Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Экзистенциально-смысловые ценности содержания педагогического дискурса в вузе

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-34-42

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена зависимостью формирования осознанного профессионального интереса будущих педагогов от экзистенциальных подходов в образовательном пространстве. Рассматриваются подходы в образовательном процессе вуза, раскрывающие и развивающие экзистенциальное начало обучающихся. Целью статьи является изучение состояния современного образовательного пространства с позиции экзистенциальной педагогики, поскольку развитие экзистенциальных основ будущего специалиста является первостепенной задачей для формирования человека, умеющего прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности.
Материалы и методы. Основополагающим методом в исследовании является метод наблюдения и социологического опроса. Для рассмотрения проблемы по формированию свободного в своих решениях человека, самостоятельно делающего экзистенциальный выбор, осознающего его смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором авторы определяют направления реализации положений экзистенциальной педагогики в деятельности высшего учебного заведения и показывают результаты проведенного интервьюирования по определению степени проявления экзистенциальных способностей у студентов педагогического направления «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Русский язык и литература». Полученные данные позволили оценить уровень экзистенциальной наполненности будущих педагогов и сделать закономерные выводы на основании анализа полученных ответов.
Результаты исследования. Делается вывод о степени влияния философии экзистенциализма на формирование убеждений и экзистенциального взгляда обучающихся в рамках образовательной деятельности, а именно при выполнении проектных работ, написании курсовых и выпускных квалификационных работ. В свою очередь анализ содержания экзистенциально-смысловых ценностей способствует определению самотрансценденции студентов в процессе обучения, поскольку в выборе темы проектных, учебных и научно-исследовательских работ проявляется способность будущего специалиста расширять собственные границы в разных направлениях. Человеку присущи идеи выдвижения собственных позиций и целей, а также их достижение с учетом взятия на себя вытекающих последствий. В распознавании этих предпосылок экзистенциализма и заключался основной замысел исследования.
Обсуждение и заключение. В ходе исследования проведен опрос на выявление экзистенциальных задатков студентов в вопросах выбора жизненных ориентиров на основе высказываний известных педагогов, писателей и философов. В результате анализа полученных ответов была сформирована общая картина текущего состояния экзистенциально-личностных основ личности.

Для цитирования:


Колмакова В.В., Колмаков Я.В. Экзистенциально-смысловые ценности содержания педагогического дискурса в вузе. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):34-42. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-34-42

For citation:


Kolmakova V.V., Kolmakov Ya.V. Existential and Semantic Values of the Content of Pedagogical Discourse in High School. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):34-42. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-34-42

Введение. Актуальность исследования обусловлена зависимостью формирования осознанного профессионального интереса будущих педагогов от экзистенциальных подходов в образовательном пространстве. В данной работе рассматриваются подходы в образовательном процессе, раскрывающие и развивающие экзистенциальное начало обучающихся.

Философское осмысление деятельности неразрывно связано с образовательным процессом. Понятие «экзистенциализм» берет свое начало в первой половине XX в. [1]. Впервые вопросам поиска смысла жизни в попытке постичь бога и понять сущность человека, важности личного выбора обратился датский философ Сёрен Кьеркегор. Идеи этого ученого нашли отражение в трудах Ницше с его принятием «сверхчеловека», Хайдеггера с идеей связи с истиной, Сартра с представлением о человеке как проекте самого себя. Связующим звеном всех названных философских учений было стремление к одной цели — возобновить утраченную связь бытия и человеческого сознания [2].

Особое место в становлении экзистенциальной педагогики занимает австрийский психотерапевт Виктор Франкл, основоположник логотерапии, положивший в основу своего учения тезис о нахождении смысла существования во всех проявлениях бытия, в том числе творчестве и работе. Теория экзистенциального подхода нашла отражение в педагогике [3]. Идеи экзистенциального подхода в педагогике прослеживались в трудах Д. Дьюи [4], М. Монтессори [5] и других известных педагогов прошлого.

Родоначальником отечественного экзистенциализма и, в частности, педагогического экзистенциализма, по праву может быть назван А.И. Герцен, чьи труды [6] посвящены идеалам гражданского воспитания. В трудах отечественных педагогов П.Ф. Каптерева [7], В.А. Сухомлинского [8], И.П. Иванова [9] и др. реализован субъектный подход в обучении и воспитании учащихся. Продолжателями развития идей экзистенциальной педагогики выступили О.С. Гребенюка, Т.Б. Гребенюка («Основы педагогики индивидуальности») и их последователи, акцентируя внимание на важнейшей педагогической цели — развитии индивидуальности обучающихся [10].

Цель настоящего исследования заключается в выявлении взаимосвязей между экзистенциально-смысловыми ценностями и содержанием педагогического дискурса в образовательном пространстве высшего учебного заведения, прежде всего при изучении блока социально-гуманитарных дисциплин.

Объект исследования: экзистенциально-смысловые ценности человеческого бытия. Предмет исследования: экзистенциальная составляющая содержания образовательного дискурса дисциплин социально-гуманитарной направленности. Научная новизна работы заключается в том, что при введении экзистенциально-смысловых идей в учебный и научно-исследовательский дискурсе вуза, расширяются возможности самотрансценденции и жизненный потенциал будущего специалиста.

Материалы и методы. В качестве ведущего научного метода, наряду с анкетированием, выступает метод наблюдения и метод социологического опроса. Проведен сбор и анализ данных по изучению и проявлению экзистенциальных идей в образовательном процессе. Перечисленные методы позволили выявить экзистенциально-смысловые ценности опрошенных в отношении к самореализации и принятию важных в жизни позиций и решений. В качестве респондентов, прошедших социологический опрос, выступили 104 человека возрастных групп 18–21 и 22–27 лет.

Этапы исследования

1. Анализ и систематизация научно-исследовательских работ и методов реализации экзистенциального начала, применяемых в образовательном процессе.

2. Разработаны вопросы для социологического опроса и проведен сам опрос.

3. Обработка и анализ полученных данных проведенного социологического опроса.

4. Определение роли и места экзистенциально-смысловых ценностей в педагогическом дискурсе образовательного пространства в вузе.

Результаты исследования. Начиная с первого курса, при активном участии преподавателей вуза, студенты определяют свои профессиональные склонности и интересы в процессе изучения разных дисциплин:

1) студент сам «заявляет» о своей заинтересованности посредством написания статей, докладов и научных работ;

2) студент неявно проявляет заинтересованность, и преподаватель «помогает» ему реализоваться;

3) студент не проявляет заинтересованности и испытывает трудности в дальнейшем обучении.

В рамках настоящего исследования рассмотрена реализация экзистенциального подхода в педагогике на основе учебного плана направления «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Русский язык и литература».

Обратимся к процессу обучения как к последовательному пути становления студента как специалиста. Экзистенциальный подход можно проявить при изучении дисциплин разного уровня: общеобразовательных дисциплин (дисциплин, которые входят в обязательную часть) и дисциплин по выбору, а также при написании курсовых и ВКР.

Одной из дисциплин, формирующих развитие и совершенствование лидерских навыков, перспективу глубже освоить как методы профессиональной деятельности, так и предметную область, является обязательная дисциплина «Основы проектной деятельности» (рис. 1).

В процессе изучения дисциплины «Основы проектной деятельности» реализуются методы экзистенциальной педагогики: ориентация на личность обучающегося, диалогический метод, опытно-поисковый метод и др., применение которых способствует развитию у обучающегося творческого мышления посредством индивидуального (самостоятельного) поиска. В процессе работы над проектом у студента начинает складываться профессиональный интерес, который в дальнейшем реализуется посредством экзистенциального подхода в блоке дисциплин по выбору.

При обучении будущих педагогов с первого курса выявляются предпочтения и профессиональная заинтересованность людей к определенной специальности. В рамках направления 44.03.05 на 4 курсе студентам предоставляется возможность выбора изучаемой дисциплины (рис. 2). Из предложенных в учебном плане: «Художественный мир А.П. Чехова», «Поэтическая практика русского модернизма», «Основы философских знаний в русской литературе XIX века», «Изображение исторических событий в произведениях М.А. Шолохова». Данный список охватывает достаточно большие пласты литературы в целом, поэтому каждый студент может выбрать дисциплину (модуль) в соответствии с его интересами.

Дисциплина «Художественный мир А.П. Чехова» позволяет получить и расширить знания о художественном своеобразии произведений писателя, а также проникнуться его творчеством как целостным художественным миром, существующим в контексте историко-культурного пространства России и Европы конца ХIХ — ХХ в. Многие этнокультурные реалии чеховских произведений позволяют выявить те смыслы, которые заложены в их структуре, но обнаруживаются только в южнорусском контексте. Изучение творчества известного прозаика и драматурга происходит посредством сопоставления важнейших событий в жизни знаменитого писателя с глубоким смыслом его произведений того времени: например, первый сборник рассказов Чехова «Сказки Мельпомены», предрёкший литературную известность писателю, сборник «Пестрые рассказы», осуждение духовного застоя в рассказе «Ионыч», мотивы борьбы со смирением в рассказе «В ссылке», иллюстрация деспотизма в России в повести «Палата №6» и т. д. Этот модуль раскрывает различные аспекты творчества писателя, в том числе мифопоэтический контекст его произведений, проблему пейзажа и интерьера, роль художественной детали в системе отдельного произведения и другие. Эту дисциплину выберут студенты, ценящие емкость и остроту чеховского стиля.

Рис. 1. Фрагмент учебного плана с обязательными дисциплинами Б1.О

Рис. 2. Дисциплины по выбору в учебном плане

В рамках модуля «Поэтическая практика русского модернизма» вырабатываются основополагающие эпистемологические и теоретико-литературные представления студентов о литературном процессе в ХХ в., углубленное изучение поэтической практики русского модернизма, овладение практикой аналитического рассмотрения поэтических произведений, а также освоение основных теоретико-методологических вопросов и аналитическое рассмотрение поэтических произведений А.А. Ахматовой, В.В. Маяковского, Д.И. Мережковского, М.И. Цветаевой, А.А. Блока, К.Д. Бальмонта, В.Я. Брюсова, Н.С. Гумилёва, О.Э. Мандельштама и др. Цель курса состоит в раскрытии смыслового многообразия поэзии русского модернизма как неклассической поэтической практики. В ходе изучения этой дисциплины студент углубляется в причинно-следственные связи господства поэзии в русской литературе начала XX в., рассматривает особенности направлений русского модернизма, анализирует творения поэтов Серебряного века и их стилистику. Эту дисциплину выберут студенты, которым близко экзистенциальное понимание поэзии и интересна поэтическая практика русских поэтов эпохи модернизма.

Дисциплина «Основы философских знаний в русской литературе XIX века» посвящена философской составляющей русской литературы в контексте литературных произведений XIX в. В рамках изучения данного модуля студент глубже погружается в исследование литературы как органичной формы философского сознания, проводит оценку философского значения текста [11], анализирует философскую составляющую произведений известных писателей-классиков XIX в., рассматривает вопросы утраты и обретения смысла жизни, веры и неверия, человеческой свободы, страха, тоски и страдания на примере произведений Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова, И.С. Тургенева, А.Н. Радищева, В.С. Соловьева и других. Эту дисциплину выберут студенты, кому интересно взаимовлияние русской литературы и философии, продуктивность их взаимосвязи, уникальность этого опыта в культурной истории человечества.

Модуль «Изображение исторических событий в произведениях М.А. Шолохова» освещает наиболее известные и значимые произведения писателя, которые посвящены историческим событиям и жизни казаков на Дону. В процессе изучения данного модуля рассматриваются такие произведения, как «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», сборник «Донские рассказы», где основной замысел автора реализован в исследовании человеческой природы в условиях войны и социальных потрясений, а также в показе столкновения истории с личностью, пытающейся в переломные моменты жизни страны сохранить вековую народную мораль. Эту дисциплину выберут студенты, которым интересно творчество М.А. Шолохова, отличающееся глубоким психологизмом, яркими образами и точным описанием исторического контекста.

Все эти дисциплины служат общей цели — разрабатывают и реализуют индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся. Продолжением реализации экзистенциального подхода в обучении является написание курсовых и выпускных квалификационных работ, где проявляется личностное начало и экзистенциальная реализация будущего специалиста.

Курсовые работы предусматривают анализ и обобщение теоретического и эмпирического материала, призванные способствовать закреплению и проявлению знаний и умений, полученных в процессе освоения учебной программы, или проведение самостоятельного исследования по избранной теме. Часть тем предлагает преподаватель, но принимаются во внимание и темы, выдвинутые студентами, однако в обоих случаях основное внимание будет уделяться интересу студента. Законченная курсовая работа свидетельствует об умении будущего специалиста работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении программы высшего образования, направленной на комплексное формирование универсальных и профессиональных компетенций. В ходе написания курсовой работой студент не только развивает свои профессиональные навыки, но и реализует свою экзистенцию в выбранной тематике.

Заключительным этапом личностного проявления индивидуализации и завершающим этапом обучения является написание выпускной квалификационной работы, в ходе которой студент раскрывает свои навыки и возможности в полной мере, презентуя весь свой накопленный опыт за несколько лет обучения и самостоятельной работы. Аналитическая и практическая часть исследования проявляют экзистенциальное начало в образовательной деятельности студента.

С целью определения экзистенциальных возможностей обучающихся было проведено анкетирования студентов в возрастном диапазоне от 18 до 27 лет с последующим анализом ответов, представленных в таблице (табл. 1). Опрос проходили не только студенты очной формы обучения, но и заочной. На основании такого разделения можно сравнить две возрастные группы: студентов, только вошедших в обучение своей профессиональной среды, и специалистов, уже имеющих некий рабочий жизненный опыт.

Таблица 1

Результаты анкетирования по определению смысложизненных и экзистенциальных ценностей у обучающихся

ВопросыВарианты ответовВозрастная группа 18–21Возрастная группа 22–27
9410
ЖМЖМ
86891
Уровень образованияСреднее (полное) общее73810
Среднее профессиональное13081
Причина, по которой выбрали получение высшего педагогического образованияЖелание стать педагогом60431
Реализация филологических интересов11230
Влияние родственников и друзей5110
Достойная зарплата4010
Другое6110
Главная ценность в образовательном процессеПроявление личной свободы действий6020
Создание своего собственного смысла в жизни12200
Умение руководить своим обучением13010
Становление уникального понимания жизни11221
Умение брать на себя ответственность за свою собственную жизнь и выбор37340
Способность критически относиться к окружающему миру7100
Высказывание какого педагога-мыслителя Вам более близко?Вся жизнь ребенка это движение к совершенствованию себя, к завершению созидания в себе человека (Мария Монтессори)9000
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой (Януш Корчак)50550
«…открыть перед каждым … те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым (В.А. Сухомлинский)8110
Главная цель обучения — научить думать, а не научить думать каким-то особым образом (Джон Дьюи)15111
Разумное признание своеволия есть высшее и нравственное признание человеческого достоинства (А.И. Герцен)4120
Взгляды какого философа Вы разделяете?Существовать — значит быть вне толпы, постоянно реализуя свой свободный, не связанный никем и ничем выбор (С.О. Кьеркегор)20220
Человек есть проект самого себя (Жан-Поль Сартр)36230
Человек — существо, которое не только есть, но и знает, что оно есть. Уверенный в своих силах, он исследует окружающий его мир и меняет его по определенному плану (К.Т. Ясперс)17121
Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции (Мартин Хайдеггер)13320
Мнение какого писателя отражает Вашу жизненную позицию?Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель (М. Горький)29221
У человека должно быть стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества (М.А. Шолохов)3030
Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения (А.С. Пушкин)20210
Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу (М.А. Булгаков)12110
Цель жизни человека — всевозможное способствование к всестороннему развитию всего существующего (Л.Н. Толстой)22320
Какую дисциплину Вы хотели бы изучать?Художественный мир А.П. Чехова41030
Поэтическая практика русского модернизма14130
Основы философских знаний в русской литературе XIX века18310
Изображение исторических событий в произведениях М.А. Шолохова13421
Считаете ли Вы необходимым остаться в памяти людей и каким образом?Чтобы в мою честь поставили памятник, назвали улицу, присудили Нобелевскую премию2000
Стать известной личностью (учёным, педагогом, писателем и др.)51630
Стать основоположником новой теории6010
Не считаю необходимым24141
Другое3110

Умение брать ответственность на себя — это одно из основных проявлений экзистенции, что подтверждается результатами опроса. Более 40 % респондентов отметили главной ценностью в образовательном процессе умение брать на себя ответственность за свою собственную жизнь и выбор. На основе вопросов, представляющих ту или иную жизненную позицию известных философов, писателей и педагогов, можно выявить обучающихся, у которых в большей или меньшей степени развито экзистенциальное начало. Многие солидарны с мнением Жана-Поля Сартра: «Человек есть проект самого себя». Позиция Максима Горького также близка многим: «Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель». Педагогические идеи Януша Корчака нашли поддержку у респондентов. В вопросе о выборе желаемой дисциплины большинство предпочли бы изучение «Художественного мира А.П. Чехова». Наконец, свыше 50 % всех опрошенных пожелали стать известной личностью, дав индивидуальные ответы: «Я просто хочу, чтобы меня помнили друзья и близкие, как отзывчивым и добрым, улыбающимся и жизнерадостным. Человеком, которому ничего не безразлично», «Все мы так или иначе останемся в памяти людей. Вопрос лишь в том, с какой стороны и каких людей. Остаться в памяти всех невозможно — эти самые «все» мало того, что со временем забудут, так еще и, пока не забыли, будут добавлять в твою биографию неправдивые и порой нелестные факты, которые, в частности, могут являться клеветой: об этом можно судить, смотря на биографии известных нам исторических личностей, особенно, если читать непроверенные источники, вроде какого-нибудь «Яндекс Дзена» и пр.

Обсуждение и заключение. В аксиологических проблемах образования перспективным видится экзистенциально-психологический подход. Экзистенциализм как изначально философское направление, позже — психологическое, актуализирует идеи о человеке существующем, значит, осуществляющем поиск смысла, делающем выбор, самоопределяющемся в своем отношении к действительности, обладающем активной субъектной сущностью. Жизнеутверждающие идеи позитивного экзистенциализма как продолжения гуманистических традиций в философии и психологии становятся ключевыми опорами в обосновании ценностных и смыслопорождающих ориентиров образовательной деятельности личности, процесса самоосуществления личности. Значимость экзистенциализма в педагогике — в расширении «горизонта понимания» человеком смыслов и значимости своего образования, подведение личности к раскрытию новых способов бытия, направлении делать выбор в пользу истинных человеческих ценностей [12].

Экзистенциальные ценности образования — универсальные характеристики, фундаментальные данности образовательной бытийности, актуализация которых обусловливает смысловое наполнение образования человека, его самоосуществление. С точки зрения субъективного выбора, экзистенциальные ценности образования характеризуют содержательную наполненность бытия человека, особый вид информации, выражающий внутреннюю позицию, включенность в образование, осознание его значимости и смысла.

Ценности образования отдельного человека становятся фактором, позволяющим исследовать не только сферу индивидуальной образовательной бытийности, но и ценностное содержание образования для поколения в целом. Основные экзистенциальные вызовы социальной жизни, влияющие на проблемы и тенденции развития образования как системы, процесса и ценности определяют современное образование, философию современного педагога, философию учения и преподавания. Выделение и обоснование экзистенциальных вызовов жизни поворачивает философскую антропологию образования в направлении решения важнейшей проблемы — поиска смысла образования, видение перспектив и выраженности в процессе познания себя и мира [13].

Поиск смысла образования всегда личностный процесс. Осмысление образования в своей жизни, его значения и задач есть обретение личностных смыслов: вовлеченность в процесс образовательной деятельности, философию внутренняя экзистенциальная причастность к познанию, расширению границ знаний, признание образования как возможности жизненного самоосуществления.

Глубокая рефлексивная позиция, адекватная целеполаганию человека, преодоление ограниченности жизни, осмысление того, что еще можно сделать, какие ресурсы не использованы — экзистенциальный потенциал человека, реализующийся в образовании. Человек именно в зрелом возрасте, будучи личностно зрелым и ответственным, способен переживать процесс своего образования как акт смыслопорождения в собственной жизни [14].

Таким образом, экзистенциальный аспект образования заключается в анализе феномена с позиции выбора субъектом ценностей, ценностного содержания создания будущего «образа». Понимая и выбирая ценности, обретая смысл, становясь свободным, творящим, непохожим, открытым, достигая определенную завершенность в создании своего «образа», человек осуществляет себя в своем образовании. Он понимает, что необходимо для обучения сейчас, какие возможности открыты в перспективном образовании, насколько необходим выбор этих возможностей, для чего продолжать свое образование, реализовал ли то, к чему стремился. Этими внутренними ресурсами поиска, выбора, понимания, принятия, постижения позитивных ценностей определяется экзистенциальный потенциал их актуализации в образовании.

Образование не может выполнять лишь функцию экономическую, функцию трудоустройства, образование содержательно наполняет жизнь человека ценностями своего государства, общества, культуры, мира. Образование есть сама жизнь, расширение возможностей человека для полноценной, активной, счастливой жизни.

Список литературы

1. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. Москва: Республика; 2001. 719 с.

2. Подорога В.А. Выражение и смысл: ландшафтные миры философии: Сёрен Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст. Ф. Кафка. Москва: ad Marginem; 1995. 426 с.

3. Франкл В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ. 2-е изд. Москва: Альпина нон-фикшн; 2022. 338 с.

4. Якушев А.В. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи. В Кн.: Якушев А. В. Философия (конспект лекций). Москва: Приор-издат; 2004. 224 с.

5. Монтессори М. Научная педагогика. Элементарное образование. М.: Народная книга; 2014. Т. 2. 960 с.

6. Герцен А.И. О воспитании. Избранные педагогические высказывания. Сост. М.Ф. Шабаева. Москва: АПН РСФСР; 1951. 467 с

7. Каптерев П.Ф. Педагогика и политика. Сост. П.А. Лебедев. Москва: Издательство дом Шалты Амонашпили; 2001.

8. Сухомлинский В.А. О воспитании. Москва: Политиздат; 1975. 272 с.

9. Иванова И.П. Педагогические труды академика. Науч. ред. и сост. Аванесян И.Д., Захаров К.П. Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та; 2013. Т. 2. 308 с.

10. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие. Калининград; 2000. 572 с.

11. Kolmakova V., Shalkov D. Features of Russian communicative behavior at the beginning of the XXI century. Bulletin of the Pyatigorsk State University. 2018;4:61–64.

12. Вержбицкая А. Язык, культура, познание. Москва: Русские словари; 1997. 416 с.

13. Гумбольдт В. Фон. Язык и философия культуры. Москва: Прогресс; 1985. 378 с.

14. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. Москва: Языки русской культуры; 1996. 464 с.

15. Колмакова В.В., Косякова Я.С., Колмаков Я.В. Философское осмысление этнокультурной традиции воспитания донских казаков в юмористическом дискурсе. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(1):37–44. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-1-37-44


Об авторах

В. В. Колмакова
Донской государственный технический университет
Россия

Колмакова Валентина Васильевна, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор кафедры документоведения и языковой коммуникации, Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Я. В. Колмаков
Донской государственный технический университет
Россия

Колмаков Ярослав Владимирович, студент факультета прикладной лингвистики, Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Рецензия

Для цитирования:


Колмакова В.В., Колмаков Я.В. Экзистенциально-смысловые ценности содержания педагогического дискурса в вузе. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):34-42. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-34-42

For citation:


Kolmakova V.V., Kolmakov Ya.V. Existential and Semantic Values of the Content of Pedagogical Discourse in High School. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):34-42. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-34-42

Просмотров: 156


ISSN 2414-1143 (Online)
12+