Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Осмысление роли культурной идентичности в современном этнодизайне. Теоретические аспекты

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-2-32-36

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации является одной из важных для современного общества. Рассмотрение роли и значения культурной идентичности в проектной культуре этнодизайна на современном этапе является актуальным и своевременным. Цель исследования — изучить роль культурной идентичности в процессе формирования этнодизайна как типа проектной культуры, ориентированного на национальную специфику. Задачи исследования: в контексте современной проектной культуры раскрыть понятие «культурная идентичность», исследовать основы творческого процесса в этнодизайне как художественного приема в наследовании культурных традиций.
Материалы и методы. Методологический подход позволяет сделать обоснование проектности культуры; применяется историко-культурологический подход к исследованию проектной культуры этнодизайна; метод исторической аналогии учитывает особенности формообразования этнокультурного образца, которые влияют на способы его построения в этнодизайне. Используется метод построения этнографического образца, обусловленного особенностями его формообразования. В экокультурологическом подходе исследования этнодизайна проектный процесс определяется как направление развития «традиция — инновация».
Результаты исследования. Этнодизайн является важным компонентом современной проектной культуры в системе этнокультурных ценностей, сохраняющий и развивающий традиционную материальную культуру. Этнодизайн обеспечивает эстетическую ценность этнических культурных элементов в проектной культуре, воспроизводит особенности предметной среды, выполняет социокультурные функции сохраняет этнохудожественные константы и их историческое значение. На основании комплексного подхода, изучения источниковой базы, отдельных научных исследований по теме показана роль культурной идентичности в процессе формирования этнодизайна как типа проектной культуры, значимость диалога этнодизайна с этнической традицией.
Обсуждение и заключение. В проектной культуре этнодизайна на современном этапе реализуется передача культурной идентичности, которая приобретает новые характеристики и приспосабливает традиционные образцы к новым условиям реальности. Этнодизайн в современном мире осуществляет трансляцию исторической памяти народа. Глобализация в современном мире принесла перемены, которые стали поворотным моментом в дальнейшем развитии проектной культуры этнодизайна, и, как следствие, ее переориентации на культурную идентичность, традиционную культуру, историческое наследие.

Для цитирования:


Наумова Е.Г. Осмысление роли культурной идентичности в современном этнодизайне. Теоретические аспекты. Научный альманах стран Причерноморья. 2025;11(2):32-36. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-2-32-36

For citation:


Naumova E.G. Making Sense of the Role of Cultural Identity in Contemporary Ethnodesign. Theoretical Aspects. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2025;11(2):32-36. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-2-32-36

Введение. Проблема формирования и сохранения культурной идентичности в проектной культуре сегодня приобретает наибольшую актуальность в связи с нарастающей глобализацией в современном мире. Этнодизайн занимает одно из ведущих мест в процессе сохранения культурной идентичности и выступает как один из значимых видов искусства, способный транслировать уникальные культурные традиции определенного народа или этноса. Междисциплинарный подход в методологии дизайн-проектирования выводит проблемы культурной идентичности на первый план исследования. Междисциплинарное слияние исторических наук, этнографических исследований, искусствоведения осуществляется в проектной культуре этнодизайна, способствуя формированию культурной идентичности обучаемых.

Сегодня этнодизайн охватывает обширную зону жизнедеятельности человека. Это связано с повышенным интересом к национальной культуре, развитием внутреннего туризма, в частности, популяризацией сельского и экотуризма. В системе образования дизайн и этнодизайн представляются как междисциплинарная комплексная проектно-художественная деятельность. Интеграция гуманитарных и инженерно-технических наук позволяет вывести на новый уровень художественное мышление в проектной культуре, передачу традиций народного искусства на промышленной основе. «Центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для дизайна — использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин — философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление» [1, с. 39].

Пропаганда радикального функционализма стала основой формирования так называемого «интернационального стиля» в дизайне, где форма следует функции. Это движение относится к началу прошлого столетия, возникло в период бурного промышленного роста. «Одним из негативных последствий этого лозунга можно считать обесценивание и уничтожение в современном мире этнокультурной идентичности и богатого национального своеобразия в окружающем нас предметном мире, так же это связано с высоким ростом индустрии «симулякров» и виртуализации вещей. Немаловажную роль играет фактор внутриличностной и межличностной отчужденности людей от современной действительности, что ведет к приверженности машинерии и вещизму» [2].

Основой современного дизайн-проектирования является принцип рациональности и функциональности, рожденный в процессе интеграции художественной культуры и материальной. Если обратиться к предыстории дизайна, до времени промышленной революции, то ясно прослеживается, что истоки дизайна относятся к декоративному народному искусству и ремесленному творчеству.

Исследуя современное состояние мирового сообщества, можно отметить критическое наступление современных технологий на общечеловеческие и культурные ценности, унификацию предметно-пространственной среды, что приводит к потере идентичности народонаселения. Вне культурной парадигмы дизайн становится источником отчуждения индивида в средовом пространстве. Путь к гуманизации окружающей среды специалисты видят через возврат к культурным традициям в проектной культуре, отражающим национальное и региональное культурное разнообразие в материальном и духовном мире.

В последнее время в гуманитарных науках особое внимание уделяется вопросам и проблемам национальной культуры, уникальности национального разнообразия, которые составляют основу этнодизайна. Очевидно, что этнодизайн необходимо рассматривать в контексте традиционной культуры, где находятся его истоки и основы, определяющие формирование культурной идентичности. В начале 2000-х гг. большой интерес к проблеме культурной идентичности в проектной культуре имел место в исследованиях культурологической направленности.

В своих работах по исследованию проектной культуры О.И. Генисаретский рассматривает культурную идентичность как часть смыслообраза концепции проекта «Дизайн необходим для осуществления проектной деятельности в среде обитания, отображающейся в образе жизни» [3]. В исследованиях Кантора социальные отношения и определенная культура являются основным фактором проектной культуры, которая осуществляет создание окружающей предметной среды согласно определенным культурным нормам и ценностям [4, с. 98]. Э. Эриксон рассматривает идентичность «…как вдохновенное чувство тождества и целостности, а процесс, охватывающий все стадии жизни человека, фактически — это история его жизни, которая обнаруживает себя прежде всего, в критических ее моментах» [5, с. 205]. Согласно исследованиям, этнодизайн наследует духовные традиции, художественные ценности и ориентируется на культурную идентичность данного общества и целого народа. Исследование этнодизайна в различных аспектах творческой направленности, эстетического и художественного взаимодействия с национальными культурными особенностями представлено в работах Г.Г. Курьеровой [6].

Анализ современных научных работ показывает, что сохранение в проектной культуре этнодизайна, уникальности региональной культуры, понимание всех ценностей этнической культуры, составляющей феномен культурной идентичности, дает возможность дизайнеру воплотить в проектную идею этническое культурное своеобразие. «Специфика этнодизайна дает возможность в проектной среде передавать ментальность, обычаи и нравы, традиции, составляющие культурную идентичность данного народа и воплощать их в художественном моделировании окружающего мира, в контексте художественного мышления.» [7, с. 142]. В своих работах К.М. Кантор трактует культуру как «…проект, и по которому строятся все особые виды деятельности этой культуры, нравы и обычаи, национальная ментальность, сам человек» [8, с. 241]. Можно сделать вывод, что вектор исторического развития каждого народа в конкретном историческом контексте определяется проектом конкретного культурного и исторического типа, основанного на национальной культуре.

Цель данного исследования — изучить особенности культурной идентичности в системе этнокультурных ценностей и исследовать феномен этнодизайна как национально-специфического типа проектной культуры и носителя культурной идентичности. Задачи исследования: рассмотреть понятие «культурная идентичность» в контексте проектной культуры; определить основы проектной культуры этнодизайна как носителя и ретранслятора культурной идентичности.

Материалы и методы. Для исследования связи культурной идентичности и этнодизайна применяется несколько подходов для изучения. Методологический подход позволяет дать обоснование проектности культуры. При проектировании средовых объектов в этнодизайне существует необходимость понимания источников образа среды, особенностей национальных или региональных, которые относятся к этнокультурному наследию. Выражение в проектных образах новых форм элементов этнической культуры определяется как стилизация, интерпретация или имитация. Они все связаны с этнической традицией — важнейшей категорией сохранения этнокультурного опыта.

Элементы этнической традиции находят отражение в процессе художественного взаимодействия и художественно-образной системе [9, с. 50], в ряде работ рассматриваются принципы художественного формообразования в этнодизайне, где духовное содержание художественного произведения основано на этнической традиции с ее уникальной ментальностью [10]. Данные исследования дают основание сделать вывод, что осознание этнической традиции имеет методологическое значение в процессе формирования культурной идентичности в этнодизайне.

Факт зарождения современного дизайна как вида искусства рассматривается в историческом аспекте — дизайн сформировался на основе традиционного ремесла и прикладного искусства. Изучая процесс формирования этнодизайна в контексте традиционной материальной культуры, необходимо проследить его историко-культурную преемственность в сфере народного ремесленного искусства и прикладного творчества. Для реализации проектов в современном этнодизайне активно используется метод исторической аналогии или метод историзма [11, с. 344].

В экокультурологическом подходе исследования этнодизайна проектный процесс определяется как направление развития «традиция — инновация», где традиционный ремесленный подход к созданию объектов дизайна рассматривается под углом современных условий и технологий. Различные подходы к изучению особенностей проектной культуры этнодизайна и его места в формировании культурной идентичности глубоко взаимосвязаны: создаваемая культурная среда формирует духовные запросы индивида, регулирует социальные отношения в обществе и взаимоотношения человека и природы.

Результаты исследования. Анализ и изучение источников по данной проблеме показал, что феномен культурной идентичности представляет собой сохранение в проектной культуре этнодизайна уникальности региональной культуры, понимание всех ценностей этнической культуры и этот подход дает возможность дизайнеру воплотить в проектную идею этническое культурное своеобразие. Глобализация оказывает значительное влияние на изменение культурной идентичности различных групп в современном обществе по мере включенности в глобальную систему взаимоотношений. Глобализация распространяет общие ценности, ведущие к унификации, под влиянием которой культурная идентичность приобретает оттенки не свойственные данной культуре.

В процессе работы были рассмотрены реализованные авторские проекты этнокультурной направленности в разных регионах Российской федерации, где концепция базируется на основе этнокультурных исследований определенного народа: «Стойбище Айта-Булунг (этокомплекс Калмыкия), станица «Черкасская» (Ростов-на-Дону), хутор Старозолотовский (Ассоциация Самые красивые городки и деревни России) и музей под открытым небом «Тихий Дон» (Ростовская область), хутор Русский (этокомплекс Ростовская область). Было рассмотрено понятие «культурная идентичность» в контексте проектной культуры и определены основы проектной культуры этнодизайна как носителя и ретранслятора культурной идентичности в соответствии с целями и задачами данного исследования.

На основе проектного анализа сделаны выводы:

1. Культурная идентичность формируется путем понимания, изучения и принятия культурных ценностей, элементов сознания, определенных поведенческих норм и вкусов, доминирующих в данном обществе.

2. Потеря специфического понимания «духа места» происходит в отсутствии традиционной духовной и художественной традиции в обществе и в конечном результате способствует средовому напряжению.

3. В процессе проектирования культурных и туристических объектов повышается роль этнодизайна в формировании культурной идентичности с усилением его гуманитарно-просветительской функции.

4. Этнодизайн является важным компонентом современной проектной культуры в системе этнокультурных ценностей, сохраняющий и развивающий традиционную материальную культуру.

5. Этнодизайн обеспечивает эстетическую ценность этнических культурных элементов в проектной культуре, воспроизводит особенности предметной среды, выполняет социокультурные функции, сохраняет этнохудожественные константы и их историческое значение.

6. В проектной культуре происходит закономерный процесс актуализации народного традиционного искусства как транслирующего уникальный человеческий опыт эмоционально-психологического освоения мира.

Полученные данные дают основание сделать вывод, что осознание этнической традиции имеет методологическое значение в процессе формирования культурной идентичности в этнодизайне.

Обсуждение и заключение. Глобализация в современном мире привнесла и усилила тенденцию унификации образа жизни по европейским нормам, что привело к большим проблемам сохранения собственной культурной идентичности народов, делая их лишь проводником чужих ценностей и идей. Эти попытки регулирования локальных культур можно расценивать как угрозу утраты культурной и национальной идентичности народов. Трансформация традиционного культурного пространства формирует в обществе чувство неопределенности и тревоги.

В проектной культуре этнодизайна на современном этапе реализуется сохранение и передача культурной идентичности, которая приобретает новые характеристики и приспосабливает традиционные образцы к новым условиям реальности. Противопоставлением глобализации служит сохранение и самоутверждение различных национальных культур в данное время в соответствии с современными технологиями. В последнее время в этнодизайне отчетливо прослеживается стремление к междисциплинарным исследованиям: изучение культурного наследия, истории, традиционной культуры, региональных природных условий и духовного опыта, что обогащает в процессе обучения студентов, способствует передаче и сохранению культурного кода собственной идентичности.

Этнодизайн обращается к региональной проблематике, и в проектной деятельности возвращает в современный быт традиционные образцы посуды, мебели, которые воспроизводятся по старым образцам с применением новых технологий, создают определенную духовную среду для жизни людей, вписанную в культурный код данного народа. Глобализация в современном мире принесла перемены, которые послужат поворотным моментом в дальнейшем развитии проектной культуры этнодизайна, ее переориентации на культурную идентичность.

Список литературы

1. Михайлов С., Михайлова А. История дизайна. Краткий курс. Москва: Союз дизайнеров России; 2014. 120 с.

2. Наумова Е.Г. Наумов Н.В. Сущность и взаимосвязь искусства и дизайна как форм художественного творчества. Манускрипт. 2019;12(2):138–143.

3. Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна Автореф. дис. канд. искусствоведения. Москва; 1988. 22 с.

4. Кантор К.М. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия (1955–1985). История и теория. Москва: Архитектура; 2006. 263 с.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва; 2005. 278 с. Erikson E. Identichnost: yunost i krizis = Identity: youth and crisis. Moscow; 2005. 278 p. (In Russ.)

6. Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна (проектно-поисковые концепции второй половины XX века). Автореф. дис. канд. искусствоведения. Москва; 2000. 23 с.

7. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб.: Питер; 2016. 256 с.

8. Меньшов А.В. Проблема формирования культурной идентичности в современном мире. Теоретические аспекты. Наследие и современность. 2023;6(4):411–423. https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-4-411-423

9. Русских Л.В. Идентичность: культурная, этническая, национальная. Вестник Южно-уральского государственного университета. Социально-гуманитарные науки. 2023;2:178–180.

10. Нехвядович Л.И. Этническая традиция как стилеобразующая категория. Мир науки, культуры, образования. 2011;30(5):343–345.

11. Наумова Е.Г., Наумов Н.В. Опыт регенерации объекта региональной культуры и методы этнодизайна в реализации реконструктивных мероприятий. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Scientific Conference «Construction and Architecture: Theory and Practice of Innovative Development» (CATPID-2020). Part 1. 26‒30, September 2020, Nalchik. 2020;913(2). https://doi.org/10.1088/1757-899X/913/2/022073


Об авторе

Е. Г. Наумова
Донской государственный технический университет
Россия

Наумова Екатерина Григорьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Дизайн ШАДИ», Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Рецензия

Для цитирования:


Наумова Е.Г. Осмысление роли культурной идентичности в современном этнодизайне. Теоретические аспекты. Научный альманах стран Причерноморья. 2025;11(2):32-36. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-2-32-36

For citation:


Naumova E.G. Making Sense of the Role of Cultural Identity in Contemporary Ethnodesign. Theoretical Aspects. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2025;11(2):32-36. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-2-32-36

Просмотров: 89


ISSN 2414-1143 (Online)
12+