Перейти к:
Досуговая деятельность как средство развития личности обучающихся сельских школ
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-50-55
Аннотация
Введение. Статья посвящена изучению специфики досуговой деятельности в сельских образовательных организациях и степени ее влияния на процесс формирования и развития личности школьника. Досуговая деятельность играет важную роль в социально-культурной интеграции личности школьника. Это время, когда есть возможность расширять знания, развивать творческие способности и укреплять связи с другими людьми. В процессе досуговой деятельности можно лучше понять и принять разнообразие культур и обычаев. Это все способствует формированию толерантного и открытого общества.
Материалы и методы. Комплексность примененных в данном исследовании методов объясняется тематикой работы, экстраполирующей методологию социологии, педагогики, философии и ряда экономических дисциплин, связанных с внедрением современных направлений человеческой деятельности. Объектом исследования является изучение специфики организации досуговой деятельности для обучающихся сельских школ. В настоящее время остро стоит вопрос о заинтересованности молодежи в условиях оттока населения из сельской местности. Организация и реализация досуговой деятельности – одно из решений, на которое образовательные учреждения в сельских районах опираются в своей работе.
Результаты исследования. Подчеркивается необходимость создания системы внеурочной воспитательной работы, важнейшей функцией которой является организация досуговых мероприятий, что является одной из основных целей такого рода деятельности. Это достигается за счет создания комфортной среды с идентичными ценностями и интересами. Сельская школа является учебно-воспитательным центром, предназначенным для организованного воспитания и обучения подрастающих поколений. На примере опыта сельских образовательных организаций предоставляется возможным рассмотреть реализацию детско-взрослых социально значимых досуговых мероприятий. Специфика организации досуговой деятельности прежде всего обусловлена ростом образовательного и культурного уровня сельского населения; внедрением информационных технологий в индустрию развлечений; изменением структуры использования свободного времени и т. д.
Обсуждение и заключение. В процессе исследования определены современные формы досуговой деятельности, реализуемой в рамках образовательных организаций, а также функции, определяющие ее социально-культурное назначение. Современное понимание досуга позволяет определять его как перспективное направление, ориентированное на развитие личности школьника и укрепление его социальных связей.
Ключевые слова
Для цитирования:
Петренко А.С., Дудкина О.В. Досуговая деятельность как средство развития личности обучающихся сельских школ. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):50-55. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-50-55
For citation:
Petrenko A.S., Dudkina O.V. Leisure Activities as a Means of Students’ Personal Development in Rural Schools. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):50-55. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-50-55
Введение. В настоящий момент происходит кардинальная перестройка в подходах к воспитанию современной молодежи. В социально-педагогической сфере внедряются новые концепции и подходы, которые в полной мере отражают текущие тенденции развития российского общества. Разнообразие форм досуговой деятельности в образовательных учреждениях, в том числе и сельских школах, влияет на культуру поведения обучающихся, общение во время досуга, развитие личных качеств человека, его духовные, физические и другие социально-значимые потребности и интересы, которые проявляются в индивидуальной социокультурной деятельности.
Досуг обучающихся в сельских школах, при отсутствии адекватной культурной программы, может стать посылом к противоправному поведению, поскольку не способствует развитию творческих способностей и не приводит к восстановлению сил после учебы.
Материалы и методы. Методология авторов выстраивалась с опорой на исследования отечественных и зарубежных ученых, изучающих проблематику во взаимосвязи со спецификой сельской среды. Значительную роль в изучении понятия «досуг», а также его теоретическом обосновании сыграли такие выдающиеся ученые, как М.Г. Бушканец, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, Г.А. Опарин, В.Я. Суртаев и многие другие. В своих работах они рассматривали досуг как возможность для человека заниматься самостоятельной и разнообразной деятельностью в свободное время с учетом собственных интересов и потребностей. Исследования неоспоримо указывают на многогранную роль досуга как движущей силы для самовыражения и всестороннего развития личности, площадкой для раскрытия индивидуального потенциала [1].
В последние десятилетия теория и практика досуга развиваются благодаря исследованиям выдающихся ученых, таких как Л.А. Затуливетер, В.В. Кирсанов, А.В. Мудрик, Д.А. Никольский, С.А. Шмаков. Их работы освещают педагогический потенциал досуга молодежи и подчеркивают его растущую роль в социализации подрастающего поколения [2, 3].
Достаточно многочисленны и зарубежные источники, демонстрирующие широкий обзор проблемы свободного времени. Изучение досуга в социологии началось с Т. Веблена. Досуг, согласно его концепции, представляет собой время, свободное от обязательств. Социологи, оказавшие значительное влияние на развитие данной области науки, такие как Жорж Ландберг, Джон Рисмен, Лиза Ловенталь, Мередит Каплан, анализировали поведение социальных групп во время досуга. Исследования в области социологии досуга получили новый импульс во второй половине ХХ в. благодаря работам ученых Стюарта Паркера, Жана Дюмазедье. Их труды внесли значительный вклад в понимание социальных аспектов свободного времени и его влияния на общество [4, 5].
Современное понимание досуга становится все более интернациональным, отражая глобализационные процессы в обществе. Вместе с тем перед теорией и практикой досуга стоят новые вызовы. Один из них связан с необходимостью повышения качества досуговых мероприятий и программ. Другой вызов — формирование у молодежи культуры конструктивного и социально полезного досуга. Это предполагает развитие творческих начал, стимулирование активных форм досуга и пропаганду здорового образа жизни.
Результаты исследования. Досуговая деятельность в образовательных учреждениях играет важную роль в социально-культурной интеграции личности обучающихся. Досуговая деятельность предоставляет возможность познакомиться с различными аспектами культуры. Посещение музеев, галерей и театров помогает погрузиться в мир искусства и истории, узнать о значимых событиях и фигурах прошлого, а также об актуальных тенденциях и талантливых современниках. Это не только обогащает интеллектуальный и эмоциональный опыт подрастающего поколения, но и помогает молодежи лучше понять и оценить культурное наследие.
Досуговая деятельность способствует развитию творческих способностей. Художественные занятия, музыкальные группы, танцевальные классы и другие формы творческого самовыражения помогают развивать воображение, талант и уверенность. Участвуя в досуговых мероприятиях, школьники учатся выражать свои мысли и чувства через искусство, а также находить новые пути самовыражения. Это важно не только для развития обучающихся как индивидов, но и для создания более креативного и инновационного общества.
Также досуговая деятельность способствует укреплению социальных связей и формированию толерантного общества. Участие детей в командных спортивных играх, клубах интересов и общественной деятельности помогает находить общий язык с другими людьми, работать в команде, слушать и уважать мнения других людей. Это создает в школе атмосферу взаимопонимания и поддержки, что способствует социальной интеграции и формированию дружественных и гармоничных отношений.
Под досуговой деятельностью понимается часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору. Досуг — это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т. п. [6].
Досуговая деятельность — это осознанная и целенаправленная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени.
Досуговые мероприятия, проводимые в сельских школах, можно классифицировать по целям, которые достигаются во время их реализации. Так, выделяются три вида таких мероприятий в школе:
– учебно-воспитательные;
– спортивно-оздоровительные;
– развлекательные.
В процессе организации любого из видов мероприятий, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся школы, поскольку они имеют решающее значение при выборе проведения событий. Обучающихся начальных классов заинтересует демонстрация наглядной информации и активные формы проведения мероприятий. Учащихся средней школы проще вовлечь в интеллектуальные занятия с элементами двигательной активности, например, с помощью конкурсов, игр, экскурсий.
Старшеклассники способны к более длительному, статическому восприятию материала. Для них актуальны театрализованные постановки, КВН, туристические походы, конкурсы типа «брейн-ринг», профориентационные экскурсии.
При проведении внеклассного мероприятия в начальной школе следует учитывать небольшой практический опыт учеников. Занятие должно способствовать формированию базисных знаний детей, их умений и навыков, в то время как в средней и старшей школе внеклассные занятия могут проводиться для закрепления прошедшего материала.
В зависимости от возможностей материально-технической базы образовательной организации, количества, состава, возрастных и психологических особенностей учащихся можно столкнуться с различными формами организации досуговой деятельности [7].
На рис. 1 представлены наиболее распространенные формы досуговых мероприятий для сельских школ.
Рис. 1. Формы организации досуговой деятельности
Традиционными формами организации досуговой деятельности являются следующие мероприятия:
– праздничные концерты выделяют как самые распространенные и значимые события, поскольку зачастую школы являются единственными культурными учреждениями в селах, и мероприятия, проводимые в них, объединяют не только всю школьную среду, но и всех жителей сельской местности. Характеризуются многочисленными вариантами их проведения: вечера встреч, танцевальные мероприятия и дискотека, конкурсы и т. д.;
– общешкольные ярмарки также пользуются популярность в школах небольших населенных пунктов, они способствуют всеобщему объединению, так как активное участие в них принимают не только дети, но и взрослые, родители и учителя;
– торжественные линейки являются одной из форм воспитательной работы в школе, в селах их проводят достаточно часто, так как численность участников школьной среды невелика и собрать их всех вместе по какому-либо поводу не так сложно;
– спортивные соревнования, которые проводит образовательное учреждение, часто являются единственным спортивным пространством для сельской местности, поэтому привлекают многих жителей;
– библиотечная работа является одной из наиболее старых форм проведения досуга обучающихся. Работа библиотек чаще всего реализуется в трех направлениях: выдача книг и периодики для чтения в свободное время; проведение различных тематических мероприятий (литературные экскурсии по произведениям, книжные выставки, проведение интеллектуальных квизов); пропаганда здорового образа жизни;
– игровые формы организации досуговой деятельности также достаточно популярны в школьной среде.
Обучающимся предлагаются как пассивные (шашки, шахматы), так и активные игровые развлечения (квесты, образно-ролевые и коммуникативные игры).
Досуговая деятельность носит многосторонний характер, в связи с чем функции досуговой деятельности определяются социальным и культурным назначением (рис. 2).
Рис. 2. Функции досуговой деятельности
Досуговая активность способна выполнять также и функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды [8].
План досуговой деятельности в сельских школах составляется заранее и корректируется в ходе их проведения, в зависимости от присутствующего контингента и других условий. Также при планировании досуговой деятельности не лишним будет проанализировать мотивы, побуждающие обучающегося к конкретной форме досуговой деятельности, потребности, которые они стремятся удовлетворить, посещая развлекательные мероприятия (общение, эмоциональное обогащение, активность, восстановление физических сил, эстетическое наслаждение).
Организация досуга в сельских школах происходит с целью непосредственного воспитательного воздействия на учеников и разнообразия их социально-культурной деятельности. Помимо уроков, организуются конкурсы, концерты, выставки и экскурсии, которые вносят разнообразие в будни. Важность подобных мероприятий заключается в том, что они оказывают большую роль в деле воспитания подрастающего поколения.
Организация досуговых мероприятий остается одной из важнейших форм не только внеклассной работы, но и всей деятельности сельской школы. Участие в подобных мероприятиях в более свободной обстановке, вне привычных классов, имеет существенное, а порой и решающее значение для развития и воспитания обучающихся, особенно в сельской местности, где часто ощущается значительный дефицит в объектах социально-культурной направленности для подрастающего поколения.
Внеурочные мероприятия важны и для самого сельского педагога. Они помогают сблизиться с детьми, установить и поддерживать доверительные отношения с учениками, так как в сельских школах обычно небольшое количество учеников, и педагогу представляется возможным найти индивидуальный подход к каждому из них.
Обсуждение и заключение. В качестве основных выводов исследования можно привести следующее.
При планировании и организации досуговой деятельности для обучающихся сельских школ необходимо решать следующие задачи:
– привлечение учащихся к культурным и развлекательным мероприятиям;
– разработка программ и расписаний мероприятий, отвечающих потребностям старшеклассников в области досуга;
– выбор соответствующих форм активного досуга;
– обеспечение адекватного уровня физической активности, соответствующего физическому состоянию и потребностям участников;
– поощрение осознанного вовлечения в физическую культуру.
Реализация вышеперечисленных задач будет способствовать побуждению интереса обучающихся к досуговой деятельности, обогатит их знания, поможет освоить способы применения этих знаний в повседневной жизни, способствовать ценностному отношению к своему свободному времени. Это позволит последовательно и целенаправленно сформировать у обучающихся культурные ценности.
Одним из ключевых показателей культурной личности обучающихся является целостное и системное восприятие мира. Досуг обучающихся, организованный на должном уровне, нацелен на всестороннее развитие личности, включающее гармоничное сочетание интеллектуальных, физических, нравственных и эстетических качеств обучающихся, направлен на развитие творческого мышления, осознанности и самопонимания.
Формирование культуры досуга включает в себя установку на ценности и стили поведения, а также готовность принимать участие в общественно значимых мероприятиях, способствующих раскрытию творческого потенциала личности в свободное время. Этот процесс направлен на развитие личности обучающихся, предоставляя им возможность выбирать занятия и формы активности, соответствующие интересам и способностям.
Следует отдельно отметить, что недостатки в структуре построения досуга школьников, особенно в сельской местности, значительно сказываются на формировании отрицательных тенденций в поведении детей школьного возраста, приводя к появлению девиантных форм поведения среди подростков. Это связано с маловариантностью других возможностей проведения досуга для детей, кроме предлагаемых школой.
Таким образом, при правильном подходе к организации досуговых мероприятий в сельских школах для обучающихся открываются порой неожиданные и привлекательные стороны образовательного учреждения, учителя ощущают свою социальную значимость и востребованность, а сама школа для подрастающего поколения становится не только местом получения знаний, но и приобретения жизненного опыта и положительных эмоций.
Список литературы
1. Черников И.А. Педагогика досуга как направление в современном социокультурном образовании и воспитании. Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2020;25(188):132–138.
2. Затуливетер Л.А., Кузовкина К.В. Социализация школьников средствами организованной досуговой деятельности как одно из приоритетных направлений в учебно-воспитательном процессе современной школы. В: Актуальные проблемы социального образования: региональный аспект: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Липецк, 15 ноября 2017 г. Липецк: ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского; 2017. с. 43–49.
3. Ярошенко Н.Н. Понятие «цивилизация досуга» в контексте зарубежных социокультурных исследований. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019;5(91):92–101.
4. Йылмаз А. Ожидания родителей в отношении участия старшеклассников во внеклассной спортивной деятельности. Педагогика, психология, медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018;4:216–225.
5. Миронов А.С., Струк, Е.Н. Современные социологические подходы к пониманию феномена «досуг». Социальная компетентность. 2022;7(4):344–352.
6. Каменец А.В., Урмина И.А., Заярская Г.В. Основы культурно-досуговой деятельности. Москва: Юрайт; 2022. 185 с.
7. Байбородова Л.В. Школа как фактор развития села. Ярославский педагогический вестник. 2011;2:7–11.
8. Бутонова Н.В. Досуговые практики в современной культуре. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2012;1:201–210.
Об авторах
А. С. ПетренкоРоссия
Петренко Антонина Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры сервиса туризма и индустрии гостеприимства, Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
О. В. Дудкина
Россия
Дудкина Ольга Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры сервиса туризма и индустрии гостеприимства, Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
Рецензия
Для цитирования:
Петренко А.С., Дудкина О.В. Досуговая деятельность как средство развития личности обучающихся сельских школ. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):50-55. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-50-55
For citation:
Petrenko A.S., Dudkina O.V. Leisure Activities as a Means of Students’ Personal Development in Rural Schools. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):50-55. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-50-55