и строгие формы, гармония и упорядоченность, напоминая древнее античного зодчество — колонны, пилястры, треугольные фронты, портики, колоннады, статуи и рельефы на стенах. Также для классицизма характерно сочетания античных и национальных традиций. Цветовое своеобразие: белые фасады, золочение куполов, зеленые или синие скатные крыши, приглушенная цветовая палитра — сложные оттенки синих, голубых, золотистых, бордовых, золоченые декоративные элементы.
Православные храмы в дореволюционной России были одной из главных доминант города. В современной градостроительной ситуации многие из них расположены в глубине кварталов, высотность окружающей застройки превышает их высоту, плотность застройки не позволяет сохранять ансамблевость. Многие храмы подчеркивают архитектурную идентичность Ростова-на-Дону, сформировавшуюся за столетия. Возможным является формирование новых доминант города путем организации прилегающих к храмам пространств, изменением цвета прилегающей застройки.
Список литературы
1. Пищулина В.В. Особенности архитектуры донского станичного храма (XVII – нач. ХХ вв.). 1997.
2. Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа VI – XVI вв. Автореф. докт. архитектуры; 2007.
3. Пищулина В.В. Истоки традиций храмостроения на Дону. Научная мысль Кавказа. 1998;1:35–43.
4. Волошинова Л.Ф. Перекресток столетий. Судьбы улиц, площадей, зодчих. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом; 2004. 224 с.
5. Есаулов Г.В. Архитектура Юга России: от истории к современности: Очерк. Москва: Архитектура; 2016.
6. Есаулов Г.В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону; 1999. P. 303 с.
7. Пищулина В.В. Ретроспективизм в храмовой архитектуре Дона. В сб.: Строительство. Архитектура. Экономика. Материалы Международного форума «Победный май 1945 года». Ростов-на-Дону: ДГТУ; 2018. С. 61–64.
8. Кишкинова Е.М., Гринь Д.А. Особенности русского стиля в храмостроении Г.Н. Васильева. Заметки ученого. 2021;5(1):40–44.
9. Астахова И.Ю., Пищулина В.В. Византийский стиль в храмостроении области войска Донского. Евразийский союз ученых. 2018; 5(1):4–6.
10. Кишкинова Е.М. Традиции и новаторство в монументальной живописи храмов византийского стиля Нижнего Дона и Северного Кавказа. Известия Ростовского государственного строительного университета. 2015;19:128–133.
11. Субботина Р.А., Кишкинова Е.М. Византийская традиция в храмовом зодчестве Юга Российской империи второй половины XIX – начала XX века. Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002;4:128–140.
12. Евенко М.Г. Православные храмы «византийского» стиля в творчестве академика архитектуры А.А. Ященко. Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Сер.: Строительство и архитектура. 2009;15:150–156.
13. Махаев В.Б. Архитектура Андреевского собора в Атяшево: композиция, прототипы, стиль. Центр и периферия. 2022;1:94–102.
14. Кишкинова Е.М. Трансформация русского стиля в архитектуре Ростова-на-Дону конца XIX – начала XX века на примере общественных и жилых зданий. Научный альманах. 2019;7(1):213–217.
15. Людмирская А.В. Архитектор Николай Соколов. В сб.: Строительство и архитектура – 2015. Материалы международ. науч.-практич. конф. Ростов-на-Дону; 2015, с. 153–156.
16. Грибер Ю.А. Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи. Смоленск: Маджента; 2008.
Об авторах
В. Н. СидоренкоРоссия
Сидоренко Варвара Николаевна, студент, Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
Н. В. Сотникова
Россия
Сотникова Надежда Владимировна, старший преподаватель кафедры дизайна, Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
Рецензия
Для цитирования:
Сидоренко В.Н., Сотникова Н.В. Православное зодчество Ростова-на-Дону. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):70-76. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-70-76
For citation:
Sidorenko V.N., Sotnikova N.V. Orthodox Аrchitecture of Rostov-on-Don. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):70-76. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-70-76