Значение русской этнической идентичности в современном гражданском проекте
Аннотация
Кризис и разрушение советской идеологии и культуры вновь обнажили и предельно обострили проблему цивилизационной идентичности России. Успешные реформы, реализация Национальных проектов в России в настоящее время невозможны без учета фактора идентичности. В последние годы политические элиты все больше обращают внимания на проект по формированию гражданской идентичности. Базовыми полями для формирования гражданской идентичности выступают культурное, экономическое и политическое пространства. Кризис гражданской идентичности, активно проявившийся с конца 1980-х – начала 1990-х гг., связанный с развалом Советского Союза и разрушением привычной советской идентичности, постепенно преодолевается. В настоящее время можно уже считать, что понятие «россияне» в качестве идентификационного термина в целом получило общественное признание и перешло в разряд актуализированных, работающих культурных понятий, причем не только на экспертном, но и на массовом уровне.
Становление российской идентичности происходит в поликультурной и мультиэтнической среде с интенсификацией потоков миграции, тотальным этническим самоопределением. Эти факторы остро ставят вопрос о выработке оптимальной модели идентичности человека в современной России. Здесь важен вопрос о месте русской этнической идентичности в современном гражданском проекте. В центр методологических изысканий, связанных с проблемой идентичности, следует поставить актуализацию отечественной культурно-исторической специфики, а также анализ сложившейся ментальности. Российский менталитет, лежащий в основе этнической идентификации русских, движим ценностями духовными, а не материальными и в процессе цивилизационного взаимодействия заимствовал социально-психологические качества других народов, что обусловило своеобразное решение россиянами цивилизационных проблем, таких как становление и развитие государственности, взаимоотношения общества и индивида, понимание природы демократизма и т.п.
Когда говорят, что у россиян утеряна идентичность, то, думается, что это либо заблуждение, либо сознательное преувеличение. Большинство граждан России за прошедшие годы вполне определились в духовно-религиозном и конфессиональном плане. Многие, как уже было отмечено ранее, считают себя россиянами. Многие даже продолжают считать себя советскими. Абсолютное большинство продолжает считать себя людьми великой русской культуры, гражданами великой страны. По-видимому, речь должна идти о том, что в действительности происходит саморазвитие идентичности, превращение новых знаний и представлений в новые ценности и нормы, адаптация традиций к новым реалиям.
Об авторе
С. Ю. ИвановаРоссия
Иванова Светлана Юрьевна – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник. Южный научный центр РАН. г. Ростов-на-Дону, Россия.
Список литературы
1. Гришина Е.А. Гражданская идентичность в постсоветской России. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе ''Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы'': В 3 т. М., 2003. Т.1.
2. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. М., 1993.
3. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Т.6. М., 1966.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова С.Ю. Значение русской этнической идентичности в современном гражданском проекте. Научный альманах стран Причерноморья. 2016;(3):31-34.
For citation:
Ivanova S. MEANING OF RUSSIAN ETHNIC IDENTITY IN MODERN CIVIL PROJECT. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2016;(3):31-34.