Перейти к:
Приоритеты социально-экономического развития регионов Причерноморья в контексте государственной стратегии региональной политики
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-7-13
Аннотация
Введение. Сегодня в регионах Российского Причерноморья происходят как латентные, так и открытые процессы, которые препятствуют реализации различных региональных стратегий. В рамках реализации социально-экономического развития регионов и субрегионов имеет место серьезная недооценка, а в некоторых случаях и игнорирование взаимосвязей региональных и национальных интересов России с идеологией государственной политики регионального развития. Это в полной мере касается и регионов Российского Причерноморья, стратегические интересы которых обусловлены как современными тенденциями усиления и обострения противоречий в бассейне Черного моря, так и потребностями повышения синергии межрегионального сотрудничества и реализации стратегии развития регионов.
Материалы и методы. Используются общенаучные методы, применяются системный, структурно-функциональный и институциональный и другие подходы к анализу региональной политики Российского Причерноморья.
Результаты исследования. Продемонстрированно соответствие приоритетов социально-экономического развития регионов Российского Причерноморья принципам Государственной стратегии регионального развития. Исследованы основные проблемы стратегирования развития для регионов России, возникающие в процессе реализации стратегий в современных условиях.
Обсуждение и заключение. Разработаны направления трансформации приоритетов социально-экономического развития регионов Российского Причерноморья. Предложено создание Центра межрегионального экономического развития Российского Причерноморья на принципах общественного партнерства.
Ключевые слова
Для цитирования:
Кузубов А.А. Приоритеты социально-экономического развития регионов Причерноморья в контексте государственной стратегии региональной политики. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):7-13. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-7-13
For citation:
Kuzubov A.A. Priorities of Socio-Economic Development of the Black Sea Regions in the Context of the State Strategy for Regional Policy. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):7-13. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-7-13
Введение. Экономические преобразования в России, сопровождающиеся постоянной социально-экономической нестабильностью, наращиванием кризисных явлений, дисбалансом и диспропорциями в региональном развитии, требуют разработки конкретных мер в рамках реализации социально-экономических реформ развития регионов. Это позволит создать базис для регионального развития, реализовать его стратегические цели. На современном этапе социально-экономических реформ в России формирование эффективных и уникальных моделей развития регионов становится стратегической задачей всех институтов власти. Управление им в контексте экономических реформ для повышения конкурентоспособности национальной экономики должно соответствовать основным базисам и принципам Государственной стратегии регионального развития, которая является укрупненной моделью реализации общенациональной цели по определению существующих тенденций и закономерностей развития, формированию стратегических приоритетов в структурной, инвестиционной, инновационной политике по регионам, определение этапов и механизмов их реализации.
Материалы и методы. Для достижения цели и решения задач статьи использованы общенаучные и специфические методы: морфологический анализ, обобщение и научная абстракция — при уточнении сущности определений; диалектический подход, дедукция и индукция — для постановки проблем, изучения и детализации объекта исследования; формализация сложных структур и системный подход — при построении и формулировании концепции; графическое и табличное представление — для визуализации полученных результатов исследования; абстрактно-логический — для теоретических обобщений и выводов по результатам исследования.
Результаты исследования. Система стратегического планирование регионального развития в России представлена стратегическими и программными документами четырех уровней: государственный, региональный, субрегиональный и локальный (рис. 1).
Рис. 1. Система стратегического планирования регионального развития в России
На общегосударственном уровне стратегические приоритеты развития для всех регионов России определены в Государственной стратегии регионального развития на период до 2025 года, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 269.6 кб. [1].
Региональные стратегии социально-экономического развития соответствуют положениям Государственной стратегии регионального развития России. На уровне всех областей России приняты собственные стратегии развития. В данном исследованы проанализированы региональные стратегии областей Российского Причерноморья: Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г. [2], Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 г. [3] и Программа РФ о социально-экономическом развитие новых регионов, в частности, Херсонской области [4].
Следующим уровнем стратегирования после регионального является субрегиональный уровень. В основе разработки субрегиональных стратегий развития лежат региональные приоритеты и принцип межтерриториального партнерства. Межтерриториальное партнерство представляет собой особую форму взаимодействия в горизонтальной плоскости, систему юридически закрепленных взаимовыгодных отношений между двумя территориальными сообществами или более, которые граничат друг с другом, и которые реализуют эти отношения через соответствующие органы местного самоуправления с участием органов местной исполнительной власти [5, 6].
Важной особенностью межтерриториального партнерства является то, что к нему привлекаются не только органы местной власти, но и представители частного сектора, сообщества, науки и другие заинтересованные стороны. Это делает субрегиональные стратегии наиболее близки к реальным потребностям жителей субрегиона, что позволяет предложить конкретные и действенные механизмы и инструменты реализации определенных приоритетов [7].
Вопрос межтерриториального партнерства приобретает особое значение в контексте подготовки к осуществлению проекта нового закона об общих принципах местного самоуправления, который должен завершить реформу, заложенную конституционными изменениями 2020 г. Одна из основных новаций — перераспределение полномочий между разными уровнями власти, переход от двухуровневой системы МСУ к одноуровневой [8]. Чем выше степень автономии административно территориальных единиц, тем больше они нуждаются в сотрудничестве и тем больше они могут сотрудничать. Сотрудничество очень важно для благосостояния и развития любого общества.
Локальный уровень стратегического планирования представлен стратегиями отдельных городов, районов, сел. Главная проблема этого уровня заключается в отсутствия стратегий развития большинства сел России, а к разработке стратегий развития территориальных сообществ локального уровня не привлекается бизнес и органы местного управления.
В связи с реализацией государственной стратегии регионального развития встает необходимость актуализации существующих региональных стратегий социально-экономического развития и разработке действенных механизмов практического внедрения принципов саморазвития регионов. Приоритеты регионального развития в регионах и субрегионах Российского Причерноморья систематизированы на рис. 2.
Анализ стратегий показал, что все регионы и субрегионы Российского Причерноморья в качестве приоритетных отраслей выделяют агропромышленный комплекс, транспорт и логистику, туризм и рекреацию. Развитие инноваций в качестве стратегического приоритета предусмотрено стратегиями Краснодарского края и Сочинского субрегиона.
Приоритет развития социальной сферы присутствует в стратегиях регионального уровня, а на субрегиональном уровне — приоритет человеческого развития, который сориентирован на повышение профессиональных качеств людей и их культурное развитие. На региональном уровне определен приоритет развитие индустрий, а на субрегиональном — развитие малого и среднего бизнеса, предлагаются конкретные механизмы и инструменты создания благоприятной бизнес-среды. Одной из главных проблем развития инновационной деятельности является несовершенство региональных систем управления инновациями и инвестициями. Вместо этого субрегиональные стратегии предлагают конкретные проекты по развитию инфраструктуры для инновационной деятельности.
Ключевые стратегические документы регионов и субрегионов Российского Причерноморья были проанализированы в разрезе соответствия инструментам государственной региональной политики (таблица 1).
Рис. 2. Система стратегического планирования регионального развития Российского Причерноморья
Результаты исследования следующие: 1) социальная составляющая: присутствует во всех стратегиях регионального уровня, на субрегиональном уровне в Сочинском субрегионе приоритетом является человеческий капитал; 2) межтерриториальное сотрудничество: не указывается ни в одной стратегии регионального уровня, зато межтерриториальное сотрудничество выступает основным компонентом субрегиональных стратегий и является главным принципом их разработки и реализации; 3) инструменты развития бизнес-среды и инновационной сферы: предусмотрены во всех стратегиях, однако в субрегиональных стратегиях данные инструменты носят прикладной характер и более адаптированы к внедрению в практику; 4) инструменты развития малых городов и сел: особое внимание малым городам и селам уделено в стратегиях Республики Крым и Краснодарском крае; 5) межсекторное партнерство (власть — бизнес): все стратегии отмечают о важности сотрудничества власти, бизнеса и органов местного самоуправления, однако конкретные механизмы предлагают субрегиональные стратегии, которые были разработаны с привлечением всех стейкхолдеров регионального развития.
Общими проблемами стратегирования развития для всех регионов России являются следующие. Задачи, очерченные в государственных стратегических и программных документах, масштабные и очень амбициозные, что обусловливает их декларативность. Поставленным стратегическим задачам, приоритетам и последовательности их выполнения недостает четкой причинно-следственной взаимосогласованности, а также системы механизмов и инструментов достижения очерченных задач, что создает потребность в отдельных детализирующих документах, к которым относят средне- и краткосрочные общенациональные программы деятельности правительств, годовые планы мероприятий реализации государственной стратегии, долгосрочные стратегии развития регионов и соглашения по региональному развитию [9, 10].
Таблица 1
Оценка соответствия стратегий регионального и субрегионального социально-экономического развития Российского Причерноморья инструментам стратегии региональной политики
Инструменты стратегии регионального развития | Регионы | Субрегионы | ||||
Республика Крым | Краснодарский край | Херсонская область | Сочинский субрегион | Керченский п-ов | Черноморский регион | |
Социальная составляющая, качество жизни | + | + | + | + | + | + |
Межтерриториальное сотрудничество | ‒ | - | – | + | + | + |
Инструменты развития бизнес-среды и инновационной сферы | + | + | + | + | + | + |
Инструменты развития малых городов и деревень | + | + | - | – | – | - |
Межсекторное партнерство (власть — бизнес) | + | + | + | + | + | + |
Кроме того, несмотря на то что все российские регионы имеют региональные стратегии, они утверждены в разное время, имеют разную степень детализации, отличаются по структуре. Планы реализации региональных стратегий либо отсутствуют вообще, либо носят характер документа, мало связанного с самой стратегией. Параметры мониторинга выполнение стратегий слабо коррелируются с их целями или носят характер показателей в рублях, что является малопригодным инструментом для контроля из-за инфляционных процессов.
При актуализации субрегиональных и региональных стратегий в соответствии с государственной стратегией развития необходимо учесть приоритеты региональной политики развития, в частности такие как:
1. Межтерриториальное сотрудничество (межмуниципальное, субрегиональное, межрегиональное, трансграничное сотрудничество): активизация реализации разработанных субрегиональных стратегических планов; перенос опыта субрегионального стратегирования на другие субрегионы Российского Причерноморья; создание сети субрегионов Российского Причерноморья для обмена опытом разработки и реализации стратегических планов.
2. Демократия участия (партисипативная демократия) — непосредственное участие органов местного самоуправления в процессах подготовки, принятия управленческих решений и контроля за их реализацией. Главными механизмами демократии участия по действующему законодательству являются: общественные слушания, собрание граждан по месту жительства, местные инициативы, органы самоорганизации населения, общественная экспертиза, консультации с общественностью. Через механизм местной инициативы муниципалитет может инициировать рассмотрение местным советом любого важного вопроса фактически независимо от желания председателя и депутатов, а местный совет должен рассмотреть местную инициативу и принять решение по существу.
Роль региональных властей заключается в обеспечении нормативного регулирования механизмов демократического участия (устав и/или положения), доведении до сведения граждан их права и возможности по участию в местных делах, обеспечении практической реализации гражданами права на участие [11, 12].
3. Межрегиональное взаимодействие регионов Российского Причерноморья в ключевых секторах их развития — агропромышленном и морехозяйственном: разработка межрегиональных программ пространственного планирования, внедрение институциональных механизмов межрегионального управления в таких областях, как морской транспорт, судостроение и судоремонт, туризм и рекреация, экология, берегоукрепление, создание единой инновационной инфраструктуры и т. д. [13].
4. Сбалансированное развитие сельских и периферийных территорий на уровне интеграции экономики к единому социально-экономическому пространству региона.
5. Разработка эффективной региональной системы управления инновациями с учетом межрегиональных механизмов взаимодействия. В региональных стратегиях развития отмечается, что существующая система управления инновациями на региональном уровне неэффективна, что существенно тормозит инновационное развитие в регионах [14].
6. С целью практической реализации рассмотренных приоритетов социально-экономического развития Российского Причерноморья, а также привлечение специалистов и практиков регионального и местного развития (наука, образование, бизнес, власть) к процессу актуализации региональных стратегий социально-экономического развития в соответствии с государственными стратегическими документами предлагается создание Центра межрегионального экономического развития Российского Причерноморья на принципах общественного партнерства. Эксперты Центра будут осуществлять мониторинг и производить решение проблем как на уровне исполнительной власти, так и органов местного самоуправления, обмениваться опытом в профильных комитетах и предлагать альтернативные пути решения проблем и внедрение новаций регионального социально-экономического развития. Центр также обеспечит координацию усилий областей в сфере активизации трансграничного и межрегионального сотрудничества в рамках международных организаций в Черноморском бассейне.
Обсуждение и заключение. Направление трансформации приоритетов социально-экономического развития регионов РФ, в частности, Российского Причерноморья должно включать создание условий для полного использования потенциала региона, демократию участия населения в осуществлении стратегии регионального развития, разработку институционально-экономического механизма, предусматривающего внедрение государственно-общественных и государственно-предпринимательских инициатив по эффективному использованию финансово-экономических рычагов государственной региональной политики. Такие инициативы должны реализовываться на принципах синхронизации действий, субсидиарности и партнерства.
Список литературы
1. Идзиев Г.И. Приоритеты инновационного развития отсталых регионов Юга России. Региональные проблемы преобразования экономики. 2020;118(8). https://doi.org/10.26726/1812-7096-2020-08-56-62
2. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года. В ред. Законов Республики Крым от 30.05.2018 № 502-ЗРК/2018, от 26.12.2022 № 382-ЗРК/2022 г.
3. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года. Закон Краснодарского края № 3930-КЗ от 21 декабря 2018 г.
4. Программа РФ о социально-экономическом развитии Херсонской области. Постановление Правительства РФ № 2255 от 22 декабря 2023 г.
5. Ермишина А.В. Клименко Л.В., Будаев П.Е. Цифровизация как фактор социально-экономической интеграции поликультурных регионов Юга. Региональная экономика. Юг России. 2020;8(4):114–124. https://doi.org/10.15688/re.volsu.2020.4.10
6. Гайнанов Д.А. Гатауллин Р.Ф., Атаева А.Г. Методологический подход и инструментарий обеспечения сбалансированного пространственного развития региона. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021;14(2):75–91. https://doi.org/10.15838/esc.2021.2.74.5
7. Букреев И.А. Стратегия развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере на основе субрегиональных особенностей Крыма. Сервис в России и за рубежом. 2019;13(2/84):110–118. https://doi.org/10.24411/1995-042X-2019-10210
8. Бялкина Т.М. О принципах местного самоуправления в единой системе публичной власти. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023;54(3):8–17. https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2023/378-17
9. Кошелева Е.Г. Галибин И.Г. Проблемы и перспективы устойчивого развития регионов России. Экономика и управление: проблемы, решения. 2023;10(12/141):45–63. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2023.12.10.006
10. Оздоева З.М. Проблемы устойчивого развития регионов. Матрица научного познания. 2022;1–1:101–106.
11. Миргородская Е.О. Цифровизация государственного управления: проблематика информационной открытости и публичности. В: Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты. Сб. трудов V Юбилейной Международной научно-практической конференции, Брянск, 25 ноября 2022 г. Брянск: Брянский государственный инженерно-технологический университет; 2023. с. 629–635.
12. Дохолян С.В. Региональный подход к реализации концепции устойчивого социально-экономического развития. Региональные проблемы преобразования экономики. 2022;8(142):50–56. https://doi.org/10.26726/1812-7096-2022-8-50-56
13. Вольхин Д.А. Детерминанты и пространственные эффекты новейшей трансформации центро-периферийной структуры российского сегмента Причерноморья. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. 2023;9(2):17–29.
14. Кострова Ю.Б. Шибаршина О.Ю. Показатели оценки эффективности системы управления инновациями. Финансовый бизнес. 2021;1221(2):30–32.
Об авторе
А. А. КузубовРоссия
Кузубов Алексей Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент, Донской государственный технический университет, Институт сквозных технологий (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
Рецензия
Для цитирования:
Кузубов А.А. Приоритеты социально-экономического развития регионов Причерноморья в контексте государственной стратегии региональной политики. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):7-13. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-7-13
For citation:
Kuzubov A.A. Priorities of Socio-Economic Development of the Black Sea Regions in the Context of the State Strategy for Regional Policy. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):7-13. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-7-13