Preview

Научный альманах стран Причерноморья

Расширенный поиск

Роль религиоведческой экспертизы в решении проблем государственно-конфессиональных отношений в России

Аннотация

В современной России актуальность постоянного наблюдения, оценки и прогнозирования межэтнического и межконфессионального взаимодействия обусловлена динамизмом процессов модернизации в том числе и в сфере этнических и религиозных отношений, несмотря на имеющийся у них инерционный потенциал традиций. Этно-конфессиональные отношения выступают важнейшими составляющими национальной безопасности, поскольку и этнический, и конфессиональный фактор нередко продуцируют конфликтогенные и экстремистские настроения. В снижении конфликтности и профилактике конфликтов в сфере государственно-конфессиональных отношений могло бы сыграть свою позитивную роль немногочисленное религиоведческое сообщество, если бы государство и религиозные организации видели в религиоведах экспертов, заключения которых принимаются в качестве квалифицированных рекомендаций по тем или иным социальным вопросам.
Два нормативных документа активизировали деятельность экспертов религиоведов: Федеральный Закон РФ от 27 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и Приказ Минюста РФ от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе». Первый в применении к деятельности религиозных организаций показал необходимость участия в экспертизах материалов с признаками экстремизма специалиста-религиоведа, второй – определил непременное участие ученых-религиоведов в деятельности Экспертных советов по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ и его управлениях в субъектах РФ. 
Участие религиоведов в судебных экспертизах явилось знаковым событием для религиоведческого сообщества. Во-первых, представители религиозных организаций проявили интерес к этому сообществу. Он выразился в том, что адвокаты религиозных организаций, литература которых признавалась экстремистской, стали искать в среде религиоведов таких экспертов, которые могли бы квалифицированно выступить на стороне защиты. В-третьих, религиоведческие экспертизы выявили коллизии в оценках религиозных материалов, связанные с различием религиозного дискурса самого материала и секулярного дискурса правоохранительной системы общества. Подобного рода коллизии привели к совершенствованию правоприменительной практики. Однако более рациональным представляется не совершенствование нормативных актов в отношении деятельности религиозных объединений по следам возникающих в правоприменительной практике коллизий, а их предварительная экспертиза со стороны религиоведческого сообщества. 
Религиоведческая экспертиза правовых норм, относящихся к деятельности религиозных объединений – не единственная сфера государственно-конфессиональных отношений, где присутствие профессионального опыта религиоведов было бы полезно. Объектами религиоведческой экспертизы, кроме проектов нормативно-правовых актов могли бы выступать предложения физических и юридических лиц по вопросам межконфессиональных отношений, содержащиеся в их обращениях в органы власти, а также данные опросов общественного мнения и других мониторинговых мероприятий, подборки материалов СМИ по тем же вопросам. Роль религиоведческой экспертизы подобного рода материалов состоит в прояснении их значимости, а в ряде случаев – в установлении состоятельности с позиций специфики религиозного дискурса и поликонфессиональной ситуации в секулярном (или постсекулярном) обществе.

Об авторе

С. Н. Астапов
Южный федеральный университет; Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Астапов Сергей Николаевич – доктор философских наук, доцент. Южный федеральный университет. г. Ростов-на-Дону, Россия; Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». г. Москва, Россия.



Список литературы

1. Астапов С.Н. Контексты религиоведческого исследования материалов в отношении признаков экстремизма // Религия и право. 2014. № 1 (68).

2. Матецкая А.В. Оскорбление религиозных чувств верующих: российский контекст // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6.

3. Приказ Минюста РФ от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/195078 (Дата обращения: 08.08.2016).

4. Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. № 314 ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности”» [Электронный ресурс] URL: http://rg.ru/2015/11/25txt-dok.html (Дата обращения: 08.08.2016).

5. Федеральный закон от 29 июня 2013 г № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70403758 (Дата обращения: 08.08.2016).

6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/12127578 (Дата обращения: 08.08.2016).

7. Федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ [Электронный ресурс] URL: http://minjust.ru/extremist-materials (Дата обращения: 08.08.2016).

8. Элбакян Е. Религиоведческая экспертиза в свете общенаучных принципов [Электронный ресурс] URL: http://www.sova-center.ru/religion/publications/2015/d33340 (Дата обращения: 08.08.2016).


Рецензия

Для цитирования:


Астапов С.Н. Роль религиоведческой экспертизы в решении проблем государственно-конфессиональных отношений в России. Научный альманах стран Причерноморья. 2016;(3):12-16.

For citation:


Astapov S. THE ROLE OF THEOLOGICAL EXPERTISE IN PROBLEM SOLVING OF STATE-CONFESSIONAL RELATIONS IN RUSSIA. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2016;(3):12-16.

Просмотров: 103


ISSN 2414-1143 (Online)
12+