Культурологический аспект изучения языковой личности
Аннотация
Раскрывается содержание понятия "языковая личность", которое получает все более широкое распространение в лингвистике, психолингвистике, социолингвистике и культурологии. Основное внимание автор акцентирует на анализе альтернативных теорий, в том числе теории языковой личности, моделей общения и дискурса. С античности проблема «язык и личность» вызывала интерес лингвистов. В европейском языкознании она возникла при рассмотрении социальной природы языка, соотношения языка и речи, языка индивида и коллектива. Определяющая роль в культуре принадлежит ценностям нации, которой принадлежат язык и культура, а эти ценности являются концептами смыслов. Культура чеченского народа самобытна и уникальна. Ее корни питаются живительной влагой духовного самосознания народа, она существует и развивается в многообразных связях с культурами других кавказских народов, прежде всего живущих в одной ландшафтно-географической зоне. Главное, можно сказать, взаимодействие в последнее столетие происходит с богатой русской культурой, литературой и языком русского народа. Через эти связи происходят взаимообогащение и взаимовлияние культур разных народов, формирование определенных культурных архетипов, а в случае интенсивности и длительности культурного взаимодействия – формирование культурных общностей, которые имеют наднациональный и надконфессиональный характер. Констатируется, что самобытность культуры позволяет чеченскому народу сохранить и пронести через века свою этническую идентичность и своеобразие, культурные коды, которые через тысячелетия открывают потомкам заново духовные тайны и сокровища далеких предков, наполняют их новым смыслом и идеями, сообразными времени. Подчеркивается, что в языковой личности преломляются философские, социологические и психологические взгляды на общественно значимую совокупность физических и духовных свойств человека. Изучение языковой личности на пересечении различных областей науки обусловливает сложность и неоднозначность подходов к определению, структуре, критериям и способам описания данного понятия.
Ключевые слова
Об авторе
Р. С. ИльясоваРоссия
Ильясова Раиса Сайтхасановна – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания Чеченского госуниверситета, г. Грозный.
Список литературы
1. Богин Г.И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику. М., 2001.
2. Воробьев В.В. Лингвокультурология (Теория и методы). М., 1997.
3. Ильясова Р.С. Этнический язык в контексте социально-культурных преобразований (на примере чеченского языка) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 1.
4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
5. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1976.
6. Овхадов М.Р. Социолингвистический анализ развития чеченско-русского двуязычия. Назрань, 2007.
7. Овхадов М.Р., Шамилева Р.Д., Яхъяева А.А. Языковая ситуация в Чеченской Республике. Назрань, 2016.
8. Халидов А.И. Тенденции чеченско-русского двуязычия и эколингвистическая ситуация в ЧР // Современные проблемы науки и образования». 2015. № 1. URL: http://science-education.ru/1929-21854
9. Akayev V.H. Islam in modern Russia: interrelation of traditions and innovations // Научный альманах стран Причерноморья. 2015. № 3. http://science-almanac.ru
10. Ten Y.P., Gudakov V.V. Symbols of the regional culture of the North Caucasus // Science almanac of Black Sea region countries". 2015. No 2. http://science-almanac.ru
Рецензия
Для цитирования:
Ильясова Р.С. Культурологический аспект изучения языковой личности. Научный альманах стран Причерноморья. 2016;(2):49-52.
For citation:
Ilyasova R.S. CULTUROLOGICAL ASPECT OF THE LINGUISTIC PERSONALITY STUDY. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2016;(2):49-52.