Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Пространство культуры как концепт социально-гуманитарного знания

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-2-41-45

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Актуальность темы обусловлена необходимостью пересмотра контента понятий, потребностью совершенствования средств философского анализа современных социокультурных процессов. Цель статьи — уточнение возможностей методологических подходов, способствующих углубленному пониманию культуры, теории и практики образования.
Материалы и методы. Использованы общенаучные методы, а также методология исследования культуры, обусловленная постнеклассическим типом рациональности.
Результаты исследования. Рассмотрены коннотации концепта, его востребованность в качестве методологического инструмента, соответствующего потребностям современной научной деятельности. Концепт рассмотрен как ресурс познавательной деятельности, легитимизирующий включение в научные исследования метафор, результатов перцептивного опыта человека. Показано, что осмысление мира человека выходит на новый уровень с учетом значимости выявленного методологического потенциала введенного концепта «пространство культуры». Результаты исследования подчеркивают тезис, что пространство культуры охватывает множество разнообразных пространств (субпространств), обусловленных многообразием отношений человека с миром, иерархией принимаемых людьми ценностей.
Обсуждение и заключение. Выделены такие субпространства культуры, как пространство политики, пространство искусства, пространство образования и др. Утверждается, что образовательная среда, образовательное пространство, пространство образования – не тождественные концепты. Их различение связано с пониманием роли человека – по преимуществу либо как объекта педагогического воздействия (образовательная среда, образовательное пространство), или человек признается субъектом процесса собственного целостного становления, самостоятельно конституирующим свое жизненное пространство, обусловленное уровнем приобретенной образованности. Предложена интерпретация пространства образования как одного из наиболее существенных измерений существования человека, складывающегося в процессе реализации человеком своих возможностей. Подтверждается гипотеза о том, что пространство образования может рассматриваться в качестве условия возможности самоидентификации человека, создавая предпосылки его социального, профессионального, личностного совершенствования.

Для цитирования:


Харламова Г.С. Пространство культуры как концепт социально-гуманитарного знания. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(2):41-45. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-2-41-45

For citation:


Kharlamova G.S. Cultural Space as a Concept of Social and Humanitarian Knowledge. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(2):41-45. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-2-41-45

Введение. Актуальность темы исследования связана с имманентной развитию философии сменой парадигм, пересмотром контента понятий, изменением средств философского анализа, способствующим прояснению смыслов категорий с помощью используемых обновляющихся методологических приемов. Так, разделение типов рациональности на классический, неклассический и постнеклассический отразило востребованность соответствующих историческому времени познавательных способностей человека, направленных на постижение объекта в его целостности. Цель статьи — уточнение возможностей методологических подходов, способствующих углубленному пониманию культуры, теории и практики образования.

Материалы и методы. Для достижения цели использованы общенаучные методы, а также методология исследования культуры, обусловленная постнеклассическим типом рациональности. В рамках неклассического типа научной рациональности учитывается взаимобусловленность знаний, средств и операций деятельности, определяющая объективно-истинное описание и объяснение мира. Рассматривая более конкретно характеристики постнеклассической науки, можно выявить новую предметную область, которая становится объектом ее изучения. Это особые природные комплексы, в которых в качестве компонента включен человек [1]. В рамках постнеклассической рациональности открывается возможность более полного исследования такого объекта как культура [2; 3].

Результаты исследования. Уточнение коннотаций понятия культуры, расширение смысла термина «пространство», обусловливает необходимость применения в научных исследованиях термина концепт. В концепте запечатлеваются смыслы того, что говорят, что слушают, фиксируется направленность на другого, что содержится в латинском слове: conceptus означает не только схватывание, но и замысел, зачатие, рождение того, что пока не выражено, еще интуитивно, но нуждается в прояснении [4].

Идея концепта, генетически связанная с интеллектуальной практикой Средневековья, вызвана к жизни социальной потребностью понять смысл речи, выразить его в целостном процессе произнесения. Обращенность к «другому» — вот что имманентно присуще концепту. Концепты обусловлены способностью человека собирать (concipere) смыслы, обобщать их, превращая в универсалы, аккумулирующие все способности человека [5].

В философии Нового времени концепт вытесняется такой познавательной формой как понятие, порождается усилившейся общественной потребностью ориентироваться на однозначное истинное знание, желанием освободить знание от коммуникативных контекстов. Гносеологический анализ в рамках данной парадигмы исключал процессы смыслопорождения и смыслопонимания.

Поворот к концепту в современной философии как специфической познавательной форме, не тождественной понятию, происходит после лингвистического поворота 1920-х гг. В ресурс познавательной деятельности включается символизация перцептивного опыта человека, его способность воображения, метафоры, тропы (греч. tropos — обороты, способы выражения) (С. Лангер, г. Блюменберг, X. Уайт). В целом в современной интеллектуальной практике философия предстает как «творчество концептов», противопоставляемых понятиям науки. Концепты, понятые как ядро концепции, рассматриваются исследователями как «нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой ее возможности, живая категория, элемент трансцендентального опыта» [4].

Итак, концепт можно охарактеризовать как смысловую форму, возникающую и функционирующую в смысловом поле естественного языка, в контекстах дискурсивных практик (от речи до текстов). В этом его принципиальное отличие от понятия, логическое значение которого всегда всеобще, не зависит от естественного языка и однозначно выражает логические отношения в идее, в идеальном бытии.

Концепт выражает не только совокупность признаков объекта, но и те представления, знания, ассоциации, переживания, которые с ним связаны. Концепты, порождаемые способностью человека собирать (concipere) смыслы, обобщают их, превращают в универсалы, обладающие значительным методологическим потенциалом.

Исследование пространства культуры как концепта позволило констатировать наличие в нем слияние двух смыслов — культуры и пространства. Как происходило расширение контента культуры? Какими значениями обогатился термин пространств?

История исследования проблем культуры осуществляется в двух ракурсах — светском и религиозном. Ряд определений культуры в современном мире учитывают бытующие способы упорядочивания опыта, с помощью которых выстраивается поведение людей в конкретной социальной группе (автором данной идеи является американский социолог Нейл Смелзер). С точки зрения англо-американского социолога Э. Гидденса, культура тождественна общественному укладу. Это способ организации взаимодействия людей, в том числе через установление трудовых, религиозных, семейных традиций, правил проведения свободного времени и др. Подобные традиции приобретаются членами сообщества, способствуют общению людей, их сотрудничеству и специфичны в различных культурах [6].

Согласно теории социокультурной динамики, основоположником которой считают П.А. Сорокина, культура создается и модифицируется в ходе активного взаимодействия людей — сознательно или бессознательно способных повлиять и на поведение друг друга. Возникающие материальные и духовные артефакты образуют единство (совокупность) под влиянием различных факторов — пространственного, функционального и др. [7].

Наиболее перспективным для выявления сущности культуры признан деятельностный подход. Определение культуры как исторически сложившегося механизма адаптации сообществ людей к конкретным экологическим и геополитическим условиям вытекает из точки зрения авторов, связывающих генезис культуры с деятельностью человека. Подход к культуре как специфической деятельности человека представлен ростовской школой философии, в частности, трудами В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова [8].

Деятельность проявляется и в поступках людей, и в творчестве. Она способствует преодолению застывших канонов. В деятельности проявляются различные способности человека — не только его разум, но и воля, воображение, вера, интуиция. Это предельное понятие, характеризующее активность людей, не нуждающееся в других определениях. Культура в рамках деятельностного подхода выполняет функцию имманентного (т. е. внутренне присущего) механизма деятельности. Понимание культуры как способа осуществления деятельности, ее механизма способствует критическому отношению к феноменологическому подходу (от греч. phainomenon — являющееся), беспредпосылочному описанию опыта познающего сознания.

Деятельностный подход в понимании культуры обусловливает появление идеи диалога культур, без которой ее осмысление лишено должной полноты. В трудах М. Бубера, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана и других мыслителей мирового и отечественного философского знания доказано, что ограничение смысла культуры проблемами единичного субъекта приводит ее к угасанию.

Актуальное для деятельностного подхода понятие субъекта осмыслено в различных аспектах. Под субъектом деятельности понимается человек (социальная группа или общество в целом), проявляющий свою активность в отношении объекта деятельности (предметов, процессов и явлений, других людей и социальных групп). Деятельность субъекта обусловлена потребностями, побуждающими к действиям, т. е. мотивирована, связана постановкой цели — созданием образа желаемого результата, выбором средств осуществления деятельности и конкретными шагами (действиями, процессами) для достижения цели. В качестве субъекта деятельности могут функционировать индивиды, малые группы, социальные институты, государства. В этой связи уместно использование такого понятия как «субъект культуры» — культура личности, национальная культура, молодежная культура, культура Запада, Востока и др.

Своеобразные аспекты культуры выявлены благодаря культурной антропологии, культурной этнологии, которые учитывают специфические ориентации человеческого рода, закономерности антропосферы. В частности, наш соотечественник востоковед, философ Л.Н. Гумилев разработал пассионарную теорию этногенеза. Используя понятие пассионарности (от фр. passionner — «увлекать, возбуждать, разжигать страсть»), характеризующее непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, изменению своей жизни, этносферы, мыслитель описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с ландшафтом и другими этносами. Этнос осмыслен как двойственная единица, в которой синтезируются природное и социальное, отражаются особенности территорий, ставших для них родиной.

Введение концепта «пространство культуры» генетически связано с задачами наиболее полного понимания современной картины мира, с использованием методологии постнеклассической науки, обновлением смыслов пространства.

Как происходило расширение контента пространства под влиянием новых тенденций в исследовательской практике XX в.? Термин «пространство» становится востребованным, отражая потребность людей воспринимать реальность как упорядоченный, устоявшийся мир. Пространство характеризует и природный мир, и мир человека в системе его взаимодействий. Изменяющиеся способы деятельности человека обусловили изменение в осмыслении подходов к собственно его активности. Термин действие, по утверждению исследователей, в большей степени соответствует моменту встречи человека, общества в пространстве, в нем в комплексе проявляются знания и умения человека. В практических схемах выявляется дорефлексивный опыт, в том числе и опыт тела. Действие, проявляющее «внутреннее» и «внешнее» в единстве, обусловливает интерпретацию пространства как концепта. Понимание действия как способа конституирования пространства подготовлено методологическими подходами М. Хайдеггера.

В «фактической пространственности» (термин М. Хайдеггера) воспринимаются те нормы, которые заданы интерсубъективной структурой самого жиз-ненного мира. В соответствии с ними человек и действует. Через интерсубъективную структуру жизненного мира осваиваются взаимосвязанные значимости, осознаются отсылки «в качестве чего» и «для чего», конституирующих внутренний смысл мира [9].

Современный немецкий социальный философ и социолог Ханс Йоас рассмотрел в опыте пространства наличие «пускового механизма» — креативного действия как взаимосвязанного со смысловым и телесным измерениями [10]. Принимая во внимание «интенциональный характер человеческого действия», Йоас выстраивает модель действия, в которой подчеркивается значение интерсубъективного (межтелесного на языке М. Мерло-Понти [11]) измерения. Согласно Йоасу, человеческое действие обусловлено ситуацией и теми отношениями, в которые вовлечен человек. Ситуация — это специфический момент пространства, по сути — вызов, на который человек вынужден креативно отвечать, распознавать имеющиеся в ней смыслы и возможности.

Обсуждение и заключение. Осмысление мира человека выходит на новый уровень с учетом значимости методологического потенциала концепта «пространство культуры». Пространство культуры охватывает множество разнообразных пространств (субпространств), обусловленных многообразием отношений человека с миром, окружающими его людьми, иерархией принимаемых людьми ценностей. Выделяются такие субпространства культуры, как пространство политики, пространство искусства, пространство образования и др. Различные модификации в рамках какой-либо из частей множества зависят от типа культуры, парадигмы, ценностных установок, характера практики и пр.

Исторически обусловлен приоритет конкретных способов конституирования субпространств, что отразилось в распространении таких модификаций субпространства образования, как образовательная среда, образовательное пространство, пространство образования. Их различение связано с пониманием роли человека – либо как объекта педагогического воздействия (образовательная среда, образовательное пространство), либо человек признается субъектом процесса собственного целостного становления, самостоятельно конституирующим свое жизненное пространство, обусловленное уровнем приобретенной образованности. Пространство образования – одно из наиболее существенных измерений существования человека, складывающееся в процессе реализации человеком своих возможностей. Пространство образования – условие возможности, создание предпосылок социальной, национальной, профессиональной самоидентификации. Данный концепт демонстрирует свою продуктивность в педагогической практике, способствуя разработке педагогических технологий.

Список литературы

1. Степин В.С. История и философия науки. Москва: Академический Проект; 2011. Гл. 8.

2. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. Минск: Белорусская наука; 2021. 541 с.

3. Харламова Г.С. Человек в пространстве образования. Ростов-на-Дону: АПСН ЮФУ; 2016. 272 с.

4. Неретина С.С. Тропы и концепты. Москва: ИФРАН, 1999. 277 c.

5. Несмеянов Е.Е., Харламова Г.С. Доверие: методологический потенциал понятия. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2022;125(4):27–33.

6. Гидденс Э. Социология. Москва: Едиториал УРСС; 2005. С. 33–35.

7. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Москва: Астрель; 2006.

8. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: РГУ; 1979. С.102–106.

9. Heidegger M. Ontologie (Hermeneutik der Faktizitat). Gesamtausgabe, Bd. 63. Frankfurt am Mein: Vittorio Klostermann; 1989.

10. Йоас Ханс. Креативность действия. СПб.: Алетейя; 2005. 320 с.

11. Мерло-Понти Морис. Феноменология восприятия. Под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб: Ювента, Наука; 1999.


Об авторе

Г. С. Харламова
Донской государственный технический университет
Россия

Харламова Галина Сергеевна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и мировых религий, Донской государственный технический университет (РФ, 344000, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Рецензия

Для цитирования:


Харламова Г.С. Пространство культуры как концепт социально-гуманитарного знания. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(2):41-45. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-2-41-45

For citation:


Kharlamova G.S. Cultural Space as a Concept of Social and Humanitarian Knowledge. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(2):41-45. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-2-41-45

Просмотров: 184


ISSN 2414-1143 (Online)
12+