Перейти к:
Воспитание патриотизма в процессе обучения иностранному языку
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-1-40-46
Аннотация
Введение. Сегодня проблема воспитании гражданина и патриота является высокоактуальной. Каждый педагог скажет, что именно патриотизм — морально-нравственный фундамент любого современного государства. Патриотизм дает импульс социальному прогрессу, способствуя становлению активной личностной и гражданской позиции. Процесс преподавания английского языка позволяет современным педагогам развивать в молодом поколении чувство патриотизма. Это возможно в силу акцента научной дисциплины как на коммуникативной компоненте, так и на анализе повседневной жизнедеятельности, традиций и обычаев, а также языка других наций. Объект исследования — гражданско-патриотическое воспитание в процессе обучения иностранному языку. Целью статьи является анализ существующих методов и подходов воспитания патриотизма в вузе и выявление наиболее эффективного комплекса при обучении иностранному языку.
Материалы и методы. Проведён анализ философской, психологической, педагогической, методической, лингвистической литературы по изучаемой проблеме; изучены методологические основы профессиональной деятельности педагогов иностранного языка, учебные программы и методические пособия, учитывается педагогический опыт в рамках воспитания патриотизма на занятиях иностранного языка. Применяются общетеоретические методы: анализ, синтез, метод аналогии, моделирования, сравнительный метод и комплексный междисциплинарный подход.
Результаты исследования. Учитывая уровень развития современной молодежи, мы в своей работе используем следующие методики обучения и воспитания: проектная деятельность, уроки-экскурсии, внеклассная деятельность, интегрированные уроки. Многолетний опыт показывает, что такие мероприятия, как подготовка презентаций о своей школе, родном городе, выдающихся людях своей малой родины, проведение интегрированных уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий ко Дню защитника Отечества и Дню Победы способствуют формированию мировоззренческих, гражданско-патриотических качеств современной молодежи.
Обсуждение и заключение. Сегодня вуз занимает важнейшее место в процессе формирования у личности патриотических устремлений. Рассмотрены наиболее эффективные инструменты воспитания для формирования патриотических качеств при обучении иностранному языку. Полученные в процессе исследования научные результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке проблем патриотического воспитания в современных условиях и совершенствовании содержания и методик обучения иностранным языкам.
Ключевые слова
Для цитирования:
Захарова А.А., Мануйлова Н.С., Копанева Т.Г. Воспитание патриотизма в процессе обучения иностранному языку. Научный альманах стран Причерноморья. 2025;11(1):40-46. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-1-40-46
For citation:
Zakharova A.A., Manuilova N.S., Kopaneva T.G. Fostering Patriotism in the Process of Teaching a Foreign Language. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2025;11(1):40-46. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-1-40-46
Введение. Патриотизм сегодня — морально-нравственный фундамент жизнеспособности российского государства, мощный мобилизующий ресурс социального развития. Преподаватель, будучи истинным патриотом, остается им как на уроке, так и в повседневной жизни.
Среди широкого спектра научных дисциплин особенная роль отводится иностранному языку, уникальность которого состоит в том, что обучающиеся в ходе освоения новых знаний усваивают азы науки и совершенствуются в применении иностранного языка в качестве средства коммуникации, а также получения ценной информации.
Современным педагогам процесс преподавания английского языка позволяет эффективно воспитывать патриотизм (гражданственность). Это возможно в силу акцента научной дисциплины как на коммуникативной компоненте, так и на анализе повседневной жизнедеятельности, традиций и обычаев, а также языка других наций.
На занятиях мы знакомим учащихся с историей и государственной символикой, культурными особенностями и географией родной страны сквозь призму изучаемого иностранного языка. Как правило, народная культура воспринимается современной молодежью в качестве чего-либо устаревшего, изжившего себя. Тем не менее невозможно без качественной этнокультурной самоидентификации в себе взрастить истинную любовь к родной земле. Задача педагога — развить у учеников в процессе обучения способность принимать участие в межкультурном диалоге. Обучающиеся получают следующие ценные навыки: способность выступать публично с докладами по выбранной самостоятельно или заданной тематике; развитие последовательного логического мышления и аргументации в вопросах изложения различных культурных особенностей своей родины; формирование критического мышления в целом и др. Целью статьи является анализ существующих методов и приемов воспитания патриотизма в вузе и выявление наиболее эффективного комплекса при обучении иностранному языку.
Материалы и методы. Проведен анализ философской, психологической, педагогической, методической, лингвистической литературы по изучаемой проблеме; изучены методологические основы профессиональной деятельности педагогов иностранного языка, учебных программ и разнообразных методических пособий, обобщен педагогический опыт в рамках воспитания патриотизма на уроках иностранного языка. В работе применяются общетеоретические методы: анализ, синтез, метод аналогии, моделирования, для всестороннего исследования проблематики используется сравнительный метод и комплексный междисциплинарный подход.
Результаты исследования. В современных учебных учреждениях миссия обучения иностранному языку заключается в совершенствовании коммуникативных компетенций в разнообразных видах речи у обучающихся. Сюда относится и внутренняя готовность личности к устной коммуникации, и ознакомление с иными культурами, и активное участие в формировании культурного диалога. Все вышеперечисленное направлено на образование здоровых межнациональных и культурных связей.
В педагогике сегодня процесс развития патриотизма может реализоваться через широкий спектр научных дисциплин. Н.А. Евтеева, Г.Н. Вторушина, С.А. Кадыкова и С.В. Могильниченко пишут о мощном потенциале преподавания иностранного языка с точки зрения формирования патриотизма у студентов.
Изучение межпредметной дисциплины «Иностранный язык» позволяет знакомить обучающихся со спецификой мировой культурой. Это в свою очередь приводит к глубокому осознанию своеобразия родной культуры. По мнению И.Л. Бима, под патриотизмом следует понимать политический и морально-нравственный фундаментальный принцип, а также социальное чувство, включающее преданность Родине [1].
С высокой степенью личностного развития неразрывно связан процесс становления истинного патриотизма. Последний предполагает долгосрочное развитие системы подлинно положительных качеств личности. Культурно-исторические и морально-нравственные аспекты — скрепы данного процесса.
Вследствие современных геополитических трансформаций наблюдается значительное социально-экономическое расхождение во взглядах и установках [2]. Данная тенденция служит причиной снижения уровня духовной культуры в современном обществе. Мы наблюдаем элементы затухания классической российской патриотической осознанности и деформацию комплексной системы воспитания нового поколения.
На наш взгляд, до сих пор уделено недостаточно внимания изучению особенностей народной культуры, позабыты традиции и устои формирования морально-нравственных идеалов народа. Вместе с тем все это крайне важно для работы над формированием правильного отношения обучающихся к отечественной истории. Безусловно, сложно говорить об истинном патриотизме. Тем не менее именно он — нравственный фундамент государственной стабильности, мощный внутренний ресурс общественного развития общества.
Сегодня вуз занимает важнейшее место в процессе формирования у личности патриотических устремлений. Здесь не просто транслируются знания, а закладываются настоящие морально-нравственные ценности и идеалы. Отечественный историк М. Меньшиков пишет, что будущее за мировыми державами, подрастающее поколение в которых выбирает патриотизм [3].
С нашей точки зрения, воспитать патриота — это развить следующие качества личности: чувство долга и ответственность, умение мыслить логически и уважение к представителям старшего поколения. Лишь на укорененной национальной основе возможно понимание и приятие особенностей иностранной культуры. Полученные в процессе освоения знания впоследствии применяются с учетом новых данных.
На наш взгляд, на занятиях иностранного языка акцент целесообразно сделать на следующие темы:
‒ «Символика РФ»;
‒ «Столица моей родины — Москва»;
‒ «Подвиги земляков»;
‒ «Родной город»;
‒ «Российские достопримечательности» и т. п.
На старших (средних) этапах процесса обучения совершенствуется умение принимать участие в культурном диалоге, использовать на практике разговорные навыки, формируя целые монологические высказывания на тему родной земли.
У учеников в результате освоения нового языка происходит совершенствование вербальных коммуникативных навыков. Это положительно воздействует на становление патриотических убеждений. Ставятся задачи: воспитание у обучающихся чувства гражданского долга; стимулирование креативной активности; изучение исторического наследия родного края; расширение кругозора.
При изучении иностранных языков патриотическое воспитание базируется на эмоциональной связи между учениками и педагогом процессе [4]. Рассмотрим ключевые задачи, поставленные перед современными преподавателями непосредственно в апекте воспитания патриотизма:
‒ развитие интереса и толерантности к разным нациям;
‒ трансляция гражданско-патриотических убеждений;
‒ акцент на уважительное отношение к историческим памятникам.
Таким образом, миссия преподавателя состоит в том, чтобы раскрыть ученикам любовь и преданность Родине. Важно воспитать неравнодушных личностей, принимающих активное участие в жизнедеятельности социума, подчеркнуть значимость уважительного отношения к представителям других национальностей.
Все студенты на занятиях иностранного языка получают широкий спектр возможностей для самовыражения. Посредством изучения нового материала о традициях и истории нашего государства, особенностях родного края и т. п. формируется патриотическая атмосфера.
Преподаватель может предоставлять наглядный материал в формате презентаций и аудиозаписей. Чтобы новые сведения вызывали у обучающихся активные чувства и эмоции, целесообразным является использование разнообразных методик (например, просмотр обучающих фильмов). Такие фильмы студентам позволяют сделать процесс трансляции знаний максимально увлекательным. Преподаватель также может подобрать целые серии обучающих видео [5].
Самые эффективные инструменты воспитания патриотизма с применением видеоконтента: документальные и художественные видеофильмы, посвященные героическому прошлому государства; видеоролики о выдающихся ученых, художниках, общественных деятелях, достижения которых внесли огромную лепту в процесс патриотического воспитания; видеоряды о достопримечательностях национального масштаба.
На занятиях иностранного языка патриотический видеоконтент служит источником данных о традициях и историческом прошлом как родной страны, так и той мировой державы, чей язык студент изучает. Видеопрограммы и кинофильмы оказывают на человека мощное влияние, способствуя становлению у него идеалов, принципов и др. Педагог предлагает широкий спектр ярких и увлекательных сюжетов. Из киноисторий также есть и такие, которые без экрана живо и доступно рассказать не представляется возможным. Они посвящены самопожертвованию и мужеству национальных героев.
Обучающиеся после ознакомления с видеоконтентом выполняют задания, направленные на совершенствование навыков анализа и сравнения фактов, формулирования соответствующих выводов. Помимо этого, они могут выражать творческий потенциал (например, путем создания небольшого по объему видеофильма о родном городе с применением современных информационных технологий). Также ученики могут поведать о достопримечательностях и знаменитых людях, внесших вклад в культуру (историю) родной земли.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что так как юность и детство с точки зрения развития чувства преданности Родине наиболее благоприятное время, то сегодня одной из наиболее значимых задач педагогической науки служит именно патриотическое воспитание молодежи. Также необходимо указать на то, что применение видеоконтента современными преподавателями иностранных языков способствует высокоэффективному решению широкого спектра задач в сфере патриотического воспитания.
Развитию межкультурных компетенций способствует просмотр видеоконтента, придающий процессу обучения творческий характер. Внедрение на занятиях проектной методики направлено на саморазвитие обучающихся [6]. Они при этом могут собирать краеведческий материал, оформляя его в дальнейшем в формате творческих проектов. Целесообразно при этом пользоваться современными информационными технологиями и наглядными демонстрационными материалами.
С точки зрения достижения такой цели как патриотическое воспитание степень эффективности проектной методики основана на том, что она выступает высокоэффективным инструментом реализации образовательных и воспитательных задач посредством углубленного анализа проблем.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать навык добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
С помощью информационных технологий студенты ДГТУ факультетов «Авиастроение», «Энергетика и нефтегазопромышленность» и «Прикладная лингвистика» подготовили презентации на английском языке на предложенные им темы: «Моя малая родина», «Патриотизм в наше время», «Герои нашего времени». Во время подготовки ребята посетили музей Славы ДГТУ, ознакомились с историей своих городов и поселков, узнали о своих героических земляках и известных людях нашего вуза. К такой деятельности студенты отнеслись особенно трепетно, так как почувствовали гордость, близость и собственную причастность к героическому прошлому и настоящему нашей родины.
Обсуждение и заключение. Сегодня обучающиеся, применяя высокоэффективные информационные технологии, получают возможность на различных иностранных языках создавать уникальные презентации и видеофильмы о родном регионе (городе, учебном заведении и др.) [7]. Процесс подобной деятельности взаимодействия с лицами, являющимися носителями других языков, безусловно, придает обучению особую актуальность. Он помогает решать широкий спектр практических задач, стимулирует к изучению новых языков. Обучающиеся выступают с презентациями на тему культурно-исторического наследия родной земли, организуют по наиболее интересным локациям экскурсии и т. п.
Нельзя недооценивать значимость СМИ при становлении патриотов в современной России [8]. Обучающиеся о собственной научно-исследовательской работе пишут статьи для периодических изданий, а также участвуют в различных мероприятиях, направленных на сохранение окружающей среды и исторического наследия своего региона.
Методическое сопровождение преподавания иностранных языков сегодня направлено на совершенствование навыков коммуникации. Они позволяют обучающимся формировать эффективные коммуникации с людьми — представителями других культур.
Необходимо также отметить положительное влияние изучения жизни и деятельности известных земляков-героев на воспитание патриотических установок. Анализ историй этих личностей, посвятивших свою жизнь служению Родине, на уроках иностранного языка продолжает вдохновлять молодое поколение на служение своей стране и народу [9]. Это способствует улучшению языковых навыков и обогащению общего кругозора.
Таким образом, процесс обучения иностранным языкам преследует своей ключевой целью формирование так называемой «языковой личности», характеризующейся развитой системой укорененных в культуре национального уровня ценностей.
На наш взгляд, целесообразно при реализации патриотического воспитания использовать при обучении иностранным языкам социальные и историко-географические данные. Такие формы организации учебной деятельности, как брейн-ринги, уроки-экскурсии, ролевые игры, конференции, написание творческих работ, прослушивание аутентичных аудиозаписей и просмотр видеоконтента на иностранном языке с дальнейшим обсуждением могут быть эффективно применены в этом направлении.
Кроме того, важное значение имеет с точки зрения патриотического воспитания внеурочная деятельность. Широкий спектр внеурочных мероприятий способствует поддержанию интереса к предмету и повышению языковой компетенции. Концерты, недели и дни иностранных языков, литературные гостиные, постановка спектаклей, конкурсы чтецов и др. на иностранных языках вызывают у обучающихся огромный интерес. Это в свою очередь способствует становлению у них патриотических устремлений [10].
Современные интегрированные занятия позволяют обобщать, анализировать и дополнять информацию по различным предметам. Обучению иностранным языкам сегодня отводится особенное место в учебных дисциплинах. Кроме того, язык является не только средством общения, но и инструментом для межкультурного диалога. Обучающиеся готовят для разнообразных мероприятий презентации, рефераты, доклады и т. п. о своих предках — участниках военных действий (тружениках тыла). Традиционно в России организуется подготовка проекта, посвященного Дню Победы.
Кроме того, в России студенты устраивают встречи со свидетелями национальных исторических событий — ветеранами, проводят экскурсии. После проведения мероприятий одним из эффективных способов рефлексии становится проведение чаепития, во время которого обсуждаются совместные проекты и выражается отношение к прошедшим событиям.
Безусловно, формированию гражданина способствует коммуникативная компонента такой научной дисциплины как иностранный язык. Сегодня обширный инструментарий преподавания способствует воспитанию уважения и любви к своей родине и народу, разнообразит процесс обучения.
Подводя итоги, следует отметить, помимо учебных целей, к ключевым задачам развития относится расширение кругозора, развитие креативности, знакомство с культурно-историческими особенностями родной земли и формирование чувства гражданственности.
На наш взгляд, метод проектов служит наиболее результативным с точки зрения организации гражданско-патриотического воспитания. Он способствует достижению через подробный анализ проблем как образовательных, так и морально-нравственных целей.
Также были установлены наиболее эффективные, зарекомендовавшие инструменты формирования на уроках иностранного языка патриотизма (знакомство с жизнеописаниями ученых, общественных деятелей и т. п., которые в служении своей Родине оставили след), применение разнообразных материалов, посвященных героическому прошлому родной земли. Воспитание самостоятельно думающих людей, осознающих свою национальную идентичность, уважающих традиции и обычаи своих предков, чувствующих свою ответственность за будущее Отечества, является одной из основных задач, стоящих перед современным образованием. Формирование патриота происходит на всех ступенях образования и посредством изучения всех учебных дисциплин, но особое внимание необходимо уделять формированию патриотизма при обучении иностранному языку через сопоставление культуры родной страны и стран изучаемого языка.
Список литературы
1. Белова Е.С. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка. Молодой ученый. 2023;12:148–150. URL: https://moluch.ru/archive/459/100999/ (дата обращения: 15.05.2024) Patrioticheskoye vospitaniye na urokakh inostrannogo yazyka = Patriotic education in foreign language lessons. Molodoy uchenyy. 2023;12:148–150 (In Russ.). URL: https://moluch.ru/archive/459/100999/ (accessed: 15.05.2024)
2. Малагина Е.С., Воистинова Г.Х. Средства патриотического воспитания студентов. Научные высказывания. 2023;22:36‒41. URL: https://nvjournal.ru/article/Sredstva_patrioticheskogo_vospitanija_studentov/ (дата обращения: 15.05.2024) Malagina E.S., Voistinova G.Kh. Sredstva patrioticheskogo vospitaniya studentov = Means of patriotic education of students. Nauchnyye vyskazyvaniya. 2023;22:36-41 (In Russ.). URL: https://nvjournal.ru/article/Sredstva_patrioticheskogo_vospitanija_studentov/ (accessed: 15.05.2024)
3. Атмайкина О.С. Патриотическое воспитание на уроках английского языка. Патриотическое воспитание в теории и практике А.С. Макаренко: материалы VIII Всероссийских Макаренковских чтений с международным участием. Красноярск; 2020. С. 130–134. Atmaikina O.S. Patrioticheskoye vospitaniye na urokakh angliyskogo yazyka = Patriotic education in English lessons. Patriotic education in theory and practice of A.S. Makarenko: materials of the VIII All-Russian Makarenko readings with international participation. Krasnoyarsk; 2020. Pp. 130–134 (In Russ.)
4. Записных О.В., Свиридова Е.В. Пути реализации патриотического воспитания на уроках иностранного языка. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019;4:34–38. Zapisnykh O.V., Sviridova E.V. Puti realizatsii patrioticheskogo vospitaniya na urokakh inostrannogo yazyka = Ways of implementing patriotic education in foreign language lessons. Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019;4:34–38 (In Russ.)
5. Огиенко Ю.С. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка с использованием видеофильмов. Вестник магистратуры. 2019;6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-na-urokahinostrannogo-yazyka-s-ispolzovaniem-videofilmov-1 (дата обращения: 15.05.2024) Ogienko Yu.S. Patrioticheskoye vospitaniye na urokakh inostrannogo yazyka s ispolzovaniyem videofilmov = Patriotic education in foreign language lessons using video films. Vestnik magistratury. 2019;6 (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-inostrannogo-yazyka-s-ispolzovaniem-videofilmov-1 (accessed: 15.05.2024)
6. Захарова А.А., Мануйлова Н.С., Копанева Т.Г. Case study современный подход в обучении иностранному языку. Научное обозрение: актуальные вопросы теории и практики. 2023;134–137. Zakharova A.A., Manuilova N.S., Kopaneva T.G. Case study sovremennyy podkhod v obuchenii inostrannomu yazyku = Case study modern approach to teaching foreign language. Nauchnoye obozreniye: aktual’nyye voprosy teorii i praktiki. 2023;134–137 (In Russ.)
7. Васильева Л.П., Володина Е.В. и др. Оценка целенаправленности применения современных ИКТ студентами вузов в образовательном процессе. Science for Education Today. 2020;2:124–137. Vasilyeva L.P., Volodina E.V. et al. Otsenka tselenapravlennosti primeneniya sovremennykh IKT studentami vuzov v obrazovatel’nom protsesse = Assessment of the purposefulness of the use of modern ICT by university students in the educational process. Science for Education Today. 2020;2:124–137 (In Russ.)
8. Трофимова И.Г., Агафонова Г.З. и др. О патриотическом воспитании студентов технических специальностей в процессе изучения иностранного языка. Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева 2020;2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-patrioticheskom-vospitanii-studentov-tehnicheskih-spetsialnostey-v-protsesse-izucheniya-inostrannogoyazyka (дата обращения: 15.05.2024) Trofimova I.G., Agafonova G.Z., et al. O patrioticheskom vospitanii studentov tekhnicheskikh spetsialnostey v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka = On patriotic education of students of technical specialties in the process of studying a foreign language. Bulletin of the ChSPU named after I.Ya. Yakovlev. 2020;2 (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-patrioticheskom-vospitanii-studentov-tehnicheskih-spetsialnostey-v-protsesse-izucheniyainostrannogo-yazyka (accessed: 15.05.2024)
9. Филатова О.Р. Патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка. Материалы XXVII Духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Под ред. протоиерея Носкова А. Томск: ЦНТИ; 2018. С. 240‒245. Filatova O.R. Patriotic education of schoolchildren in English lessons = Patriotic education of schoolchildren in English lessons. Materials of the XXVII Spiritual and Historical Readings in memory of the Holy Equal-to-the-Apostles Cyril and Methodius. Edited by Archpriest Noskov A. Tomsk: CNTI; 2018. Pp. 240‒245 (In Russ.)
10. Захарова А.А., Мануйлова Н.С., Копанева Т.Г. Метод Case study в профессиональном обучении иностранному языку студентов технических направлений. Материалы международного форума Победный май 1945 года. Ростов-на-Дону. ДГТУ; 2023. С. 97–92. Zakharova A.A., Manuilova N.S., Kopaneva T.G. Metod Case study v professionalnom obuchenii inostrannomu yazyku studentov tekhnicheskikh napravleniy = Case study method in professional teaching of a foreign language to students of technical fields. Proceedings of the international forum Victory May 1945. Rostov-na-Donu. DGTU; 2023. pp. 97–92 (In Russ.)
Об авторах
А. А. ЗахароваРоссия
Захарова Анна Алексеевна, старший преподаватель кафедры иностранного языка в сфере технических наук и технологий, Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
Н. С. Мануйлова
Россия
Мануйлова Наталья Степановна, старший преподаватель кафедры иностранного языка в сфере технических наук и технологий, Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
Т. Г. Копанева
Россия
Копанева Татьяна Георгиевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранного языка в сфере социогуманитарных наук, Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
Рецензия
Для цитирования:
Захарова А.А., Мануйлова Н.С., Копанева Т.Г. Воспитание патриотизма в процессе обучения иностранному языку. Научный альманах стран Причерноморья. 2025;11(1):40-46. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-1-40-46
For citation:
Zakharova A.A., Manuilova N.S., Kopaneva T.G. Fostering Patriotism in the Process of Teaching a Foreign Language. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2025;11(1):40-46. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2025-11-1-40-46