Вера как действие (рецепция идей А.С. Хомякова)
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2022-29-1-39-46
Аннотация
Статья направлена на поддержание Национального проекта «Образование», формирование у студенческой молодежи базовых (универсальных) навыков, сопровождающих процессы личностного становления человека. Отмечено, что процессы самоидентификации человека связаны с проявлением всех его способностей – не только разума, чувств, переживаний, но и воли, веры. Представлен историко-философский обзор различных подходов к пониманию веры. Показана обусловленность решений проблемы веры парадигмой конкретной эпохи. Подчеркивается комплексный характер исследований современных отечественных философов, изучающих как гносеологические, так и ее содержательные аспекты веры. Обсуждается вопрос о возможности понимания веры как онтологически укоренного свойства человека, обусловливающего его действия. Использована методология философской антропологии, указывающая на открытость человека миру, его способность интерпретировать веру как идеологическую универсалию. Рецепция идей А.С. Хомякова позволила характеризовать веру как состояние, которое требует своего обязательного проявления. Показано, что вера, будучи способом проявления человеком активности, является основой для формирования уникальной личности с ценностным отношением к миру, характеризует нравственный аспект человеческого существования. Сделан вывод о том, что вера, знание и действие неразделимы.
Об авторе
Г. С. ХарламоваРоссия
Харламова Галина Сергеевна, доктор философских наук, доцент, профессор
Список литературы
1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии. Часть 1. 1821-1831. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т.1. Пер. с нем. М. И. Левиной. М.:Мысль, 1975. 532 с. (Филос. Наследие. Т. 66). С. 205-530.
2. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М: Русская книга, 1993. Т. 1. С. 39-285.
3. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (письмо к графу Е.Е. Комаровскому). С комментариями Л. Копылова и Н. Лазаревой. М.: Правило веры, 2002. С. 151-213.
4. Межуева Е.О., Еремина З.А. Категория веры в философии «Цельного знания» А.С. Хомякова. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2015. № 4 (30).
5. Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. I. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Казань, 1905.
6. Хомяков, А.С. Несколько слов православного христианина по поводу западных вероисповеданий. По поводу брошюры г. Лоранси / А.С. Хомяков // Вопросы философии. М.: Медиум, 1994. 479 с.
7. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. В восьми томах. Том II. М.: Университетская типография, 1886. 492 с.
8. Хомяков А.С. Всемирная задача России / Составление и комментарии М. М. Панфилова / Отв. ред. О. А. Платонов. Изд. 2-е. М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. 784 с.
9. Ясперс К. Философская вера // К. Ясперс Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 420–509.
10. Astapov, S.N., 2019, ‘The contradictory unity of faith and reason in Christian theoretical thought’, HTS Teologiese Studies/ Theological Studies 75(4), a5273. https://doi.org/10.4102/hts.v75i4.5273
11. Nesmeyanov E.E., Kharlamova G.S. SHS Web Conf., 70, (2019) Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019) Published online: 22 November 2019 DOI https://doi.org/10.1051/shsconf/20197005005
Рецензия
Для цитирования:
Харламова Г.С. Вера как действие (рецепция идей А.С. Хомякова). Научный альманах стран Причерноморья. 2022;29(1):39-46. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2022-29-1-39-46
For citation:
Kharlamova G.S. Faith as action (reception of a.s. Khomyakov's ideas). Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2022;29(1):39-46. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2022-29-1-39-46