Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Социально-философский анализ образа иностранного обучающегося в объективе современного образовательного пространства

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-21-28

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Актуализация проблемы гуманизации образования, рост его виртуализации и цифровизации, изменение ценностных ориентаций личности, — все эти процессы входят в структуру образовательного контура современного общества. Интегральность в понимании образования как социального института, причастного человеку экзистенциально и онтологично, может означать не только усиление взаимосвязей, но и изменение природы отношений между субъектами образовательного пространства, когда современные специалисты становятся способными эффективно сочетать традиционные знания с наукой и современными технологиями. Интенсивность и значение таких изменений, бесспорно, требует философского осмысления, ибо философия выступает как мировоззренческая составляющая, стремящаяся к ценностной упорядоченности и познанию мира. Проведение в данном контексте исследования образа иностранного студента как субъекта современного образовательного пространства представляется актуальным и своевременным.
Материалы и методы. Применяются общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукции и дедукции, абстрагирование и конкретизация, метод дискурс-анализа, метод компаративного анализа, метод фокусированного интервью.
Результаты исследования. Проведено социально-философское осмысление одной из подсистем в структуре российского студенчества — социальной группы «иностранные студенты» — с учетом вызовов современности. Исследованы различные аспекты понятия «образовательное пространство», сформирован образ иностранного студента как субъекта современного образовательного пространства России. Как результат, предложены пути эффективного построения образовательного процесса иностранных обучающихся в условиях новой социокультурной реальности с учётом рассмотрения механизмов их социокультурной адаптации.
Обсуждение и заключение. Образ иностранного обучающегося можно определить как конструкт, находящийся под влиянием не только национального мировоззрения, установок и убеждений, фундаментальных исторических событий, менталитета поколения, но и культурно-образовательной среды, в которой он обучается, что непосредственно определяет его общественную и профессиональную направленность, формирует модели поведения в настоящем и в будущем. Опыт работы с иностранными обучающимися показывает, что при планировании и организации образовательного процесса к ним нужен особый подход. Данное исследование имеет практическую значимость при работе с иностранными студентами в российских вузах.

Для цитирования:


Новикова Н.В. Социально-философский анализ образа иностранного обучающегося в объективе современного образовательного пространства. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):21-28. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-21-28

For citation:


Novikova N.V. Socio-Philosophical Analysis of a Foreign Student Image in Focus of the Modern Educational Space. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):21-28. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-21-28

Введение. Образование выступает важнейшим ресурсом для человека и общества, их взаимосвязь является ключевой в становлении и развитии личности, поэтому любые изменения в функционировании данных систем взаимно влияют друг на друга. Современный этап общественного развития выдвигает новые вызовы перед университетами, диктует новые тренды в образовании, среди которых особенно важны: взаимодействие субъектов образовательного пространства принимает новые формы и форматы; появляются новые образовательные технологии; растёт доступность информации; расширяются образовательные возможности; искусственный интеллект стремительно проникает в образовательную среду, трансформируя её и др.

Становится очевидным, что на современное образование воздействуют принципы информационного общества, в котором информационно-коммуникативную среду необходимо рассматривать как средство, позволяющее выстраивать контур образовательного пространства с помощью использования новых информационно-телекоммуникационных технологий, которые, превращаясь в субстанциональное основание системы коммуникаций, выстраивают инфосферу с такими чертами, как открытость, индивидуализация образования, избыточность информационной нагрузки. Вместе с этим следует подчеркнуть многократно возросшее значение сферы образования в современном обществе. Первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию А.С. Гаспарян, участвуя на заседании «Развитие образования как ключевой вызов суверенного развития России. Год педагога и наставника» 01.11.2023, подчеркнул, что «вызовы, перед которыми сейчас стоит Россия, — это прежде всего вызовы в сфере образования». Таким образом, сфера образования становится инструментом, позволяющим построить будущее для молодого поколения, а донесение важных смыслов и ценностей до умов студентов является первостепенной задачей педагогов.

Интегральность в понимании образования как социального института может означать не только усиление взаимосвязей и взаимозначимостей субъектов образовательного пространства, но и изменение природы отношений между ними, когда современные специалисты становятся способными эффективно сочетать традиционные знания с наукой и современными технологиями. Интенсивность и значение таких изменений в реалиях современного образовательного пространства, бесспорно, требует философского осмысления, ибо философия выступает как мировоззренческая составляющая, стремящаяся к ценностной упорядоченности и познанию мира. Отражение данных явлений можно увидеть не только в детерминации основных векторов развития современного общества, но и внедрении актуальных методов научного познания. С учётом этих и других вызовов в данном исследовании мы обозначим пути эффективного построения образовательного процесса иностранных обучающихся в новой социокультурной реальности с учётом рассмотрения механизмов их социокультурной адаптации.

Материалы и методы. В целях раскрытия концепта иностранного обучающегося, его характерологических особенностей применяются общенаучные методы: метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и конкретизации, метод дискурс-анализа, компаративного анализа, фокусированного интервью.

Результаты исследования. Проведение социально-философского осмысления одной из подсистем в структуре российского студенчества — социальной группы «иностранные студенты» — через призму вызовов информационного общества и трансформационных процессов в современном образовательном пространстве представляется актуальным и своевременным. Для раскрытия темы исследования выделим основные аспекты понятия «образовательное пространство», поэтапно исследуем образ иностранного студента как субъекта современного образовательного пространства.

Сущность понятия «образовательное пространство» с учетом вызовов современного общества. Феномен образовательного пространства в современной науке имеет терминологическое многообразие и различные методологические подходы к его изучению. Например, феноменологическая философия (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер) определяет «долженствование темпоральных отношений между элементами пространства: время выражает, с одной стороны, связь элементов в пространстве, а с другой стороны − целостность самого пространства» [1; 2]. Такой подход делает возможным рассмотрение образовательного пространства вне категории времени. Категория «пространство» рассматривается В.И. Молчановым как «трансцендирующая, экстатическая иерархия различенностей, не нуждающаяся в темпорализации» сущность [3]. С.В. Фролова, Е.Ю. Илалтдинова приходят к выводу, что «пространство — это взаимосвязь и взаимозависимость субъективного и объективного начал в иерархии смыслов и значений, ими создаваемых» [4]. Мы соглашаемся с мнением исследователей и считаем, что образовательное пространство — это не замкнутый вакуум, все субъекты данного пространства связаны и находятся в движении и взаимовлиянии. Такое понимание сущности образовательного пространства имеет ключевое значение для последовательного рассмотрения проблем, затронутых в данной работе.

В этой связи логичным считается рассмотрение образовательного пространства в его динамики. Этому вопросу посвящены работы таких авторов, как А.Л. Абрамовский, С.Б. Бондаренко, М.К. Горшков, О.И. Ильницкая, И.И. Кальный, Ф.В. Лазарев, С.А. Ляушева, И.С. Нечитайло, Н.В. Наливайко, Н.Я. Олейниченко и др.

Диалектика развития образовательного пространства выражается в трансформационных процессах, которые связаны с разными социальными процессами, такими как ускоренное внедрение инноваций, широкое использование информационных и технологических средств в образовании, а также резкое повышение уровня международной академической мобильности, развитие интернационализации образования, приводящей к расширению географического охвата образования, превращает образовательное пространство в мировое. Б.Л. Вульфсон приходит к выводу, что мировое образовательной пространство «обозначает совокупность всех образовательных и воспитательных учреждений, научно-педагогических центров, правительственных и общественных организаций по просвещению в разных странах, геополитических регионах и в планетарном масштабе, их взаимовлияние и взаимодействие в условиях интенсивной интернационализации и глобализации разных сфер общественной жизни» [5].

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс инициировало развитие новых образовательных методик и педагогических практик, моделей и форматов обучения, привело к сущностному изменению образовательных стратегий под воздействием технической составляющей, в целом трансформировало образовательную систему. Проблематике цифровой трансформации современного образования посвящены работа А.В. Верещагиной, Л.И. Кемаловой, В.Н. Нечипуренко, C.И. Самыгина, М.Л. Яковенко.

Очевидным становится и то, что данные процессы тесно связаны не только с качеством образования и эффективностью обучения, но и с познавательной деятельностью, интеллектуальными способностями и мышлением студентов. Так, Д.В. Иванов считает, что критичность мышления снижается под воздействием различных информационно-коммуникативных средств, а доступность информации приводит к шаблонности мышления. Всё это в целом снижает и когнитивный компонент, и критический барьер человека [6].

Расширение границ современного образовательного пространства стало во многом возможным благодаря внедрению телекоммуникационных технологий в образовательный процесс, с одной стороны, а с другой стороны, благодаря тому, что университеты стали основным инструментом международного гуманитарного сотрудничества. Современный университет — это не просто место передачи знаний, это институт, формирующий представления о мире и прокладывающий дорогу в будущее. В этой связи формирование нового поколения высококвалифицированных и мотивированных специалистов, имеющих навыки критического мышления, способных к внедрению инноваций при решении экономических и социальных проблем общества, а также навыков взаимодействия не только в национальной, но и в международной среде, всё это многократно повышает значение и роль образовательных организаций в современном обществе.

Ещё одним подтверждением возросшей гуманитарной роли университета в современном обществе является и тот факт, что сегодня перед российскими образовательными организациями государство ставит масштабные задачи по усилению позиций страны в глобальном образовательном пространстве и по продвижению ценностей российского образования и науки, а также ориентиры на рост численности иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации (Концепция внешней политики, Стратегия национальной безопасности, Концепция гуманитарной политики РФ за рубежом, документы Министерства науки и высшего образования и др.).

Следствием данных инициатив государственных органов России стало наличие устойчивого тренда увеличения доли иностранных обучающихся в академической среде. Эти обстоятельства диктуют необходимость формирования концептуального понимания как проблемы сохранения этнической идентичности иностранного обучающегося, его адаптивных реакций в новом образовательном поле, так и изучения влияния на когнитивные способности студента социальных процессов постиндустриального, информационного общества. Статистические данные относительно количества иностранных студентов, обучающихся в российских университетах (например, по данным на 2021 год 324 тыс. человек обучались в вузах России) позволяют сделать вывод, что современное образовательное пространство не только получает черты поликультурного, но и способствует возникновению ряда новых противоречий, например, между ролью национального и глобального в образовании, открытостью и закрытостью в обществе, что, по мнению автора, следует учитывать в современных исследованиях, близких к тематике данной работы.

Студент как субъект современного образовательного пространства. В научных работах образ студента как субъекта образовательного пространства и актора позитивных преобразований в общественной жизни региона и страны в исследованиях последнего времени рассматривается не так часто. Несмотря на это, следует отметить, что в современном образовательном поле молодежь играет одну из ключевых ролей, является активным участником образовательного и научного процессов в университете. Эти и другие вопросы образа молодёжи были рассмотрены в работах В. Брожика, С.М. Герцена, Н.А. Журавлевой, В.А. Коваля, Д.Л. Константиновского, Н.В. Корж, В.С. Магуна, М.Г. Руднева, Г.А. Чередниченко.

Среди отличительных черт образа современного студента выделяются социально-психологические характеристики: социальная активность, академическая мобильность, гибкость, креативность, инновационность, активное использование современных информационных технологий, стремление к саморазвитию, гибкость и способность к самоорганизации. Приведённое описание облика современного студента позволяет сделать вывод, что портрет молодого человека, обучающегося в современной системе образования, ставит перед педагогами новые вызовы в построении образовательного процесса, требует применения современных педагогических технологий, позволяющих студенту эффективно развиваться и реализовывать себя в научно-образовательных проектах.

Философское осмысление образа современного студента требует анализа культурного наследия поколения X (представители поколения преподавателей) и поколения Z (представители студенческой молодёжи). При этом одной из важных составляющих специфики современного студенчества (поколение Z) можно определить наблюдаемую в последнее время динамику ценностных ориентаций студента, формирующихся в течение всего образовательного пути от начала обучения до момента определения устойчивого представления студентом своих карьерных предпочтений при формальном завершении определённого уровня образования. Следует также иметь в виду, что на процесс формирования ценностей молодёжи огромное влияние оказывает информационный поток, поступающий через разнообразные информационные каналы (в первую очередь социальные сети), которые позволяют на основе новейших технологий немедленно обеспечивать доступ к любой информации.

Важной характеристикой бытия молодого человека, одновременно отражающей и реалии современной эпохи, стала минимизация реального, «живого» общения, когда Интернет-пространство превращается в основной инструмент социализации, зачастую заменяя традиционный процесс формирования ценностей, что приводит зачастую к ироничному отношению молодёжи к серьезным общественным проблемам. Популярность социальных сетей, виртуализация коммуникационного процесса, скорость получения информации отражается на сознании и мироощущении молодого человека, влияет на их духовно-нравственные и культурные ориентиры.

Следует также отметить, что в настоящее время наблюдается активное развитие студенческого самоуправления, наблюдается возрождение общественных молодежных движений, посредством которых реализуются не только становление личности, её воспитание, но и формируется активное и ответственное молодежное сообщество. Социальными характеристиками такого сообщества становятся уважение к традициям и культуре России, любовь к родине, сопричастность с судьбой российского государства, преемственность традиционных ценностей семьи, взаимопомощь и взаимоуважением, созидательный труд, добро и справедливость, патриотизм, единство народов России, историческая память.

Таким образом, в качестве основных выводов последних исследований можно определить следующие положения. Современный студент, ориентированный на социальную и образовательную успешность и эффективность, занимающий активную позицию в процессе обучения, нацелен на инновационное развитие при освоении будущей профессии. Получение и реализация массива знаний осуществляется студентом не только в период теоретического освоения материала, но и во время решения актуальных задач в рамках конкретных проектов от предприятий и организаций. При этом студент предлагает оригинальные решения, работая в команде с другими студентами под руководством опытных наставников-профессионалов и преподавателей. Это приводит к повышению эффективности образовательного процесса и улучшает профессиональную самореализацию выпускника в будущем.

Образ иностранного обучающегося в образовательном пространстве России. Рост контингента иностранных граждан в университетах России обусловливает потребность в отдельном теоретико-философском осмыслении концепта иностранного студента, а также в детерминации эпистемологического статуса нового для иностранного гражданина образовательного пространства, неотъемлемыми составляющими которого становятся учебно-профессиональные и социокультурные аспекты адаптации, которые включают несколько координат: нормативно-регламентирующую, перспективно-ориентирующую, деятельностно-стимулирующую и коммуникативно-информационную. Сам процесс адаптации иностранных обучающихся должен сопровождаться и постоянно поддерживаться комплексом образовательных и учебно-воспитательных мероприятий. Данный постулат требует от университета системных решений по формированию безбарьерной среды, разработки индивидуальных программ, создания комфортной среды пребывания для иностранных граждан. Например, внедрение такой системы, в которой иностранные обучающиеся старших курсов выступают в качестве тьюторов для вновь приехавших студентов позволяет развивать личностный и образовательный потенциал как у впервые оказавшихся в России студентов, так и у старшекурсников, создавая благоприятные условия для двухсторонней социокультурной адаптации.

Представляется, что в условиях информационного общества понятие коммуникативной личности также служит важной составляющей при раскрытии концепта иностранного обучающегося. В науке существует несколько определений сущности коммуникативной личности.

1. Коммуникативная личность выступает результатом действия социальных законов. М.М. Бахтин подчеркивает, что человек, вступая во взаимодействие с другими личностями и культурами, творит себя и воздействует на других.

2. Коммуникативную личность можно определить как творческое развитие этноса. При этом рассматриваются связи и соотношения языка, культуры, этноса. Понятие коммуникативной личности гармонизует межэтнические отношения, актуализирует культурное содержание окружающего мира.

3. Коммуникативную личность можно также охарактеризовать через повышение речевой ответственности, которая трансформируется в условие становления и развития профессиональной деятельности [7].

4. Коммуникативная модель раскрывается также и во множестве социальных проявлений, в том числе в разнообразии социокультурных мероприятий адаптации процессов жизнедеятельности к новой профессиональной среде.

Важно представляется подчеркнуть, что понимание языковой ментальности служит связующим элементом в построении образовательного процесса, который в науке выступает как процесс коммуникативный. Взгляд на язык как феномен культуры обязывает по-особому взглянуть на мировоззренческие ориентиры представителя другой этнокультурной ценности. Ощущение принадлежности отдельного человека к определенной этнокультурной общности в сочетании с возможностью проявления своих личных умений и языковых навыков является залогом гармоничного сосуществования, облегчает адаптацию в новом социокультурном пространстве, в том числе и образовательной среде. Рассмотрение иностранного обучающегося как субъекта коммуникации во взаимодействии с другими субъектами служит важной предпосылкой для формирования человеческой личности (Ю. Хабермас, К.-О. Апель, Д. Вааке и другие).

Анализ концепта иностранного обучающегося как коммуникативной личности тесно связан с понятием культуры. Существующую связь между развитием культуры и развитием образования подчеркивал еще С.И. Гессен, когда писал, что «понять систему образования данного общества — значит понять строй его жизни» [8, с. 25], поэтому можно сказать, что эти процессы во многом протекают взаимосвязано и параллельно. Н.Б. Крылова также придерживается той точки зрения, что «культура есть условие образования, образование есть условие культуры» [9, с. 132]. Концепцию о неразрывной связи культуры, языка и мышления, проблемы влияния культуры на развитие и адаптацию личности развивали в своих работах такие исследователи, как М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Б.Д. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Н.Б. Крылова. Изучением социокультурных подходов к адаптационным процессам занимались А. Маслоу, Т. Шибутани, П.А. Сорокин, А.В. Мудрик, А.А. Реан, С.И. Розум. В приведенных исследованиях подчеркивается необходимость рассмотрения образовательного пространства и культуры во взаимосвязи.

Важным в этой связи представляется рассмотрение связи культуры и мышления, например, в работе В.И. Постоваловой язык рассматривается в качестве способа «первичной концептуализации мира и рационализации человеческого опыта, выразитель и хранитель стихийного бессознательного знания о мире, историческая память о социально значимых событиях в человеческой жизни» [10, с. 37]. Такое свойство языка показывает его связь с «мышлением, а, следовательно, и с культурой, в связи с чем кумулятивную функцию иначе называют культуроносной» [10, с. 28].

Если говорить о понятии интеллекта человека в сравнительно-культурной перспективе, то следует прежде всего отметить, что во многих языках нет даже слова, которое бы обозначало интеллект. Определения интеллекта в значительной степени отражают ценности культуры. Так, например, в китайском языке наиболее близким к интеллекту понятием является иероглиф, который означает «обладание хорошим умом и талантами». Для китайцев это понятие часто внутренне связано с такими личностными чертами, как способность к подражанию, настойчивость и социальная ответственность. В африканской культуре (Западная Африка) используется термин аккал, который имеет широкое значение и является комбинацией интеллекта, личных знаний и умений, а также социальных навыков [11, с. 79]. Поскольку, как мы видим, существуют очень разные понятия об интеллекте в разных культурах, очень трудно найти единое основание для сравнения интеллекта в разных обществах, так как в различных культурах ценятся разные личностные черты, способствующие успешному поведению, тем более что и понятия успешного поведения тоже очень разные. Такая этнокультурная специфика обязательно должна учитываться в процессе обучения иностранных студентов. Знания особенностей культуры иностранного обучающегося делает процесс осмысления данного концепта многоаспектным и многоплановым.

Многоплановый характер категории иностранного обучающегося связан не только с выбором стратегии поведения, но и с проблемой этнической идентификации. В научный оборот понятие идентификации было введено З. Фрейдом, впоследствии К.Г. Юнг расширил смысл данного термина, и понимал под ним «хранилище скрытых воспоминаний, в которых заключен опыт всей нации» [12]. Однако понятия этнической идентичности и национальной идентичности не равнозначны. Этническая идентичность — это категория, которая характеризует чувство принадлежности к определённой этнической группе или общности. Изучением понятия этноса занимались многие русские и западные философы такие, как Л.Н. Гумилев, А. Тойнби, Н.А. Бердяев.

Следует отметить, что человек начинает осознавать свою этническую идентичность именно в поликультурной среде, например, в процессе обучения в неродной стране, находясь в состоянии межнационального общения с представителями другой культуры. Благодаря такому общению у иностранного студента происходит оценка значимости этнической принадлежности, которая формирует его уникальность и отличительные признаки от группы. Роль этнической идентичности также выражается и в её функции защищать человека в незнакомой для него окружающей действительности, ориентировать в мире, упорядочивать потоки информации [13]. При этом важным мыслится подчеркнуть тот факт, что в процессе обучения у иностранного студента может появляться как позитивная этническая идентичность (свидетельствует об успешной адаптации и социализации в новом образовательном пространстве), так и утрата этнической идентичности (приводит к негативным последствиям для студента в самоощущении своей личности).

Обсуждение и заключение. Соединив приведенные исследования и выводы, опираясь на теорию социального конструирования реальности Лукмана и Бергера [14], мы приходим к заключению, что образ иностранного обучающегося можно определить, как конструкт, находящийся под влиянием, не только национального мировоззрения, установок и убеждений, фундаментальных исторических событий, менталитета поколения, но и социокультурной, культурно-образовательной среды, в которой он обучается, что непосредственно определяет его общественную и профессиональную направленность, формирует модели его поведения в настоящем и в будущем.

Если же опираться на работу А. Шюца [15], тогда эти модели поведения можно представить схематично, когда студент анализирует и систематизирует свой собственный «багаж знаний», двигаясь на своем жизненном пути от процессов субъективизации получаемого опыта к его объективизации в итоге.

Опыт работы с иностранными обучающимися показывает, что к ним нужен особый подход при планировании и организации образовательного процесса. Наиболее эффективным методом при этом можно определить следующий: преподавателю необходимо выявлять и всячески поддерживать исходный национальный образ через комплекс мероприятий, которые будут способствовать возникновению чувства общности с родной национальностью. При этом появляется чувство эмпатии к её членам, возникают чувство родства и общей судьбы с ними. Таким образом, личность иностранного обучающегося будет стремиться к целостности в новой социокультурной среде и образовательном пространстве чужой страны.

Список литературы

1. Гуссерль Э. Интенциональные предметы. Предисл. и пер. Р. Громова. Логос. 2001;5/6:132–164.

2. Хайдеггер М. Очерки философии. О событии. Вопросы философии. 2006;11:164–166.

3. Молчанов В.И. Феномен пространства и происхождение времени. Москва: Академический проект; 2015. 277 с.

4. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Образовательное пространство как феномен философского знания. В кн.: Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе. 2019;1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-kak-fenomen-filosofskogo-znaniya (дата обращения: 13.10.2023).

5. Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков. Москва: Изд-во Московского психологосоциального института; 2006. 235 с.

6. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2000.

7. Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Понятие коммуникативной личности и его сущность в контексте коммуникативного образования. Вестник ЮУрГГПУ. 2016;5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiekommunikativnoy-lichnosti-i-ego-suschnost-v-kontekste-kommunikativnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.10.2023).

8. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. Москва: Школа-Пресс; 1995. 448с.

9. Крылова Н.Б. Культурология образования. Новые ценности образования. Вып. 10. Москва; 2000. 272 с.

10. Актуальные вопросы изучения русского языка как иностранного и проблемы преподавания на русском языке. Сб. сатей VI Междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 15–16 октября 2018 г. Под общ. ред. И.А. Кондратьевой. Ростов-на-Дону: ДГТУ; 2018. 193 с.

11. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Учеб. пособие. Москва: Ключ-С; 1999. 224 с.

12. Юнг К.Г. Архетип и символ. Москва; 1991. 300 с.

13. Кузнецова Т.И. Подготовка будущих студентов-иностранцев: факторы успеха. Образовательные технологии. 2016;1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-studentov-inostrantsev-faktory-uspeha (дата обращения: 21.12.2023).

14. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Москва: Медиум; 1995. 323 с.

15. Шюц А. Структура повседневного мышления. Социологические исследования. 1988;2.


Об авторе

Н. В. Новикова
Донской государственный технический университет
Россия

Новикова Нина Валентиновна, кандидат философских наук, декан Международного факультета, Донской государственный технический университет, Институт сквозных технологий (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Рецензия

Для цитирования:


Новикова Н.В. Социально-философский анализ образа иностранного обучающегося в объективе современного образовательного пространства. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):21-28. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-21-28

For citation:


Novikova N.V. Socio-Philosophical Analysis of a Foreign Student Image in Focus of the Modern Educational Space. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):21-28. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-21-28

Просмотров: 171


ISSN 2414-1143 (Online)
12+