Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Сравнительный анализ ценностных ориентаций современной дагестанской студенческой молодежи

Аннотация

Проводится сравнительный социально-философский анализ ценностных ориентаций современной дагестанской молодежи, их отношению к национальным и межнациональным проблемам в регионе. Приводится социологический материал опроса и анализа мнения студентов Дагестанских вузов: ДГУ, ДГПУ, ДГМА, ДГТУ и ДГСХА. Распределение ответов по вузам дает дифференцированную картину ценностных ориентаций студентов. Так, например, при исследовании социокультурных и этнонациональных ценностей современного студенчества различных социально-этнических культур, ответы на вопрос «Чем вы руководствуетесь в своем поведении?» показали, что для 52,1 % дагестанских студентов основным регулятором поведения выступают традиции и обычаи старших, предков. Также заметное влияние на дагестанских студентов оказывают мнения «близких и друзей», окружающих. Многие студенты поступают определенным образом в силу «привычки» (17%), а за действиями некоторых стоит «расчет» (12%). Многие руководствуются в своем поведении «существующими национальными традициями» (64, 6%). Выстраивание своего поведения на «расчете» принято считать проявлением в нравственных ориентациях человека прагматических тенденций, которые, в свою очередь, выступают результатом социально-политической нестабильности современного общества, изменений в сфере трудовых и человеческих отношений, отражают недоверие к власти и окружающим. Место рождения и национальность человека, поселенческий фактор также существенно могут воздействовать на формирование его ценностной системы. По результатам исследования, выходцы из Дагестанского села более склонны руководствоваться в своем поведении «мнением окружающих» (35%), «существующими национальными традициями» (35%). Городские студенты – «мнением близких и друзей» (27%), «привычкой» (13%), «законом» (10%), «разумом» (60%). Важным моментом при анализе ценностных ориентаций дагестанской студенческой молодежи является определение предпочитаемых в их этнонациональной среде нравственных качеств личности. Оказалось, что студенты дагестанских вузов больше всего ценят в людях честность (68,7%), доброту (40,6%), трудолюбие (28,7%), скромность (28,1%) и чувство собственного достоинства (25,7%). А патриотизм и интернационализм дагестанские студенты ценят выше (60,9%), чем другие качества личности. 
Представление об особенностях оценки дагестанскими студентами тех или иных черт, качеств человека, начиная с патриотизма, дает нам их последующий анализ в зависимости от пола, специальности, вуза, национальности, места рождения и года обучения. Если говорить отдельно о патриотизме и интернационализме в оценках респондентов по указанным параметрам, то у мужчин (юношей) (63%) выше ценится данное качество, чем женщин (девушек) (38%). Студенты технических специальностей (45%) оценивают патриотические установки и качества личности выше, чем гуманитарии (25%) и естественники (20%). Среди студентов ДГПУ таких (32%), когда в ДГМА (22%), а в ДГСХА данное качество осталось без оценки. 28% студентов русской национальности считают патриотизм и интернационализм ценным качеством личности. Патриотизм сравнительно больше ценным является для выходцев из села (45%). Трудолюбие, работоспособность, патриотизм и  интернационализм являются сравнительно больше ценным качеством для мужчин (33%), студентов технических специальностей (35%), студентов ДГТУ (43%), для студентов кумыкской, лезгинской и лакской национальностей в равной мере (по 35%), проживающих в городской местности (40%). Чувство собственного достоинства более ценят женщины (девушки) (29%), студенты технических специальностей (31%), в ДГТУ (46%), респонденты лакской национальности (39%) и выходцы из города (34%).

Об авторах

М. Г. Мустафаева
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Мустафаева Маида Ганифаевна – доктор философских наук, профессор. Дагестанский государственный педагогический университет. г. Махачкала, Республика Дагестан, Россия.



Ф. М. Мустафаев
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Мустафаев Фарид Мустафаевич – доктор философских наук, доцент. Дагестанский государственный педагогический университет. Махачкала, Россия.



М. Б. Мустафаев
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Мустафаев Мустафа Байматович – доктор педагогических наук, профессор. Дагестанский государственный педагогический университет. г. Махачкала, Республика Дагестан, Россия.



Список литературы

1. Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 3.

2. Ибрагимов Х.А. Социокультурные ценности современного дагестанского студенчества (сравнительный анализ). Махачкала, 2011.

3. Камалова О.Н., Шаповал Г.Н. К вопросу о нравственном воспитании российских и иностранных студентов, обучающихся вместе // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2.

4. Мустафаев Ф.М. Проблема толерантности в системе межэтнических и межкультурных отношений // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 2.

5. Социальные трансформации в России: Теории, практики, сравнительный анализ. Учебное пособие. Под ред. В.А. Ядова 2005.

6. Философия: Учебное пособие. В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский, И.П. Мамыкин и др. / под ред. В.К.Лукашевича. Мн., 2013.

7. Финько М.В. Проблема межличностного общения и духовный кризис: культурологический анализ // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2005. № 3.

8. Kolosova O.Y., Goncharov V.N. Spiritual life of society: regional aspect // Научный альманах стран Причерноморья. 2015. № 4. http://science-almanac.ru

9. Mustafayev F.M., Mustafayeva Z.S. The influence of customs and traditions on the formation and spiritual development of society in a multicultural region // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 2. http://science-almanac.ru/Petrova Yulia Andreevna – candidate of philosophy, professor assistant. Rostov state university of economics, Rostov-on-Don, Russia

10. Different words can create various contextual considerations because language forms our thoughts, the nature of our communicational choices, and the relations, identity, and evaluative outcomes of this choice. From the twentieth century language came to be regarded as an "intermediate world" between thought and reality, individual consciousness and culture, a world in which an unstructured stream of impressions and unrelated messages got a conceptual form. The culture of the North Caucasus is not only a spatio-temporal boundaries of existence of separate ethnic groups living in this territory, but also reflects the vital functions of the individual, group and society as a whole. The ethnolinguistic view of the North Caucasus is a complex, dynamic, secondary formation, which has invariant ethno-linguistic constants, providing communication not only within the framework of the ethno-linguistic culture but also between cultures, due to the fact that language and culture are interconnected with each other.

11. Key words: North Caucasus, language, consciousness, culture, semiotization, ethnolinguistic identity, linguaculture.

12. Ilyasova R.S. Culturological aspect of the linguistic personality study// Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 2. http://science-almanac.ru/

13. Petrova Yu.A., Yarovoy M.V. The North Caucasian peculiarities of verbal and nonverbal communication in comparative analysis with other ethnic groups // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 2. http://science-almanac.ru/

14. Mustafaev M., Mustafaeva M., Magomedova Z. Formation and development of patriotism as the most important stability factor of modern Dagestan society // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 3. http://science-almanac.ru/


Рецензия

Для цитирования:


Мустафаева М.Г., Мустафаев Ф.М., Мустафаев М.Б. Сравнительный анализ ценностных ориентаций современной дагестанской студенческой молодежи. Научный альманах стран Причерноморья. 2016;8(4):69-73.

For citation:


Mustafayeva M., Mustafayev F., Mustafayev M. COMPARATIVE ANALYSIS OF MODERN DAGESTAN STUDENT YOUTH VALUE ORIENTATIONS. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2016;8(4):69-73.

Просмотров: 96


ISSN 2414-1143 (Online)
12+