Религия как идеологический ресурс постсоветской элиты
Аннотация
Существенные трансформации в области экономики и политики диктуют необходимость идеологической перестройки. В истории России две идеи выполняли интеграционную функцию: коммунистическая и монотеистическая. Постсоветская элита, столкнувшись с проблемой легитимации своего статуса, обратилась к религии как идеологическому ресурсу. Часть элиты, ориентированная на Запад, сделала выбор в пользу религиозного индивидуализма (протестантизм). Этот поворот обусловлен стремлением освободиться от коллективистского мировоззрения в пользу индивидуализма, снять с себя бремя ответственности. Протестантизм, обосновывая необходимость отдельного человека опираться на собственные силы, психологически подкрепляемые верой в свою избранность, хорошо подходит для этой роли. Этно-национальная элита, наоборот, обратилась к национальным религиям. Поворот от общего к особенному, замена принципа единства принципом разнообразия было спровоцировано разрушением и ослаблением государственных структур и связей. Попытка придать национальным религиям статус идеологических скреп продиктовано также политическими мотивами, необходимостью обосновать тактические или стратегические сепаратистские устремления. Идейным ядром этнической религии, обслуживающей властную этно-национальную элиту, может быть только принцип этноцентризма. На общественное обсуждение была предложена также идея создания синтетической религии – религии развития, способной снять духовные разногласия и конфликты, придать импульс развитию российского общества. В действительности синтетическая религиозная конструкция представляет собой способ упразднения существующих религий на российском пространстве. Конкуренцию различным идеям в области религиостроительства могут составить лишь идейно-политические проекты на уровне государства, имеющие своей целью сплочение членов общества вне зависимости от их религиозных предпочтений.
Об авторах
Л. Х. ДзаховаРоссия
Дзахова Лариса Хасановна – доктор политических наук, профессор. Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия.
Т. И. Малиева
Россия
Малиева Татьяна Ивановна – кандидат философских наук, доцент. Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия.
Список литературы
1. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. Раздел Идеология. URL: http: // www.ModernLib.ru›books/zinovev…kommunizm_kak_realnost.
2. Конституция РФ, Ст. 13.
3. http://azdesign.ru/Projects/AZLibrCD/Law/Constn/KRF93/krf013.shtml].
4. Кургинян С.Е. Исав и Иаков. Судьба развития в России и мире. Том 1-2. С.642 (т.1), С. 572 (т.2). М., 2009
5. Моисеев Никита. Путь к очевидности. Расставание с простотой. М., 1998.
6. Панарин А.С. Расколы и синтезы: конкурс цивилизационных проектов в Евразии. URL: http://www.archipelag.ru/authors/panarin_aleksandr/?library=1237/
7. Пастухов В.Б. Будущее России вырастает из прошлого // Полис. 1992. №5.
8. Соловей В.Д. Русская история: новое прочтение. М., 2005.
9. Фурсов А. Русская власть, Россия и Евразия в больших циклах истории. URL: http: // www.zlev.ru›125/125_11.htm/
10. Хорос В. Русская идея на историческом перекрестке. Свободная мысль, 1992, № 6.
Рецензия
Для цитирования:
Дзахова Л.Х., Малиева Т.И. Религия как идеологический ресурс постсоветской элиты. Научный альманах стран Причерноморья. 2016;(2):57-60.
For citation:
Dzahova L.H., Malieva T.I. RELIGION AS AN IDEOLOGICAL RESOURCE OF THE POST-SOVIET ELITE. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2016;(2):57-60.