Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Этнокультурный аспект развития личности в образовательном процессе

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2020-21-1-3-11

Аннотация

В полиэтническом государстве общие принципы решения этнокультурных проблем часто задаются политической формулой, выражающей общую национально-государственную идею, включая и принципы этнической интеграции. Образовательное учреждение выступает одним из социокультурных механизмов реализации конкретной национально-государственной идеи. Культурные различия, особенно в сфере обычаев и религии, во многих районах мира воспринимались более или менее терпимо. Однако в такой важной области культуры, как образование, терпимость проявляется значительно реже. На глобализацию экономики и индустрии западной культуры наиболее восприимчивые культуры отреагировали мерами, направленными на поиск и сохранение этнокультурной самобытности. Самоутверждение этнокультур становится силой, дающей возможность выдержать кризис самобытности, порожденный глобализацией. В результате этнокультурного самоутверждения возникают новые современные формы выражения самобытности. Процессы, проходящие в мировом масштабе, характеризуются стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада, осознанием миллионами людей своей принадлежности к определенному этносу. Человек ощущает нестабильность окружающего мира. Он ищет защиту, поддержку и уверенность в себе в непреходящих, вечных, стабильных ценностях своих предков, стремится сохранить свою самобытность, уникальную культуру. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от возрождения старинных обычаев и обрядов, фольклоризации культуры, до стремления создать и восстановить свою национальную государственность. Поэтому именно межпоколенные стабильные общности, прежде всего этносы, приобретают существенное значение в жизни современного человека. Этнокультурное возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества в XXI веке. Основным каналом воспроизводства культуры в обществе является образование, одна из обширнейших сфер человеческой деятельности, специфический структурный элемент этнокультуры, выполняющий функцию преемственности поколений.

Об авторах

В. Н. Гончаров
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Гончаров Вадим Николаевич – доктор философских наук, доцент

г. Ставрополь



О. Ю. Колосова
Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
Россия

Колосова Ольга Юрьевна – доктор философских наук, доцент

г. Ставрополь,



А. А. Волков
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор

г. Ставрополь

 



Список литературы

1. Бакланова О.А., Бакланов И.С. Современная российская социальность в контексте социального конструкционизма // Вопросы социальной теории. 2015. Т. 7. № 1-2. С. 168-177.

2. Власова В.Н. Сущность интегративности как предмета и метода проектирования образовательного пространства // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 3 (22). С. 150-153.

3. Говердовская Е.В., Болховской А.Л. Информационная парадигма современного общества: социально-философский и педагогический обзор концепций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7-1. С. 14-17.

4. Говердовская Е.В. Особенности проектирования образовательного пространства высшей школы в поликультурном регионе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 4. С. 7-10.

5. Ерохин А.М. Научно-информационный аспект исследования социокультурного развития общества в области культуры и искусства // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 123-128.

6. Ерохин А.М. Религия и искусство в системе культуры // European Social Science Journal. 2014. № 7-2 (46). С. 9-12.

7. Камалова О.Н. «Созерцание» в философско-культурологических построениях И. Ильина // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 6. С. 29-31.

8. Карташев А.В., Склярова Е.К., Камалова О.Н. Олимпиады по истории медицины: опыт организации и особенности проведения // Гуманитарные и социальноэкономические науки. 2017. № 1 (92). С.151-156.

9. Лобейко Ю.А. Социально-педагогический аспект активности личности в системе общественного развития // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 1. С. 15-18.

10. Лобейко Ю.А. Социальная активность личности в обществе: социально-педагогические аспекты формирования // European Social Science Journal. 2014. №7-2(46). С. 282-284.

11. Лукьянов Г.И. Трансформационные процессы в современном российском обществе как отражение динамики новой социальной реальности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. №4. С. 64-68.

12. Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е. Православный тип культуры: идея и реальность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 3 (82). С. 39-44.

13. Nesmeyanov E.E., Olenich T.S., Plotnikov S.A. “Youth and Orthodox” within the context of traditional culture values formation (on the base of social research “Attitude of Rostov Region youth to Russian Orthodox Church and the believers in the context of the support of traditional culture values”) // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. №1 (5).


Рецензия

Для цитирования:


Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Волков А.А. Этнокультурный аспект развития личности в образовательном процессе. Научный альманах стран Причерноморья. 2020;21(1):3-11. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2020-21-1-3-11

For citation:


Goncharov V.N., Kolosova O.Yu., Volkov A.A. Ethno-Cultural Aspect of Personality Development in the Educational System. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2020;21(1):3-11. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2020-21-1-3-11

Просмотров: 183


ISSN 2414-1143 (Online)
12+